Блок II . Московское государство ( XV – XVII вв. ). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Блок II . Московское государство ( XV – XVII вв. ).



Лекции:

1. Европа и Россия в начале Нового времени.

2. Образование и укрепление Московского княжества.

3. Россия в эпоху Ивана Грозного.

4. XVII век – время альтернатив для России.

Семинары:

Тема 1. Объединение русских земель вокруг Москвы.

- Первые московские князья и их политика.

- Борьба за объединение и независимость. Куликовская битва и её значение.

Тема 2. Трансформация общественных отношений: от правления Ивана III к эпохе Ивана IV.

- Особенности формирования и положения российской аристократии в XV – XVI вв.

- Положение крестьян в русском государстве XV – XVI вв.

Тема 3. Смутное время и его последствия.

- Династический и политический кризис в начале XVII века. Феномен самозванства.

- Польско-шведская интервенция и борьба с ней.

Тема 4. Общество и власть в XVII веке.

- Крестьянская война. Степан Разин.

- Городские восстания второй половины XVII века.

- Церковный раскол. Старообрядцы.

Литература.

Алексеев С.В. Государь всея Руси. Новосибирск, 1991.

Андреев И.Л. Дворянство и служба в XVII веке. // Отечественная история. 1998, № 2.

Валишевский К. Смутное время. М., 1993.

Горский А.А. К вопросу о причинах "возвышения" Москвы. // Отечественная история. 1997, № 1.

Горский А.А. Москва, Тверь и Орда в 1300 – 1339 гг. // Вопросы истории. 1995. № 4.

Гумилёв Л.Н. От Руси к России. СПб., 1992.

Кобрин В.Б. Иван Грозный. М., 1989.

Морозова Л.Е. Михаил Фёдорович. // Вопросы истории. 1992, № 1.

Скрынников Ф.Г. Самозванцы в России в начале XVII века. Григорий Отрепьев. Новосибирск, 1990.

Сорокин Ю.А. Алексей Михайлович.// Вопросы истории. 1992, № 4-5.

 

Рубежный контроль – музейно-архивная практика.

 

БЛОК III. Российская империя (XVIII – XIX вв.).

Лекции:

1. Россия и запад в эпоху Петра I.

2. Внутренняя и внешняя политика России в эпоху Екатерины II.

3. Рост империи в первой половине XIX века. Выбор путей общественного развития.

4. Россия и отмена крепостного права. Особенности российской модернизации во второй половине XIX века.

Семинары:

Тема 1. Сословия в Российской империи.

- Права и обязанности сословий.

- Быт и традиции российских сословий.

Тема 2. Эпоха дворцовых переворотов.

- Система государственного управления. Причины дворцовых переворотов.

- Фаворитизм и его влияние на экономическую, социально-политическую и культурную жизнь в России.

Тема 3. Формирование национального самосознания в первой половине XIX в.

- Отечественная война 1812 года и её влияние на формирование национального самосознания.

- Движение декабристов.

Тема 4. Проблемы модернизации в России во второй половине XIX века.

- Зарождение и развитие революционной идеологии в России.

- Реформы 60-70-х годов: подготовка и реализация.

Литература.

Андреева Т.В. Русское общество и 14 декабря 1825 года. // Отечественная история. 1993, № 2.

Анисимов Е.В. Петр I: рождение империи. // Вопросы истории. 1989, № 7.

Антонов В.Ф. Народничество в России: утопия и отвергнутые возможности. // Вопросы истории. 1991, № 1.

Буганов В.И. Пётр I и его время. М., 1989.

Водарский Я.Е. Пётр I. // Вопросы истории. 1993, № 6.

Каменский А.Б. Екатерина II. // Вопросы истории. 1989, № 3.

Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII – начала XIX вв.). СПб, 1994.

Нольте Г.Г. Русские “крестьянские войны” как восстания окраин. // Вопросы истории. 1994, № 11.

Павленко И.И. Пётр Великий. М., 1990.

Пайпс Р. Россия при старом режиме. М., 1993.

Рахматуллин М.А. Непоколебимая Екатерина. // Отечественная история. 1996, № 6. 1997,    № 1.

