Обращение канадских духоборцев ко всем 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Обращение канадских духоборцев ко всем



Людям.

Канада, село Воекресеновка,

11 февраля 1901 г.

Этим письмом мы обращаемся к людям-братьям всех стран земли и просим сказать нам: есть ли где такая область и такое общество, среди которых мы были бы терпимы и могли бы поселиться и кормиться, и нас не заставляли бы за это быть нарушителями законов нашей совести и правды.

Нас называют духоборцами, а мы хотели бы заслужить имя всебратьев, потому что стараемся быть для всех людей братьями без различия рода и племени.

Пять лет назад, будучи на Кавказе, мы признали необходимым для себя выполнение без ограничения заповеди Божьей „не убий“ и отказались от исполнения воинской повинности. Вследствие этого мы принуждены были в конце 1898 и начале 99 гг. переселиться в Канаду в количестве около 7000 душ.

Здесь, прожив около двух лет и ознакомившись с порядками страны, мы подали следующее прошение канадскому правительству:

Во имя Господа Бога и правды Его.

Заявление и просьба правительству Канады от уполномоченных Общества Всемирного Братства близ Иорктона.

Прежде всего приносим вам от уполномочивших нас обществ искреннюю и глубокую благодарность за то, что вы приняли нас в страну, находящуюся под вашим управлением, заботились о нашем поселении и оказали нам материальную помощь. Мы чувствуем и выражаем вам за все это нашу сердечную признательность. Но теперь, когда мы ознакомились с порядками вашей страны, мы вынуждены просить вас еще об одном деле, — о том, чтобы вы взяли

 

— 176 —

во внимание наши верования, которые мы признаем законом Божьим, и дали бы нам возможность устроиться и жить в управляемой вами стране без нарушения этого закона. Вы, конечно, согласны с тем, что мы не должны идти на явное нарушение закона, который мы признаем выражением правды, установленной Богом, а между тем мы узнали, что у вас есть такие узаконения, исполнение которых будет прямым нарушением этой правды. И вот, указывая ниже на то, что не согласуется в узаконениях вашей страны с тем, что мы признаем правдой Божьей и не можем нарушить, мы просим снисхождения в том, чтобы мы были избавлены от подчинения тем вашим узаконениям, которые не согласуются с правдой Божьей, и чтобы тем самым нам дана была возможность поселиться и жить в управляемой вами стране, не делая для этого явного или скрытого, прямого или косвенного нарушения правды Божьей.

1. В управляемой вами стране установлен такой порядок, что каждый эмигрант-мужчина, достигший 18-летнего возраста, может выбирать себе участок из незанятой земли, записать его на свое имя, и участок становится его собственностью. Но мы не можем следовать такому порядку, не можем записывать земельные участки на личные наши имена и обращать ее в личную собственность, потому что усматриваем в том явное нарушение правды Божьей. Знающий эту правду, знает и то, что приобретение собственности не согласно с нею. Но если по слабости еще извинительно человеку приобретение в собственность того, что производится его трудом и необходимо для удовлетворения насущных его потребностей, как то: одежды, пищи, домашней утвари, то нет оправдания тому человеку, знающему закон Божий, который будет присваивать себе то, что не произведено его трудом, а сотворено Богом для пользования всем людям. Нет оправдания тому чело-

 

— 177 —

веку, который, зная закон Божий, будет обращать землю в собственность и закрепощать ее на свое имя. Не от разделения ли, присвоения и закрепощения земли происходят по преимуществу войны и раздоры между людьми и существуют люди-господа и люди-рабы? Закон Божий повелевает людям жить как братьям, не разделяясь, а соединяясь друг с другом и взаимно друг другу помогая. Но если человек отделяет для себя и присваивает землю, над сотворением которой он не трудился, то как поделится он тем, что произвел трудом своим? И как всякое нарушение правды Божьей вызывает зло, так проникло и к нам новое зло с тех пор, как мы необдуманно стали подчиняться несогласному с этой правдой порядку наделения эмигрантов землею в вашей стране. Уже одно размежевание земли между отдельными нашими поселениями вызвало среди нас прежде неведомые нам несогласия из-за земли. Что же будет, если каждый из нас сделается собственником отдельного участка земли, и каждый участок земли, на котором мы поселимся, станет личною собственностью? Это может послужить большим соблазном для сильного, а для слабого послужит нравственной гибелью. И так, беря все это во внимание, мы просим вас предоставить нам землю для поселения и хозяйственных занятий не на тех основаниях, как отводятся участки всем эмигрантам, а на тех, как отведены у вас земли индейским племенам, в одной окружной меже и без распределения, кому лично какие принадлежат. При этом мы одинаково согласны как на то, чтобы вы признали отведенную нам землю общей нашей собственностью или собственностью вашего государства, но для нас было бы более желательно, чтобы вы признали эту землю отведенной нам в бессрочное пользование. Что касается до платы за пользование землею, то мы согласны производить ее в том размере, в каком вы определите, если будем в состоянии.

