Предмет и объект науки теории государства и права. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предмет и объект науки теории государства и права.



Предмет и объект науки теории государства и права.

 

Объектом теории государства и права являются сами государство и право, рассматриваемые в качестве взаимосвязанных и взаимообусловленных явлений общественной жизни. Государство и право как объект теоретической науки – явления абстрактные, непосредственно не связанные с конкретной исторической эпохой либо той или иной социально-политической системой.

В качестве объекта теории государства и права выступает обобщенное представление о «государстве и праве вообще». К примеру, мы говорим: древнее государство и право, государство и право современной России и т. п., предполагая при этом, что государство и право как специфические институты общественной жизни, появившись на определенном этапе социального развития, являются его непременными атрибутами. Вместе с тем содержание данных понятий меняется в зависимости от исторического периода либо от особенностей политико-правового устройства соответствующего социума.

Предмет теории государства и права составляют наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права, систематизированные сведения об основных понятиях и категориях юриспруденции, теоретические модели «идеальных» государственно-правовых систем.

Кроме того, некоторые ученые предлагают включать в предмет теории государства и права не только общие закономерности, но и отдельные случаи (казусы), имеющие либо имевшие место в процессе возникновения, развития и функционирования государства и права. Думается, что такой подход не целесообразен, так как наука тем и отличается от рассказа, что описывает не единичное, уникальное событие (группу событий), но более или менее регулярное, повторяющееся.

Основные признаки теории государства и права:

1.Изучает государство и право (или: государственную и правовую системы) в теоретико-обобщенном виде.

2. Постигает не все, а основные и общие закономерности возникновения, развития, функционирования государства и

права. Их можно назвать фундаментальными закономерностями, так как они одинаково присущи различным

государствам и их правовым системам.

3. Базируется на единстве и диалектической взаимосвязи государства и права.

Теория государства и права является:

 

— общественной наукой, потому что изучает такие общественные явления, как государство и право;

 

— юридической наукой, так как изучает только государственную и правовую стороны общественной жизни; — общетеор наукой, тк выявляет и объясняет общие и основные закономерности развития гос-ва и права.

Предмет науки теории государства и права историчен. Он изменяется по мере вовлечения в сферу познания новых свойств и явлений правовой и государственной действительности.

 

Методология теории государства и права.

Методом называют систему принципов, приемов и способов научной деятельности, через которые осуществляется процесс получения объективных знаний о значении и сущности правовых и государственных явлений.Виды методов теории государства и права:

1) всеобщие методы, которые формулируют универсальные принципы мышления;

2) общенаучные методы, которые используют в различных областях научного познания, независимо от отраслевой специфики науки.К общенаучным методам относят:

1) общефилософские – методы, используемые в течение всего процесса познания (метафизика, диалектика);

2) исторический – метод, с помощью которого государственно-правовые явления объясняются историческими традициями, культурой, общественным развитием;

 

3) функциональный – метод выяснения развития гос-правовых явлений, их взаимодействия, функций;

4) логический.

 

 

Патриархальная, договорная и психологическая теории происхождения государства.

 

Теория «инцеста»

Клод Леви-Стросс разработал и обосновал идею, согласно которой особенности производства человека (воспроизводство рода), а именно запрет инцеста (кровосмешения), явились исходным социальным фактом в выделении человека из мира природы, структуризации общества и возникновении государства. Суть теории состоит в том, что для обеспечения реализации запрета инцеста необходимо было применить весьма суровые, жестокие меры пресечения. Для этого понадобилось создание внутри родовой общины специальных органов, которые как посредством насильственного пресечения кровосмешения внутри рода, так и путём развития связей с иноплеменниками в целях взаимообмена женщинами явились прообразом будущей государственной структуры. Несмотря на внешнюю простоту и привлекательность данной теории, вряд ли возможно в качестве первопричины образования государства рассматривать установление запрета инцеста и создание внутри родового общества структур, обеспечивающих его реализацию. Исторически данный запрет возник задолго до возникновения первых государств, а, следовательно, их появление связано не только с действием названной причины, но и иных фактов.

