Работу социального педагога можно условно разделить на три направления: 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Работу социального педагога можно условно разделить на три направления:



1. Индивидуальная работа с учащимися: проведение бесед, тренингов и др. с целью повышения самооценки подростка, его самоутверждения в классе, укрепления чувства «мы».

При проведении индивидуальной работы необходимо учитывать требования:

- безопасный диалог возможен только в атмосфере взаимного доверия: если ребенок не доверяет взрослому, он не придет к нему за помощью и не примет ее даже в самой трудной ситуации; всерьез его проблемы, вряд ли он сможет оказать ему сколько-нибудь существенную помощь в решении этих проблем;

- взаимное доверие предполагает наличие у педагога установки на оказание индивидуальной помощи, а у воспитанника готовности ее принять, пойти на добровольный контакт со взрослым, стремление найти у него понимание и поддержку;

- в первую очередь, это его позитивная «Я-концепция»: человек, не уверенный в себе, воспринимающий себя негативно не сможет вселить в другого оптимизм и готовность преодолевать трудности с верой в себя;

- умение поддерживать и развивать теплые, доверительные взаимоотношения с воспитанником, создавать у него чувства открытости и свободы в общении показать насколько важны для взрослого его личные проблемы;

- особое значение в диалоге с подростком имеет чувство юмора взрослого;

- индивидуальная помощь будет более эффективной, если педагог обладает достаточным методической компетентностью, то есть владеет методиками контактного взаимодействия, умеет вести индивидуальную беседу, использовать психолого-педагогические коммуникативные приемы;

- гармоничное сочетание личностного, дифференцированного, возрастного и индивидуального подходов.

2. Работа с семьей:

- беседы с родителями, семейное консультирование;

- выявление проблем между подростками и родителями через различные виды тестов, анкеты и т.д.;

- проведение совместных мероприятий (спортивных, интеллектуальных, развлекательных) с целью обогащения коммуникативного пространства класса и укрепления благоприятного микроклимата в семьях;

- трудотерапия (выполнение общественных поручений на дому совместно с родителями);

-  организация работы в «родительских» группах.

 

При работе с родителями социальному педагогу желательно придерживаться следующих принципов для построения конструктивного диалога:

1) Принцип равноправия: и социальный педагог, и родители школьника являются равноправными субъектами взаимодействия, направленного на решение его возрастных задач и индивидуальных проблем. Преимущество социального педагога – его профессионализм. Преимущество родителей – опыт семейного воспитания и лучшее знание ребенка, поэтому ни та, ни другая сторона не должна диктовать свои условия и осуществлять «пристройку сверху».

2) Принцип безопасного диалога: достижение общей цели родителями школьника и социальным педагогом возможно только в атмосфере взаимного доверия и отсутствия страха друг перед другом. Молодому социальному педагогу следует не бояться родителей учеников, маскируя свой страх поучительным тоном или дистанцированием от них, а спокойно и достойно разъяснять свою позицию и свои цели, согласовывая их с позициями и целями другой стороны.

3) Принцип «поля пересечения»: если социальному педагогу удастся показать родителям школьника, что он искренне хочет добра их ребенку, что он заинтересован в его успехе и благополучии, то они рано или поздно примут его позицию и будут открыты для диалога.

4) Принцип «точки опоры»: точкой опоры сотрудничества социального педагога с семьей школьника может быть только безусловное принятие его социальным педагогом. Эти принятие выражается в том, что социальный педагог видит и называет родителям ребенка в первую очередь его достоинства, а не недостатки. Последние же должны не констатироваться и предъявляться в виде обвинения родителям и школьнику, а рассматриваться в качестве проблемы, требующей совместного поиска путей решения.

5) Принцип конструктивности: любое взаимодействие социального педагога с родителями воспитанника должно иметь четкую цель и определенный результат: всякий беспредметный разговор и пустая трата времени могут вызвать у родителей чувство раздражения и нежелание продолжать сотрудничество.

6) Принцип оптимизма: какой бы сложной ни была проблема ребенка, каким бы неприглядным ни выглядел его поступок, социальный педагог не должен опускать руки и демонстрировать его родителям полное разочарование и неверие в лучшие изменения. Оптимистическая вера в воспитанника и стремление помочь ему в любой ситуации – основа индивидуальной помощи, осуществляемой социальным педагогом вместе с родителями.

