Регулирование международного рынка услуг и интеллектуальной собственности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Регулирование международного рынка услуг и интеллектуальной собственности.



Международный рынок услуг регулируется соответствующими международными организациями. Среди основных можно выделить около 40 международных организаций. Это, в частности, Всемирная торговая организация (ВТО), Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Организация ООН по науке, культуре и образованию (ЮНЕСКО), Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС).

Один из основных международных актов, регулирующих торговлю услугами в мировой — Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС), является одним из главных приложений к Соглашению об образовании ВТО и, одной из юридических основ ВТО (наряду с ГАТТ-1994).

ГАТС содержит:

1) положения, определяющие основные обязанности членов ВТО в области международной торговли услугами;

2) приложение о специальном статусе отдельных видов услуг;

3) списки первоначальных взаимных уступок по доступу на рынки услуг;

4) принципы использования национального режима и режима наибольшего благоприятстсвования в сфере международной торговли товарами.

Большая часть современных международных соглашений относится к компетенции Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС). Наиболее известные из них —Парижская конвенция по охране промышленной собственности (1883 г.), Договор о патентной кооперации (1970 г.), Союз международной патентной классификации (1971 г.). Благодаря заключенным соглашениям, получил распространение принцип национального режима (или иначе «принцип ассимиляции»), предполагающий предоставление иностранным компаниям-патентовладельцам правовой защиты аналогичной той, которая предоставляется национальным компаниям. Однако так и не существует единых международных стандартов в этой сфере.

Принципиально важный шаг по пути разработки и утверждения общих международных стандартов охраны интеллектуальной собственности был сделан в 1994г., когда страны-члены ВТО заключили многостороннее соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС). Данное соглашение с одной стороны опирается на конвенции ВОИС и в этой связи требует от подписавших его стран применения принципа национального режима и режима наибольшего благоприятствования при охране интеллектуальной собственности. С другой стороны, в отличие от большинства прежних международных соглашений в этой области оно определяет минимальные стандарты защиты для всех элементов интеллектуальной собственности, а также уточняет применительно к каждому из них объект защиты, связанные с ним права и возможные исключения из этих прав. Впервые в практике международного регулирования отношений интеллектуальной собственности данное соглашение предусматривает, что все споры по поводу нарушения этих прав разрешаются в соответствии с процедурой, предусмотренной для прочих соглашений ВТО.

ТРИПС заключенное в рамках ВТО, представляет собой попытку смягчить различия в международной практике охраны прав интеллектуальной собственности и ввести единую систему правил. В настоящее время в случае возникновения разногласий по коммерческим аспектам интеллектуальной собственности можно использовать имеющуюся у ВТО систему разрешения споров.

Соглашение затрагивает пять обширных областей:

- порядок применения основополагающих принципов международных соглашений по вопросам торговли и соблюдения прав интеллектуальной собственности;

- порядок обеспечения достаточных мер по охране прав интеллектуальной собственности;

- меры по охране прав интеллектуальной собственности на территориях отдельных государств;

- порядок разрешения споров по вопросам интеллектуальной собственности между государствами- членами ВТО;

- специальные мероприятия на переходном этапе к новой системе охраны прав интеллектуальной собственности.

Соглашением ТРИПС определены следующие виды интеллектуальной собственности:

- Авторское право и другие смежные права (50).

- Торговые марки, включая фирменные знаки сервисных компаний.

- Данные о месте производства (Шампанское, Рокфор, Коньяк и т.д.).

- Промышленный дизайн.

- Патенты.

- Дизайн полупроводниковых микросхем.

- Информация, не подлежащая разглашению, включая профессиональные тайны.

 

 

35. Общая система преференций для развивающихся стран в международной торговле.

В международной экономической системе фактически легализована дифференциация государств - субъектов МЭП, юридически закрепившая различия в их специальных и индивидуальных статусах.

Эта дифференциация на многостороннем уровне произошла по двум критериям:

- по уровню экономического развития государств; 

- по «степени рыночной» экономики государств.

Всеобщая система преференций в пользу развивающихся стран (ВСП) - это система льготных таможенных тарифов на товары, вывозимые развивающимися странами.

