Алгоритм решения изобретательских задач 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Алгоритм решения изобретательских задач



 

Цель работы: изучить основные теоретические положения теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) и алгоритма решения изобретательских задач (АРИЗ).

Время выполнения работы – 8 часов.

Порядок выполнения работы:

1. На основе представленной информации изучить содержание

алгоритма теории решения изобретательских задач (ТРИЗ).

2. В реферативной форме отразить основное содержание АРИЗ.

3. Выполнить отчет о результатах выполнения пунктов 1, 2.

АРИЗ – комплексная программа алгоритмического типа, основанная на законах развития технических систем и предназначенная для анализа и решения изобретательских задач.

ТРИЗ – уникальный инструмент:

- для поиска нетривиальных идей;

- выявления и решения многих творческих проблем;

- выбора перспективных направлений развития систем, в частности, техники, технологии и снижения затрат на их разработку и производство;

- развития творческого мышления, формирования творческой личности и коллективов.

Описание алгоритма решения изобретательских задач

Анализ задачи

Основная цель первой части АРИЗ – переход от расплывчатой

изобретательской ситуации к четко построенной и предельно простой

схеме (модели) задачи.

1.1. Записать условия задачи (без специальных терминов) по

следующей форме.

Техническая система:

для (указать назначение);

включает (перечислить основные части системы);

техническое противоречие 1 (ТП-1): (указать);

техническое противоречие 2 (ТП-2): (указать).

Необходимо при минимальных изменениях в системе указать результат, который должен быть получен.

Мини-задачу получают из изобретательской ситуации, вводя ограничения: все остается без изменений или упрощается, но при этом появляется требуемое действие (свойство), или исчезает вредное действие (свойство).

Переход от ситуации к мини-задаче не означает, что взят курс на решение небольшой задачи. Наоборот, введение дополнительных требований (результат должен быть получен «без ничего») ориентирует на обострение конфликта и заранее отрезает пути к компромиссным решениям.

При записи 1.1 следует указать не только технические части системы, но и природные, взаимодействующие с техническими. В задаче о защите антенны радиотелескопа такими природными частями системы являются молнии и принимаемые радиоволны (если они излучаются природными космическими объектами).

Техническими противоречиями (ТП) называют взаимодействия в системе, состоящие, например, в том, что полезное действие вызывает одновременно и вредное, или введение (усиление) полезного действия либо устранение (ослабление) вредного действия вызывает ухудшение (в частности, недопустимое усложнение) одной из частей системы или всей системы в целом. Технические противоречия составляют, записывая одно состояние элемента системы с объяснением того, что при этом хорошо, а что – плохо. Затем записывают противоположное состояние этого же элемента, и вновь – что хорошо, что плохо.

 Иногда в условиях задачи дано только изделие; технической системы (инструмента) нет, поэтому нет явного ТП. В этих случаях ТП получают, условно рассматривая два состояния (изделия), хотя одно из них заведомо недопустимо.

Термины, относящиеся к инструменту и внешней среде, необходимо заменять простыми словами для снятия психологической инерции в связи с тем, что они:

- навязывают старые представления о технологии работы инструмента: ледокол колет лед, – хотя можно продвигаться сквозь льды, не раскалывая их;

- затушевывают особенности веществ, упоминаемых в задаче:

опалубка — это не просто стенка, а железная стенка;

- сужают представления о возможных состояниях вещества:

термин «краска» тянет к традиционному представлению о жидкой или твердой краске, хотя краска может быть и газообразной.

1.2. Выделить и записать конфликтующую пару элементов: изделие и инструмент.

Правило 1. Если инструмент по условиям задачи может иметь

два состояния, надо указать оба состояния.

Правило 2. Если в задаче есть пары однородных взаимодействующих элементов, достаточно взять одну пару.

Изделием называют элемент, который по условиям задачи надо обработать (изготовить, переместить, изменить, улучшить, защитить от вредного действия, обнаружить, измерить и т. д.). В задачах на обнаружение и изменение изделием может оказаться элемент, являющийся по своей основной функции собственно инструментом, например, шлифовальный круг.

