Таким образом, для общего рынка требуется унификация и гармонизация всего спектра законодательства, которое прямо или косвенно связано с внешней и внутренней торговлей. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Таким образом, для общего рынка требуется унификация и гармонизация всего спектра законодательства, которое прямо или косвенно связано с внешней и внутренней торговлей.



Усиливается взаимодействие между национальными органами власти государств-участников, создаются новые международные органы в рамках интеграционного объединения. Еще часть внутренней компетенции передается с национального уровня на уровень органов интеграции.

На продвинутой стадии экономической интеграции определенным тормозом становится существование множества национальных валют государств-участников. На товаропотоках сказываются скачки валютных курсов, затраты на расчеты в разных валютах оказываются в пене товара и уменьшают его конкурентоспособность,

Часто государства сознательно манипулируют валютными курсами, чтобы сократить импорт иностранных товаров или увеличить экспорт национальных товаров. Параллельно происходит борьба между национальными валютами за первенство, что втягивает государства-участники в дополнительное противостояние - уже политического характера. Все это вызывает необходимость в распрострапении интеграции на финансовую сферу.

Один из первых вопросов, который вынуждены решать государства - участники интеграционного объединения на этом пути: как во внутризональной торговле уйти от расчетов в валюте третьих государств и "удешевить" взаиморасчеты. Решаются эти вопросы, как правило, путем создания платежного союза на основании международного договора.

Разумеется, в рамках платежного союза возникают необходимые международные органы, и начинается передача им части полномочий от внутренних финансовых органов, Параллельно идет большая работа по внутризональной унификации и гармонизации национальных актов по вопросам финансового регулирования.

Однако, платежный союз не избавляет от проблемы произвольного манипулирования государствами-участниками валютными курсами, в том числе с целью субъективного воздействия на платежный балансе страны и на уровень импорта (экспорта). Эта проблема может быть решена и решается созданием валютного союза, главная цель которого прийти к единой валюте внутри интеграционного объединения. Правовым средством создания валютного союза служит международный договор и соответствующий международный орган иди органы валютного союза.

 На этом этапе затрагиваются и решаются очень чувствительные вопросы государственного суверенитета - право государств на национальную валюту. И государства идут на самоограничение суверенитета или готовы пойти на него поскольку это - единственный способ коллективно обеспечить выигрыш в конкурентоспособности внутризональных товаров и экономики интеграционного объединения в целом.

 При создании и функционировании валютного союза усиливается взаимодействие между министерствами финансов и центральными банками стран-участниц. Объективно назревает необходимость в общем центральном банке. Вновь значительная часть внутренней компетенции государств - в валютно-финансовой сфере - передается органу (органам) валютного союза или всего интеграционного объединения.

В проблематику регулирования в валютно-финансовой сфере постепенно вовлекаются все новые и новые вопросы сотрудничества в рамках интеграции - в налоговой, бюджетной, банковской, инвестиционной и иных областях. По всем направлениям государства-участники ки ускоренно и согласованно создают единые нормы на уровне органов интеграции, общие органы. унифицируют или гармонизируют внутреннее законодательство, передают часть национальных полномочий международным органам интеграции. Все это позволяет интеграционному объединению двигаться вперед в глобальном соревновании с другими центрами экономической силы.

Наиболее продвинутой организационно-правовой формой интеграционного объединения является экономический союз, который также создается международным договором. В зоне экономического союза государства-участники обеспечивают свободное движение не только товаров, но и других факторов производства: услуг, инвестиций, рабочей силы. Льготный, преференциальный правовой режим для участников проникает во все сектора экономики.

Для того чтобы возник и заработал экономический союз, необходимы совместные и внутренние мероприятия: создание новых международнополнительная передача им компетенции от национальных государственных органов, создание единых правил, регулирующих соответствующие области отношений, выработка общей внешнеэкономической политики, усиление и расширение сферы «наднационального» метода регулирования.

  Экономический союз - это конкретная организационно-правовая форма интеграционного объединения. Целью и результатом деятельности государств-участников в рамках экономического союза является образование единого экономического пространства. Но одновременно можно считать единое экономическое пространство и самостоятельной - высшей организационно-правовой формой интеграционного объединения. В нем функционирует единая валюта, складываются единые органы с юрисдикцией не только в экономической, по и в политической сферах, усиливаются тенденции конфедеративного устройства.

Единое экономическое пространство - своеобразная экономическая конфедерация, которая, по логике развития, начинает стремиться к политическому союзу, федерализации отношений государств-участ глубокой гармонизации внутренних правовых систем.

