Избранные духоборческие псалмы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Избранные духоборческие псалмы.



Псалом № 1.

 

Кто Бог велий, яко Бог наш? Ты еси Бог, творяй чудеса един. Что есть Бог? Бог есть дух. Бог есть Слово. Бог есть человек. Познайте Бога истинного от злых богов языческих. Тако рече писание: бози мнози и господие мнози. Нам есть один Бог и Отец, из Него же вся и мы в Него, един Господь И. Христос во славу Бога Отца. Сын глаголет: суть еретики неправые христиане, именем Христовым нарицаются и чуждаются самого Христа, чуждаются церкви Христовой, чуждаясь самого Христа. Первое время бе люто, ненавидят имя И. Христа, гонят церковь святую, мучат ее и убивают верующих во Христа. Зли суть бози языческие, душевредны, возбранено их почитать, и иконы их злые, душевредные. По их злоумию и овцы Христовы не обретались бы в мире, не имел бы наш Христос своей церкви на земли. Добр наш Господь Бог И. Христос, добри суть и рабы Его. Зело душе полезнует: чтите Господа и всех святых Его, яко сам Господь Бог наш показал нам Слово свое, яко всяк человек правоверный может наречтись храмом Божиим. Да неизвестно ли вам: тело ваше храм Духу моему. Дух Божий живет в вас, той оживотворяет вас. Не оскверняйте плоти вашей и не отгоняйте Духа Святого от себя, то и предложатся вам Божие правые словеса.

 

— 221 —

Бог наш, не имеющий тела, Бог есть дух бесплотен, душу создал человеку бесплотну, себе подобну, самовластну, разумну, бессмертну, к вечности общищу с сопряжением плоти. Она же к Богу возвествует божественно, животворяще, духновенно; тело от земли создано есть. Душа бо есть образ Божий; по ней и мы имеем тройственную силу, единое естество. Силы души человеческой суть память, разум, воля. Памятью уподобляемся Богу Отцу, разумом уподобляемся Богу Сыну, волею уподобляемся Богу Духу Святому. Такожде во Св. Троице три суть лица: во единой душе три силы душевные — един Бог. Богу нашему слава!1).

 

Псалом № 2.

 

Верую во единого Отца, вседержителя, творца; крещаюсь словом Божиим во имя Отца и Сына и Духа. Молимся мы Богу истинному и духом истинным; восповедуемся мы Богу небесному, яко благ Господь, вовек милостив; понейже вся согрешения наша оставляет. Причащаемся мы ко святым божественным Его тайнам, животворящим, страшным, бессмертным, Христовым, во оставление грехов. В Божию мы церковь ходим, во единую святую, соборную, апостольскую, которая есть собрание истинных христиан, ее же нам Господь Бог И. Христос явлением своим собрал, осияв и осиявает, украшает дарованием Духа Святого. Священника мы себе имеем праведного, преподобного, незлобивого, который — оставление грехов. Образу мы кланяемся неоцененному, внутрь нас сияющему. Богородицу мы именуем, почитаем, и так всех угодников святых. Как мы Богу молимся и просим на молитвах о себе, тако и о благоверном царе: спаси, Господи, помилуй благоверного царя, услыши молитву

—————

1) О. Новицкий „Духоборцы, их история и вероучение". Киев, 1882. Стр. 266.

 

— 222 —

нашу. Пост имеем в мыслях воздержание, отыми от уст, Господи, роптание и от рук убиение, от всех злых дел воздержи себя. Брак мы имеем, который есть дело вечного блаженства. В том и утверждаемся. В грекороссийскую церковь мы не желаем, рукотворенным вашим образам не кланяемся, в них святости не чаем. Попов ваших со всею потребою в дома себе ходить не желаем. Мы закону Божью, веры Иисуса. Царя почитаем, милостивым властям повинуемся. Состоит наше дело по блаженстве, по смирению нашему, для желанного нам полученья, душам нашим ко спасенью от Господа Бога нашего, т. е. по блаженству. Кто безвинно бьет и мучит, тот мучитель-антихрист. Кто милостиво рассуждает, уподобится милостивому Богу. Богу нашему слава! 1)

Псалом № 3.