Рекомендация о создании ВСП, принятая в 1964 году в рамках ЮНКТАД, предусматривала, что преференции (льготные ставки таможенного тарифа) предоставляются развивающимся странам каждой развитой страной индивидуально путем введения внутренним законодательством льготных таможенных пошлин на товары, ввозимые из развивающихся стран, не требуя за это каких-либо встречных взаимных уступок со стороны развивающихся государств. ВСП охватывает почти все промышленные товары и часть сельскохозяйственных товаров. В рамках ВТО правовую основу для ВСП создает «Решение о дифференцированном и более благоприятном режиме, взаимности и большем участии развивающихся стран», принятое в рамках ГАТТ в 1979 году и известным также как «общая разрешающая оговорка», действующая в ВТО.

Реальная практика использования ВСП развитыми странами показала много случаев применения скрытых и явных ограничений в отношении развивающихся стран в рамках этой системы: использование количественных ограничений и принципа градации (сокращение размера преференций по мере повышения уровня экономического развития страны-получателя преференции). В ходе идущих многосторонних переговоров развивающиеся страны добиваются улучшения действия ВСП.

Принцип преференциального режима предполагает предоставление торговых льгот, прежде всего в отношении таможенных пошлин, действующих между тем или иным государством или среди группы государств.

Ярким примером рассматриваемого режима является система преференций, которая в силу рекомендаций Конференции ООН по торговле и развитию, решений ООН применяется развитыми странами в отношении развивающихся, а также между самими развивающимися странами.

Зоны (ассоциации) свободной торговли, таможенные союзы и другие интеграционные объединения также представляют собой свободные проявления преференциальных систем для участников таких объединений. Важно подчеркнуть при этом, что предоставляемые преференции не считаются нарушением принципа наибольшего благоприятствования.

Дифференциация государств по уровню экономического развития является согласованным на многостороннем уровне отступлением от формального равенства государств.

Юридически B международной экономической системе оно закреплено частью IV ГАТТ - на основе ст. XXV (п. 5), другими соглашениями «пакета» ВТО. Картней экономических прав и обязанностей 1974 г., решениями ЮНКТАД, международным обычаем. Целью отступления от формального равенства государств является приближение к равенству фактическому.

Механизмом дифференциации стали две международные преференциальные системы:

1) Всеобщая система преференций ( ОСП), действующая между развитыми и развивающимися странами;

2) Глобальная система торговых преференций, действующая между самими развивающимися странами (Белград, 13.04.1988). 

В результате действия обеих преференциальных систем государства - субъекты международного экономического права юридически дифференцируются сегодня по уровню экономического развития на:

- экономически развитые страны, которые являются государствами, предоставляющими преференции;

- развивающиеся страны (государства пользователи преференций).

Процесс дифференциации государств по уровню экономического развития продолжается. Идет расслоение самих развивающихся стран. B их среде получило или получает определенную международно-правовую легализацию выделение:

a) новых индустриальных стран - наиболее развитых из развивающихся государств (Катар, Кувейт, ОАЭ);

б) наименее развитых из развивающихся государств (самых бедных: Мозамбик, Эфиопия, Танзания, Непал, Вьетнам - всего 50 государств Африки и Азии).

Следствием действия преференциальных систем является то, что большая масса товарных потоков в мировой торговой системе обращается по льготным каналам, международно-правовой режим торговли усложняется, в международном экономическом праве оформляется особый институт - институт преференций для развивающихся стран.

Благодаря длительной политической и идеологической борьбе и единой международно-правовой позиции развивающихся стран «Группе-77» практически удалось переориентировать - «перепрограммировать» - глобальную преференциальную систему из инструмента дифференциации и шантажа развивающихся стран она постепенно превращается в инструмент преодоления их отсталости.

 

36. Многосторонние соглашения системы ВТО.

 

С правовой точки зрения ВТО представляет собой многосторонний пакет соглашений, нормами и правилами которого регулируется примерно 97% всей мировой торговли товарами и услугами. Все члены ВТО принимают обязательства по выполнению основных юридических документов, которые входят в данный пакет соглашений и именуются термином "Многосторонние торговые соглашения" (МТС).

Пакет соглашений Уругвайского раунда объединяет по совокупности более 50 МТС и других правовых документов, основными из которых являются Соглашение об учреждении ВТО и прилагаемые к нему МТС:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 251; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.205.18 (0.018 с.)