Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Покажите, как проявляется влияние цивилизационно-культурных особенностей стран и народов на их геополитикеСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Геополитическое освоение пространства предполагает и разные формы контроля над ним. В современных условиях все большее значение приобретает информационный, идеологический, технологический и культурно-цивилизационный контроль. Культурно-цивилизационная проблематика занимала умы многих мыслителей прошлого и сегодня находится в центре внимания современных исследователей. Отправной точкой анализа современной цивилизационной проблематики является выяснение соотношения понятий «культура» и «цивилизация». Прежде всего, следует отметить, что не существует общепризнанного определения культуры и цивилизации. Цивилизация – более широкое понятие, охватывающее целые нации с высоким уровнем развития. А культура является той духовной оболочкой, в рамках которой проявляются высшие достижения цивилизации. Культурно-цивилизационная парадигма, предложенная С. Хантингтоном базируется на глубоком изучении и осмыслении ряда социокультурных и цивилизационных теорий генезиса и развития человеческой цивилизации. Современное мировое развитие рассматривается с точки зрения концепции мультицивилизационности. Хантингтон считает иллюзорным и малоэффективным для внешнеполитического анализа монистический тезис мироустройства, который постулирует единую, общемировую цивилизационную систему с международными отношениями, развивающимися на основе универсального и общепринятого кодекса поведения государств. Другой важный момент хантингтоновской концепции заключается в увязывании культурно-цивилизационого подхода с позитивистской теорией баланса сил. Ключевыми игроками на международной арене являются «сердцевинные государства». Новый миропорядок, в его понимании – это, прежде всего, международная система, построенная на взаимодействии и балансе интересов между цивилизационными центрами силы. С. Хантингтон развивает идею разделения мира на культурно-цивилизационные сферы влияния. Культурно-цивилизационное поле становится фактором геополитики. «Компоненты миропорядка в нынешнем, более сложном и разнородном мире, формируются в пределах цивилизаций и в отношениях между ними. Миропорядок будет построен на основе цивилизаций или его вообще не будет. В нынешнем мире сердцевинные государства являются источниками порядка в пределах цивилизаций и, благодаря диалогу с другими сердцевинными государствами, – между цивилизациями». Любое изменение баланса сил между ними чревато возникновением широкомасштабных конфликтов. Динамичное развитие исламских стран (в том числе и в демографическом отношении), по мнению американского аналитика, может генерировать конфликты малой интенсивности по линии цивилизационного разлома, а бурный экономический рост Китая может стать серьезным потенциальным источником межцивилизационного столкновения в будущем. Межцивилизационные столкновения рассматриваются как объективная и неизбежная характеристика современной международной системы. Культурно-цивилизационное противостояние С. Хантингтон объясняет тремя основными моментами: − во-первых, выдвижением на первый план каждым субъектом международных отношений особенностей своего развития, отличий от других народов, отстаиванием своей культурно-цивилизационной идентичности через религию, язык, обычаи, ментальность; - во-вторых, стремлением отгородиться от «иноверцев» путем создания этнически «чистых» государств; − в-третьих, даже в процессах глобализации, когда можно говорить о сближении образа жизни людей в разных регионах под влиянием культурной универсализации, общепланетарный диалог и обмен культурными ценностями не приводят к исчезновению цивилизационных различий, более того, сегодня наблюдается тенденция к самоопределению и самоутверждению целых регионов, вместе с тем только лишь культурный фактор не приводит к автоматическому сближению людей. Культурно-цивилизационную парадигму С. Хантингтона не следует рассматривать как единственный и универсальный ключ к выявлению многообразия и сложности процессов мировой политики, однако ряд ее аспектов, безусловно, заслуживают внимания благодаря своей глубине анализа и аргументированности. Культурно-цивилизационная парадигма международных отношений сегодня приобретает особую значимость в связи с процессами глобализации, борьбы с международным терроризмом, поиска своего места и роли в новом, складывающемся миропорядке, России, бывших советских республик и стран социалистической системы.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 96; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.159.223 (0.006 с.) |