Инструментом называют элемент, с которым непосредственно взаимодействует изделие (фреза, а не станок; огонь, а не горелка).

Инструментом являются стандартные детали, из которых собирают изделие. Например, набор деталей конструктор – инструмент для изготовления различных моделей.

Один из элементов конфликтующей пары может быть сдвоенным. Например, даны два разных инструмента, которые должны одновременно действовать на изделие, причем один инструмент мешает другому. Или даны два изделия, которые должны воспринимать действия одного и того же инструмента: одно изделие мешает другому.

1.3. Составить графические схемы ТП-1 и ТП-2. Допустимо использование нетабличных схем, если они лучше отражают сущность конфликта. В некоторых задачах встречаются многозвенные схемы конфликтов, такие схемы необходимо свести к однозвенным.

Конфликт можно рассматривать не только в пространстве, но и во времени. Такой подход позволяет иногда четче выделить задачу, которую надо решать.

Шаги 1.2 и 1.3 уточняют общую формулировку задачи. Поэтому после шага 1.3 необходимо вернуться к 1.1 и проверить, нет ли несоответствий в линии 1.1 – 1.2 – 1.3. Если несоответствия есть, их надо устранить, откорректировать линию.

1.4. Выбрать из двух схем конфликта (ТП-1 и ТП-2) ту, которая обеспечивает наилучшее осуществление главного производственного процесса (основной функции технической системы, указанной в условиях задачи). Указать, что является главным производственным процессом.

Выбирая одну из двух схем конфликта, мы выбираем и одно из двух противоположных состояний инструмента. Дальнейшее решение должно быть привязано именно к этому состоянию. Нельзя, например, подменять малое количество проводников каким-то оптимальным количеством. АРИЗ требует обострения, а не сглаживания конфликта.

«Вцепившись» в одно состояние инструмента, мы в дальнейшем должны добиться, чтобы при этом состоянии появилось положительное свойство, присущее другому состоянию. Проводников мало и увеличивать их число мы не будем, но в результате решения молнии должны отводиться так, словно проводников очень много.

С определением главного производственного процесса (ГПП) иногда возникают трудности в задачах на измерение. Измерение почти всегда производят ради изменения, то есть обработки детали, выпуска продукции. Поэтому ГПП в измерительных задачах – это ГПП всей измерительной системы, а не измерительной ее части. Например, необходимо измерять давление внутри выпускаемых электроламп. ГПП – не измерение давления, а выпуск ламп. Исключением являются только некоторые задачи на измерение в научных целях.

1.5. Усилить конфликт, указав предельное состояние (действие) элементов.

Большая часть задач содержит конфликты типа «много элементов» и «мало элементов» («сильный элемент» – «слабый элемент» и т. д.).

Конфликты типа «мало элементов» при усилении надо приводить к одному виду – «ноль элементов» («отсутствующий элемент»).

1.6. Записать формулировку модели задачи, указав:

1) конфликтующую пару;

2) усиленную формулировку конфликта;

3) что должен сделать вводимый для решения задачи икс элемент (что он должен сохранить и что должен устранить, улучшить, обеспечить и т. д.).

Модель задачи условна, в ней искусственно выделена часть элементов технической системы. Наличие остальных элементов только подразумевается. Так, в модели задачи о защите антенны из четырех элементов, необходимых для формулировки задачи (антенна, радио волны, проводник и молния), остались только два, остальные упоминаются в скобках – их можно было бы вообще не упоминать.

После шага 1.6 следует обязательно вернуться к 1.1 и проверить логику построения модели задачи. При этом часто оказывается возможным уточнить выбранную схему конфликта, указав в ней икс элемент.

Икс-элемент не обязательно должен оказаться какой-то новой вещественной частью системы. Икс-элемент – это некое изменение в системе, некий икс вообще. Он может быть равен, например, изменению температуры или агрегатного состояния какой-то части системы или внешней среды.

