Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Регулирование стока и путевые условия нижних бьефов.
Часть водотока, примыкающую к водоподпорному сооружению, называют бьефом. Верхний бьеф – это бьеф с верховой стороны водоподпорного сооружения, а нижний бьеф – с низовой стороны его. Протяженность нижних бьефов обычно определяется по границе восстановления естественного водного режима. В нижних бьефах гидроузлов происходит существенная трансформация русел, изменяются темпы и направленность русловых деформаций. Они определяются: многолетним и сезонным регулированием стока, вызывающим его перераспределение между маловодным и многоводным периодами, частичным водозабором в ирригационные системы, на градопромышленные и сельскохозяйственные нужды; неустановившимся движением потока, связанным с прохождением по реке волн суточного и недельного регулирования, а также – при наличии судопропускных сооружений – с волнами, возникающими при шлюзовании судов.
В нижних бьефах возникают течения из-за поступления в них воды от плотины или работающей ГЭС (если они имеются помимо шлюза), а также течения от опорожнения камеры шлюза. 1. При сбрасывании воды через турбины ГЭС и водосливные части плотины возникает течение, поперечная составляющая скорости которого составляет 0,3 м/с (10,6 км/ч) и более. Кроме того, оно создаёт неупорядоченное волнение, вызывающее рыскливость и качку судов. Это осложняет вход и выход судов в нижний подходной канал. Годовое (сезонное) регулирование стока воды сильно растянуто во времени и поэтому не оказывает сильного влияния на судоходство. Оно заключается в том, что воду во время половодий задерживают и используют в маловодные периоды года. В многоводные годы при полном наполнении водохранилища излишнюю часть воды сбрасывают через плотину. Наибольшее влияние на судоходство оказывает недельное и суточное регулирование стока при работе ГЭС. Неравномерное в течение суток и недели потребление электроэнергии народным хозяйством обусловливает неравномерный попуск воды через турбины ГЭС. В связи с этим в нижнем бьефе происходят значительные колебания уровня воды с амплитудой до 2 – 3 м в сутки. При недельном регулировании стока минимальные уровни в нижнем бьефе приходятся на субботние и воскресные дни. Для уменьшения отрицательного влияния последствий суточного и недельного регулирования стоков правилами комплексного использования водных ресурсов конкретного водохранилища регламентируется минимальная отметка уровня воды в течение суток, среднесуточный расход воды через ГЭС, предельная (наибольшая) амплитуда колебаний уровня воды в течение суток. Выполнение перечисленных требований позволяет обеспечивать в нижнем бьефе необходимые судоходные условия.
2. При опорожнении камеры шлюза в низовом подходном канале возникает волна попуска. Подойдя к устью канала и отразившись от русла реки, она трансформируется в обратную волну, которая, достигнув шлюза, отражается от его ворот и превращается снова в волну, идущую к устью. Таким образом, происходит несколько отражений, с каждым из которых высота волны и скорость ее перемещений убывают. Величина амплитуды волн у нижних ворот шлюза наибольшая, а по мере удаления от ворот она уменьшается. Это волнение негативно сказывается на движении судов, следующих по нижнему подходному каналу в обоих направлениях, а также на суда, ошвартованные в ожидании шлюзования, поскольку они испытывают большие нагрузки в швартовных тросах. В первой половине периода опорожнения камеры эти суда испытывают прямые давления по направлению течения. Во второй половине периода, когда уменьшаются расходы воды и образуются обратные уклоны водной поверхности, суда испытывают обратные давления, которые могут быть значительно больше прямых (иногда в два раза). После окончания опорожнения шлюза судно продолжает смещаться в прямом и обратном направлениях до затухания волны попуска. 3. Выход судна из шлюза в нижний бьеф создаёт волну, которая также вызывает перемещение судов, ошвартованных в ожидании шлюзования. Поэтому выходить из шлюза необходимо на минимальной скорости, при которой сохраняется управляемость судном.
Амплитуда колебаний уровней воды в нижнем бьефе зависит от многих причин: максимального расхода воды при шлюзовании, ширины и глубины подходного канала, гидрографа опорожнения камеры (графика изменения во времени расходов воды в реке или другом водотоке за год, несколько лет или часть года), очередности шлюзовании и др. Иногда для исключения этих колебаний водосбросы утраивают так, чтобы вода спускалась из шлюза непосредственно в реку, минуя подходной канал.
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 387; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.102.112 (0.006 с.) |