Важнейшими признаками благоприятного психологического климата коллектива являются: доброжелательная и деловая критика; свободное выражение собственного мнения при обсуждении вопросов, касающихся всего коллектива (класса, группы); отсутствие давления преподавателей на учеников и признание за ними права принимать значимые для группы решения;  достаточная информированность членов ученического коллектива о его задачах и состоянии дел при их выполнении; принятие на себя ответственности за состояние дел в классе каждым из ее членов и пр.

Таким образом, характер психологического климата подросткового коллектива зависит от уровня групповогоразвития. Между состоянием социально-психологического климата развитого коллектива и эффективностью совместной деятельности его членов существует положительная связь.


Выводы по 2 главе

Экспериментальное исследование межличностных отношений со сверстниками проводилось на базе МБОУ «Открытая (сменная) общеобразовательная школа». В состав исследуемой группы вошли 14 подростков 8 класса, из них 9 мальчиков и 5 девочек. В ходе экспериментального исследования были использованы следующие психодиагностические методики: «Социометрия» Дж. Морено, «Оценка коммуникативных навыков» (Е.И.Рогов), «Психологический климат в коллективе» (Э.Р.Ахмеджанов).

Полученные результаты диагностического исследования свидетельствуют о том, что участники группы представляют собой диффузную, мало сплоченную группу, находящуюся на низкой стадии развития, где межличностные отношения носят ситуативный характер, о чем свидетельствуют наличие «отверженных» в группе, низкий уровень коммуникативных навыков и не вполне здоровый психологический климат в классном коллективе. В связи с этим подростки нуждаются в проведении целенаправленной психолого-педагогической работы по оптимизации межличностных отношений со сверстниками.

На основании результатов диагностического исследования нами был разработан комплекс упражнений по развитию межличностных отношений подростков со сверстниками исследуемой группы. Все упражнения представлены в 7 занятиях. Цель упражнений состоит в оптимизации межличностного взаимодействия в формальном коллективе подростков в условиях школы. При составлении занятий нами были использованы материалы: А.А. Осиповой, Н.И.Козловой.

 


Заключение

В ходе данного исследования была рассмотрена тема «Особенности межличностных отношений в подростковом возрасте со сверстниками».

Подростковый период – это самый ответственный период, поскольку здесь складываются основы нравственности, формируются социальные установки, отношения к себе, людям, к обществу. Кроме того, в данном возрасте стабилизируются черты характера и основные формы межличностного поведения. Все эти качества развиваются в процессе общения подростка с людьми. возрастная задача развития навыков межличностного взаимодействия становится для подростка наиболее значимой и актуальной, поскольку отрочество является наиболее сензитивным периодом для развития навыков межличностного взаимодействия.

Проблема данного исследования состояла в том, чтобы выявить каковы особенности межличностных отношений в подростковом возрасте со сверстниками.

Цель нашей работы, заключавшаяся в исследовании особенностей межличностных отношений в подростковом возрасте со сверстниками, достигнута.

Задачи решены следующим образом:

1. В соответствии с первой задачей мы раскрыли сущность проблемы межличностных отношений, условия и факторы их развития в подростковом возрасте. Межличностные отношения, вслед за субъективными связями, главным образом эмоционального и атрибутивного характера, относятся к эмоциональной структуре группы, хотя, безусловно, в них присутствует и когнитивный элемент. Они возникают в результате обобщения ситуативных эмоциональных реакций членов группы на личностно значимые для них проявления со сторон сверстников или под давлением общественного мнении группы. Имеются указания на динамический характер межличностных отношений, на их модификацию под влиянием меняющихся ценностных ориентаций, как отдельных личностей, так и группы, на постоянные их эмоциональные всплески и спады. Согласно концепции В.Н.Мясищева, теорий Я.Л. Коломинского, А.А.Бодалева, Н.Н.Обозова, А.В.Петровского, В.В.Шпалинского о критериях коллектива, понятии референтности, складывается вывод, что общение становится ведущим видом деятельности в подростковом возрасте. Именно в этом возрасте осваиваются нормы социального поведения, нормы морали. Д.И.Фельдштейн выделяет три формы общения подростов: интимно-личностную, стихийно-групповую, социально-ориентированную. Л.А.Поварницына выделяет пять групп трудностей общения.