 

Рубежный контроль – творческое задание.

 

БЛОК IV. Россия в XX веке.

Лекции:

1. Россия на рубеже 19 – 20 веков.

2. Установление советской власти. Образование СССР.

3. Советское общество в условиях противостояния двух систем.

4. Кризис советской империи и крах социальной системы.

Семинары:

Тема 1. Общенациональный кризис в стране и поиск выхода из него.

- Общественная жизнь страны. Образование политических партий.

- Причины и последствия Первой русской революции.

Тема 2. Россия и I Мировая война.

- Причины вступления России в I Мировую войну.

- Назревание политического кризиса в стране. Свержение самодержавия.

Тема 3. Великая российская революция.

- Октябрь 1917 г.: закономерность или ошибка, революция или переворот?

- Гражданская война и её итоги.

Тема 4. Основные тенденции развития СССР в 20-30-е годы.

- Необходимость и результаты индустриализации.

- Коллективизация сельского хозяйства и её последствия.

- Культурная революция и её итоги.

Тема 5. СССР и Вторая Мировая война.

- Причины и начало Второй Мировой войны.

- Великая Отечественная война и цена нашей победы.

Тема 6. СССР в послевоенном мире.

- Геополитические последствия Второй Мировой войны.

- Поиск путей демократизации страны после смерти Сталина.

- Хрущёвская "оттепель".

Тема 7. Кризис и распад Советской Социалистической системы.

- Экономика, политика и идеология в 60-80-е годы.

- Перестройка: противоречия и сложности осуществления.

 

Тема 8. Россия XXI века.

- Свободная дискуссия, коллоквиум, конференция.

 

Литература.

Аврех А.Я. П.А. Столыпин и судьбы реформ в России. М., 1991.

Байроу Д. Янус в лаптях: крестьяне в русской революции 1905-1917 гг. // Вопросы истории. 1992, № 1. С. 19-31.

Быстрова И.В. Государство и экономика в 20-е годы: борьба идей и реальность. // Отечественная история. 1993, №3.

История Первой Мировой войны 1914-1918. В 2 т. М., 1975.

Литвин А.Л. Красный и белый террор в России. // Отечественная история. 1993, № 6.

Поляков Ю.А. Гражданская война в России. // Отечественная история. 1992, № 6.

Политическая история России в партиях и лицах. М., 1975.

Степанов А.И. Место России в мире накануне Первой мировой войны. // Вопросы истории. 1993, №2.

Урок даёт история. М., 1989.

Шанин Т. Революция как момент истины. М., 1997.

 

Рубежный контроль – реферат.

 

Вопросы для подготовки к экзамену.

 

1. Место истории в системе гуманитарных знаний.

2. Общая характеристика мировых цивилизаций.

3. Киевская Русь: государственность и идеология.

4. Геополитическое положение Руси в XIII веке.

5. Москва – центр формирования великорусской народности.

6. Образование русского централизованного государства.

7. Политика Ивана Грозного: суть и последствия.

8. Смутное время: причины и характерные черты.

9. Освоение Урала и Сибири.

10. Государство и церковь во второй половине XVII века.

11. Пётр I и его реформы.

12. Эпоха дворцовых переворотов: причины и последствия.

13. Сословия в России: особенности формирования, культура, традиции.

14. Политика «просвещённого абсолютизма» Екатерины II.

15. Личность и государственная деятельность Павла I.

16. Изменение границ Российской империи в XVIII веке.

17. Внутренняя и внешняя политика Александра I.

18. Декабристы: особенности первой политической оппозиции в России.

19. Реформы 60 – 70-х годов XIX века: направленность и итоги.

20. Народничество в России: идеология и практика.

21. Социально-экономическое и культурное развитие России в последней                 трети XIX века.

22. Первая русская революция: причины и итоги.

23. Общественная и политическая жизнь России в начале ХХ века.

24. Реформаторская деятельность С.Ю.Витте и П.А.Столыпина.

25. Россия в первой мировой войне.

26. Февральская революция и кризис самодержавия.

27. Великая Октябрьская социалистическая революция – главное событие ХХ века.

