Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Юридические факты: понятие, виды.
Юридический факт - конкретное жизненное обстоятельство, с которым правовая норма связывает возникновение, изменение или прекращение правовых отношений, наступление определенных юридических последствий. Роль юридических фактов в праве не ограничивается только тем, что они служат основанием, изменением или прекращением правоотношений. Рождение человека, достижение совершеннолетия, смерть - это тоже юридические факты, которые влекут за собой возникновение или прекращение правоспособности и дееспособности. Признаки юридического факта: 1. Юридический факт — это жизненное обстоятельство, выраженное вовне (мысли и чувства юридическими фактами не признаются). 2. Юридический факт — это обстоятельство, выражающееся в наличии или отсутствии определенных явлений. 3. Это такие обстоятельства, которые предусмотрены нормой права. 4. Юридические факты должны быть зафиксированы, т.е. надлежащим образом оформлены (подтверждены). 5. Юридические факты вызывают правовые последствия.
Юридические факты выполняют несколько важных функций в механизме правового регулирования. К основным функциям юридических фактов относятся: 1) правообразующая - факты вызывают наступление правовых последствий; 2) правоизменяющая - изменение юридических обстоятельств (например, факт передачи прав на использование изобретения третьему лицу); 3) правопрекращающая - обстоятельство истечения срока действия (например, патента); 4) правовосстанавливающая - возможность восстановления права (например, права на патент). Классифицируют юридические факты по следующим основаниям: I. По характеру наступающих последствий они делятся на правообразуюшие, правоизменяюшие и правопрекрашаюшие. 1. Правообразующие факты вызывают возникновение прав и обязанностей (поступление в Вуз, призыв на военную службу и т.д.). 2. Правоизменяющие факты влекут изменение прав и обязанностей (перевод с очной на заочную форму обучения, повышение в воинском звании, должности и т.п.).
3. Правопрекращающие факты прекращают права и обязанности (исключение из Вуза, увольнение с военной службы и т.д.). II. По связи с волей участников правоотношений – на события, действия и юридически значимые состояния.
1. События - это обстоятельства, не зависящие от воли субъекта, но порождающие определенные правовые последствия. К их числу относятся стихийные бедствия, рождение, смерть, истечение сроков давности и т.п. Среди юридических событий выделяют абсолютные и относительные события, Абсолютные события — это такие обстоятельства, которые не вызваны волей людей и не выступают ни в какой зависимости от нее (наводнение, землетрясение). Относительные события — обстоятельства, вызванные деятельностью людей, но выступающие в данных правоотношениях независимо от породивших их причин. 2. Юридически значимые состояния - это факты, которые в большей степени обусловлены физиологическими процессами, чем волей субъекта. Такими фактами являются беременность, болезнь, нетрудоспособность, состояние в браке, наличие образования и т.д. 3. Действия - это такие юридические факты, наступление которых зависит от воли и сознания участников правоотношений и с которыми закон связывает определенные правовые последствия. Действия в свою очередь делятся на правомерные, противоправные (правонарушения) и общественно опасные деяния. Противоправные действия (правонарушения) - это такие юридические факты, которые не соответствуют (противоречат) предписаниям норм права. К противоправным действиям относятся преступления (уголовные правонарушения) и проступки (административные, дисциплинарные и гражданско-правовые нарушения). Общественно опасные деяния - это действия, которые причиняют вред, но не имеют осознанно-волевого характера, в силу чего не считаются правонарушениями. Таковы действия невменяемых лиц и малолетних. Правомерные действия - это такие юридические факты, которые влекут возникновение улиц юридических прав и обязанностей, предусмотренных нормами права (например, сделки). Правомерные действия делятся на юридические поступки, юридические акты. Юридические поступки - это действия, которые совершаются без намерения вызвать правовые последствия, однако права и обязанности возникают в силу закона. К числу юридических поступков закон относит обнаружение клада, находку веши, создание произведения.