 

— 178 —

2. Еще установлен в управляемой вами стране такой порядок, что каждый вступающий в брачный союз для законности этого союза обязан записаться в полицейскую книгу, уплачивая при этом два доллара; развестись же с женою может не иначе как по суду; если же разведется самовольно и женится на другой, то подвергается многолетнему тюремному заключению. И этому установлению мы не можем подчиниться, потому что в этом установлении усматриваем нарушение закона Божьего. Мы не можем думать, чтобы брачный союз становился законным от того, что будет записан в полицейскую книгу и за это будет уплачено два доллара; напротив того, мы думаем, что такая запись и плата уничтожают брачный союз и уничтожают его истинную законность. А истинной законностью брачного союза мы признаем то, когда союз этот возникает и существует свободно; единственно чистое чувство взаимного нравственного влечения между мужчиной и женщиной узаконяет брачный союз по закону Божьему, а не запись в полицейскую книгу и денежная плата. И всякий брачный союз, возникающий из нравственного чувства взаимного влечения, будет законным по суду Божьему, хотя бы не был записан в полицейскую книгу и хотя бы все люди не признавали его законности. Всякий же иной брачный союз, возникающий не свободно, но подневольно, или по похоти, или по какому-либо расчету, будет перед Богом всегда незаконным, хотя бы он были записан во всех полицейских книгах и считался законным всеми людьми. Мы думаем поэтому, что дело узаконения брачного союза принадлежит одному Богу, и потому, никак не можем подчиниться тому, чтобы узаконение наших брачных союзов перешло из ведения Божьего в ведение полиции. Что касается развода, то мы признаем, что всякий разводящийся с женою прелюбодействует и заставляет ее прелюбодействовать, и всякий вступающий в брак с

 

— 179 —

разведенной тоже прелюбодействует. Но рядом с этим мы признаем, что закон Божий есть закон свободы, что явный грех легче тайного и что если возникает брак не из чистого нравственного чувства взаимного влечения, то этот брак будет незаконен от начала, составляя грех прелюбодеяния, а потому когда находящиеся в таком незаконном брачном союзе поймут это, то из двух зол для них будет легче то, когда они уничтожат свой брачный союз и разойдутся. И при этом развод станет законным, если Отец Небесный простит разведшимся их грех и помилует и предоставит им по их совести свободу для заключения новых брачных союзов. Но обо всем этом может ведать только совесть людей, принявших развод; другой же человек ведать этого не может; а потому мы признаем, что никакой человек и никакое человеческое учреждение не могут ведать дел разводов, что эти дела всецело принадлежат ведению Бога и совести разводящихся. На основании всего этого мы не можем признавать правильным и подчиняться каким-либо узаконениям человеческим по делам брачным, твердо зная, что эти дела оставлены Богом в Свое ведение и совести человеческой.

3. Еще установлен в управляемой вами стране такой порядок, чтобы каждый житель давал знать полиции о рожденных и умерших в его семье. Этому порядку мы также не можем подчиниться, потому что не усматриваем в этом надобности для порядка, установленного Богом. Отцу Небесному ведомо, помимо полицейской записи, кого Он посылает в мир и кого призывает обратно. Это ведение Божье только и нужно, только и важно для людей, потому что от него зависит жизнь и смерть каждого, а от записи в полицейскую книгу ничего не зависит, и человек будет жив, хотя бы и не был записан в число живых в полицейскую книгу, пока не призовет

 

— 180 —

его Отец Небесный, и может умереть тотчас же после записи в книгу в число живых.