 

Спортивная школа права

 

Основоположник теории Хосе Ортега-и-Гассет связывал возникновение государства с появлением игр, физических упражнений, а также спорта в целом. Согласно этой концепции, поскольку физическое воспитание в первобытном обществе выполняло функции подготовки к трудовой деятельности, военному делу, решения противоречий между племенами, то со временем, в связи с необходимостью определять победителей в состязаниях, появляется родовая аристократия, которая постепенно дистанцируется от рядовых членов племени, начиная выполнять функции, схожие с государственными.

 

11. Понятие, признаки, сущность и содержание государства.

Государство – это суверенная, универсальная политико-правовая организация общества, обеспечивающая его единство и территориальную целостность, обладающая особым аппаратом управления и принуждения, осуществляющая власть, управление и регулирование в обществе, веления которой обязательны для населения всей страны.

Основные признаки государства:

1. Территориальный принцип организации власти в обществе.

2. Наличие особой публичной власти в виде аппарата управления и принуждения. Для государства характерно наличие особой группы людей, которые занимаются только управлением и освобождаются на этом основании от производительного труда.

3. Наличие налогов и займов как особых денежных средств, на которые содержится аппарат управления и принуждения.

4. Монопольное право государства на правотворчество, что выражается в неразрывной связи, взаимозависимости и взаимодействии государства и права. Эта связь носит двоякий характер: с одной стороны, государство гарантирует право, устанавливает нормы права, обеспечивает их силой государственного принуждения и создает механизм их реализации. С другой стороны, право устанавливает границы всевластию государства, определяет рамки его деятельности. Нормы, установленные законодателем (государственными законодательными органами), являются обязательными для исполнения и самим государством.

5. Универсальность государственной власти. Означает, что власть государства распространятся на всех, кто находится на данной территории, полностью охватывает всю территорию данного государства.

6. Суверенитет. Государственная власть суверенна, т. е. независима от всякой иной власти как внутри страны, так и за ее пределами.

Сущность государства – состоит в том, кому принадлежит государственная власть, кто ее осуществляет и в чьих интересах она осуществляется. Сущность государства раскрывает понятие предназначения государства.

Подходы к определению сущности и предназначения государства:

1. Классовый подход к сущности государства – власть в государстве принадлежит и осуществляется в интересах экономически-господствующего класса – собственников орудия и средств производства.

2. Общесоциальный подход к сущности государства – власть в государстве принадлежит всему обществу, лавируя между интересами отдельной личности, социальной группы, классов или всего населения страны.

3. Диалектический подход к сущности государства – власть это отражение единства и борьбы противоположностей – одновременно принадлежит и господствующему классу и всему обществу.

Содержание государства как определенного явления выходит за пределы воздействия социально-экономических факторов. На него могут оказывать влияние геогр факторы (страны-гиганты и маленькие страны), природные условия, наличие природных богатств (во многих странах содержание большинства мероприятий государства определяется наличием залежей нефти).

 

Типы государства.

Типология государства — это специфическая классификация, предназначенная для разделения всех прошлых и настоящих государств на группы с целью раскрытия их социальной сущности.

В отечественной и зарубежной литературе выделяют различные типы государств.

Традиционно в отечественной науке все типы государств группируются в рабовладельческие, феодальные, буржуазные и социалистические. Основным критерием систематизации в данном случае является тип общественно- экономической формации. Данная типология призвана показать а) какова экономическая основа государства, б) какой конкретно класс осуществляет государственную власть, в) какие экономические и политические отношения и интересы охраняет данное государство. Это формационный критерий. В рамках цивилизационного подхода выделяются следующие типы.

В хронологическом порядке выделяют древние (древневосточные, греческие, римские и т.п.),средневековые и современные государства.

По степени развитости все государства разграничивают на высокоразвитые (США, Япония, и др.), среднеразвитые (Испания, Греция и др.) и бедные (Албания, Гаити и др.).

В зависимости от размера территории и населения различают государства великие (Россия, Китай, США и др.), средние (Франция, Германия и др.) и малые (Люксембург, Монако и др.).