28. Гражданская война в России: причины и результаты.

29. Поиск путей развития социалистической экономики.

30. Основные тенденции развития СССР в 30-е годы: индустриализация, коллективизация и культурная революция.

31. СССР и вторая мировая война.

32. Великая Отечественная война и её народный характер.

33. Трудности восстановления страны в условиях «холодной войны».

34. Кризис советской империи в экономике, политике и идеологии.

35. Перестройка и распад СССР.

36. Россия и проблемы глобализации.

 

 

2. Методические рекомендации по подготовке к семинарским занятиям, выполнению контрольных заданий, рефератов

Методические рекомендации по подготовке к семинарским занятиям

Семинар № 1 (2 часа)

Тема Вводный семинар
Вопросы 1. Знакомство с литературой. 2. Тестирование

Семинар № 2 (2 часа)

Тема Роль религии в образовании государства
Вопросы 1. Язычество древних славян. 2. Принятие христианства и организация церкви. Значение принятия христианства и его роль в истории России.
Литература   1. Бычков А.А. Загадки Древней Руси  2001. - 511 с. 2. Вернадский Г.В. История России: Киевская Русь, 1996. - 448 с. 3. Гумилев Л. Н. Древняя Русь и Великая степь: учебное пособие 2006. - 863 с. 4. Древняя Русь в свете зарубежных источников: учебное пособие / ред. Е. А. 5. Карамзин Н. М. История государства Российского: учебное пособие, 2006. - 1022 с. 6. Мельникова, 2003. - 609 с. 7. Мильков В.В. Осмысление истории в Древней Руси, 2000. - 382 с. 8. Нечволодов А. Сказания о русской земле. В 4-х кн. Кн.1, 1991. - 314 с. 9. Соловьев С. М. Древняя Россия: научное издание, 2004. - 328 с. 10. Фомин В. В. Народ и власть в эпоху формирования государственности у восточных славян // Отечественная история. - 2008. - N 2. - С. 170 - 189  
Методические рекомендации по подготовке к семинару Одной из предпосылок образования государственной организации общества является наличие общей культуры, традиций, обычаев. При появлении ранних государственных образований, а именно к такому типу государственности можно отнести Киевскую Русь, функцию культурного и духовного единства государствообразующего этноса (народности) выполняла религия и ее институты. Для того, чтобы уяснить специфику объединения восточных славян вокруг Киева, необходимо проанализировать процесс трансформации их религиозных представлений: от языческого к христианскому. При поиске и изучении сведений о языческих божествах (Велес, Сварог, Макош, Род, Рожаницы, Даждьбог, Перун, леший, домовой и др.), обрядах (инициация, свадьба, похороны и пр.), праздниках (колядки, масленица, день Купалы и пр.) необходимо выявить характерные признаки язычества: политеизм, пантеизм, антропоморфизм. Проследите эволюцию языческих представлений восточных славян (берегини и упыри;). Выделяя этапы в развитии религиозных представлений, проводите параллели с уровнем социально-экономического и политического развития племен. Обратите внимание на сходство языческих представлений (в том числе и космогонии) восточных славян и других племен. Найдите аналоги славянским Перуну, Велесу, лешему, русалкам и др. в мифологии древних греков, скандинавских народов. Ценная информация о принятии христианства восточными славянами содержится в «Повести временных лет…» Знакомясь с содержанием исторического источника, следует обратить внимание на рассказ о выборе Киевским князем веры. Работая с текстом, необходимо объяснить причины, по которым Владимир Красное Солнышко отверг ислам, иудаизм, западное христианство и выбрал восточное христианство. Не менее важен сюжет о крещении князя Владимира и его дружины в Корсуни, о принятии христианства жителями Киева и Новгорода.

