Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Правовая охрана недр, их рациональное использование.

Поиск

 
Деятельность Российского государства по созданию необходимых условий для рационального использования недр и всех природных богатств, находящихся в них, связана с охраной недр.

Основными требованиями по рациональному использованию и охране недр являются:

— соблюдение установленного законодательством порядка предоставления недр в пользование и недопущение самовольного пользования недрами;
— обеспечение полноты геологического изучения, рационального комплексного использования и охраны недр;
— проведение опережающего геологического изучения недр, обеспечивающего достоверную оценку запасов полезных ископаемых или свойств участка недр, предоставленного в пользование в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых;
— проведение государственной экспертизы и государственного учета полезных ископаемых, а также участков недр, используемых в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых;
— обеспечение наиболее полного извлечения из недр запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов;
— достоверный учет извлекаемых и оставляемых в недрах запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов при разработке месторождений полезных ископаемых;
— охрана месторождений полезных ископаемых от затопления, обводнения, пожаров и других факторов, снижающих качество полезных ископаемых и промышленную ценность месторождений или осложняющих их разработку;
— предотвращение загрязнения недр при проведении работ, связанных с пользованием недрами, особенно при подземном хранении нефти, газа или иных веществ и материалов, захоронении вредных веществ и отходов производства, сбросе сточных вод, размещении в пластах горных пород попутных вод и вод, использованных для собственных производственных и технологических нужд пользователями недр;
— соблюдение установленного порядка консервации и ликвидации предприятий по добыче полезных ископаемых и подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;
- предупреждение самовольной застройки площадей залегания полезных ископаемых и соблюдение установленного порядка использования этих площадей в иных целях;
— предотвращение размещения отходов производства и потребления на водосборных площадях подземных водных объектов и в местах залегания подземных вод, которые используются для целей питьевого водоснабжения или технологического обеспечения водой объектов промышленности либо объектов сельскохозяйственного назначения или резервирование которых осуществлено в качестве источников питьевого водоснабжения.
В случае нарушения указанных требований право на пользование недрами может быть ограничено, приостановлено или прекращено.

Для определения промышленной ценности месторождений, наиболее эффективных и безопасных способов их отработки при геологическом изучении недр и при постановке запасов полезных ископаемых на государственный баланс осуществляется геолого-экономическая оценка месторождений полезных ископаемых.

 

34.Право собственности на недра в РФ

Статья 1.2. Закона о недрах - Собственность на недра: Недра являются гос. собственностью

Участки недр не могут быть предметом купли, продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме. Права пользования недрами могут отчуждаться или переходить от одного лица к др. в той мере, в какой их оборот допускается ФЗ.

Добытые из недр полезные ископаемые и иные ресурсы по условиям лицензии могут находиться в федеральной государственной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной, частной и в иных формах собственности.

Недра находятся в государственной собственности. Статус объектов I федеральной собственности приобретают участки недр (часть государственного фонда недр), используемые для обеспечения государственных потребностей РФ в стратегических и дефицитных видах ресурсов, 1 наличие которых влияет на национальную безопасность РФ, обеспечения ее суверенитета, выполнения международных обязательств РФ.

Недропользование осуществляется по разрешительной системе. Это означает, что для пользования недрами и содержащимися в них минеральными и гидроминеральными ресурсами необходимо получение лицензии (разрешения) в установленном законом порядке. Единственным исключением из этого правила является добыча общераспространенных полезных ископаемых (таких, например, как песок, гравий), которая  производится собственниками и владельцами земельных участков свободно.

Российское законодательство предусматривает сложную систему требований, ограничений и запретов при осуществлении недропользования. Так, не допускаются сверхнормативные потери, разубоживание и выборочная отработка полезных ископаемых; ведение любых работ должно осуществляться лишь на основе геологической, маркшейдерской и иной документации; нарушенные земли подлежат обязательной* рекультивации, а снятый плодородный слой - восстановлению, и т. п. 1 4. Ответственность за нарушение законодательства об охране недр Она установлена специальными экологическими, уголовными, административными и иными нормами. Статья 49 Закона РФ «О недрах»в устанавливает недействительность сделок, связанных с пользованием недрами, если они совершены с нарушением указанного Закона, а так же перечень составов правонарушений: от незаконного предоставления лицензий, систематического нарушения порядка внесения платы при пользовании недрами до не приведения нарушенных природных объектов в состояние, пригодное для их дальнейшего использования. В ходе уголовно-правовой реформы подход к кругу преступных деяний, посягающих на недра, существенно изменился. Статья 255 УК РФ предусматривает ответственность не за нарушение правил разработки недр и сдачи государству золота; а за нарушение правил охраны и использования недр, за самовольную застройку площадей залегания полезных ископаемых, если эти деяния повлекли причинение значительного ущерба.

35.Право недропользования: понятие, виды.