 

Царь Давыд Осеевич, скажи ты нам по старой памяти, отчего стался белый свет? Отчего сталось красно солнце? Отчего стался светел месяц? Отчего стались часты звезды? Отчего сталась Сион-гора? Отчего сталось океан-море? Отчего сталась кит-рыба? Отчего сталась плакун-трава? Отчего сталась строфиль-птица? Отчего сталось купарес-древо? Я скажу вам по старой памяти: у меня книга голубиная; ширины книга трех локот, длины книга шести локот, в ней же слово написано: белый свет от сердца Господнего; красно солнце от лица Его; светел месяц от очей Его; часты звезды от речей Его; потому ж она Сион-гора, что наш Господь благоволил жить на ней; потому же оно океан-море, оно весь белый свет окинуло; потому ж она кит-рыба, на ней вся земля основана; потому ж она плакун трава, она супротив воды течет;

—————

1) Там же, стр. 268.

 

— 223 —

потому ж она строфиль-птица, она сидит на море и на камне в море яйца несет, из моря детей ведет; потому ж она купарес-древо, что на ней Иисус Христос распят был.

Богу нашему слава!

 

Разъяснение.

 

1) Царь есть Отец небесный. Давыд — тот, кто да видет дело сие Отца небесного и может написать книгу о жизни в сердце своем, в смысле глубины и ширины свидетельствовать о пророчестве жизни вечной.

Старая память — это то, что в прошедшее время было проречено, а сейчас напоминается.

2) Белый свет стал от сердца Господнего потому, когда Господь открыл любовь ко всем затмившимся народам, от всего сердца своего и не подорожил плотию своею, ради просвещенного примера ко всем живущим на земле. Этот пример обелил свет.

3) Красно солнце от лица Его, потому что, когда Господь открыл сущую правду от лица Своего и благословил последователей свидетельствовать об имени Господнем и не дорожить пролитием своей крови. В могущей красоте награда будет в лицезрении Господа в царствии вечного упокоя.

4) Светел месяц от очей Его, потому что, когда Господь открыл прозрение душевное чудесами своими к просвещенному свету, через его открытие поимели светлую жизнь.

5) Частые звезды от речей Его, — это изреченные глаголы ко всем живущим на земле, которые часто воспоминаются.

6) Сион-гора — это истинная вера, в которой Господь благословил жить и правду соблюдать.

 

— 224 —

7) Океан-море — это мирские вожделения, ради зависти, окидывают свет, истязуют просвещенные распространения.

8) Кит-рыба — это земные державцы. Они своими узаконениями, насильственным угрождением удерживают народ в темномрачном основании.

9) Плакун-трава — это те народы, когда Господь сеял семена и упали на удобную землю и выросла трава, и та трава могла плыть напротив воды. Эта вода — учреждения человеческие, которые протекают к затмению народа; а чады, которые нарождены от Господа, плачут о вечной жизни и идут напротив власти.

10) Строфиль-птица, которая сидит на море, на камне яйца несет, из моря детей ведет, — это пришедший сын человеческий для возобновления пророчества и для утверждения закона. Он утвердил в народе закон; и как камень в море не может размыться или соржаветь, так и закон, утвержденный Христом в людях, не может исчезнуть. А яйца несет на камне, — это Христос принес дела и собрал апостолов, и утвердил их на законе, и послал в мир проповедовать, чтобы нарождались чады Божьи.

11) Купарес-древо — это распятие Иисуса Христа1).

 

Псалом № 4.

 

1) Что вы за люди, какая ваша вера, какого вы занятия?

О. Сия показания наша: мы наименованные духоборцы, закона Божия, веры Иисусовой; состоит дело наше по блаженству, по смирению нашему, ради спасения душам нашим.

2) Познаете ли Бога единого, всемогущего?

—————

1) В. Ольховский. Заметка об устной духоборч. литературе. „Правда". Москва, стр. 192.

 

— 225 —

О. Веруем, познаем Бога единого, сотворившего сия вся, Ему единому поклоняемся.