Общение подростка во многом обуславливается изменчивостью его настроения. Характерными для подросткового возраста являются имитации чьего-либо поведения, особенно значимых взрослых, поэтому особенно важно учитывать стили и типы родительского взаимодействия с подростком в семье.

В отрочестве общение со сверстниками приобретает совершенно исключительную значимость, особенно значение чувства «мы» и принадлежности к группе. В подростковом возрасте у детей складываются две разные по своему значению для психического развития системы взаимоотношений: одна – со взрослыми, другая со сверстниками. Обе продолжают формироваться. Выполняя одну и ту же общую социализирующую роль, эти две системы взаимоотношений нередко входят в противоречие друг с другом по содержанию и по регулирующим их нормам.

2. В соответствии со второй задачей мы выявили возможности психолого-педагогической помощи подросткам с трудностями межличностных отношений со сверстниками. Отрочество сензитивно для развития средств общения. Однако зачастую дети не умеют правильно общаться, испытывают трудности в поиске эффективных коммуникативных средств. В связи с этим важными задачами коррекционной работы являются: формирование навыков эффективных способов общения; развитие умения слушать и понимать собеседника; развитие рефлексивных способностей. Коррекция межличностных отношений является групповой формой коррекционной работы с детьми подросткового возраста. В ней четко определяются специфические формы, методы и средства коррекционного воздействия на межличностные отношения подростков.

3. В соответствии с третьей задачей мы изучили особенности межличностных отношений подростков со сверстниками. Экспериментальное исследование межличностных отношений со сверстниками проводилось на базе МБОУ «Открытая (сменная) общеобразовательная школа». В состав исследуемой группы вошли 14 подростков 7 «а» класса, из них 9 мальчиков и 5 девочек. В ходе экспериментального исследования были использованы следующие психодиагностические методики: «Социометрия» Дж. Морено, «Оценка коммуникативных навыков» (Е.И.Рогов), «Психологический климат в коллективе» (Э.Р.Ахмеджанов).

Полученные результаты диагностического исследования свидетельствуют о том, что участники группы представляют собой диффузную, мало сплоченную группу, находящуюся на низкой стадии развития, где межличностные отношения носят ситуативный характер, о чем свидетельствуют наличие «отверженных» в группе, низкий уровень коммуникативных навыков и не вполне здоровый психологический климат в классном коллективе. В связи с этим подростки нуждаются в проведении целенаправленной психолого-педагогической работы по оптимизации межличностных отношений со сверстниками.

4. В соответствии с четвертой задачей мы разработали комплекс упражнений по развитию межличностных отношений подростков со сверстниками.Все упражнения представлены в 7 занятиях. Цель упражнений состоит в оптимизации межличностного взаимодействия в формальном коллективе подростков в условиях школы. При составлении занятий нами были использованы материалы: А.А. Осиповой, Н.И.Козловой.

Исходя из этогогипотеза,о том, что своевременное изучение особенностей взаимоотношений подростков со сверстниками позволит разработать и предложить комплекс упражнений по развитию межличностных отношений подростков со сверстниками подтвердилась.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в нём проведен анализ психолого-педагогической литературы и изучены теоретические основы проблемы межличностных отношений подростков, определены условия и факторы развития межличностных отношений в подростковом возрасте, выявлены возможности психолого-педагогической помощи подросткам с трудностями межличностных отношений в условиях общеобразовательной школы.

Практическая значимость исследования состоит в том, что в нём изучены особенности межличностных отношений подростков со сверстниками, разработан комплекс упражнений по развитию межличностных отношений подростков со сверстниками.Материалы данного исследования могут быть использованы в практической деятельности педагога-психолога, социального педагога, педагога дополнительного образования в развитии межличностных отношений подростков со сверстниками.

В перспективе планируется увеличение выборки испытуемых и проведение программы психолого-педагогической помощи подросткам в развитии межличностных отношений со сверстниками.

 


Список литературы

1. Актуальные проблемы психологии образования: Материалы Третьей региональной научно-практической конференции. – Н.Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2004. – 334 с.

2. Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: ИЦ «Академия», 2010. – 284с.

3. Аракелов Г.Г., Жариков Н.М. Учителям и родителям о психологии подростка. - М.: Изд-во УРАО, 2006. – 163 с.

4. Бедельбаева Х.Т. Влияние общения на избирательное отношение детей к социальным и несоциальным сигналам. Новые исследования в психологии. – М.: Генезис, 2005. – 205 с.

5. Бодалов А.А. Восприятие и понимание человека человеком. – М.: Просвещение, 2009. – 251 с.

6. Бодалев А.А. Личность и общение. Избранные труды. – М.: Знание, 1983. – 306 с.

7. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М. Знание, 1968. – 311 с.

8.  Божович М. Психологическое изучение детей в школе-интернате. - М.: Знание, 1960. – 273 с.     

9. Большая энциклопедия психологических тестов – М.: Изд-во ЭКСМО, 2005. – 416 с.

10. Брудный А.А. Понимание и общение. – М.: ТЦ СФЕРА, 2007. - 264с.

11. Васильев И.В. Тренинг преодоления конфликтов. – СПб.: Речь, 2007. – 174 с.

12.  Вачков И.В. Групповые методы в работе школьного психолога. – М.: Ось-89, 2002. – 224 с.

13.  Выготский Л.С. Собрание сочинений. – М.: Просвещение, 1984. – 325 с.

14.  Годовикова Д.Б. Влияние общения со взрослыми на общение детей со сверстниками. Исследование по проблемам возрастной и педагогической психологии. - М.: Генезис, 2003. - 308 с.

15.  Горелов И.Н., Житников В.Ф., Зюзько М.В., Шкатова Л.А. Умеете ли вы общаться? – М.: Дело, 1991. – 140 с.

16.  Григорьева Т.Г., Ленская Л.З. Основы конструктивного общения. Методическое пособие для преподавателя. – М.: Педагогика, 2007. – 209 с.

17.  Драгунова Т.В. Психологические особенности подростка. Возрастная и педагогическая психология. - М.: ВЛАДОС, 2010. – 356 с.                                                             

18.  Давыдов А.В., Запорожец А.В., Ломов Б.Ф. Психологический словарь. - М.: Просвещение, 1993. – 508 с.

19.  Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. – М.: Академический проект, 2003. - 311с.

20.  Додонов Б.И. Потребности, отношения и направленность личности // Вопросы психологии. – 1973. - № 1. – с.18.

21.  Дубровина И.В. Формирование личности в переходный период: От подросткового к юношескому возрасту. - М.: Просвещение, 1987. – 247 с.

22.  Дубровина И.В. Практическая психология образования.- М.: Просвещение, 2009. – 517с.

23.  Джонсон Д.У. Тренинг общения и развития / Пер с англ. – М.: Прогресс, 2001. – 248 с.

24.  Загвязинский В.И., Зайцев М.П., Кудашов Г.Н., Селеванова О.А., Строков Ю.П. Основы социальной педагогики: Учебное пособие для студентов педагогичнских вузов и колледжей / Под ред. П.И.Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 2002. – 160 с.

25.  Каган М.С. Мир общения. – М.: Просвещение, 1988. – 315 с.

26.  Казнова Г.В. Взаимосвязь общественно-полезной деятельности и общения подростков // Вопросы психологии. – 1983, № 3. – 348 с.

27.  Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль, 1996. – 237 с.

28.  Ковалев Г.А. О возможностях «активной» коррекции межличностных отношений. Семья и формирование личности.  - М.,1981. – 319 с.       

29.  Козлов Н.И. Психология межличностных отношений. - М.: Просвещение, 1995. – 70 с.

30.  Коллектив. Личность. Общение: Словарь соционально-психологических понятий. – СПб.: Речь, 2001. – 463 с.                                                

31.  Коломинский Я.Л. Психология детского коллектива. Система личностных взаимоотношений. – Минск: ЕГУ, 2002. – 237с.

32.  Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений. – Минск: ЕГУ, 2000. – 251 с.

33.  Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. – Минск: ЕГУ, 2006. – 283 с.                     

34.  Кон И.С. Психология старшеклассника. Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1980 - 189с.

