Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
В основе работы специалистов функционального подхода лежит Международная классификация функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья (МКФ).
МКФ описывает активность и участие ребенка по 9 основным доменам (областям): d1 – Обучение (научение) и применение знаний По каждому из этих доменов описываются основные способности и навыки, которыми может обладать ребенок. При этом также описываются различные факторы, которые могут влиять на активность и участие ребенка: факторы окружающей среды, личностные особенности ребенка, функции и структуры его организма. В ранней помощи МКФ рассматривается как вектор работы с детьми и семьями. Функциональный подход (в целом) и использование МКФ (в частности) является «стержнем», на котором держатся услуги, оказываемые специалистами ранней помощи на всех этапах сопровождения семьи: первичный прием для оценки наличия ограничений жизнедеятельности у ребенка, функциональная междисциплинарная оценка, составление индивидуальной программы ранней помощи (ИПРП) с функциональными целями и реализация программы, основанная на помощи семье в улучшении и нормализации их повседневной жизни. Функциональный подход тесно связан с естественно-средовым подходом: родители обучают ребенка новым навыкам в семейной, домашней среде, в ежедневных жизненных ситуациях (ЕЖС). Основная работа над новыми навыками происходит не в специально организованной обстановке обучения, на занятиях со специалистом, а дома, в ходе обычной и привычной ребенку деятельности; основными же задачами специалиста на встречах с семьей являются следующие: 1) научить родителей таким образом взаимодействовать и организовывать среду вокруг ребенка, чтобы это помогало развитию и закреплению новых навыков; 2) поддержать их в этом процессе и дать рекомендации, если возникли какие-либо трудности. В ходе осуществления программы происходит работа не над отдельными изолированными навыками, в которых ребенок отстает от сверстников (например, складывать пирамидку из пяти колец, использовать пинцетный захват), а над функциональными навыками, которые могут пригодиться ему уже сегодня в его повседневной жизни (например, пить самостоятельно из чашки; включать и выключать кран во время мытья рук; уметь отказываться, когда мама предлагает не ту игрушку).
2. Личностно-ориентированный подход - все мероприятия, которые планируются и осуществляются для оказания помощи и поддержки ребенку строятся на основе представлений о том, что ребенок является самостоятельной ценной для всех личностью. Его затруднения, его сильные стороны, его потребности и желания становятся отправной точкой в составлении ИПРП, но не представления профессионалов о том, как должен ребенок функционировать и что для этого нужно в нем изменить. Ребенок воспринимается, как активный человек, который имеет собственные ресурсы для развития, а профессионалы должны создать для этого подходящие условия. Кроме того, для всех специалистов ранней помощи ребенок с нарушениями в развитии воспринимается, в первую очередь, как ребенок с его естественными детскими интересами и потребностями, такими, как потребность общаться, наблюдать, играть, изучать мир и пр. Они стремятся помочь семье осознать, что их ребенок, так же, как все дети в мире, нуждается в нормальной организации его жизни, в том, чтобы у него были выходные дни и праздники, поездки и путешествия, веселые, интересные и развлекательные игры, чтобы он мог общаться со сверстниками, наслаждаться лакомствами, купанием, мыльными пузырями и многим-многим другим. Только после этого специалисты думают о тех особенностях ребенка, которые нужно учитывать, организуя познание, общение, игру или поездку. Например: в своем познании мира ребенок с тяжелой формой церебрального паралича так же, как все дети, постигает, что все в мире постоянно, при этом сам он может только наблюдать, ему не доступно самостоятельное экспериментирование. В этом случае педагог и мама играют с ним в обычные «прятки», но делают это своими руками, на его глазах. Так, они дают ребенку возможность увидеть, что исчезнувший на его глазах предмет, не пропал навсегда, а только невидим и, если убрать ширму или платочек, он сможет увидеть этот предмет вновь. Если ребенок не может задать вопрос, не может указать на предмет – на помощь приходят альтернативные формы коммуникации. Не может дойти до интересной игрушки – ему предлагается другой способ передвижения – каталка.
При проведении оценки в первую очередь описываются сильные стороны и личные достижения ребенка, специалисты исследуют развитие именно данного ребенка, не сравнивая, и не соотнося его успехов с другими детьми, а тем более с возрастными нормативами. Здесь важно определить, чему уже научился малыш, и наметить, каков будет следующий шаг в его развитии. Ведь ребенок с тяжелыми нарушениями не может развиваться тем же темпом и так же, как дети, не имеющие нарушений. Но нам важно, чтобы он развивался. Так же, планируя программу помощи, специалисты вместе с родителями составляют «Индивидуальную программу ранней помощи», которая создается персонально для каждого ребенка и его семьи. При составлении программы специалисты и родители ориентируются на сильные стороны, интересы, ресурсы и индивидуальные потребности ребенка и семьи. Благодаря этому каждый план специфичен и предназначен только для одной семьи. Поскольку в традиционной системе оказания помощи привычным для большинства специалистов стало концентрироваться не на ребенке, а на том, что в ребенке недостаточно развито или нарушено, на том, что нужно изменить, компенсировать или скорректировать в нем, описанный выше подход (несмотря на давнюю используемость названия) - принципиально новый для нашей страны.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 90; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.9.115 (0.004 с.) |