3) Верите ли вы в воплощение Сына Божия?

О. Веруем и исповедуем, яко един есть Господь Иисус Христос, Сын Божий. Бог есть человек.

4) В какой силе состоит существо Пресвятые Троицы?

О. Пресвятая Троица состоит непостижима; в человеке утверждает Отец Бог — память, Сын Бог разум, Святый Дух — волю. Бог в Троице един.

5) Чистая дева Мария, от которой Господь Бог взял плоть человеческую, как оную почитаете?

О. Почитаем оную за свято: подражаем житию ее; Она искони Дева, до днесь Дева, из нее же родился и рождается Иисус Христос.

6) Иоанн Креститель окрещает народ в покаяние, как оное приемлемо?

О. Он, Иоанн Креститель, окрещает народ в покаяние; мы же окрещаемся от Христа словом Божиим.

7) Крещение Господа Бога нашего Иисуса Христа и сошедшего Св. Духа в виде голубине, как оное понимаете?

О. Так оное понимаем: креститься, как он крестился, нам искать не для чего.

8) Пост Христов 40 суток, в каком смысле заключает божество и силу?

О. Христос людям своим по плоти явился.

9) Какой пост содержите во плоти Духа?

О. Пост есть, кто все дела Божии совершит.

10) Для чего Христос апостолов от 12 до 70 собрал?

О. Он из них св. церковь сотворил.

11) Какое евангелие проповедовать сему миру послал Иисус апостолов?

О. Сам Иисус был и есть евангелие вечное, животное; послал их словом проповедовать.

 

— 226 —

12) Подлинно ли, Христос делал чудеса, мертвых воскрешал, слепым зрак, глухим слух давал?

О. Верим, ибо сами грехами мертвы были, глухи и слепы. Он нас оживил, от греха просветил, дал нам заповеди, чтоб впредь не согрешать, не беззаконствовать.

13) За что жиды возненавидели Христа, изгнали и на смерть Его предали?

О. Не просто люди жидовские, но архиереи, книжники и фарисеи зависти ради Его изгнали и гонят.

14) Подлинно ли Христос плотно распят был, для чего Он такую постыдную смерть приял?

О. Верим, что Он был распят, тем ад разрушил, и нам страдания образ показал.

15) Как Христос воскрес, какою плотию, для чего Его не познали по чудесам?

О. Он не миру всему, токмо верным явился; воскрес в силе Божества; какою плотию, мы того не знаем, нам и знать не нужно. Нам только должно знать, как свою душу спасти.

16) Кто восприемник Христовых дел, кто на месте Его на земли?

О. Тот восприемник Христовых дел, кто чист телом и делом, смирен и кроток, добрыми делами покорен; тот на месте Христовом, кто худых дел удаляется.

17) Кто восприемник апостольских чинов и дел?

О. Тот, кто славу Божию имеет и страждет ради Христа.

18) Что значит небо, или разница небес?

О. Первые небеса — смирение, 2) разумение, 8) воздержание, 4) милосердие, 5) братолюбие, 6) совет, 7) любовь; там живет и Бог.

 

— 227 —

19) Как Христос вознесся на небеса?

О. Как писание свидетельствует, о вознесении Его.

20) Что есть ад, где злые духи живут?

О. Ад есть не знающие света люди; злые духи живут в них.

21) Для чего вы в церковь христианскую грекороссийскую не ходите, что вам противно?

О. Совесть наша ходить в нее запрещает, святости не чаем, Божества не заключаем, потому что она тленная, не вечная.

22) Иоанн Креститель, окрещающий народы водою, что есть?

О. Крещение водою душам нашим не в пользу, и мы окрещаемся в Христа Св. Духом.

23) Причастие телу и крови под видом хлеба и вина, как оное разумеваете или особую какую силу сами составляете?

О. Мы так разумеваем, что оное причастие душам не способно, и мы причащаемся святым, божественным и животворящим тайнам Христовым, проходящим сквозь костей и мозгов человеческих; то бо есть наше причастие от Господа Бога нашего.