По форме правления все государства подразделяют на монархии (ограниченные и неограниченные) и республики (президентские, парламентские и т.п.).
Рабовладельческое государство выступает как орудие поддержания власти рабовладельцев над рабами, которые являются собственностью свободных граждан. Раб не имеет никаких прав и превращен в говорящее орудие труда. Феодальное государство является диктатурой класса феодалов, земельных собственников, присваивающих безвозмездный труд крестьян. Крестьяне здесь находятся в полурабской зависимости от помещиков.

Буржуазное государство выступает как диктатура буржуазии, в котором сословное неравенство заменяется социальным. Рабочий юридически свободен, но, лишенный средств производства, он вынужден продавать свою рабочую силу капиталисту. Данное государство проходит различные стадии развития: капиталистическое, монополистическое, идустриальное, постиндустриальное государство.

 

Социалистическое государство как государство высшего типа, по мнению представителей данного подхода, отмирающее государство, базирующееся на общественной собственности на средства производства и имеющее широкую социальную базу.

 

Форма правления.

Формы правления — это принцип организации, устройства государственной власти.

Различают монархические формы правления (монархии) и республиканские (республики).

Монархия — форма правления, при которой верховная власть в государстве принадлежит полностью, частично или номинально (т. е. только «на бумаге») единоличному правителю (обычно наследственному).
Монархию разделяют на два вида:
1. Абсолютная монархия — монархия, предполагающая неограниченную власть монарха. При абсолютной монархии возможные существующие органы власти полностью подотчётны монарху, а воля народа официально может выражаться максимум через совещательный орган.

2. Конституционная монархия — монархия, при которой власть монарха ограничена конституцией, неписаным правом или традициями.

 

Конституционная монархия существует в двух формах:

 

o Парламентарная монархия. Это вид конституционной монархии, в которой монарх не обладает властью и выполняет только представительную функцию.

o Дуалистическая монархия. Это вид конституционной монархии, в которой власть монарха ограничена конституцией и парламентом в законодательной области, но в заданных ими рамках монарх обладает полной свободой принятия решений.

 

Республика — это форма правления, при которой источником власти признается народ и формирование высших органов власти осуществляется путем выборов.

Современное государствоведение различает следующие виды республиканской формы правления:

1. Парламентская республика (парламентарная) — форма государственного правления, при которой правительство формируется парламентом и ответственно перед ним.

 

2. Президентская республика — форма правления, при которой правительство формируется всенародно избранным президентом и ответственно перед ним.

 

3. Смешанная республика (полупрезидентская, полупарламентская, президентско-парламентская) — форма государственного правления, находящаяся между президентской и парламентарной республиками.

 

 

Виды

По формам государственно-правовой деятельности органы государства подразделяются на законодательные (представительные), исполнительно-распорядительные, судебные и органы надзора и контроля. В особую группу выделяются силовые структуры (армия, полиция, разведка).

По способу формирования государственные органы подразделяются на первичные и вторичные.

Первичные органы — это органы, формируемые непосредственно самим народом путём выборов. Это, следовательно, органы выборные. Хотя не каждый выборный орган является первичным. Некоторые выборные органы избираются представительными органами.

В федеративном государстве органы подразделяются на федеральные и субъектов федерации.

По месту в иерархической системе органы подразделяются на высшие и местные. В федеральных государствах наблюдаются две системы высших органов власти: общефедеральные и субъектов федерации. К. местным относятся органы местного самоуправления.

По своей структуре органы подразделяются на единоначальные (президент, министр, прокурор, командир военной части и др.) и коллегиальные (представительные органы, правительство и др.). Различие состоит в том, что в первых решения принимает единоначальник, во вторых— коллегия (группа должностных лиц).

По компетенции органы государства подразделяются на органы общей и специальной компетенции. В первом случае круг вопросов, по которым принимаются властные решения, весьма широк, охватывает многие сферы общественной жизни: экономику, культуру, здравоохранение, охрану правопорядка и т. д. Во втором — соответствующий орган руководит какой-то одной, относительно узкой", сферой. К первым относятся прежде всего представительные органы, правительство, главы администраций и др.; ко вторым — министерства, ведомства, прокуратура, суды и др.