Семинар № 3 (2 часа)

Тема Борьба русского народа за независимость (XIII-XIV вв.)
Вопросы 1. Борьба с татаро-монгольскими завоевателями и ее итоги. 2. Противостояние русских земель агрессии с Запада. Проблема исторического выбора Александра Невского.
Литература   1. Борисов Н.С. Русские полководцы 13-16 веков. -, 1993. - 190 с. 2. Вернадский Г.В. История России: Киевская Русь, 1996. - 448 с. 3. Гумилев Л. Н. Древняя Русь и Великая степь: учебное пособие, 2006. - 863 с. 4. Гумилев Л. Н. Черная легенда: Друзья и недруги Великой степи [Текст]: [сборник], 2004. - 564 с 5. Карамзин Н. М. История государства Российского: учебное пособие, 2006. - 1022 с. 6. Нечволодов А. Сказания о русской земле. В 4-х кн. Кн.2, 1991. - 487 с. 7. Соловьев С. М. Древняя Россия: научное издание, 2004. - 328 с. 8. Чернецов А. Походили на мавров: Татарские влияния и самобытность рус. культуры // Родина. - 2005. - № 8. - С. 40-44.
Методические рекомендации по подготовке к семинару Тема семинара тесно связана с проблемой геополитического развития русских земель в XIII в. Изучение геополитического положения станы подразумевает рассмотрение совокупности физических и социальных, материальных и моральных ресурсов некоего государства. Использование или простое наличие этих ресурсов-потенциала позволяют данному государству добиться своих целей на международной арене. Большое значение имеет в данном случае военный потенциал страны и массовое поведение людей*. Рассмотрение особенностей геополитического положения русских земель в ХIII в. и проблемы борьбы русского народа с монголо-татарами необходимо начинать с сравнительного анализа уровня социально-экономического и военно-политического развития русских княжеств, с одной стороны, и империи Чингисхана, с другой стороны. Следует обратить внимание на различие этапов генезиса государственности. Русские земли, пережив период ранней государственности – Киевской Руси, находились в стадии политической децентрализации. Монгольский этнос в рассматриваемый период только «выстраивал» основы раннегосударственного образования. Изучая в хронологическом порядке события битвы на р. Калке (1223 г.), нашествие хана Батыя на Северо-восточную (1238 – 1239 гг.) и Южную Русь (1240 г.), необходимо объяснить причины военных неудач русских князей и неизбежность завоевания разрозненных княжеств войсками хана Батыя. Сравните тактику ведения боя и уровень военной организации моголо-татар и русских дружин. Завершая работу над первым вопросом семинарского занятия, оцените последствия монголо-татарского нашествия на русские земли. Специфика геополитического положения русских княжеств в середине XIII в. связана с военной агрессией западной цивилизации, усилившейся одновременно с окончанием подчинения земель Северо-восточной Руси Золотой Орде. Ситуация на северо-западных окраинах осложнялась постоянными столкновениями новгородцев и шведов за зону влияния в прибалтийских землях. В 1219 г. к этой борьбе присоединились датчане и немцы. Положение осложнилось в 1237 г., когда произошло объединение Ливонских меченосцев и Тевтонского ордена. В результате над северо-западной Русью нависла постоянная угроза завоевания. Изучение противостояния русских земель агрессии с Запада следует начинать с компаративного анализа роняя развития европейских стран и северо-западных русских княжеств. Вспомните особенности вечевого строя в Новгородской республике, принципы организации новгородского ополчения. Охарактеризуйте рыцарские ордена как исторический феномен. Анализируя ход борьбы с немецкими и шведскими феодалами, обратите внимание на сильные и слабые стороны противников (численность, вооружение, тактика). Сформулируйте причины и последствия победы русских ополченцев и дружинников, руководимых Александром Невским.  В завершение работы над изучением темы необходимо рассмотреть проблему исторического выбора Александра Невского. Почему князь развивал и поддерживал союзнические отношения с Золотой Ордой и одновременно оказывал активное противодействие нашествию западных феодалов?  В результате избранной князем геополитической позиции русские земли отдалились в своем историческом развитии от западной цивилизации и оказались в сфере влияния восточной традиции. Для разрешения поставленной проблем необходимо сравнить культурно-религиозные последствия нашествия монголо-татар и духовно-идеологические итоги возможного подчинения северо-западных русских княжеств немецким, датским и шведским феодалам. * Цыганков П. А. Геополитика: последнее прибежище разума? // Вопросы философии. – 1994. – № 7 – 8.  