35.  Кулагина И. Ю., Колюцкий В. Н. Возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: ТЦ Сфера, при участии «Юрайт», 2002. – 464 с.

36.  Лунев П.А., Соснин В.А. Учимся общению: взаимопонимание, взаимодействие, переговоры, тренинг. - М.: Гардарики, 2003. – 115с.

37.  Леонтьев А.А. Педагогическое общение - М.: Знание, 1979. – 272с.

38.  Лисина М.И. Общение детей со взрослыми и сверстниками: общее и различное исследование по проблемам возрастной и педагогической психологии. - М.: Просвещение, 1980. – 324с.

39.  Мадорский Л.Р., Зак А.З. Глазами подростков. Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1991. – 237с.

40.  Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. – М.: Знание, 1986. - 180с.

41.  Мир детства. Подросток. - М.: Знание, 1982. – 451 с.

42.  Мудрик А.В. Общение как фактор воспитания школьников. – М.: Просвещение, 1984. – 121 с.

43.  Мухина В.С. Возрастная психология. Учебное пособие. – Ростов н/Д: «Феникс», 2010. - 295с.

44.  Обозов Н.Н. Межличностные отношения. – Ленинград, 1979. – 172 с.

45.  Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. - М.: «Роспедагентство», 2005. - 357с.

46.  Осипова А.А. Общая психокоррекция. Учебное пособие. – М.: ТЦ «Сфера», 2010. - 508с.

47.  Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. – М.: Просвещение, Учебная литература, 2007. – 352 с.

48.  Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 480 с.

49.  Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. – М.: Просвещение, 1993. – 256 с. – (Психол. Наука – школе).

50.  Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. - М.: Творческая педагогика, 1993. – 425 с.

51.  Поварницына Л.А. Психологический анализ трудностей общения. – М.: Просвещение, 1987. – 381 с.

52.  Прихожан А.М. Анализ содержания «образа Я» в старшем подростковом возрасте у учащихся массовой школы и школы-интерната. // Возрастные особенности психического развития детей. - М.: Академия, 2002. – 322 с.

53.  Раттер М. Помощь трудным детям. - М.: Просвещение, 1997. – 163 с.                                                

54.  Регуш Л.А. Наш проблемный подросток: понять и договориться. - СПб.: Питер, 2001. – 199 с.

55.  Степанов Е.Н. Воспитательный процесс: изучение эффективности. - М.: Новая школа, 2001. – 138 с.

56.  Фельдштейн Д.И. Психология современного подростка. - М.: Знание, 1987. – 381 с.

57.  Шкалинский В.В. Психологическая теория коллектива. – М.: Высш. шк., 1999. - 249с.

58.  Щедрина Е.В. Психологическая теория коллектива. – М.: Знание, 1979. – 233 с.

59. Щенникова С. В., Попова Т.А., Ганичева И.А. Тренинг общения: Учебно – методическое пособие. – Арзамас: АГПИ, 2005. – 35 с.

60.  Эриксон Э. Индентичность: Юность и кризис. – М.: Новая школа, 1996 - 327 с.

 


 

Приложение 1.

 

       Текст вопросника.

1. Много ли у вас друзей, с которыми вы общаетесь постоянно?

2. Долго ли вы обижаетесь на своих товарищей?

3. Стремитесь ли вы к знакомству с разными людьми?

4. Вам приятней и проще проводить игры с книгами, чем с людьми?

5. Легко ли вы устанавливаете контакты с людьми, которые значительно старше вас?

6. Трудно ли вы привыкаете к новой компании?

7. Легко ли вам удается устанавливать контакты с незнакомыми людьми?

8. Трудно ли вы осваиваетесь в новом классе?

9. Стремитесь ли вы при удобном случае познакомиться и поговорить с новым человеком?

10. Раздражают ли вас окружающие люди, и хочется ли вам побыть одному?

11. Нравится ли вам постоянно находиться среди людей?

12. Стесняетесь ли вы первым познакомиться с новым человеком?

13. Любите ли вы участвовать в коллективных играх?

14. Вы чувствуете себя не уверенно среди малознакомых вам людей?

15. Вы легко можете развеселить малознакомую вам компанию?

16. Вы считаете, что знакомых должно быть немного?

17. В незнакомой компании вам легко и уютно?