Недра, как и другие природные ресурсы в Российской Федерации, являются основой жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Основным требованием, предъявляемым к пользованию недрами, является не просто оптимальное сочетание экономических и экологических аспектов, а придание этим взаимоотношениям качественно нового содержания. Ограниченность и невозобновляемость полезных ископаемых, содержащихся в недрах, вызывают необходимость соблюдения режима экономии, сбережения при эксплуатации, недопущения потерь при добыче и в процессе производства. Необходимо жесткое соблюдение интересов общества и природы, полное исключение возможности нанесения вреда человеку и окружающей природной среде и ее составным элементам.

Пользователями недр могут быть субъекты предпринимательской деятельности, в том числе участники простого товарищества, иностранные граждане, юридические лица, если федеральными законами не установлены ограничения предоставления права пользования недрами.

Пользователями недр на условиях соглашений о разделе продукции могут быть юридические лица и создаваемые на основе договоров о совместной деятельности (договоров простого товарищества) и не имеющие статуса юридического лица объединения юридических лиц при условии, что участники таких объединений несут солидарную ответственность по обязательствам, вытекающим из соглашений о разделе продукции.

Пользователями недр при ведении работ по добыче радиоактивного сырья и захоронению радиоактивных материалов, токсичных и иных опасных отходов могут быть только юридические лица, зарегистрированные на территории РФ и имеющие разрешения (лицензии), выданные уполномоченным на то федеральным органом исполнительной власти, па ведение работ по добыче и использованию радиоактивных материалов, токсичных и иных опасных отходов.

Пользователями недр на участках недр федерального значения, за исключением участков недр федерального значения континентального шельфа РФ и участков недр федерального значения, расположенных на территории РФ и простирающихся на ее континентальный шельф, могут быть юридические лица с участием иностранных инвесторов, если Правительством РФ не установлены дополнительные ограничения их допуска к участию в аукционах на право пользования такими участками недр.

Пользователями недр на участках недр федерального значения континентального шельфа РФ, а также на участках недр федерального значения, расположенных на территории РФ и простирающихся на ее континентальный шельф, могут быть юридические лица, которые созданы в соответствии с законодательством РФ, имеют опыт освоения участков недр континентального шельфа РФ не менее чем пять лет, в которых доля (вклад) Российской Федерации в уставных капиталах составляет более чем 50%.

Пользование отдельными участками недр может быть ограничено или запрещено в целях обеспечения национальной безопасности и охраны окружающей среды. Пользование недрами на территориях населенных пунктов, пригородных зон, объектов промышленности, транспорта и связи может быть частично или полностью запрещено в случаях, если это пользование может создать угрозу жизни и здоровью людей, нанести ущерб хозяйственным объектам или окружающей среде.

Пользование недрами на особо охраняемых территориях производится в соответствии со статусом этих территорий.

Основным субъектом недропользования является горнодобывающее предприятие (рудник, шахта, разрез, карьер и др.). Добыча драгоценных металлов и драгоценных камней, за исключением алмазов, может осуществляться в том числе артелями старателей. Государство поощряет старательскую добычу драгоценных металлов и драгоценных камней.

Предприятия, организации, учреждения и граждане в пределах предоставленных им земельных участков имеют право добывать общераспространенные полезные ископаемые, торф, пресную воду для своих хозяйственных и бытовых нужд (без предоставления горного отвода), а также пользоваться недрами для удовлетворения хозяйственных и бытовых нужд, не связанных с добычей полезных ископаемых. Пользование недрами в этих же целях может быть разрешено сельскохозяйственными предприятиями, организациями и учреждениями другим гражданам, проживающим в сельской местности.

Недра в соответствии с Законом о недрах предоставляются в пользование:

— для регионального геологического изучения, включающего региональные геолого-геофизические работы, геологическую съемку, инженерно-геологические изыскания, научно-исследовательские, палеонтологические и другие работы, направленные на общее геологическое изучение недр, геологические работы по прогнозированию землетрясений и исследованию вулканической деятельности, созданию и ведению мониторинга состояния недр, контроль за режимом подземных вод, а также иные работы, проводимые без существенного нарушения целостности недр;
— геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, а также геологического изучения и оценки пригодности участков недр для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;
- разведки и добычи полезных ископаемых, в том числе использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, а также в случае разведки и добычи углеводородного сырья для размещения в пластах горных пород попутных вод и вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд;
- строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;
- образования особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное значение (научные и учебные полигоны, геологические заповедники, заказники, памятники природы, пещеры и другие подземные полости);
— сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.

Правовая охрана вод.


Водные ресурсы, как и водные объекты, их содержащие, подлежат охране от различных видов негативного воздействия. Одними из наиболее эффективных мер их охраны являются правовые меры, состоящие в установлении водным законодательством требований в области использования и охраны вод и механизмов обеспечения их соблюдения (мониторинг, контроль, меры юридической ответственности и др.).