Юридические акты - это такие правомерные действия, которые специально совершаются субъектами с целью вступления их в определенные правоотношения. Например, договор купли-продажи, постановление следователя о возбуждении уголовного дела, решение органа социального обеспечения о назначении пенсии и т.д. В первом случае возникают имущественные правоотношения, во втором - уголовно-правовые, в третьем - пенсионные. Юридические акты, в свою очередь, подразделяются на административные акты и сделки. Административные акты - это действия государственных органов, направленные на возникновение, изменение либо прекращение правоотношений, участниками которых являются определенные лица. Административными актами являются и документы, в которых закрепляются решения судебных, административных и других юрисдикционных органов. Например, выдача (акт-действие) ордера (документ) на арест. Сделки - это правомерные действия, направленные на возникновение, изменение либо прекращение прав и обязанностей, Сделки бывают односторонние (влекут за собой правовые последствия независимо от воли других лиц) и двусторонние (требуют соглашение между двумя лицами). III. По характеру воздействия различают позитивные и негативные юридические факты. 1. Позитивные факты - это обстоятельства, которые способствуют возникновению правоотношений. Так, для вступления в брак требуются достижение брачного возраста, согласие и добровольность. 2. Негативные факты - это обстоятельства, которые препятствуют возникновению правоотношений. Такими фактами при заключении брака являются недееспособность, близкое родство, нахождение в другом браке. В ряде случаев для возникновения правоотношений, их изменения или прекращения имеет значение не отдельный факт, а их известная совокупность, именуемая в науке фактическим составом. Правильное установление фактического состава имеет важное практическое значение. Фактический состав может быть определен законом конкретно, с указанием всех его элементов. Так, для получения пенсии по старости фактический состав образуют три юридических факта: наступление пенсионного возраста, наличие определенного трудового стажа и решение о назначении пенсии. Все эти условия конкретно определены законом. Если одного из этих фактов нет, то гражданин не может получить пенсию по старости в полном размере.
81. Механизм правового регулирования: содержание, стадии, элементы. механизм правового регулирования (МПР) - это система юридических средств, организованных наиболее последовательным образом в целях упорядочения общественных отношений, содействия удовлетворению интересов субъектов права. Цель механизма правового регулирования - обеспечить упорядочение общественных отношений, гарантировать справедливое удовлетворение интересов субъектов. Что касается структуры механизма правового регулирования следует сказать, что потребность в различных правовых средствах, действующих в МПР, определяется разным характером движения интересов субъектов к ценностям, наличием многочисленных препятствий, стоящих на этом пути. Именно неоднозначность проблемы удовлетворения интересов как содержательного момента предполагает и разнообразие их правового оформления, обеспечения.
Можно выделить следующие элементы процесса правового регулирования: 1) норма права; 2) юридический факт или фактический состав с таким решающим показателем, как организационно-исполнительный правоприменительный акт; 3) правоотношение; 4) акты реализации прав и обязанностей; 5) охранительный правоприменительный акт (факультативный элемент).
Выделяются стадии механизма правового регулирования: На первой стадии формулируется правило поведения, которое направлено на удовлетворение тех или иных интересов, находящихся в сфере права и требующих их справедливого упорядочения. Здесь не только определяется круг интересов и соответственно правоотношений, в рамках которых их осуществление будет правомерным, но и прогнозируются препятствия этому процессу, а также возможные правовые средства их преодоления. Названная стадия отражается в таком элементе МПР, как нормы права. На второй стадии происходит определение специальных условий, при наступлении которых «включается» действие общих программ и которые позволяют перейти от общих правил к более детальным. Элементом, обозначающим данную стадию, является юридический факт, который используется в качестве «спускового крючка» для движения конкретных интересов по юридическому «каналу». Получая наиболее полную информацию о ситуации, оценивая и контролируя правомерность выполнения предварительных условий (юридических фактов), правоприменитель находит для урегулирования конкретного общественного отношения соответствующие средства, воплощающиеся в индивидуальном решении.
