Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Краткие теоретические сведения.↑ Стр 1 из 4Следующая ⇒ Содержание книги Поиск на нашем сайте
Лабораторная работа № 2
ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИНЕЙНЫХ ЦЕПЕЙ СИНУСОИДАЛЬНОГО ТОКА
Цель работы:
1. Научиться моделировать цепи переменного тока с помощью EWB. 2. Осознать суть выражений для мгновенных значений напряжения и тока. 3. Получить и закрепить знания по основам символического метода. 4. Научится использовать закон Ома и законы Кирхгофа в символической форме. 5. Научится снимать простые частотные зависимости. 6. Научится строить экспериментальные и качественные векторные диаграммы.
Введение
Цепи синусоидального тока достаточно просты с точки зрения расчета. Но, как правило, вызывают у студента большие затруднения. Если не поймешь теорию и расчет этих цепей, дорога к тайнам электротехники и электроники будет закрыта наглухо. Необходимо серьезно поработать и с этим классом цепей. Ниже приведена табл. 2.1 с основными формулами, которые используются в лабораторной работе.
Таблица 2.1
Обратите внимание на столбец «Самые главные». Это не преувеличение. Научишься пользоваться этими формулами, законами будешь понимать мир электротехники. К табл. 2.1 мы вернемся еще не раз. А сейчас приступим к выполнению п.1 цели работы:
1. Исследование цепи R-L синусоидального тока.
Таблица 2.5
Это главные сведения, которые вам потребуются при выполнении первого опыта.
1.2. Расчетная подготовка к проведению эксперимента Исходные данные и задание для выполнения лабораторной работы приведены в табл. 2.5. Таблица 2.5
Сборка схемы. Экспериментальная схема (рис.2.7) содержит новые элементы по сравнению с лабораторной работой №1. Покажем, где они располагаются и как задать параметры.
Рис.2.7 Экспериментальная схема для исследования цепи R-L
1. Выбор источника синусоидальной э.д.с.- e(t) производится в последовательности указанной на рис.2.8.
Рис.2.8 Последовательность выбора параметров источника синусоидальной э.д.с
2. В последовательности указанной на рис.2.9 производим выбор индуктивности - L.
Рис.2.9 Панель параметров индуктивности
3. Блок измерения активной мощности (ваттметр) и выбор параметров при измерении приведены на рис.2.10. В программе EWB нет отдельного прибора для измерения активной мощности. Напомним, активная мощность - среднее значение мгновенной мощности за период: (2.5) В (2.5): P - средняя мощность участка цепи (генератора, всей схемы, резистивных элементов); р(t)- мгновенная мощность участка цепи, р(t) = u(t)i(t), где u(t), i(t) - соответственно напряжение и ток на участке цепи; T-период функции.
Анализ (2.5) показывает: для измерения активной мощности Р необходимо проделать три операции: q «измерить» напряжение и ток на участке цепи; q перемножить напряжение и ток; q проинтегрировать полученный результат. Первая операцияозначает, что к устройству, которое должно произвести пере- множение надо подвести функции равные (или пропорциональные) напряжению и току. С напряжением это просто: с границ участка надо двумя проводами подключиться к устройству. С током сложнее. Устройство, как правило, нельзя включать непосредственно в цепь, чтобы не влиять на величину тока. Поэтому, поступают следующим образом: в участок, где необходимо получить функцию тока включают последовательно небольшое активное сопротивление R, напряжение с которого подают на устройство. По закону Ома это напряжение - , т.е. величина пропорциональная току. Если R=1 Ом, то . В экспериментальной схеме (рис.2.6) производиться измерение активной мощности генератора. Поэтому, к устройcтву перемножения (оно называется умножитель- Multiplier), на вход Y подается сигнал равный э.д.с. генератора – , а на вход X сигнал с сопротивления 1 Ом, по которому протекает ток генератора. Установка умножителя производится с панели рис.2.11.