Действующий ВК РФ предусматривает ряд таких требований, несоблюдение которых может повлечь неблагоприятные последствия для водопользователей в виде применения к ним мер юридической ответственности. Требования, предусмотренные ВК РФ, можно условно разделить на несколько – это требования, направленные на охрану:

– водных объектов (в том числе болот, а также ледников и снежников) от загрязнения и засорения (согласно которым запрещается захоронение в водных объектах отходов производства и потребления, ядерных материалов, радиоактивных веществ, сброс сточных вод, содержащих данные вещества, а также проведение на водных объектах работ, в результате которых осуществляется сброс в них радиоактивных и токсичных веществ);
– подземных водных объектов (согласно которым водопользователи, использующие водные объекты, обязаны принимать меры по предотвращению их загрязнения и засорения, а также истощения подземных вод и соблюдать нормативы допустимого воздействия);
– водных объектов при проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации водохозяйственных систем (согласно которым в ходе указанной деятельности должно учитываться их влияние на водные объекты и соблюдаться нормативы допустимого воздействия на них);
– водных объектов при проведении работ (согласно которым при проведении строительных, дноуглубительных, взрывных, буровых и других работ, связанных с изменением дна и берегов водных объектов, в их водоохранных зонах, в границах особо ценных водно-болотных угодий должны учитываться экологические и градостроительные требования; при заборе воды водопользователи обязаны предотвращать попадание водных биологических ресурсов в водозаборные сооружения);
– водных объектов при их использовании для целей производства электрической энергии (согласно которым водопользователи, использующие водные объекты в данных целях, должны соблюдать температурный режим водных объектов, учитывать интересы иных водопользователей и принимать меры к сохранению водных биологических ресурсов, объектов животного и растительного мира, соблюдать требования, направленные на предотвращение негативного воздействия вод и ликвидацию его последствий).
Вместе с тем помимо закрепления специфических правовых требований, направленных на охрану водных объектов от различных видов негативного воздействия, действующий ВК РФ устанавливает также режим особой правовой охраны для некоторых природных объектов, непосредственно связанных с охраной вод.

К таким объектам относятся прежде всего специальные зоны – территории, обладающие особым правовым режимом и предназначенные для охраны водных объектов. Среди указанных зон следует выделить следующие.

1. Водоохранные зоны водных объектов – территории, примыкающие к береговой полосе водных объектов, на которых устанавливается особый режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения ее возможного негативного воздействия, а также в целях сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и иных объектов животного и растительного мира. В частности, в пределах водоохранных зон запрещено: использование сточных вод для удобрения почв; размещение кладбищ, скотомогильников, мест захоронения отходов производства и потребления и иных вредных веществ, пунктов захоронения радиоактивных отходов; осуществление авиационных мер по борьбе с вредителями и болезнями растений; движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных), за исключением движения по дорогам и стоянок на дорогах в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие.

Ширина водоохранных зон, начинающихся от береговой линии, определяется действующим ВК РФ исходя из протяженности водотоков (рек и ручьев) от их истока: до 10 км – 50 м (совпадает с прибрежной защитной полосой), от 10 до 50 км – 100 м, более 50 км – 200 м, радиус водоохранной зоны устья – 50 м. Для водоемов (озер и водохранилищ) она составляет 50 м (кроме озер, расположенных внутри болота, или площадью менее 0,5 кв. км). Ширина водоохранной зоны моря составляет 500 м.

В состав водоохранных зон входят прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности. В частности, в их пределах запрещается распашка земель, размещение отвалов размываемых грунтов, а также выпас сельскохозяйственных животных и организация для них летних лагерей, ванн.

Ширина прибрежных защитных полос может достигать 30–40 м в зависимости от уклона берега водного объекта, 50 м для расположенных в пределах болот проточных или сточных озер и соответствующих водотоков и 200 м для водоемов, имеющих особое рыбохозяйственное значение.

2. Зоны и округа санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также водных объектов, водные ресурсы которых являются природными лечебными ресурсами, – территории, устанавливаемые в целях охраны от загрязнения, засорения и иных негативных воздействий водных объектов, являющихся источниками питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, или водных объектов, содержащих природные лечебные ресурсы.
3. Зоны экологического бедствия, зоны чрезвычайных ситуаций на водных объектах – водные объекты и речные бассейны, объявленные таковыми, ввиду того что в результате техногенных и природных явлений в них происходят изменения, представляющие угрозу здоровью или жизни человека, объектам животного или растительного мира и иным объектам окружающей среды.
4. Особо охраняемые водные объекты – водные объекты или их части, имеющие особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые признаны таковыми в установленном законодательством порядке и режим которых определяется согласно законодательству об особо охраняемых природных территориях.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 60; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.125.60 (0.013 с.)