1.7. Проверить возможность применения системы стандартов к решению модели задачи. Если задача не решена, перейти ко второй части АРИЗ. Если задача решена, можно перейти к седьмой части АРИЗ, хотя и в этом случае рекомендуется продолжить анализ со второй части.

Анализ по первой части АРИЗ и построение модели существенно проясняют задачу и во многих случаях позволяют увидеть стандартные черты в нестандартных задачах. Это открывает возможность более эффективного использования стандартов, чем при применении их в исходной формулировке задачи.

Анализ модели задачи

Цель второй части АРИЗ: учет имеющихся ресурсов, которые можно использовать при решении задачи (ресурсов пространств, времени, веществ и полей).

2.1. Определить оперативную зону (ОЗ).

В простейшем случае оперативная зона – пространство, в пределах которого возникает конфликт, указанный в модели задачи.

2.2. Определить оперативное время (ОВ).

Оперативное время – имеющиеся ресурсы времени: конфликтное время Т1 и время до конфликта Т2.

Конфликт (особенно быстротечный, кратковременный) иногда может быть устранен (предотвращен) в течение Т2.

2.3. Определить вещественно-полевые ресурсы (ВПР) рассматриваемой системы, внешней среды и изделия. Составить список ВПР.

Вещественно-полевые ресурсы – вещества и поля, которые уже имеются или могут быть легко получены по условиям задачи. ВПР бывают трех видов:

1. Внутрисистемные:

а) ВПР инструмента;

б) ВПР изделия.

2. Внешне системные:

а) ВПР среды, специфической именно для данной задачи, например, вода в задаче о частицах в жидкости оптической чистоты;

б) ВПР, общие для любой внешней среды, «фоновые» поля, например, гравитационные, магнитное поле Земли.

3. Надсистемные:

а) отходы посторонней системы (если такая система доступна по условию задачи);

б) «копеечные» – очень дешевые посторонние элементы, стоимостью которых можно пренебречь.

При решении конкретной мини-задачи желательно получить результат при минимальном расходовании ВПР. Поэтому целесообразно использовать в первую очередь внутрисистемные ВПР, затем внешне системные ВПР и в последнюю очередь над системные ВПР. При развитии же полученного ответа и при решении задач на прогнозирование (то есть макси-задач) целесообразно задействовать максимум различных ВПР.

Как известно, изделие – неизменяемый элемент. Какие же ресурсы могут быть в изделии? Изделие действительно нельзя изменять, то есть нецелесообразно менять при решении мини-задачи. Но иногда изделие может:

1) изменяться само;

2) допускать расходование (то есть изменение) какой-то части, когда его (изделия) в целом неограниченно много (например, ветер и т. д.);

3) допускать переход в надсистему (кирпич не меняется, но меняется дом);

4) допускать использование микро уровневых структур;

5) допускать соединение с «ничем», то есть с пустотой;

6) допускать изменение на время.

Таким образом, изделие входит в ВПР лишь в тех сравнительно редких случаях, когда его можно легко менять, не меняя.

ВПР – имеющиеся ресурсы. Их выгодно использовать в первую очередь. Если они окажутся недостаточными, можно привлечь другие вещества и поля. Анализ ВПР на шаге 2.3 является предварительным.

Определение ИКР И ФП

В результате применения третьей части АРИЗ должен сформулироваться образ идеального решения (ИКР). Определяется также и физическое противоречие (ФП), мешающее достижению ИКР. Не всегда возможно достичь идеального решения. Но ИКР указывает направление на наиболее сильный ответ.

3.1. Записать формулировку ИКР-1: икс-элемент, абсолютно не усложняя систему и не вызывая вредных явлений, устраняет (указать вредное действие) в течение оперативного времени (ОВ) в пределах оперативной зоны (ОЗ), сохраняя способность инструмента совершать (указать полезное действие). Кроме конфликта «вредное действие связано с полезным действием» возможны и другие конфликты, например, «введение нового полезного действия вызывает усложнение системы» или «одно полезное действие несовместимо с другим». Поэтому приведенная в 3.1 формулировка ИКР – только образец, по типу которого необходимо записывать ИКР.