 

22 РЕГИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ОБЬЕДИНЕНИЯ ГОСУДАРСТВ

В Европе интеграционные процессы происходят в рамках ЕС, ЕАЭС, на территории CHГ. Северной Южной Америке ранее была создана и функционировала Североамериканская ассоциация свободной торговли (НАФТА). Действует Латиноамериканская ассоциация интеграции (ЛАИ), "Андская группа», торговый пакт «МЕРКОСУР», Страны Карибского бассейна ставят целью зоны свободной торговли в рамках Карибского Сообщества (КАРИКОМ). В Азии процессы интеграции направляются через Ассоциацию стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН), Организацию Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС). Арабские страны образовали общий в рамках Лиги арабских государств (ЛАГ), Стремятся развивать интеграционные процессы в своем регионе также и африканские государства.

В 2001 г. принятием Декларации была создана Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) - региональная международная организация с широким предметом деятельности со штаб-квартирой в Пекине. 7 июня 2002 г. в Санкт-Петербурге была принята Хартия Шанхайской организации сотрудничества, которая детализирует функции и полномочия организации. Согласно Хартии одной из целей ШОС является развитие сотрудничества в экономической и торговой областях, способствование созданию нового международного политического и экономического правопорядка, основанного на справедливости. В состав ШОС входят: Россия, Казахстан, Киргизия Таджикистан, Китай, Узбекистан.

В 1988 г. между США и Канадой было заключено Соглашение о зоне свободной торговли. В декабре 1992 г. между США, Канадой и Мексикой подписано Соглашение О Северо-американской ассоциации свободной торговли (НАФТА), вступившее в силу 1 января 1994 г. Основные положения Соглашения включают: отмену таможенных пошлин на товары государств-участников при сохранении права на применение защитных мер; ликвидацию большинства ограничений на экспорт (импорт) (кроме сельхозтоваров, текстиля), гармонизацию технических стандартов, санитарных и фитосанитарных норм; защиту рынка от товаров, проникающих в США путем реэкспорта из Мексики; предоставление национального режима и РНБ в сфере услуг, за исключением сферы морских перевозок и др.; обязательства сторон по вопросам разрешения споров, в том числе споров частных инвесторов с государством страны пребывания и др. В результате в рамках НАФТА практически сложилась зона свободной торговли товарами и услугами. В НАФТА не были созданы органы с наднациональной юрисдикцией, аналогичные существующим в ЕС. США пошли иным путем: они стремятся обеспечить в создаваемом интеграционном объединении на международно-правовом уровне юридическое равенство между государствами и частными корпорациями в инвестиционной сфере. Это позволяет легализовать экспансию частного капитала, не передавая суверенную юрисдикцию наднациональным органам.

В январе 2017 года Д. Трамп сразу же после вступления в должность президента США. выразил стремление заменить НАФТА новым, более совершенным, по его мнению, соглашением и начал переговоры с Канадой и Мексикой. В сентябре 2018 г. США, Мексика и Канада достигли соглашения заменить НАФТА соглашением (United States-Mexico-Canada Agreement). Все три страны ратифицировали его к марту 2020 г. Нафта оставалось в силе до имплементации USMCA. Последнее вступило в силу 1 июля 2020 г. USMCA призван обеспечить новые рабочие места в США и улучшить защиту для «трудолюбивых американцев» по всей стране. По словам Трампа, новый договор является «огромной победой» для американских производителей и работников автомобильной промышленности. «USMCA - это ультрасовременное соглашение, которое защищает, оберегает и служит великим людям нашей страны», - сказал Трамп перед подписанием соглашения. Важность нового соглашения определяется тем, что, по оценкам экспертов, Североамериканская зона свободной торговли - одна из самых крупных и успешно функционирующих интеграционных группировок современного мира, USMCA пересматривает правила доступа участников на внутренние рынки друг друга, тарифы и ряд норм трудового законодательство. У участников нового соглашения нет для него единого названия. Искать договор следует по трем аббревиатурам соответственно: USMCA в США (United States-Mexico- Canada Agreement), CUSMA в Канаде (Canada-United States-Mexico Agreement), T-MEC в Мексике (Tratado entre los Estados Unidos Mexicanos, los Estados Unidos de América y Canadá), Примечательно также, что соглашение вступило в силу в период коронакризиса, то есть в экономических условиях, значительно отличающихся от тех, в которых оно согласовывалось в период с 2017 по 2019 год.

Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР) - третий по значению центр экономической интеграции в мире (после ЕС в Европе и НАФТА -USMCA в Северной Америке). Здесь наиболее сильны и заметны межцивилизационные противоречия и различия в интересах между развитыми и развивающимися странами. Соответственно различаются доктринальные подходы к интеграции, внешнеполитические и правовые позиции заинтересованных государств. Можно выделить три основных центра интеграции в АТР: 1) АСЕАН - Ассоциация государств Юго-Восточной Азии; 2) Австралия - Новая Зеландия и Форум тихоокеанских островов; 3) АТЭС - Организация Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества.