Принципы организации и деятельности органов государства — это основные начала, идеи, которые положены в основу организации органов государства и которым они должны следовать в своей деятельности.

Принцип территориальности положен в основу организации системы органов. Территория государства делится на территориальные единицы. По этим единицам подразделяется подвластное государству население. Система государственных органов привязывается к этим единицам. Каждый орган действует в определенном территориальном пространстве, очерченном административно-территориальными единицами.

Принципы иерархичности. Органы государства занимают в системе механизма разные уровни, одни органы подчинены другим, решения вышестоящих органов обязательны для нижестоящих.

Принципы централизма или децеитрализма в деятельности государственных органов проявляются в том, на каком уровне принимаются решения: принимаются ли они центральными органами и в силу иерархичности нижестоящие органы только их исполняют, или важные решения принимаются и территориальными местными органами с учетом местных условий. В зависимости от степени самостоятельности территориальных органов может преобладать централизм или децентрализм в принятии, решений.

Принципы выборности и назначаемости противоположны в своей сути. Первый отражает демократические, а второй — бюрократические начала в формировании государственных органов. Оба принципа присущи современным государствам и реализуются в разных частях государственного механизма.

Принципы коллегиальности и единоначалия. 1ый выражает демократические, второй— бюрократические начала.

Принципы, гласности, открытости или тайны. Первый принцип, безусловно, свойствен демократическому государству, второй — государству недемократическому, бюрократическому. Однако даже и в демократическом государстве деятельность некоторых органов или некоторые стороны деятельности не являются гласными и открытыми (вопросы государственной тайны, следственной тайны и т. д.).

Принцип законности в организации и деятельности органов государства состоит, во-первых, в том, что в государстве

существуют и действуют органы, только предусмотренные конституцией и иными законами; во-вторых, в том, что эти органы создаются согласно процедуре, предусмотренной законами; в-третьих, в том, что все органы действуют в рамках своей компетенции, решения принимают на основе закона и согласно процедуре, установленной законами.

Принцип разделения властей.

Все названные принципы должны соблюдаться в комплексе, так как одинаково значимы и взаимосвязаны в функционировании государственного аппарата.

 

 

Поколения прав человека.

Существует несколько классификаций прав человека.Эта концепция возникла в 70-е годы XX века. Права человека, по времени их возникновения, делятся на три поколения:

1. поколение – личные и политические права, провозглашенные Великой Франц революцией, а также амер борьбой за независимость;
2. поколение – соц-эк и культ права, которые появились в результате борьбы народа за улучшение своего положения; 3. новейшее поколение – права коллективные: право на мир, право на разоружение, право на здоровую окр среду, право на развитие.

Права первого поколения: Личные права и свободы называются также гражданскими. Большинство из них принадлежат каждому человеку от рождения, являются неотъемлемыми и не подлежат какому-либо ограничению. Гражданские права призваны обеспечивать свободу индивида как члена общества, его юридическую защищенность от незаконного внешнего вмешательства.

К личным правам относят: право на жизнь; право на уважение чести и достоинства человека; право на свободу и личную неприкосновенность; неприкоснов частной жизни; свободу передвижения и выбора местожительства; свободу выбора национальн и выбора языка общения; право на суд разбирательство; право на презумпцию невиновн. Политические права и свободы дают человеку возможность участвовать в общественно-политической жизни и управлении государством.

Отличительной чертой политических прав является то, что многие из них принадлежат не просто людям, а исключительно гражданам конкретного государства.
Права второго поколения: Экономические, социальные и культурные права
Социально-экономические и культурные права касаются социально-экономических условий жизни человека, определяют его положение в сфере труда, благосостояния, социальной защищенности. Целью является создание условий, при которых люди могут быть свободны от страха и нужды.

 

 

Право и мораль.

Мораль — это система норм и принципов, регулирующих поведение людей с позиций добра и зла, справедливого и несправедливого и т.п.
Единство норм права и норм морали основывается на общности социально-экономических интересов, культуры общества, приверженности людей к идеалам свободы и справедливости.

