Формы социальной организации и нормативные системы в догосударственном обществе. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формы социальной организации и нормативные системы в догосударственном обществе.



 

Догосударственное общество, которое принято называть первобытным, существовавший в нем строй — первобытнообщинный, заняло в истории человечества довольно значительный отрезок времени и прошло в своем развитии несколько периодов.
В процессе выделения человека из животного мира первой формой социальной организации стало первобытное человеческое стадо, которое было переходным от предчеловеческого стада животных к человеческому обществу. Они вели бродячий образ жизни, объединялись в небольшие локальные и изолированные группы под руководством вожаков. Стадо из 20-30 человекообр особей, возглавлялось самым сильным самцом и имело больше черт, характерных для животного мира, чем для челов сообщества. Эта простейшая форма социальной организации и регуляции (неупорядоченные половые связи и т.д.), отражавшая низкий уровень развития как культурнопроизводств, так и обществ отношений, в литературе нередко называется праобщиной или первобытным стадом.

Более высокой формой соц организации стала родовая община, которая возникла вместе с человеком современного физич типа около 40 тыс. лет назад. Родовая община представляла собой коллектив кровных родственников по женской линии, объединенных отношениями общей собственности, взаимного наследования и взаимопощи. Первоб община управлялась собранием всех взрослых ее членов, каждый из кот обладал равными правами (“первобытная демократия”). Еще одним “органом” в родовой общине был совет старейшин, к кот обычно обращались как хранителю обычаев и традиций данного коллектива и для разреш на их основе споров между общинниками

 

Нормативная система догосударственного общества

Обычаи догосударственного общества имели характер нерасчлененных «мононорм», были одновременно и нормами организации общественной жизни, и нормами первобытной морали, и ритуальными и обрядовыми правилами. Так, естественное разделение функций в трудовом процессе между мужчиной и женщиной, взрослым и ребенком рассматривалось одновременно и как производственный обычай, и как норма морали, и как веление религии.

Мононормы изначально были продиктованы «естественно-природной» основой присваивающего общества, в котором и человек является частью природы. В них права и обязанности как бы сливались воедино.

Многие монормы были тесно связаны с обычаи первобытной нравственности (морали), религиозными велениями, а часто и совпадали с ними. Обычаи были естественным порождением самого первобытного строя, результатом и необходимым условием его жизнедеятельности. Их возникновение диктовалось потребностью охватить общим правилом ежедневно повторяющиеся акты производства, распределения и обмена продуктов, создать такой порядок, при котором отдельный человек был бы подчинен общим условиям производства и обмена. Большинство обычаев в рамках рода и племени было в тесной связи с нормами.
Нормы первобытного общества, как и существовавшая там власть, были продуктом исторических условий, которые не знали отношений господства и порабощения. Нормы выражали волю всех членов рода, в силу чего, как правило, исполнялись добровольно. Никакого различия между правами и обязанностями не существовало: право воспринималось как обязанность, а обязанность, как правило. И правом, и обязанностью являлись также кровная месть или, что еще важнее, коллективный труд, охота и т.д.

Строгое соблюдение норм было привычкой. Если же сущес-твовавшие правила нарушались отдельными лицами, то принудительные меры исходили, как уже говорилось от всего рода в целом.

Особое место занимало такое средство обеспечения обычаев, как табу (запрет). Возникнув на самой заре истории человеческого общества, табу сыграло огромную роль в упорядочении половых отношений, строго запрещало брак с кровными родственниками (инцест). Благодаря табу, первобытное общество поддерживало необходимую дисциплину, обеспечивавшую добычу и воспроизводство жизненных благ. Табу защищало охотничьи угодья, места гнездования птиц и лежбища зверей от чрезмерного уничтожения, обеспечивало условия коллективного существования людей.

Синкретность и мононормативность норм первобытного общества характеризует их внутреннюю сторону, внешнее синкретная норма проявляется в форме обычая, традиции. Функционально, в зависимости от того какую сферу общественной жизни первобытного общества данный обычай регулирует в каждом конкретном случае его можно условно отнести к религиозному, моральному и т.д. К их числу можно отнести обычаи, регулирующие в первобытном обществе те сферы общественной жизни, которые в государственном обществе регулировались бы нормами права. И в первую очередь, подчеркнуто специфическую юридическую окраску несут обычаи первобытного общества регулирующие уже на ранних стадиях развития первобытного общества брачно-семейные отношения, наследование, правосудие и пр. Но, постоянно следует учитывать то обстоятельство, что и эти обычаи в классическом первобытном обществе носят синкретный характер и тесно переплетены с религией, этикой, ритуалом, моралью и пр., а также с модельными поведенческими установками, что несомненно сказалось на организации общественной власти в догосударственном обществе.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 143; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.191.22 (0.004 с.)