18. Вы боитесь и волнуетесь, когда выступаете перед большой группой людей?

19. У вас много настоящих друзей?

20. Вы испытываете неловкость при общении с противоположным полом?

Приложение 2.

Шкальная оценка.

«1» - характеризует низкий уровень проявления коммуникативных (навыков, учитывая) склонностей.

«2» - характеризует средний уровень коммуникативных склонностей. Испытуемые не стремятся к общению, чувствуют себя скованно в новой компании, коллективе, предпочитают проводить время наедине с собой, ограничивают свои знакомства, испытывают трудности в установлении контактов с людьми, предпочитают избегать принятия самостоятельных решений.

«3» - характеризует средний уровень проявления коммуникативных склонностей. Испытуемые стремятся к контактам с людьми, не ограничивают круг своих знакомств, отстаивают свое мнение, планируют свою работу, однако потенциал их склонностей не отличается высокой устойчивостью.

«4» - характеризует высокий уровень проявления коммуникативных склонностей. Испытуемые не теряются в новой обстановке, быстро находят друзей, постоянно стремятся расширить круг своих знакомств, проявляют инициативу в общении, способны принять самостоятельные решения в трудных ситуациях.

«5» - характеризует очень высокий уровень проявления коммуникативных склонностей. Испытуемые испытывают потребности в коммуникативной деятельности и активно стремятся к ней, быстро ориентируются в трудных ситуациях, непринужденно ведут себя в новом коллективе, инициативны, предпочитают в важном деле или в создавшейся сложной ситуации принимать самостоятельные решения, отстаивают свое мнение и добиваются, чтобы оно было принято товарищами, могут внести оживление в незнакомую компанию, настойчивы в деятельности, которая их привлекает. Они сами ищут такие дела, которые бы удовлетворяли их потребность в коммуникации.

 

           

Приложение 3.

Текст вопросника.

I. Отметьте, пожалуйста, с какими из приведенных ниже утверждений Вы больше всего согласны:

1. Большинство членов нашей группы хорошие, симпатичные люди.

2. В нашей группе есть всякие люди.

3. Большинстве членов нашей группы люди малоприятные.

II. Считаете ли Вы, что было бы хорошо, если бы члены Вашей группы жили бы близко друг от друга:

1. Да, конечно.

2. Скорее да, чем нет.

3. Не знаю, не задумывался.

4. Скорее нет, чем да.

5. Нет, конечно.

III. Как Вам кажется, могли бы Вы дать достаточно полную характеристику:

1. Деловых качеств большинства членов группы:

Да.

Пожалуй да.

Не знаю.

Пожалуй нет.

Нет.

2. Личных качеств большинства членов группы:

Да.

Пожалуй да.

Не знаю.

Пожалуй нет.

Нет.

IV. Обратите внимание на приведенную ниже шкалу – цифра 1 характеризует группу, которая Вам очень нравится, цифра 9 – очень не нравится. В какую из клеток Вы поместили бы свою группу?

1 2 3 4 5 6 7 8 9

V. Если бы у Вас возникла возможность провести каникулы вместе с Вашей группой, как бы вы к этому отнеслись:

1. Это бы меня вполне устроило.

2. Не знаю, не задумывался над этим.

3. Это бы меня совершенно не устроило.

VI. Могли бы Вы сказать с достаточной уверенностью о членах Вашей группы, с кем они охотно общаются по деловым вопросам внутри группы:

1. Нет, не мог бы.

2. Не могу сказать, не задумывался об этом.

3. Да, мог бы.

VII. Какая атмосфера обычно преобладает в Вашей группе. На приведенной ниже шкале – цифра 1 – нездоровая, нетоварищеская атмосфера, цифра 9 – взаимопомощь, взаимодоверие. В какую из клеток Вы поместили бы свою группу?

1 2 3 4 5 6 7 8 9

VIII. Как вы думаете, если бы Вы временно отсутствовали. Стремились бы Вы встречаться с членами Вашей группы:

1. Да, конечно.

2. Скорее да, чем нет.

3. Затрудняюсь ответить.

4. Скорее нет, чем да.

5. Нет, конечно.


 

Приложение 4.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-08-16; просмотров: 90; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.237.255 (0.094 с.)