 

23) РЕСПУБЛИКА БЕЛАРУСЬ В МЕЖДУНАРОДНЫХ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССАХ

Зона свободной торговли (ЗСТ) - предусматривает отмену и неприменение в дальнейшем тарифных и количественных ограничений во взаимной торговле. В отношении третьих стран каждое государство - участник ЗСТ осуществляет самостоятельную и независимую торговую политику. Например, 20 сентября 2012 г. для Республики Беларусь, России и Украины вступил в силу Договор СНГ о зоне свободной торговли 2011 г., в котором стороны обязались упразднить импортные таможенные пошлины, экспортные пошлины снизить, а затем отменить в несколько этапов, а также отменить все количественные запреты и ограничения для ввоза и вывоза товаров в страны-участницы (из стран-участниц). Республика Беларусь имеет двусторонние соглашения о зоне свободной торговли с Азербайджаном, Арменией. Казахстаном, Кыргызстаном, Молдовой, Россией, Сербией, Таджикистаном, Туркменистаном, Узбекистаном, Украиной. 18/октября 2011 г. подписан Договор о зоне свободной торговли СНГ, участниками которого являются Армения. Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Россия, Таджикистан и Украина. В отдельном порядке к договору присоединился Узбекистан. Республика Беларусь является также участником Соглашения о создании зоны свободной торговли от 15 апреля 1994 г. (с изменениями от 2 апреля 1999 г.), подписанного в рамках СНГ. Соглашение продолжает применяться в отношениях с государствами участниками, для которых Договор о зоне свободной торговли от 18 октября 2011 г. вступил в силу, в частности, с Азербайджаном. Кроме того, Республика Беларусь и Грузия путем обмена нотами между МИД Республики Беларусь и Грузин зафиксировали согласие после выхода Грузии из СНГ применять во взаимной торговле Соглашение о создании зоны свободной торговли апреля 1994 г.

Успешность евразийской экономической интеграции способствует росту интереса зарубежных государств к сотрудничеству с Беларусью и в целом с ЕАЭС, В соответствии со статьей 35 Договора о ЕАЭС от 29.05.2014 г. режим свободной торговли с третьей стороной устанавливастся на основании международного договора ЕАЭС такой третьей стороной. 29.05.2015 г. после трехлетних переговоров подписано Соглашение о свободной торговле между ЕАЭС и его государствами-членами, с одной стороны, и Социалистической Республикой Вьетнам, с другой стороны. Соглашение вступило в силу 05.10.2016 г. Указанный международный договор предусматривает отмену либо существенное снижение ввозных пошлин на практически все ключевые позиции белорусского экспорта во Вьетнам. 25.10.2019 г. вступило в силу Соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве между ЕАЭС и его государствами-членами, с одной стороны, и Китайской Народной Республикой, с другой стороны, а 27.10.2019 г. - Временное соглашение, ведущее к образованию зоны свободной торговли между ЕАЭС и его государствами-членами, с одной стороны, и Исламской Республикой Иран, с другой стороны. Соглашения были подписаны 17.05.2018 г. в рамках Астанинского экономического форума. В 2019 году государствами-членами ЕАЭС завершены переговоры по заключению соглашений о свободной торговле с Сингапуром и Сербией. Предполагается, что эти соглашения вступят в силу в 2021 г. после проведения ратификационных процедур всеми государствами - членами ЕАЭС.

 

24. Виды правонарушений в международной экономической системе.

Правонарушение в международной экономической системе представляет собой противоправное общественно опасное с точки зрения международного сообщества деяние, выражающееся в действиях (бездействии), нарушающее международно-правовые обязательства.

Международное правонарушение в международной экономической системе характеризуют следующие основные признаки:

· международная общественная опасность;

· противоправность;

· причинно-следственная связь;

·  наказуемость.

Международная общественная опасность - это способность международного правонарушения причинять вред отношениям в международной экономической системе и объектам, охраняемым МЭП.

Противоправность правонарушения и международной экономической системе обусловлена наличием правил поведения, зафиксированных в международно-правовых обязательствах государств и международных организаций и выражается в нарушении этих обязательств и, следовательно, прав других субъектов.

Причинно-следственная связь выражается в том, что причиной нанесенного вреда является международное правонарушение. В случаях, когда изучение обстоятельств дела выявило иную причину возникновения вредных последствий, ответственность данного субъекта не наступает.

Наказуемость представляет собой правовое последствие правонарушения. Признавая определенные деяния правонарушениями, субъекты международного права устанавливают возможность привлечения правонарушителя к международно-правовой ответственности.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 79; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.66.178 (0.016 с.)