Рис.2.11 Панель параметров умножителя
Операцию интегрирования осуществляет вольтметр системы DC, с внутренним сопротивлением 1мОм. При этом учтите, что если вольтметр показывает, например,10 вольт, то это означает, что мощность генератора равна 10 Вт. Остальные вольтметры и амперметр системы АС, для измерения действующих значении токов и напряжении. Для правильной работы этой схемы, потребовалось «заземление» двух точек. Элемент «земля» находиться на панели источников.
1.4. Экспериментальный и расчетный анализ.
Анализ проведем, используя табл. 2.6
Таблица 2. 6 Эксперимент начните с частоты генератора . Снимите показания амперметра (А) и ваттметра (W), затем проведите расчет этого режима (ω, cosφ и т.д.) и сравните полученные результаты с теми, которые вы получили при подготовке к лабораторной работе (табл.2.5). При хорошем совпадении, проведите остальные опыты и приступайте к построению графиков. В противном случае разберитесь, в чем дело, сами или с преподавателем. Примечание: и , соответственно индуктивное сопротивление и напряжение на индуктивном сопротивлении.
Таблица 2. 7
Построение графиков табл.2.7 (1, 2 и 3) не должно вызвать затруднений. Сложнее с графиками табл.2.7 (3,5 и 6). Необходимо разъяснить что понимается под , , . Это максимальные значения тока, активной и реактивной мощности в рассматриваемой цепи. Поскольку, вы уже увидели в ходе эксперимента, что данные величины зависят от частоты, то прежде всего необходимо определить значения частот, при которых должен наблюдаться максимум. Исследование начнем с выражения для тока - I:
Комплекс тока: , где
= - действующее значение тока, где const. Простой анализ выражения для тока показывает, что ток имеет максимальное значение при . При этом: . Активная мощность генератора: равна - активной мощности нагрузки. В рассматриваемой схеме, в качестве потребителя активной мощности, имеется только одно активное сопротивление R, а поэтому . А так как R=const, то очевидно, что , когда , на частоте . Реактивная мощность генератора: равна -реактивной мощности нагрузки. В рассматриваемой схеме, в качестве потребителя реактивной мощности имеется только одно реактивное сопротивление , а поэтому . А так как =ωL, зависит от частоты, то для определения частоты, на которой реактивная мощность имеет максимальное значение, исследуем Q на максимум: . Возьмем производную реактивной мощности по относительной частоте – ν= ; При , получим, что если относительная частота , то в схеме потребляется . При построении вышеуказанных зависимостей (табл.2.8) рекомендуем использовать следующие координатные сетки (рис.2.11- 2.13).
Рис.2.11 ; Рис.2.12 ; Рис.2.13 ;
Для анализа полученных графических зависимостей, запишите аналитические выражения для , и т.д. и заполните табл.2.8.
Таблица 2. 9
Вопросы для зачета по 1-ой схеме приведены в конце 2-ой лабораторной работы. Приступим к выполнению пункта №2: 2. Исследование цепи R-С синусоидального тока
2.1. Теоретические сведения Исходная схема имеет вид рис.2.14. Обсудим расчет этой схемы. В схеме нет узлов, одна ветвь, один контур. Следовательно, можно составить одно уравнение по 2му закону Кирхгофа: (2.6) Решение уравнения (2.6), позволяет получить, закон изменения i(t) в любой момент времени c t=0, т.е. с момента включения э.д.с. На рис.2.15 показан характерный для данной цепи график i(t), рассчитанный программой EWB.