Единство и соотношение между правом и моралью выражается в том, что:

§ в системе социальных норм они выступают самыми универсальными, распространяющимися на все общество;

 

§ у норм нрава и морали единый обьект регулирования — общественные отношения;

 

§ как и нормы нрава, нормы морали исходят от общества;

 

§ нормы права и нормы морали имеют сходную структуру;

 

§ нормы права и нормы морали выделились из синкретичных (слитных) обычаев первобытного общества в ходе его разложения.
Различия права и морали являются основанием их взаимодействия. Они служат одной цели — согласованию интересов личности и общества, обеспечению и поддержанию общественного порядка. Реализация правовых норм, их исполнение во многом обусловливаются тем, насколько они соответствуют нормам морали.

 

 

47. Сущность и содержание права.

Сущность права раскрывается в его предписаниях, так как право носит предоставительно-обязывающий характер.

Сущность права означает детальное выявление свойств его предмета. При этом право выражает или общую, или классовую волю. Если сущностью права является отражение воли (государства, отдельных слоев, личностей и др.), то нормативное оформление этой сущности или воли является самим материальным или процессуальным содержанием права. Содержание права конкретизирует сущность права.

Содержание права может быть социальным, политическим, государственным, нормативным и др. Содержание права меняется в соответствии с изменением его сущности и соответственно его форм выражения. Нормативное (юридическое) содержание права выражается в использовании особых правовых конструкций, специальных терминов и посылок, юридических составов и правил разрешения споров и др. Нормативное содержание права детализирует признаки и свойства права, выражает сами способы и методы нормирования отношений (дозволительный или разрешительный).

Выделяются следующие подходы к сущности права:


1) классовый, согласно которому право является системой юридических норм, выражающих возведенную в закон волю господствующего класса (право как средство обеспечения узкоклассовых интересов). Такой поход характерен как для учения К. Маркса и Ф. Энгельса, так и для других марксистских и социалистических теорий; также волевая теория Гегеля была наполнена «исключительно классовым содержанием»;

 

2) общесоциальный, где право рассматривается как выражение компромисса между различными слоями общества (здесь право обеспечивает интересы широких слоев населения как средство закрепления и реального обеспечения прав человека и гражданина).

 

Принципы права.

Принципы права — это основные положения и идеи, выражающие сущность и социальную обусловленность права. В зависимости от сферы распространения выделяют общеправовые, межотраслевые и отраслевые принципы права. Для принципов права характерны следующие свойства:

 

1. в концентрированной форме они отражают наиболее важные и прогрессивные стороны экономической, политической, идеологической и нравственной сфер общественной жизни. В известной степени их можно назвать правовыми идеалами, которые в «юридическом сгустке» отражают закономерности развития общества и основные социальные ценности. Они являются связующим звеном между этими закономерностями и действующим правом, отражая его особенности и регулятивные возможности.

 

2. прямо или косвенно фиксируются в действующем законодательстве (прежде всего в конституции), зримо предопределяя основное содержание подзаконных актов и юридически значимого поведения людей.

 

3. обладают значительной устойчивостью и системообразующими свойствами. Они обеспечивают структурную самоорганизацию права и являются своеобразной несущей конструкцией, объединяющей все правовые явления в единый непротиворечивый комплекс. Кроме того, будучи своеобразным аккумулятором правовой информации,

принципы сосредоточивают в себе опыт правового развития предшествующих поколений и системообразующие связи с иными социальными регуляторами (политикой, моралью, религией и т. д.).

4. отражают своеобразие национальной правовой системы. В своей совокупности они раскрывают не только природу и сущность права, но показывают и специфику той или иной правовой системы, сформированной в определенной социальной среде, ее отличие от иных правовых систем современности;

 

5. имеют самостоятельное регулятивное значение. Являются своеобразным руководящим началом для правотворческой, правоприменительной, правоохранительной, интерпретационной и иной юридически значимой деятельности. В механизме правового воздействия они непосредственно регулируют некоторые обществ отношения.

 

Функции права.