Мы не отказываемся отвечать, если нас спросят, о числе рожденных и умерших в семье каждого из нас. Если кому это нужно знать, тот пусть спросит каждого из нас, но мы не станем доносить об этом кому-либо.

Указав теперь то, что несогласно в установлениях управляемой вами страны с теми установлениями, которые мы признаем правдой Божьей, мы еще раз просим правительство Канады сделать для нас такое снисхождение относительно пользования землей, брачных союзов и метрических записей, чтобы мы имели возможность, поселяясь в Канаде, не делаться нарушителями почитаемой нами правды Божьей.

Вскоре после этого эмигрантский агент в Иорктоне собрал съезд делегатов 10 южных духоборческих поселений и потребовал без замедления ответа: возьмут или нет обыватели этих селений в личную собственность землю к селениям прилегающую?

Делегаты дали такой ответ:

Селение Каменка, 14 октября 1900 г.

Милостивый Государь,

господин эмигрантский агент в Иорктоне!

Уполномоченные от поселений Всемирного Братства близ Иорктона, находящихся на тауншипах 31 и 12 рядов 27 и 28-го, собрались сегодня в селении Каменке для обсуждения предложенного вами вопроса о том, согласны ли мы принять землю в этих тауншипах через одну секцию, именно те секции четных номеров, которые принадлежат казне, или же, не будучи согласны на это, захотим переселиться на другие тауншипы, за озером Доброго Духа, которые отведены правительством в резерв нашему наро-

 

— 181 —

ду и в которых вся земля может поступить в наше пользование подряд.

Мы обсудили сегодня это дело и пришли к следующему соглашению:

1. Переселение на другие тауншипы будет для нас очень затруднительно даже в том случае, если местность и земля на этих тауншипах будет более удобна для поселения. Нам стоило больших трудов, в продолжение двух лет, построить те жилища, в которых мы теперь находимся, и многие из нас, вследствие непомерности этих трудов, дошли до болезненного изнурения. Поэтому начинать снова постройку, при тех слабых средствах, которыми мы обладаем, будет для нас очень тяжело, и было бы очень желательно избегнуть этого.

2. Но если правительство находит удобным для себя, чтобы мы переселились на другие тауншипы, то мы согласны и на такое переселение; также согласны принять в свое пользование землю через одну секцию на тех тауншипах, на которых теперь находятся наши селения, и на соседних. Вообще мы согласны принять всякую землю, сколько-нибудь удобную для нашей жизни, которую правительство определить нам в пользование, и за это останемся благодарны.

3. Но мы не можем принять никакой земли в личную собственность и просим, чтобы нас не принуждали к этому. Мы не можем принять земли в собственность даже для одной формы, ради того только, чтобы прийти в соглашение с земельными законами Канады, не можем этого сделать потому, что усматриваем в наложении всякой печати собственности на землю основное нарушение всего закона Божьего.

Мы признаем собственником земли одного Бога-Творца, который определил ее в пользование всего живущего и человека в особенности, по превосходству человека и еще

 

— 182 —

потому, что человек в особенности способен с пользой приложить свой труд к земле и сделать ее более производительной.

Поэтому мы признаем, что земля должна находиться по преимуществу в пользовании тех людей, которые будут прилагать к ней свой труд. И это такая очевидная истина, против которой ничего нельзя сказать.

Но почему же в настоящее время именно те, которые хотели бы приложить свой труд к земле, почти везде лишены этой возможности или обязаны, за приложение своего труда, платить тем, которые и не думают о приложении своего труда? Почему трудящиеся почти везде лишены свободы приложения труда и пользования землею, а те, которые живут праздно, владеют и пользуются землею? Почему существует такая вопиющая несправедливость и явный беспорядок в общественной жизни? Потому что существует земельная собственность. Не будь земельной собственности, землею бы пользовались только те, которые прилагали бы к ней свой труд.

Поэтому всякому, даже не верующему в бытие Божие и не признающему Бога единственным творцом и собственником земли, но признающему необходимость справедливости и порядка в общественной жизни и не желающему быть их нарушителем, нельзя быть собственником земли. А мы еще, кроме того, признаем Бога и считаем Его единственным собственником и творцом земли.

Как же можем мы решиться налагать на землю печать собственности?

Поэтому мы просим, чтобы нас не принуждали к этому.