Следовательно, вторая стадия процесса правового регулирования отражается в таком элементе МПР, как юридический факт или фактический состав, где функцию решающего юридического факта выполняет оперативно-исполнительный правоприменительный акт. Третья стадия - реализация субъективных прав и юридических обязанностей. На этой стадии достигаются цели правового регулирования. При этом реализация осуществляется в следующих формах актов: соблюдения (запретов), исполнения (обязанностей), использования (прав) и применения права. Иначе говоря, здесь выявляется, какая из сторон имеет интерес и соответствующее субъективное право, призванное его удовлетворять, а какая - обязана либо не препятствовать этому удовлетворению (запрет), либо осуществить известные активные действия в интересах именно управомоченного (обязанность). В любом случае речь идет о правоотношении, которое возникает на основе норм права и при наличии юридических фактов и где абстрактная программа трансформируется в конкретное правило поведения для соответствующих субъектов. Оно конкретизируется в той степени, в какой индивидуализируются интересы сторон, а точнее, основной интерес управомоченного лица, выступающий критерием распределения прав и обязанностей между противостоящими в правоотношении лицами. Данная стадия воплощается именно в таком элементе МПР, как правоотношение.
Четвертая стадия - реализация субъективных прав и юридических обязанностей, при которой правовое регулирование достигает своих целей - позволяет интересу субъекта удовлетвориться. Акты реализации субъективных прав и обязанностей - это основное средство, при помощи которого права и обязанности претворяются в жизнь - осуществляются в поведении конкретных субъектов. Эти акты могут выражаться в трех формах: соблюдении, исполнении и использовании. а) При соблюдении субъект воздерживается от совершения действий, запрещенных нормами права. Он не реализует при этом свои собственные интересы, отличные от интересов контрсубъектов, а также от общественных интересов в охране и защите, и тем самым не ставит препятствий их удовлетворению. б) При исполнении обязанностей лицо должно активными действиями удовлетворять интересы контрсубъекта и общественные интересы в охране и защите и не ставить им препятствий в какой-либо форме (невыполнение, частичное невыполнение обязанностей, удовлетворение своих интересов, противоречащих интересам контрагента и т.п.). в) При использовании субъект получает благо, ценность, удовлетворяет личные интересы. При этом он не должен препятствовать удовлетворению интересов других лиц, а также общественных интересов в охране и защите (иначе произойдет злоупотребление правом). Названная стадия процесса правового регулирования отражается в таком элементе МПР, как акты реализации прав и обязанностей. Пятая стадия (если все плохо и МПР не выходит применить)является факультативной. Она вступает в действие тогда, когда беспрепятственная форма реализации права не удается и когда на помощь неудовлетворенному интересу должна прийти соответствующая правоприменительная деятельность. Возникновение правоприменения в этом случае уже связывается с обстоятельствами негативного характера, выражающимися в наличии либо реальной опасности правонарушения, либо прямого правонарушения. Оспаривая право конкретного лица либо совершая правонарушение, субъект блокирует тем самым удовлетворение интересов своих контрсубъектов, что с неизбежностью должно повлечь за собой наступление определенных юридических последствий. Эти нарушения, будучи юридическими фактами, влекут за собой возникновение уже другого вида правоотношений - охранительных.
В таких условиях управомоченный имеет еще одно средство: право на защиту, с помощью которого он (либо специальные органы) возбуждает правоприменительный процесс. Возникшее из факта правонарушения право на защиту содержит в себе материальное требование субъекта к правонарушителю по поводу незаконного сдерживания удовлетворения своих интересов. Субъективное право на защиту выступает здесь в качестве возможности посредством юрисдикционных органов применить в отношении обязанного лица меры государственно-принудительного свойства в целях устранения препятствий в реализации стремлений личности. Нарушившая сторона в рамках охранительных правоотношений приобретает новый статус, где на первом плане выделяется юридическая обязанность, выражающаяся в необходимости претерпеть применение к ней мер принудительного свойства. Данная факультативная стадия (осуществляемая лишь в случае возведения препятствий) отражается в таком соответственно факультативном элементе МПР, как охранительные правоприменительные акты.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 51; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.152.162 (0.018 с.) |