Функции права - это осн направления правового воздействия, выраж роль права в упорядочении обществ отношений. С помощью понятия «функции права» можно познать предназначение права в обществе, его действие. Функции права, отражая его качественное своеобразие, его востребованность и динамику в общественной жизни, характеризуются следующими свойствами:

 

§ содержание и перечень функций предопределяются сущностью права и его социальным назначением в обществе;

 

§ функции права отличаются относительным постоянством и устойчивостью. Они обеспечивают такие направления и такое содержание регулятивного воздействия, без которых общество не может обойтись или заменить иными регуляторами;

 

§ содержание выполняемых функций отличается высокой динамичностью, способностью реагировать на изменения основных задач и целей, стоящих перед данной политико-право- вой системой в определенный исторический период, адекватным перераспределением средств и способов юридического воздействия;

 

§ функции права носят комплексный, системный характер. Они конкретизируются в функциях иных юридических явлений и процессов.

 

Главная цель права — упорядочение, организация общественных отношений. Это означает, что с помощью права общественные отношения строятся по тем образцам, моделям, которые установлены в правовых нормах

 

Закон и судебный прецедент.

 

Закон – это в узком смысле нормативный правовой акт, который принимается представительным (законодательным) органом государственной власти в особом порядке, регулирует определённые общественные отношения и обеспечивается возможностью применения мер государственного принуждения. Закон, как акт суверенной воли содержит положение составляющее первичное право в отличие от права производного, создаваемого иными органами власти. Законы издаются и проходят следующие стадии: законодательную инициативу (возбуждение вопроса об издании нового закона полномочными лицами и органами); обсуждение законопроекта; принятие и утверждение закона (50+1 голос); обнародование (опубликование закона).

Судебный прецедент — решение определённого суда по конкретному делу, имеющее силу источника права (то есть устанавливающее, изменяющее или отменяющее правовые нормы). Судебный прецедент, если норма права, выработанная судом при решении конкретного дела, воспринимается в будущем как обязательная при решении аналогичных, создается обязательный судебный прецедент - особый источник права.

 

 

Обычай как источник права.

Обычай — это устойчивое правило поведения, сложившееся исторически и вошедшее в привычку.

Далеко не все обычаи, господствующие в общественной среде, есть обычаи правовые. Таковыми они становятся, если санкционированы государством. Таким образом, правовой обычай — санкционированное государством исторически сложившееся правило поведения. При этом санкционирование осуществляется путем отсылки к обычаю, а не текстуального закрепления его в законе. Если же содержание обычной нормы получило прямое текстуальное закрепление в законе или ином нормативном акте, то источником права в таких случаях становится нормативный акт, воспроизведший в своих статьях требования обычая. Например, практика работы представительных органов власти выработала неписаный порядок, когда первое заседание вновь избранного парламента открывает старейший по возрасту депутат. С принятием новой Конституции РФ этот обычай обрел высшую законодательную силу, поскольку закреплен в ч. 3 ст. 99 Конституции РФ.
Правовой обычай довольно широкое распространение получил в гражданском праве. Его нормы неоднократно указывают на обычай как на источник права.
Достоинства: существует в устной форме, выражен доступным языком; возникает не «сверху», а «снизу», в силу этого полнее выражает волю народа, его потребности; большая добровольн в исполнении (основан на привычке). Недостатки: неопределенность (поскольку не зафиксирован в письменном виде); носит консерват и регион характер.

 

Договор как источник права.

 

Договор — соглашение двух или более лиц, устанавливающ, изменяющ или прекращающее их права и обязанности. Сторонами договора могут выступать как физические, так и юридические лица, включая различные публично- правовые образования (международные организации государство, муниципальные образования и пр.).

Договоры могут быть возмездными и безвозмездными. Любой договор, по которому хотя бы одна из его сторон за исполнения ею её обязанностей должна получить плату или иное встречное (относительно такой обязанности) возмещение, является возмездным. Безвозмездным является договор, по которому одна из сторон обязуется в чём либо перед иной стороной без получения от неё встречного возмещения.

Возможна множественность лиц на одной из сторон договора, то есть заключение договора между несколькими лицами, с одной стороны, и одним лицом или несколькими же лицами — с другой.
Договор может быть составлен на нескольких языках. Как правило, при оспаривании в таких случаях силу имеет язык договора, на котором ведётся делопроизводство в соответствующем суде, если в самом договоре не установлен приоритет какой-либо языковой версии.Также под договором часто подразумевают обязательства, возникающие из договора, либо документ, в котором зафиксированы его условия.