4. Закон Божий мы признаем однако законом совершенной свободы, а потому постановили, помимо настоящего соглашения уполномоченных, запросить лично каждого домохозяина, в пределах поселения Всемирного Братства близ

 

— 184 —

Иорктона, о его намерениях и желаниях относительно владения и пользования землею, и просить тех, которые пожелают сделаться собственниками земли, уведомить вас об этом поскорее.

———

Наконец, еще после нескольких переговоров с чиновниками, духоборцы получили от правительства Канады следующий прямой отказ, хотя и не прямо выраженный, на их прошение от 22 июня:

 

Семену Семенову, Василию Попову и др.
село Благодаровка.

Оттава, 7 января 1901 г.

Милостивые Государи!

По отношению к вашему прошению, поданному канадскому правительству 22 июня прошлого года, имею честь сообщить вам, что со времени моего свидания с вашими старичками в ноябре месяце, я обсудил здесь с властями вопросы, составлявшие предмет вашего прошения, и в ответ вам могу только заявить то, что было уже написано, а именно, что по отношению к вопросу о принятии земли это может быть сделано только обыкновенным образом. Когда ваши доверенные приехали из России в Канаду, они заявили требование, чтобы каждый человек получил от правительства 160 акров земли.

У нас только один порядок выдачи поселенцам казенных земель (гомстедов) и для каждого поселенца, являющегося в Манитобу или северо-западный территории правила одни и те же, совершенно независимо от его национальности или религиозных верований. Эти правила и постановления суть результат многолетнего опыта, и дальнейший опыт показал, что они действительно наилучшим

 

— 185 —

образом ограждают как интересы самих поселенцев так и интересы всей страны вообще.

Обращаю ваше внимание на то, что для правительства совершенно невозможно удержать за вами земли, если каждым из вас не подано заявления о записи за ним гомстеда, ибо в противном случае эти земли (занимаемые вами) значились бы по нашим книгам незанятыми, и другие лица могли бы на них поселиться и просить о записи их за ними, и мы бы не имели никаких оснований им в этом отказать.

Я все же могу к этому добавить, что после того, как каждым из вас выполнены будут все его обязанности по принятию гомстеда, каждому лицу, получившему гомстед, будет выдан патент дающий ему полное и безусловное право на владение этой землей, после чего он может распоряжаться ею по своему усмотрению, и если бы тогда ваши братья пожелали назначить доверенных, которым было бы поручено содержать всю землю, ради блага всех, в общем пользовании, то это такого рода дело, в котором вы можете поступать как хотите, и в которое правительство не станет вовсе вмешиваться.

Заметьте, что все ваши друзья и (г-н Моод и общество квакеров в Англии) смотрят на это дело совершенно одинаково с нами. Я поэтому надеюсь, что вы теперь же примете меры, чтобы была записана за вами эта земля.

Как было уже раньше заявлено, если бы оказалось неудобным для ваших братьев теперь же внести следуемые за запись платежи, то все-таки запись может быть сделана, а платежи за нее мы запишем долгом на землю и будем взимать за него 6 % годовых. Патент на землю будет выдан по уплате этого долга.

Правительство совершенно согласно с тем, чтобы вы жили в селах. Посевы же, конечно, должны производиться на гомстедах.

Что касается до той части вашего прошения, в которой речь идет о даче сведений для ведения статистики касательно рождений, смертей и браков, то могу сказать, что хотя это дело находится в ведении местного правительства в Regina, но все же нет никакой возможности исполнить ваши желания на этот счет.

Что касается этого предмета, то для всех жителей Канады от Атлантического и до Тихого океана закон один, и этот закон обязателен для всех, а потому в вопросе о том, чтобы сделать в нем какие-либо изменения для духоборов, ни на одну минуту не может быть и речи.

Должна вестись подробная запись всех женатых лиц, с обозначением имен и времени вступления в брак. Должен быть записан каждый рождающийся ребенок и всякий умирающий. Этот порядок принят во всех не диких странах земного шара, и, насколько мы знаем, против него никто никогда не возражал, и хорошие, не нарушающие закона, люди не имеют никаких оснований бояться исполнять эту часть канадского закона.