24) Женитьба законная имеет ли у вас силу, или ее отметаете?

О. Желающим не запрещаем, только разумеваем, что женимый печется о жене, а неженимый о Бозе, души спасения.

25) Что есть душа человеческая, чем человек честен или бесчестен пред Богом?

О. Душа человеческая, — образ Божий, честен человек чистотою, а бесчестен гордостию и безумием.

26) Чистота плоти, чистота духа, — какая разница?

О. Мы Духом Святым молимся и постимся, тою же силою и очищаемся.

27) В какой надежде все преданья св. отцов опровергаете или почитаете, и в каком смысле?

 

— 228 —

О. Отцы св. были человеки; от человека ничто же, вся суть от Бога.

28) Какие молитвы имеете в собрании своем?

О. Псалмы Давидовы: 1) Живый в помощи Вышнего, в крови Бога небесного; 2) Услыши, Боже, глас мой, когда молимся Тебе от страха вражьего; 3) девять блаженств из евангелия; помяни нас, Господи, егда приидиши во царствии Своем — и проч. 1)

 

Псалом № 5.

 

Молю Тебя, Дарю Господи, мой Боже, дай же мне, Боже, в небесном Твоем поле ложе; Ты бо Творец мой, к Тебе прибегаем, в Твои руци меня придавают. Дева Мария, — в Тебе благодать, прошу Тебя, присный, изволь сохранять. Ангел мои святой, присный мой хранитель, в любви Божьей будешь мне учитель. Аще кто восхощет самого себя познать, тот да пустится разумом искать. Аще кто скоро от сна восстанет, Господа прославит, душу и тело, всей жизни здравие. Отроче блаже, сызмала учися, во всяком деле Господу молися. Господь стоит в юных, завсегда в деле быша, старые имают покой себе жизни. Праздность старых людей повреждает, а молодым наипаче во вред пребывает. Пити в юне отнюдь гнушайся, на явственный мир приобщайся. Многие питая ум помрачают, человека ни во что обращают. Чадо! избытка во всем стерегися, в благом разе правды держися; сыну глупому ее в помощь богатство, аще не купит себе мудрости изрядства; ото многих словес в грехах не у бежиши, всякому себя на посмех явися. Бесчестная слава всем срам сотворяет, того бо устрашаться юным подобает; всяк не держися греховной ветви, всюду будут без стыда сидети, а вы, юные дети, отнюдь в смех

—————

1) Ф. В. Ливанов, „Раскольники и Острожники", т. II, стр. 61.

 

— 229 —

не лгите, в том бо не будет вам под старость бед имети; юности лгати зело не потребно, под старость каждому будет вредно. Дети владычные, в красотах себя не прельщайте, но смерть, суд, муку, царствие присное помышляйте; злое, нечистое каждому человеку отымет сил лет его веку, аще кто сызмлада драгой своей славы не утратит, всюду ему Господь с честью заплатит. Возьмет радость, где в небе много, аще не даст кому лепоты и природы, тот да исполнится смыслом тот день на свободе. Старые и юные, всему все внемлите, любовью к Богу ум, сердце прозрите. Богу нашему слава! 1)

 

Псалом № 6.

 

Бог есть Дух Свят, сам себе святое место, душа Его, тело — бессмертные; не рожден, не сотворен, вечная самобытная, оболчится светом яко ризою, вечным своим бессмертием; на сем месте поклоняемся Отцу и Сыну, Святому Духу; Твое же, Господи, владычество вся на небеси и на земли, в морях, во всех безднах. Тебе единому, Отцу небесному, было угодно возлить сильное могущество десницею своею. Когда будет от вечерней зари звезда, тогда я вас буду судить своею истинною правотою. Сгоню я вас ради правды на морение острова по единому, по двое, по трое ради имени своего святого. Молим и просим Тебя, единого Господа, сотворившего небо и землю, когда явишься посереди язык, восприемлешь корень отеческой жизни, природу Вышнего, тогда собери нас расточенных от четырех крыл земли. Путь Твой именно святой, стезю свою посреди нас упокой. Опочи с нами роду родов, сей век на будущий век помяни нас, Господи, когда приидешь во царствие свое. Богу нашему слава! 2)

—————

1) В. Ольховский. Обряды духоборцев, стр. 253, журн. „Нар. Хозяйство".

