Раздел 1. Что такое ранняя помощь. Целевая группа ранней помощи 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 1. Что такое ранняя помощь. Целевая группа ранней помощи



Тема 1. Что такое ранняя помощь.

Принципы ранней помощи.

Обзор Типовых документов по организации предоставления услуг ранней помощи.

Вступление

Целевая группа ранней помощи

Известно, что в первые годы жизни ребенка закладываются основы для его будущего развития. Большинство детей растет и развивается в соответствии с описанными вехами развития; они начинают ходить, говорить, и осваивают новые навыки тогда, когда от них этого ожидают. У некоторых маленьких детей, однако, развитие разворачивается более медленно или нетипичным способом. Основными причинами для возникновения подобных трудностей в раннем возрасте могут быть физические нарушения или неблагоприятная окружающая среда, или комбинация разных факторов. Часто причина остается неизвестной. Однако мы наверняка знаем, что глубоко недоношенные дети, дети с генетическими нарушениями (типа синдрома Дауна), дети с церебральным параличом нуждаются в помощи.

Когда дети, которым нужны услуги службы ранней помощи, не получают их, у них могут наблюдаться более тяжелые, чем могли бы, ограничения жизнедеятельности. Например:

· без услуг ранней помощи дети с синдромом Дауна будут иметь значительно большие трудности в познавательном и речевом развитии уже к 5 годам;

· младенцы со снижением слуха, выявленным после 6 месяцев, даже при условии дальнейшей активной помощи, имеют недостаточное речевое развитие;

· дети, у которых уже выявлено небольшое отставание в познавательном развитии и, которые не получают услуг ранней помощи, в более старшем возрасте демонстрируют значительно большее отставание.

К потенциально нуждающимся в получении услуг ранней помощи относятся следующие категории детей (согласно документу «Правила направления детей для получения услуг ранней помощи»):

· дети-инвалиды в возрасте от рождения до трех лет;

· дети в возрасте от рождения до трех лет, не имеющие статуса «ребенок-инвалид», у которых выявлено стойкое нарушение функций организма или заболевание, приводящие к нарушениям функций организма, или выявлена задержка развития;

· дети в возрасте от рождения до трех лет, воспитывающиеся в государственных (муниципальных) учреждениях, в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

· дети в возрасте от рождения до трех лет, находящихся в трудной жизненной ситуации;

· дети в возрасте от рождения до трех лет, родители которых обеспокоены развитием и поведением ребенка.

В раннюю помощь может обратиться любая семья (лица, замещающие родителей), которая воспитывает ребенка в возрасте от рождения до 3 лет. Семья может обратиться в службу как самостоятельно, так и по направлению специалиста (врача, педагога, психолога, социального работника).

Раздел 3. Этапы оказания ранней помощи.

Раздел 4. Основные принципы и подходы ранней помощи.

Далее мы рассмотрим общие принципы, на которых основывается работа Подразделения ранней помощи в целом, а также специальные подходы, которые используют специалисты службы ранней помощи в построении своей работы с детьми и семьями.

Тема 1. Что такое ранняя помощь.

Принципы ранней помощи.

Обзор Типовых документов по организации предоставления услуг ранней помощи.

Вступление

Раздел 1. Что такое ранняя помощь. Целевая группа ранней помощи

 

Определение ранней помощи детям и их семьям согласно документу «Стандарт предоставления услуг ранней помощи детям и их семьям»:

Ранняя помощь детям и их семьям - это комплекс услуг, оказываемых на междисциплинарной основе детям целевой группы и их семьям, направленных на содействие физическому и психическому развитию детей, их вовлеченности в естественные жизненные ситуации, формирование позитивного взаимодействия и отношений детей и родителей, детей и других непосредственно ухаживающих за ребенком лиц, в семье в целом, включение детей в среду сверстников и их интеграцию в общество, а также на повышение компетентности родителей и других непосредственно ухаживающих за ребенком лиц.

