Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Формы социальной организации и нормативные системы в догосударственном обществе.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Догосударственное общество, которое принято называть первобытным, существовавший в нем строй — первобытнообщинный, заняло в истории человечества довольно значительный отрезок времени и прошло в своем развитии несколько периодов. Более высокой формой соц организации стала родовая община, которая возникла вместе с человеком современного физич типа около 40 тыс. лет назад. Родовая община представляла собой коллектив кровных родственников по женской линии, объединенных отношениями общей собственности, взаимного наследования и взаимопощи. Первоб община управлялась собранием всех взрослых ее членов, каждый из кот обладал равными правами (“первобытная демократия”). Еще одним “органом” в родовой общине был совет старейшин, к кот обычно обращались как хранителю обычаев и традиций данного коллектива и для разреш на их основе споров между общинниками
Нормативная система догосударственного общества Обычаи догосударственного общества имели характер нерасчлененных «мононорм», были одновременно и нормами организации общественной жизни, и нормами первобытной морали, и ритуальными и обрядовыми правилами. Так, естественное разделение функций в трудовом процессе между мужчиной и женщиной, взрослым и ребенком рассматривалось одновременно и как производственный обычай, и как норма морали, и как веление религии. Мононормы изначально были продиктованы «естественно-природной» основой присваивающего общества, в котором и человек является частью природы. В них права и обязанности как бы сливались воедино. Многие монормы были тесно связаны с обычаи первобытной нравственности (морали), религиозными велениями, а часто и совпадали с ними. Обычаи были естественным порождением самого первобытного строя, результатом и необходимым условием его жизнедеятельности. Их возникновение диктовалось потребностью охватить общим правилом ежедневно повторяющиеся акты производства, распределения и обмена продуктов, создать такой порядок, при котором отдельный человек был бы подчинен общим условиям производства и обмена. Большинство обычаев в рамках рода и племени было в тесной связи с нормами. Строгое соблюдение норм было привычкой. Если же сущес-твовавшие правила нарушались отдельными лицами, то принудительные меры исходили, как уже говорилось от всего рода в целом. Особое место занимало такое средство обеспечения обычаев, как табу (запрет). Возникнув на самой заре истории человеческого общества, табу сыграло огромную роль в упорядочении половых отношений, строго запрещало брак с кровными родственниками (инцест). Благодаря табу, первобытное общество поддерживало необходимую дисциплину, обеспечивавшую добычу и воспроизводство жизненных благ. Табу защищало охотничьи угодья, места гнездования птиц и лежбища зверей от чрезмерного уничтожения, обеспечивало условия коллективного существования людей. Синкретность и мононормативность норм первобытного общества характеризует их внутреннюю сторону, внешнее синкретная норма проявляется в форме обычая, традиции. Функционально, в зависимости от того какую сферу общественной жизни первобытного общества данный обычай регулирует в каждом конкретном случае его можно условно отнести к религиозному, моральному и т.д. К их числу можно отнести обычаи, регулирующие в первобытном обществе те сферы общественной жизни, которые в государственном обществе регулировались бы нормами права. И в первую очередь, подчеркнуто специфическую юридическую окраску несут обычаи первобытного общества регулирующие уже на ранних стадиях развития первобытного общества брачно-семейные отношения, наследование, правосудие и пр. Но, постоянно следует учитывать то обстоятельство, что и эти обычаи в классическом первобытном обществе носят синкретный характер и тесно переплетены с религией, этикой, ритуалом, моралью и пр., а также с модельными поведенческими установками, что несомненно сказалось на организации общественной власти в догосударственном обществе.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 176; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.42.61 (0.008 с.) |