2) Бонч-Бруевич. Животная книга (рук.), пс. № 60.

 

— 230 —

Псалом № 7.

 

Тако глаголет Господь: небо — престол Мой; земля — подножие ног Моих. Какой дом Мой, какое место покоища Моего, вся бо сия сотвори рука Моя. На кого возрю: на кроткого, на молчаливого, трепещущего словес Моих. Близок Господь сокрушенным сердцам, смиренных духом спасет. Аще кто волю Божью творит, того и Бог поcлушает. Вышнее, нерукотворенное в церквах не живот и ниже от рук человеческих приемлет рождение. Плотское крещение — не истинное моление; частое махание — бесы радуются, а мы молимся Богу единому, сотворившему небо и землю. Бог есть Дух, Бог есть слово, Бог есть человек; достойно Богу истинному и Духу истинному молиться и кланяться. Богу нашему слава! 1)

 

Псалом № 8.

 

Како Тебе мы имеем любити Господа своего; Ты бо еси живот мой, Ты бо еси мое спасение, слава и похвала; Ты бо еси моя богатства, вечная сокровища; Ты бо еси моя надежда и упование; Ты бо еси мое радование, вечный покой, лучше ли мне любить вещь суетную или вещь безвестную, превратную или погибельную, ложную, нежели Тебе, истинного живота моего? Живот Ты еси, мое спасение: сего ради всю надежду мою, вся упования моя, вся желания моя в Тебе едином полагаю. Тебе, Господи, взыщу всем сердцем моим, всею душою моею, всем помышлением моим; к Тебе единому во углубленье имам вся внутренняя, членова мнози; к Тебе единому излиюсь; весь буду в Тебе, а Ты во мне. Увем и познаю Тебе во истинном во едином истинного Бога Господа, Его же послал, Иисуса Хри-

—————

1) Там же, псалом №7.

 

— 231 —

ста. Во свете Твоем узрим свет благодатию Твоего Пресвятого Духа. Богу нашему слава! 1)

 

Псалом № 9.

 

Кто возлюбит печать Господню, тому на земле тесно жить и охульно слыть, а кто возлюбит печать антихристову, тому на земле пространно жить, похвально слыть. Царь истинный наказ наказывает: друзья мои, братья, сестры духовные, надеющиеся товарищи, что же вы не плачете о своих душах, не рыдаете? К кому вы прибегнете, кому вы свою головушку приклоните? Есть у нас един Господь, а иного нету, а у них есть попы-наемники, разложили они власы долгие, разогнали наших праведных свидетелев, где эти праведные свидетели свидетельствуют? Терпите, мои други, терпите Христа ради. Не умочь вам будете терпеть, — убегайте в леса темные, умирайте смертью голодной, во веки не умрете, во веки живы будете. От востока солнца до запада течет, ревет река огненная. Ожидайте, грешники, вам мучиться не отмучиться, горящий огонь от вас не угасится. Богу нашему слава! 2)

 

Псалом № 10.

 

Псалом духоборцев, который они пели, когда их избитыми гнали казаки к губернатору после сожжения оружия, 30 июня 1895 г.

 

Тебя ради, Господи, возлюбил врата тесные;

Тебя ради, Господи, оставил отца и матерь;

Тебя ради, Господи, оставил брата и сестру;

Тебя ради, Господи, оставил весь род-племень свой;

Тебя ради, Господи, оставил все житье-бытье;

—————

1) „Русская Старина", 1906 год.

2) „Листки Свобод. Слова", № 2. Изд. В. Черткова.

 

— 232 —

Тебя ради, Господи, хожу в тесноте гонений;

Тебя ради, Господи, терплю хулы и поношения;

Тебя ради, Господи, хожу алчущий и жаждущий;

Тебя ради, Господи, живу без покровища.

Богу нашему слава! 1)

 

Псалом № 11.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 103; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.78.106 (0.064 с.)