Семинар № 4 (2 часа)

Тема Трансформация общественных отношений: от правления Ивана III к эпохе Ивана IV
Вопросы 1. Особенности формирования и положения российской аристократии в XV-XVI вв. 2. Положение крестьян в русском государстве XV-XVI вв.
Литература   1. Аракчеев В.А. Кормления и земские миры: к вопросу о географии и хронологии реформы 1551-1556 годов // Отечественная история. - 2007. - N 6. - С. 39-50 2. Карамзин Н. М. История государства Российского: учебное пособие, 2006. - 1022 с. 3. Леонтьева О. Иван Васильевич меняет физиономию: Грозный эпохи Великих реформ // Родина. - 2007. - N 1. - С. 29-33 4. Муравьева Л.А. Торговое предпринимательство в России ХУ1 века.: Страницы истории // Финансы и кредит. - 2005. - №24. - С. 66 - 75. 5. Пенской В. В. Военный потенциал Российского государства в конце XV - XVI веках: количественное измерение // Отечественная история. - 2008. - N 1. - С. 3 - 13 6. Седов П. В. Закат Московского царства: Царский двор конца XVII века // Отечественная история. - 2008. - N 1. - С. 173 - 191 7. Хрестоматия по истории России: ученое пособие / А. С. Орлов [и др.]. – М.: Проспект, 2007. – 589 с. 8. Черникова Т. В. Средневековое землевладение и проблема в русской истории: Статья 1 // Общественные науки и современность. - 2005. - №5. - С. 96-108; Она же. Средневековое землевладение и проблема феодализма в русской истории // Общественные науки и современность. - 2005. - № 6. - С. 90-104.
Методические рекомендации по подготовке к семинару XV – XVI вв. – важный период в формировании Московского государства. Вторая половина XV в. – первая половина XVI в. – завершающий этап объединения русских земель вокруг Москвы. Вторая половина XVI в. – время складывания в России уникальной формы монархии – самодержавия. Московские правители XV – XVI вв. решали первоочередную задачу централизации власти в своих руках. Последнее было невозможно без коренной реорганизации взаимоотношений Великого князя и удельных князей, без появления новых социальных групп населении, становившихся социально-политической опорой власти Великого Московского князя, а затем и государя всея Руси. Изменения, затронувшие военно-политическую сферу и фискальную систему Московского государства, повлекли за собой существенные изменения социальной структуры российского общества. Знакомясь с особенностями формирования российской аристократии в XV – XVI вв., необходимо предварительно изучить судебники, административные и военные реформы Ивана III и Ивана IV, период опричнины. Подумайте, какие социальные группы населения оказались задействованы в ходе реализации этих реформа? Следует обратить внимание на привилегии (поместье, вотчина, сбор «корма» и т. п.), получаемые тем или иным лицом в процессе выполнения должностных обязанностей, на наличие возможностей дополнительного, иногда не вполне законного, обогащения (посулы и т. п.). Изучив привилегии и обязанности элиты российского общества (высшего духовенства, княжат, бояр, гостей-купцов), проанализируйте правовое положение социальных групп населения, оформившихся во второй половине XV – XVI вв. и ставших военной опорой правителя (дворяне, стрельцы, пушкари и проч.). Подумайте, из каких слоев населения могли рекрутироваться вышеперечисленные категории населения? Сравните положение служилых людей «по отечеству» и «по прибору», церковных иерархов и рядового духовенства.  Обращаясь к проблеме положения крестьян в российском государстве в XV – XVI вв., следует помнить, что именно в тот период закладываются основы системы крепостничества. Проанализируйте существующие формы земельной собственности и географию расположения частновладельческих и черносошных земель. На основе судебников Ивана III и Ивана IV восстановите принципы традиционных отношений, существовавших между собственником земли и зависимыми крестьянами, проживающих не его землях, до принятия судебников. Определите рубежи прикрепления крестьян к земле (трансформацию права «Юрьева дня», введение заповедных и урочных лет). Сравните положение зависимого крестьянина, черносошного крестьянина и холопа во второй половине XV в. и в конце XVI в. Определите основные тенденции и причины изменения социального статуса указанных слое населения. На основе изученного материала обоснуйте специфику социальной структуры Московского государства (мобильность, отсутствие четкой сословной структуры и социальных антагонизмов) и ее соответствие задачам, решаемым государством в XV – XVI вв.  