В заключение могу заявить, что жители Канады были рады вашему прибытию в их страну. Они намерены отнестись к вам либерально и хорошо; поставить вас в совершенно равное положение с собой; дать вам все преимущества и всю полную защиту своих законов, но, как я заявил уже вам при нашем свидании, никакого особенного закона для ваших братьев сделано не будет, а также к ним отнесутся не иначе, чем к другим поселившимся уже в стране или могущим еще приехать в нашу страну поселенцам.

Как только минет три года вашего пребывания в Канаде, вы станете полноправными гражданами и будете иметь равный с нами голос в деле составления наших законов.

 

— 186 —

Что же касается вашего прошения, то совершенно лишнее продолжать дальнейшее обсуждение вопросов, в нем затронутых, ибо законы страны должны быть исполняемы, и вы сами увидите, когда ближе ознакомитесь с законами Канады, что только люди порочные и безнравственные имеют основание их бояться.

Поэтому я надеюсь, что касательно всех этих предметов вы сами увидите, что ваша собственная выгода состоит в скором и радостном подчинении нашим законам, согласно совету ваших собственных друзей.

Ваш I. G. Surriff.

Заведующий Канадской областью.

 

На этот ответ духоборцы дали следующий отзыв:

 

Воскресеновка, 11 февраля 1901 г.

Господину управляющему правительственными землями от уполномоченных южных поселений Всемирного Братства в Канаде отзыв.

 

Милостивый Государь!

Мы получили ваш ответ на наше прошение от 22 июня, в котором вы доказываете невозможность удовлетворения наших просьб о назначении нам общей земли и другие, и указываете тот способ, которым наши желания могли бы быть удовлетворены впоследствии, когда мы станем полноправными гражданами Канады.

К сожалению, мы думаем, что если бы мы приняли указываемый вами способ удовлетворения наших желаний, то должны были бы заранее отказаться от них.

Мы понимаем, что вследствие разницы между нами и вами в понятиях и целях жизни, правительству настолько же трудно удовлетворить наши желания и тем самым ограничить вмешательство в жизнь законов и власти, на-

 

— 187 —

сколько нам трудно признать жизненным руководством ваши законы. Но мы не забываем вследствие этого добрые отношения к нам правительства и остаемся по-прежнему очень вам благодарны.

А теперь мы вынуждены просить вас о снисхождении в том, чтобы нам позволено было остаться в Канаде до тех пор, пока мы найдем другую страну для поселения или убедимся в том, что людям, которые намереваются установить свою жизнь на христианских началах, нет более места на земле.

Члены Всемирного Братства в Канаде.

(Следуют подписи).

 

Жизнь в канадских духоборческих колониях.

 

Поднятые этими заявлениями вопросы не скоро улеглись, а между тем жизнь шла своим порядком, и ядро общины уже стало образовываться. Вот как описывает состояние этой общины один наш друг, посетивший их осенью 1901 г.

 

(От 19 октября 1901 г.)

„...Продолжаю свое путешествие в глубь прерий и продолжаю описывать свои впечатления.

Вчера в 5 часов утра мы тронулись из Иорктона. Духоборы, привозившие молоть пшеницу, возвращались домой, и я отправился с ними. Погода была теплая и ясная, и, когда взошло солнце, я любовался бесконечною желтою степью, почти-что пустынною; только изредка попадались фермы, и чем дальше от Иорктона, тем они были реже, и наконец на половине пути мы проехали последнюю из них и дальше, миль на пятнадцать, уже не встречали никакого жилья. Степь, сначала совершенно чистая, становилась все больше и больше покрыта кустарником и мелким

 

— 188 —

леском и делалась более волнистою — как будто море застыло в бурю. Часа в четыре дня духоборы указали мне на белый флаг виднеющийся из-за леса, — это было их селение Терпение. Флаг они повесили для того, чтобы, если кто из их села уйдет в степь, лучше мог ориентироваться и возвращался бы в селение по прямому пути.

Через полчаса мы выбрались из кустарника на чистое место, часть которого была распахана, и перед нами через довольно глубокий овраг, забелелся порядок белых домиков. Признаюсь откровенно, на меня это произвело сильное впечатление, гораздо более сильное, чем я ожидал. Это напомнило мне далекую родину, давно не виденную русскую деревню. Это было совсем что-то особенное от того, что я видел последнее время в Европе и в Канаде. Мы спустились в овраг, через который протекает маленький ручеек, переехали его и, выехавши наверх, очутились в селении. Селение расположилось как есть над самым оврагом, на ровной, чистой площадке, вытянувшись в линию по бокам улицы. Все — и местность и селение — выглядывали довольно красиво и весело.