 

Нормативный правовой акт.

Нормативный акт — это официальный документ правотворческого органа, в котором содержатся правовые нормы. Нормативные акты создаются в основном государственными органами, имеющими право принимать нормативные решения по тем вопросам, которые переданы им для разрешения. При этом они выражают волю государства. Отсюда проистекает их властность, официальность, авторитарность, обязательность.

Нормативные акты характеризуются следующими признаками:

1) они имеют правотворческий характер: в них нормы права либо устанавливаются, либо изменяются, либо отменяются.

 

2) нормативные акты должны издаваться только в пределах компетенции правотворческого органа, иначе по одному и тому же вопросу в государстве будет существовать несколько нормативных решений, между которыми возможны противоречия.

 

3) нормативные акты всегда облекаются в документальную форму и должны иметь следующие реквизиты: вид нормативного акта, его наименование, орган, его принявший, дату, место принятия акта, номер.

 

4) каждый нормативный акт должен соответствовать Конституции РФ и не противоречить тем нормативным актам, которые имеют по сравнению с ним большую юридическую силу.

5) все нормативные акты обязательно подлежат доведению до сведения граждан и организаций, т. е. опубликованию, и лишь только после этого государство имеет право требовать их неукоснительного исполнения исходя из презумпции знания закона и налагать санкции.
Нормативные акты в зависимости от их юридической силы можно разделить на несколько уровней. Однако выделяются две большие группы: законы и подзаконные акты.

Законы — это нормативные акты, принятые в особом порядке органами законодательной власти, регулирующие важнейшие общественные отношения и обладающие высшей юридической силой.

 

Подзаконный акт — это нормативный акт, издаваемый в соответствии с законом компетен органом, направл на исполнение и развитие законодат положений и регулирующий отдельные конкретные аспекты обществ отношений.

 

 

Виды правовых норм.

I. Отправные (исходные, первичные, учредительные) определяют исходные начала основы прав регулирования, закрепл прав катег, и понятия:

 

1) нормы-начала – констит положения, закрепл эко, пол, гос устройство

 

2) нормы-принципы - прнципы общенаучн, межотраслев, отраслев

3) нормы-дефиниции – закрепл определение прав понятий и категорий

 

4) определительон- установочн – опр цели и задачи отраслей права, правов институтов

5) коллизион нормы – приним с целью устранен коллизий

II. Нормы –правила поведения – непосредственно регулируют поведение людей, обществ отношений:

1. в соотв с делением отраслей права на мат и процесс:

а) нормы мат права – закрепл права и обязанности субъектов, их правов положение, пределы правов регулирования:

б) нормы процесс –закрепл процесс формы осуществления и защиты нормы мат права

2. По отраслевой принадлежности

3. В завис от хар-ра содержащихся в них предпис:

а) запрещающие

б) обязывающие

в) управомочивающие

4. В завис от времени действия: постоянные и временные

5. По месту действия: на территории всей страны, определенной территории гос-ва

 

6. По кругу лиц, на кот распростр. действие:

а)общие

б) специальные

7. По методу правового регулирования:

а) императивные- обязательн для всех сторон,менять нельзя;

б) диспозитивные – по согласию сторон

Способы изложения норм права:

1) прямой, когда все элементы нормы содержатся в одной статье НПА

2) отсылочный – в нескольких статьях одного и того же НПА

3) бланкетный, когда статья указывает на элемент нормы права путем отсылки не к конкретной статье, конкретному законоположению, а как бы к другому порядку правового регулирования - правилам совершения какого-либо вида деятельности, правилам международного договора (В различных нпа)

 

Виды правоотношений:

 

1. по предмету правового регулирования (или – по отраслям права):

- конституционные (например, отношения по поводу прав и свобод человека и др.);

- административные (в сфере государственного управления);

- гражданско-правовые (купля-продажа, аренда и др.);

- финансовые (принятие, исполнение бюджета);

- семейные (заключение, рас



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 56; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.107.241 (0.193 с.)