Семинар № 5 (4 часа)

Тема Смутное время и его последствия
Вопросы 1. Династический и политический кризис в начале XVII в. Феномен самозванства. 2. Польско-шведская интервенция и борьба с ней.
Литература   1. Ключевский В. О. Русская история [Текст]: полный курс лекций в 2 книгах. Книга вторая: лекции XLIV-LXXXVI, 2003. - 643 c 2. Костомаров Н. И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей / Н. И. Костомаров, 2006. - 1023 с. 3. Лисейцев Д.В. Эволюция приказной системы Московского государства в эпоху Смуты // Отечественная история. - 2006. - N1. - С. 3-15. 4. Платонов С.Ф. Лекции по русской истории: учебное пособие / С. Ф. Платонов, 2000. - 742 с
Методические рекомендации по подготовке к семинару Рубеж  XVI – XVII вв. стал переломным этапом в развитии России. «Смутное время», угроза потери государственной независимости дали мощный импульс развитию национального и гражданского самосознания российского народа, консолидации центральных районов и окраин Московского государства. Россияне, оказавшись в условиях безвластия (заключительный этап Смуты), смогли самоорганизоваться, дать военный отпор польским и шведским интервентам, сохранив тем самым российскую государственность. Период Смутного времени можно назвать первым глобальным потрясением в истории России, первым общенациональным кризисом, затронувшим все сферы общественной жизни (социальную, экономическую, политическую и культурную). Смутное время современные исследователи рассматривают также как первую гражданскую войну в истории России. Понимание специфики Смутного времени невозможно без изучения причин возникновения данной исторической ситуации. Чтобы разобраться в механизме ее развития, необходимо проанализировать итоги правления Ивана IV, Федора Иоанновича и Бориса Годунова (до голода 1601 – 1603 гг.). Следует оценить глубину социально-экономического, династического и духовного кризисов, охвативших российскую государственность. Изучая состояние российского общества в период голода 1601 – 1603 гг. (размеры бедствия, политика Бориса Годунова, восстание Хлопка, политические настроения населения и т. п.), докажите, что доминирующей причиной развития общенационального кризиса был династический кризис. Объясните неизбежность в сложившейся ситуации массового появления самозванцев. Смутное время – период острой борьбы за власть, когда различные боярские группировки возводили на престол своих ставленников. В результате во главе государства наряду с представителями династии Рюриковичей (Василий Шуйский) оказывались самозванцы (Лжедмитрий I). Изучите в хронологической последовательности обстоятельства прихода к власти и правление Лжедмитрия I, Василия Шуйского. В последнем случае обратите внимание на появление нового самозванца Лжедмитрия II и сложившуюся в стране ситуацию двоевластия. Проанализируйте социальный состав народных движений того времени (в поддержку Лжедмитрия I, восстание Болотникова) и докажите, что события в стране стали приобретать характер гражданской войны. Изучение вопроса «польско-шведская интервенция и борьба с ней» следует начать с анализа событий, давшим повод соседним государствам для ввода войск на территорию России. В феврале 1609 г. М. В. Скопин-Шуйский заключил в Выборге договор со Швецией о военной помощи, условия которого не выполнялись правительством Василия Шуйского. Затем, в 1610 г. правительство из семи бояр во главе с Ф. И. Мстиславским обратилось с предложением к польскому королю призвать на русский престол польского королевича Владислава. Оцените размах польско-шведской интервенции и реальность угрозы потери государственной независимости.  Изучите проблему национальной самоорганизации российского народа. Проанализируйте события, связанные с созывом Совета всея земли, образованием первого и второго ополчения (обратите внимание на социальный состав ополченцев), освобождением Москвы от польских интервентов. Завершая работу над темой, необходимо определить важнейшие итоги Смутного времени: внешнеполитическое положение России, внутриполитическую обстановку в стране, социально-экономические последствия и т. п. Дайте оценку месту и значению Смуты в истории России.