Теперь опишу вам, что я увидал и услыхал и вообще, какое впечатление произвела на меня их жизнь, как на постороннего наблюдателя...

Еще дорогой духоборы мне рассказали, что их селение живет общиною. Приехавшие фургоны остановились около одного амбара, в который и была сложена вся привезенная мука, откуда ее и берет каждая семья по мере надобности.

Селение состоит из 192 душ, которые размещаются в 26 избах семьями. Избы довольно просторные, и если семья порядочная, то достигают довольно больших размеров; так, например, та, в которой я ночевал, состояла из большой комнаты 11 Х 10 аршин, кухни, сеней и другой комнаты немного поменьше, чем первая.


Обрабатывает селение землю, т. е. пашет, сеет, убирает хлеб, косит сено и вообще все хозяйственные работы производит сообща; скот и инвентарь тоже общественные. Они имеют 14 великолепных упряжных лошадей, 6 фургонов, упряжь на всех лошадей, 4 саней, 2 плуга, сенокосилку, дисковую борону, 2 пары быков, 14 дойных коров, 14 телят и много кур.

 

 

Рис. 7. Село Терпение.

 

Селение не имеет никакого долга и имеет 1000 долларов наличных денег. На работе было в этом году около 38 человек, но многие еще не вернулись, так что неизвестно еще, сколько всего заработают, но нужно считать, что minimum 100 долларов каждый человек, — это значит 3000 долларов. Весь скот и лошади помещаются в великолепной, только что отстроенной конюшне, теплой и удобной; в одной половине находятся лошади, в другой — коровы. Сейчас же около конюшни находятся 4

 

— 190 —

огромных скирды сена, сложенных так мастерски, как я не видал нигде у англичан, а поодаль немного скирд соломы и саману. Вся огородина сложена в одном огромном подвале. Вообще селение представляет довольно оригинальный вид: около домов почти нет никаких пристроек и никакого хозяйства, только куры шляются вокруг да изредка собаки, для которых не нужно палки, — они встречают дружелюбно каждого, помахивая хвостом и почти никогда не лая (это особенность канадских собак).

Все хозяйственные постройки находятся с одного боку селения, как раз посреди него; там же находится весь инвентарь и немного в стороне — ток. Очень интересно смотреть, когда утром собираются туда мужчины убирать лошадей и собираются на какую-нибудь работу: ребятишки, чтобы чистить конюшню, женщины, чтобы доить коров.

Вообще жизнь и порядок этого селения мне очень и очень понравились; нужду, если она была, оно пережило и теперь пошло по дороге спокойной, сытой и зажиточной крестьянской жизни, — в этом не может быть ни малейшего сомнения и этого сомнения нет ничуть у них самих. Если даже принять в соображение, что в три-четыре года раз мороз может побить хлеб, то и тогда несомненно, что они будут жить достаточно и богатеть. Скот здесь, — говорят они, „размножается как пчелы; не заметишь, откуда что берется". Да оно и понятно, когда посмотришь на бесконечные степи и траву, которой они покрыты и теперь еще, хотя уже и высохшей.

Недостатки и неудобства их жизни: много комаров летом, больше холода зимой, — это, так сказать, недостатки стихийные, которые не поддаются изменению, хотя говорят, что комары вообще уменьшаются по мере разработки земли и заселения местности; ну, а уж с холодами нужно примириться. Недостатки же, которые могут быть изменены, — отсутствие мельниц и паровых молотилок.

Это вещи, которые духоборы обязательно должны иметь, и они очень озабочены, чтобы приобрести это... Я думаю, что они разрешат этот вопрос быстро и заведут мельницы и молотилки, так как выгодность этого очевидна, и духоборы это отлично понимают"...

———

В это время произошло событие, взволновавшее духоборческое поселение. Это было образование среди духоборов одной радикальной группы, пожелавшей довести до конца свои стремления к достижению полной свободы от всякого насилия. Движение это описывает духоборец В. А. Потапов в письме своем к нам 1).