Рис.2.15 График тока в цепи R-C при включении на синусоидальное напряжение
Тонкая линия (рис.2.15) это график изменения , жирная линия-это график изменения тока. На этой кривой можно выделить два участка времени: 0 ≤ t ≤ 50 мс: на этом участке график изменения тока отличается от синусоидального, в схеме идет переходный процесс и: t ≥0 5мс. К началу второго участка, переходный процесс заканчивается, в схеме наступает принужденный режим. Принужденный режим - это частное решение дифференциального уравнения (2.6), а так как, е(t) меняется по синусоидальному закону, то и ток в этом режиме меняется по синусоидальному закону, а поэтому для расчета используем символический метод. Э.д.с. поставим в соответствие комплекс: , а рассчитываемому току i(t) комплекс . В уравнении (2.6) присутствует интеграл тока. Мы не знаем ни амплитуды тока , ни начальной фазы , но мы знаем, что ток . Интеграл тока по времени равен: . Эта функция отличается от функции тока множителем 1/ω и начальной фазой - 90○, поэтому, ей на комплексной плоскости будет соответствовать вектор, длина которого в 1/ω раз больше длины вектора тока и повернут относительно последнего на угол - 90○.Учитывая это, можно записать: ~ . По формуле Эйлера: , но . Таким образом ~ , а уравнению (2.6) будет соответствовать уравнение . Разделив на , получим: (2.7) В (2.7): - комплекс емкостного сопротивления. Очевидно, сопротивления R и соединены последовательно и уравнение (2.7) – это уравнение записанное по 2-му закону Кирхгофа для расчетной схемы рис.2.16. Общее (входное) сопротивление схемы-ZВХ относительно зажимов э.д.с. будет равно . Переходя к показательной форме, получим: ,где - модуль входного сопротивленя, - аргумент входного сопротивления.
Используя закон Ома в символической форме, получим: . По известному току I, применяя закон Ома получаем комплексы напряжении на резисторе R: и емкости С: , а затем находим функции (табл.2.10)
Таблица 2.9
Качественную векторную диаграмму для этой цепи, авторы надеются, Вы по- строите сами. Расчет активной мощности в цепи R-C не отличается от расчета в цепи R-L. Реактивная мощность генератора рассчитывается по выражению: . Реактивная мощность нагрузки (в емкости) равна: . Естественно, что должен выполнятся баланс мощностей: .
2.2. Расчетная подготовка к проведению эксперимента
Исходные данные и задание для подготовки к выполнению лабораторной работы приведены в (табл.2.5), расчет цепи R-C.
Сборка схемы. В собранной Вами схеме R-L (рис.2.7), уберите L и поставьте C (емкость). Она находиться на той же панели, где и индуктивность (рис.2.9), слева. Поставьте величину емкости и приступайте к эксперименту.
Таблица 2.10
Эксперимент начните с частоты генератора . Снимите показания амперметра (А) и ваттметра (W), затем проведите расчет этого режима (ω, cosφ и т.д.) и сравните полученные результаты с теми, которые Вы получили при подготовке к лабораторной работе (смотри результаты в табл. 2.6). При хорошем совпадении проведите остальные опыты и приступайте к построению графиков. В противном случае, разберитесь в чем дело, сами или с преподавателем. Примечание: , - соответственно индуктивное сопротивление и напряжение на емкостном сопротивлении.
Таблица 2.12
Приведенные выражения показывают, что все величины являются достаточно сложными функциями частоты. На резонансной частоте (ν=1), если добротность контура (Q>1), напряжение на индуктивности равно напряжению на емкости и больше величины э.д.с. в Q раз. На резонансной частоте ток имеет максимальное значение равное: , а на частоте ток равен 0, также как и при . Следовательно, имеется две частоты и на которых ток меньше максимального в раз. Разность получила название ширины полосы пропускания. Частотные свойства контура зависят и от добротности контура (Q). Исследование частотных свойств контура – цель последней части 2-ой лабораторной работы.
3.2. Расчетная подготовка к проведению эксперимента
Исходные данные и задание для подготовки к выполнению лабораторной работы приведены в табл.2.6.
Сборка схемы В собранную вами схему R-С (рис.2.14) включите последовательно L. Поставьте величину индуктивности такую же, как и в первой схеме. Включите вольтметры. Полученная схема показана на рис.2.19.
Таблица 2.13
Эксперимент провести для двух значений добротности контура , рассчитанной при подготовке (см. п.6) и , причем . Значение N=2, 3….10 взять по указанию преподавателя или самостоятельно. Эксперимент начните с частоты генератора . Снимите показания приборов при . Заполните левую часть таблицы. Уменьшив в необходимое число раз величину резистора R, проведите эксперимент с .
Таблица 2.14
При построении зависимостей табл.2.14 рекомендуем использовать следующие координатные сетки (рис.2.11- 2.14).
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 50; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.92.2 (0.015 с.) |