Семинар № 6 (2 часа)

Тема Сословия в Российской империи
Вопросы 1. Права и обязанности сословий. 2. Быт и традиции российских сословий.
Литература   1. Волобуева Т. О. Эволюция городского костюма как отражение модернизационных процессов в российском обществе второй половины XIX века // Отечественная история. - 2008. - N 1. - С. 25 - 35 2. Гончаров Ю. "Если хочете так жить, надо замуж выходить": Сибирская семья середины XIХ - начала XХ века / Ю. Гончаров // Родина. - 2007. - N 7. - С. 98-105 3. Дубовиков А. М. Уральское казачество в системе казачьих войск дореволюционной России // Отечественная история. - 2005. - №1. - С. 120-125. 4. Кравцова Е.С. Весёлые загонщики...: исторический опыт налогообложения отечественного предпринимательства в конце XIX - начале XX веков // Российское предпринимательство. - 2007. - N 7(В.2). - С. 98-100 5. Комлева Е. Миллионщики и просто первогильдейцы: Люди и деньги: элита сибирского купечества / Е. Комлева // Родина. - 2007. - N 5. - С. 108-113 6. Лотман, Юрий Михайлович. Беседы о русской культуре: быт и традиции русского дворянства (XVIII-начало XIX века) / Ю. М. Лотман, 1998. - 412 с. 7. Марасинова Е.Н. Вольность российского дворянства (Манифест Петра III и сословное законодательство Екатерины II) // Отечественная история. - 2007. - N 4. - С. 21-33 8. Писарькова Л. Ф. Российская бюрократия в xvii-xviii веках // Отечественная история. - 2005. - № 4. - С. 12-20. 9. Редин Д. "Несено Ивану Васильевичю...": доходы и расходы провинциальной бюрократии в петровское время // Родина. - 2007. - N 11. - С. 109-111.
Методические рекомендации по подготовке к семинару XVIII – XIX вв. – время окончательного оформления сословной структуры российского общества.   Ее корни уходят в социальную структуру Московского государства. Первые шаги по пути становления новых сословных структур сделал Петр I. Проанализируйте его указы, касающиеся прав и обязанностей различных социальных групп населения (дворян, горожан, духовенства, городского населения, холопов и др.). На основе полученных сведений становится возможна реконструкция социальной иерархии Российской империи первой четверти XVIII в. Следует обратить внимание на трансформацию социальной структуры: законодательное оформление градации посадского населения, постепенное уравнивание прав и обязанностей дворян и бояр, крепостных крестьян и холопов, появление новых групп населения, например, приписных крестьян и т. п.     Следующий этап формирования российских сословий пришелся на эпоху дворцовых переворотов. Изучая законодательные акты 1730 – 1785 гг. обратите внимание на доминирующую в социальной политике правительства тенденцию: рост привилегий дворян и сокращение прав частновладельческих крестьян. К концу XVIII в. можно говорить о фактическом оформлении сословий, как замкнутых социальных групп населения со своими правами и обязанностями, со своими сословными институтами образования и суда. При этом следует учитывать особенность сословной структуры российского общества – всегда существовала возможность перейти их одного сословия в другое. Первая половина XIX в. – завершающий этап развития сословий. Он характеризуется некоторым смягчением крепостного права в России. Доказательства этому можно найти в реформах Александра I  и Николая I. В 1830-х гг. права и обязанности российских сословий были закреплены в Законе о состояниях. Изучение быта и традиций сословий требует привлечения научной и художественной литературы. Знакомясь с повседневной жизнью дворян, купцов, мещан и др., следует обратить внимание на принципиальные различия, существовавшие в манере одеваться, в убранстве жилища, способах времяпровождения и т. п.       