„О том, что сообщают в газетах о духоборском движении, должно быть, верно. Движение сделалось великое, что, конечно, и рисует печальную картину. Может быть, все эти люди велико ошибаются в своих поступках, что налагают на себя того, чего невозможно нести. Но многие из них легко и спокойно это переносят. Вот с чего оно началось: что люди много думали и говорили о том, что незаконно они живут. Указуют то, что мы все не едим мяса, для того, чтобы не разрушать жизнь, а сами обзавелись скотом, не годных же для молока и состаривших продаем на убой, деньги же, вырученные от продажи жизни, употребляем — для своих потребностей, покупая шкуры для прикрытия своего тела и прочее — это нам всем показует то, что мы все равно участвуем в войне. Но часть из нашего круга пожелала улучшить жизнь более законною, они вместе с тем отпустили на волю и лошадей, для того, чтобы не насиловать никакое животное, а сами приняли весь труд на себя.

—————

1) Мы сохранили характерный стиль оригинала, исправив только орфографические ошибки. Сост.

 

— 192 —

Скот весь правительство продало на 15 тысяч с лишком. Выручениям деньги от продажи скота находятся у иорктонского агента.

После того им опять начало казаться то, что для них люди работают в рудниках, и даже многие в этой работе жертвуют собою, и чтобы не участвовать в этом страшном труде, они отбросили все то, что добыто из руды. И чтобы не служить „маммоне", а только Богу, они все деньги, которые находились у них, отдали агенту, а сами хотят приучиться жить без денег.

По их понятию, что Христос в настоящее время должен явиться в мир, что, конечно, их и вызвало пойти в мир, как бы навстречу Христу, которого впоследствии они встречали где-то далеко в сердце своем.

Скажу тебе поистине, дорогой Павел Иванович, как это во мгновение ока сделалось... я просто не могу представить себе: что их вызвало пойти? Наоборот, я знаю, что у них энергии много, но почему-то так слепо поступают, я этого не знаю. Вы наверно помните Ефимушку Власова и Кузьму Невакшонова, эти-то лица и были возбудителями этого дела. Сначала выступило из ихнева села 8 семей и направились по селам. Входя в село, вызывали идти с ними на брачный „пир“. Если желающие были идти с ними, то они оставались ночевать, а если нет, то продолжали путь далее, таким образом обойдя все села и захватив с собою всех желающих. Желающих оказалось чуть не две тысячи, и вся эта группа направилась на Иорктон, не взяв с собою ни одежды, ни хлеба на дорогу; больных, старых и малых несли на носилках. Придя в Иорктон в один студной день. Правительство женщин, старых, слабых и малых отделило от мужчин; женщин с детьми и прочими, поместили в эмигрантском доме и в прочих домах. А мужчин отогнали от города на одну милю; и там под открытым

 

— 193 —

небом ночевали. Утром полиция хотела силой заворотить на участки, но почему-то ей не удалось, духоборы уперлись, полиция начала было двигать их лошадьми, но кто-то из стоявших закричал, что это беззаконие, и тогда полиция отступила от них, а сами духоборы двинулись в путь далее, партия их состояла около 500 человек. Правительство по дороге скрозь предупредило, чтобы хлеба и никаких съестных припасов не давали. Все это время, путешественники питались ягодой (сербериной) и зернами, которые они находили в соломе, и на тех местах, где стояла молотильная машина, ночевать приходилось более под открытым небом. Правительству хотелось, чтобы путешественники сами убедились в том, что нельзя идти без пищи, и воротились бы назад, но наши путешественники продолжали путь все далее и далее, пройдя от Иорктона около 200 миль. Но все-таки правительство не могло вытерпеть; в городе Минедосе силой затащили в вагоны всю партию и привезли в Иорктон, а потом на участки. Вслед за ними и женщин с детьми доставили на участок. Правительство доставляет им муку и другие необходимости. Но что и как они будут дальше жить, я этого не знаю. Думаю только то, что духоборцы, может быть, послушаются совета Петра Васильевича, которого на днях ожидаем.

„Все их путешествие от Иорктона до Минедоса 11 дней, а из сел до Иорктона 3 суток, а по селам 22 дня“.

 

———

 

V.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 17; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.16.184 (0.097 с.)