Цели ранней помощи, согласно документу «Порядок оказания услуг ранней помощи детям и их семьям»:

· улучшение функционирования ребенка в естественных жизненных ситуациях (ЕЖС);

· повышения качества взаимодействия и отношений ребенка с родителями, другими непосредственно ухаживающими за ребенком лицами, в семье;

· повышение компетентности родителей и других непосредственно ухаживающих за ребенком лиц в вопросах развития и воспитания ребенка;

· включение ребенка в среду сверстников, расширение социальных контактов ребенка и семьи.

Рассмотрим подробнее как строится работа специалистов по достижению первой цели «улучшение функционирования ребенка в естественных жизненных ситуациях (ЕЖС)».

В Подразделение ранней помощи обращаются семьи, в которых растет ребенок с уже выявленными ограничениями жизнедеятельности, возникшими по различным причинам, или риском их появления. Как правило, это ограничения жизнедеятельности, возникшие в связи с сенсорными нарушениями (зрение, слух, тактильная чувствительность), нарушениями движений, речи, коммуникации, социального взаимодействия. Всех родителей волнуют вопросы развития их ребенка: «Будет ли он сидеть, ходить, говорить, как все дети? Будет ли он учиться в школе, сможет ли он общаться, будут ли у него друзья?». Многих интересуют медицинские вопросы: «Сможет ли мой ребенок выздороветь? Полезен ли массаж? Какие есть методы лечения?». Иногда родители спрашивают об их правах, задают другие вопросы юридической направленности.

Специалисты Подразделения ранней помощи стараются в силу своей компетентности проконсультировать родителей по их вопросам и изучить их запрос, в основе которого лежат потребности ребенка и семьи. В большинстве случаев родители просят помочь им развивать ребенка, чтобы он мог максимально приблизиться в своем развитии к возрастным нормам. Однако философия абилитационной работы говорит, что этого недостаточно. Имеющиеся нарушения, если ребенку и его окружению не оказывать комплексную помощь, в будущем могут привести к ограничениям жизнедеятельности во всех областях:

· в повседневной жизни – в возможности самостоятельно обслуживать себя, следить за порядком в доме, приобретать и готовить еду и пр.;

· в общественной жизни – в возможности посещать образовательные учреждения, активно участвовать во всех мероприятиях, которые проводятся в том месте, где он живет, встречаться, общаться и дружить с другими людьми и пр.;

· в возможности выполнять ведущий для каждого возраста вид деятельности (для маленьких детей – это эмоциональное общение с взрослыми, игра, исследование, учение), иметь интересный досуг, хобби.

Данные ограничения могут возникать не только по причине имеющихся нарушений у ребенка, но и по причине неприспособленности окружающей среды к потребностям ребенка, отсутствия необходимых вспомогательных средств, непонимания другими людьми особенностей ребенка, неприятия его, нежелания его включать в общественную жизнь. В результате жизнь ребенка, а в последствии и взрослого человека, значительно отличается от жизни его сверстников. Отличия могут касаться различных аспектов жизни: другой режим дня, другая еда, отсутствие естественных детских занятий, минимизация общения и взаимодействия с другими людьми, малая подвижность, недостаток прогулок и пр. В случае, когда имеется риск дальнейшего развития ограничений жизнедеятельности, для маленьких детей проводятся абилитационные мероприятия.

Процесс абилитации направлен на развитие новых функций и способностей в отличие от реабилитации, которая направлена на восстановление потерянных функций и способностей.

Традиционная цель абилитации состоит в том, чтобы улучшить функционирование ребенка, основываясь на его сильных сторонах, возможностях и ресурсах; дать ребенку оптимальные возможности для независимой жизни в будущем, опираясь в этом процессе на его семью. Цель абилитации достигается посредством:

· развития способностей ребенка настолько, насколько это возможно,

· адаптацией окружающей среды,

· использованием ассистентов и помогающих технологий.

Все это делается для того, чтобы уменьшить уровень инвалидности ребенка, дать ему возможность функционировать в повседневной жизни, помочь ему быть счастливым и независимым насколько это возможно вопреки его ограничениям.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 103; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.106.100 (0.006 с.)