Семинар № 7 (4 часа)

Тема Эпоха дворцовых переворотов
Вопросы 1. Причины и этапы дворцовых переворотов. 2. Фаворитизм и его влияние на экономическую, социально-политическую и культурную жизнь в России.
Литература   1. Агеева О.Г. Светские ежегодные праздники русского двора от Петра до Екатерины Великой / О. Г. Агеева // Отечественная история. - 2006. - N2. - С. 11-26. 2. Библиотека Флорентия Павленкова. Т. I: Иоанн Грозный. Петр Великий. Меньшиков. Потемкин. Демидовы: библиографические очерки, 1994. - 464 с. 3. Валишевский К. Преемники Петра: репринтное воспроизведение издания 1912 года / К. Валишевский, 1990. - 359 с. 4. Валишевский К. Преемники Петра: репринтное воспроизведение издания 1912 года / К. Валишевский, 1990. - 359 с. 5. Гидион М. Путешествие из Петербурга в Москву: Императорский двор в старой столице при Петре II и Анне Иоанновне // Родина. - 2007. - N 7. - С. 68-70 6. Ключевский В. О. Русская история [Текст]: полный курс лекций в 2 книгах. Книга вторая: лекции XLIV-LXXXVI, 2003. - 643 c 7. Платонов С.Ф. Лекции по русской истории: учебное пособие / С. Ф. Платонов, 2000. - 742 с
Методические рекомендации по подготовке к семинару Период, последовавший после смерти Петра I, отечественные историки называют по-разному. С. Ф. Платонов, например, определяет его как «период временщиков», ограничивая 1725 – 1741 гг. Однако в современной историографии закрепился термин «эпоха дворцовых переворотов», введенный в историческую науку еще в конце XIX в. В. О. Ключевским. Термин достаточно точно характеризует суть событий периода – частая смена правителей и их окружения, не влияющая (за редким исключением) на принципы внутренней и внешней политики государства. Хронологические рамки эпохи дворцовых переворотов охватывают 1725 (смерть Петра I) – 1762 (воцарение Екатерины II) гг. Иногда в период включают правления Екатерины II и Павла I, последнего императора, отстраненного от власти в ходе дворцового переворота. Изучение эпохи дворцовых переворотов следует предварить разбором их причин и предпосылок. Анализ субъективных и объективных факторов, повлекших за собой специфическую историческую ситуацию второй трети XVIII в., рекомендуется начинать с изучения предпосылок частой смены правителей Обратите при этом внимание на указ престолонаследие 1722 г., обстоятельства смерти Петра I, наличие возможных претендентов на российский престол и их дееспособность (прямые и косвенные наследники). Поиск причин дворцовых переворотов предполагает изучение окружения Петра I. Выделите те социальные группы населения, которые были способны возвести на престол свою кандидатуру. Проанализируйте их политические и экономические интересы. Обратите внимание на неоднородность российской политической элиты, наличие в ней, так называемого, «нового дворянства» и «родовой аристократии». В соответствие с выделенными причинами, разделите время с 1725 по 1762 гг. на периоды. Изучение фактологического материала эпохи дворцовых переворотов рекомендуется ориентировать на выделенные ранее периоды. При этом следует обратить внимание на обстоятельства прихода к власти, внутреннюю и внешнюю политику правителей. Ознакомьтесь с биографиями людей, оказавшихся на престоле. Попытайтесь определить, что побуждало их соглашаться на любые условия правления и добиваться власти всеми способами.    Для эпохи дворцовых переворотов характерен феномен «делегирования» власти, то есть добровольная и временная передача части полномочий от монарха к ближайшим сановникам. Проанализируйте деятельность и компетенцию Верховного тайного совета (Екатерина I и Петр II), кабинета министров (Анна Иоанновна), Конференции при высочайшем дворе (Елизавета Петровна). Способствовало ли возникновение данных органов ограничению абсолютной власти монарха?  Объясните причины возникновения этого феномена. Большое влияние на правителей рассматриваемой эпохи оказывали фавориты. Докажите это. Подводя итоги эпохе дворцовых переворотов, обратите внимание не только на негативные последствия (рост налогового гнета, усиление крепостничества, опустошение казны). Частая смена правителей не смогла остановить территориального расширения Российской империи и процесса внутренней колонизации окраин. Вторая треть XVIII в. – время качественных изменений в социальной, экономической и духовной жизни российского общества.

Семинар № 8 (4 часа)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 60; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.200.143 (0.034 с.)