Общий смысл любых формулировок ИКР: приобретение полезного качества (или устранение вредного) не должно сопровождаться ухудшением других качеств (или появлением вредного качества).

3.2. Усилить формулировку ИКР-1 дополнительным требованием: в систему нельзя вводить новые вещества и поля, необходимо использовать ВПР.

При решении мини-задачи следует рассматривать используемые ВПР в такой последовательности:

- ВПР инструмента;

- ВПР внешней среды;

- побочные ВПР;

- ВПР изделия.

Наличие разных ВПР обуславливает существование четырех линий дальнейшего анализа. Практически условия задачи обычно сокращают часть линий. При решении мини-задачи достаточно вести анализ до получения идеи ответа; если идея получена, например, на «линии инструмента», можно не проверять другие линии.

При решении макси-задачи целесообразно проверить все существующие в данном случае линии, то есть, получив ответ, например, на «линии инструмента», следует проверить также линии внешней среды, побочных ВПР и изделия.  

Решение задачи сопровождается ломкой старых представлений.

Возникают новые представления, с трудом отражаемые словами.

При работе с АРИЗ записи надо вести простыми, не техническими, словами, всячески избегая спецтерминов (они увеличивают психологическую инерцию).

3.3. Записать формулировку физического противоречия на макроуровне: оперативная зона в течение оперативного времени должна (указать физическое макросостояние, например, быть горячей), чтобы выполнять (указать одно из конфликтующих действий), и не должна (указать противоположное физическое макросостояние, например, быть холодной), чтобы выполнять (указать другое конфликтующее действие или требование).

Физическим противоречием (ФП) называют противоположные

требования к физическому состоянию оперативной зоны.

Если составление полной формулировки ФП вызывает затруднения, можно составить краткую формулировку: элемент (или часть элемента в оперативной зоне) должен быть, чтобы (указать), и не должен быть, чтобы (указать).

При решении задачи по АРИЗ ответ формируется постепенно, как бы «проявляется». Опасно прерывать решение при первом намеке на ответ и «закреплять» еще не вполне готовый ответ. Решение по АРИЗ должно быть доведено до конца.

3.4. Записать формулировку физического противоречия на микроуровне: в оперативной зоне должны быть частицы вещества (указать их физическое состояние или действие), чтобы обеспечить (указать требуемое по шагу 3.3 макросостояние), и не должны быть такие частицы (или должны быть частицы с противоположным состоянием или действием), чтобы обеспечить (указать требуемое по шагу 3.3 другое макросостояние).

При выполнении шага 3.4 еще нет необходимости конкретизировать понятие частицы. Это могут быть, например, домены, молекулы, ионы и т. д.

Частицы могут оказаться:

а) просто частицами вещества;

б) частицами вещества в сочетании с каким-то полем;

в) частицами поля.

Если задача имеет решение только на макроуровне, шага 3.4 может не получиться, потому что дает дополнительную информацию: задача решается на макроуровне.

Три первые части АРИЗ существенно перестраивают исходную задачу. Итог этой перестройки подводит шаг 3.5. Составляя формулировку ИКР-2, мы одновременно получаем новую задачу – физическую. В дальнейшем надо решать именно эту задачу.

3.5. Записать формулировку идеального конечного результата ИКР-2: оперативная зона (указать) в течение оперативного времени (указать) должна сама обеспечивать (указать противоположные физические макро- или микросостояния).

3.6. Проверить возможность применения системы стандартов к решению физической задачи, сформулированной в виде ИКР-2. Если задача не решена, перейти к четвертой части АРИЗ.

Если задача решена, можно перейти к седьмой части АРИЗ, хотя и в этом случае рекомендуется продолжить анализ по четвертой части.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 106; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.29.73 (0.033 с.)