Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Как посещать занятия и что такое конспекты лекций?↑ Стр 1 из 5Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Немного о задачах пособия. Предлагаемое вниманию студентов начальных курсов методическое пособие призвано быть определенным «проводником» в новом для вас мире, который называется «Институт наук о Земле Санкт-Петербургского государственного университета». Мы постараемся осветить следующие основные вопросы, на которые студентам самостоятельно трудно найти ответ: а) Как посещать занятия и что такое конспекты лекций? б) Как выбрать и написать первую курсовую работу? в) Каким образом пользоваться библиотечными и электронными ресурсами при поиске необходимой литературы? г) Как сдавать экзамены и зачеты и что такое «хвосты» (академическая неуспеваемость)? д) Как готовиться к полевым практикам и что они из себя представляют?
Автор искренне надеется, что это пособие будет небольшим, но важным карманным путеводителем по первым Вашим шагам в Университете.
Название
Поощряется любое самостоятельное исследование с любым рабочим названием, а окончательную формулировку темы желательно обсуждать с Вашим руководителем. Титульный лист (пример - см. приложение 1).
На титульном листе указываются: 1. Название организации, в которой Вы учитесь. 2. Название организации и/или мероприятия, на которое Вы адресуете Вашу работу. (В том случае, если названия организаций в пунктах 1 и 2 совпадают, повторение ее названия дважды не обязательно). Первые два пункта отделяются горизонтальной чертой. 3. Название работы (крупными буквами, симметрично по центру; название лаконичное и по возможности легко произносимое). 4. Фамилия, имя и отчество автора (полностью), курс и номер группы, направление «геология». 5. Фамилия, имя и отчество научного руководителя; его должность и (если есть) - ученая степень. 6. Название населенного пункта (Санкт-Петербург), в котором написана работа, и год её написания.
Содержание. Содержание работы должно включать в себя все главы, пункты, подпункты и/или параграфы, содержащиеся в работе, с указанием номеров страниц, на которых они начинаются. Здесь же указывается количество и местоположение приложений и рисунков (в том случае, если они не входят составной частью в основной текст работы). Желательно формировать содержание при помощи опции «Активная ссылка».
Введение.
Введение - одна из самых важных частей Вашей работы. Здесь Вы должны отметить целый ряд необходимых моментов, таких, как (перечисляются без нумерации, в свободной форме изложения): 1. Почему автор выбрал именно эту тему, что показалось наиболее важным и интересным в исследуемом вопросе. 2. Цель работы (цель должна быть напрямую связана с темой и предвосхищать результат исследования; почему необходимо, с Вашей точки зрения, особенно подробно осветить предложенную тему)[1]. Как правило, цель может быть только одна. 3. Задачи, поставленные перед началом работы (какие конкретно моменты Вы будете прорабатывать; каков будет путь Ваших изысканий; как правило, задачи соответствуют основным частям Вашей курсовой работы)1. 4. Актуальность и новизна исследования (не стесняйтесь отметить достижения, сделанные лично Вами - в том случае, если они имеются). 5. По желанию автора - любая другая информация, не входящая в обязательные главы, рассмотренные ниже, но соответствующая теме работы.
Глава 1. История вопроса. В первой главе Вы, в соответствии с уровнем Вашей осведомленности, указываете основные достижения в той области знаний, к которой относится Ваша работа. Желательно, чтобы эта глава была, с одной стороны, достаточно полной и объемлющей (важно не пропустить наиболее значительные успехи в исследуемом Вами направлении), а с другой стороны - сравнительно краткой. Необходимо помнить, что Ваша работа посвящена не истории науки, а какой-либо конкретной проблеме. Тем не менее, без знания достижений предыдущих исследователей невозможно заниматься собственным исследованием в любой области. Собственно говоря, глава по истории вопроса будет складываться сама собой по мере Вашей работы над курсовой работой - Вам неизбежно придется прорабатывать литературные источники по выбранной теме, и их краткий обзор в хронологическом порядке (желательно - с кратким критическим анализом имеющихся результатов) как раз и будет представлять собой главу 1. Этот обзор, в свою очередь, необходим для того, чтобы было понятно, насколько Вы оригинальны в своих рассуждениях, и чем Ваши мысли, изложенные в последующих главах, выгодно отличаются от предыдущих достижений. Необходимо отметить, что в некоторых работах такая глава не требуется. Например, я пишу подобное методическое пособие наверняка не первым, однако мне не требуется рассматривать историю составления пособий такого рода. Не потребуется освещение истории вопроса и в том случае, если Ваша работа является оригинальной - т.е. если Вы впервые занялись какой-либо проблемой. Такое бывает крайне редко, и даже в таких случаях все же уместно было бы рассмотреть развитие близких идей или подходов в смежных областях знаний.
Главы 2-и далее. В последующих главах Вы приступаете к рассмотрению самого вопроса. Наиболее разумной видится такая последовательность изложения фактического материала (Вы по своему желанию можете разбивать этот материал на главы, параграфы, пункты, подпункты и т.д.). В том случае, если работа посвящена изучению материалов, происходящих из конкретных геологических разрезов, основной части текста необходимо предпослать физико-географический очерк (он особенно необходим в том случае, если обрабатываются результаты экспедиционных работ). Этот раздел важен для понимания природной обстановки, в которой производился сбор материала, особенностей работы и ландшафтных характеристик исследованной территории. В начале главы необходимо также охарактеризовать материал, на котором базируются Ваши исследования и методы, при помощи которых Вы изучаете проблему. Эта характеристика должна быть краткой, но опять же исчерпывающей. Правила сбора материалов при геологических исследованиях и порядок работы в полевых условиях - см. в приложении 2. Далее Вы переходите к главной части Вашей работы - изложению результатов исследования, предпринятого Вами. Здесь необходимо детально и максимально подробно охарактеризовать все полученные Вами результаты. Эта часть - фактура Вашей работы. Все данные должны быть рассмотрены тщательно, четко, формулировки должны быть понятны и хорошо проиллюстрированы. К любой иллюстрации, расположенной в работе, обязательно должна быть ссылка в тексте (рис. 1, 2 и т.д., табл. I, II и т.д.). Запомните, что иллюстрации призваны разъяснять изложенные в тексте данные. Но, если Вы используете иллюстрации, заимствованные из литературных источников или какие-либо другие, составленные не Вами, необходимо сослаться на автора той работы, из которой она Вами позаимствована. Ссылка такого рода обязательна и не принижает Ваших заслуг. Наоборот, охрана авторских прав всегда приветствуется в научном мире. Например, ссылка на полностью заимствованные из какой-либо работы таблицу или рисунок производится следующим образом: «Таблица 15. Стратиграфическая схема нижнеордовикских отложений Ленинградской области (по Киселеву и др., 1993)» или «Рис. 3. Внешний вид кристалла берилла (из работы Ферсмана, 1954, рис. 1 между с. 96 и 97)». Если таблица или рисунок частично изменены Вами или дополнены, в пояснении к ним Вы указываете: «Таблица 15. Стратиграфическая схема нижнеордовикских отложений Ленинградской области (по Киселеву и др., 1993, с дополнениями автора)». В том случае, если рисунок или таблица полностью составлены Вами, Вы ничего не указываете в пояснении к ним. Для удобства пользующихся этим пособием в приложении 2 приведены краткие схемы описания фактического материала, с помощью которых каждый учащийся сможет грамотно составить фактическую (описательную) часть своей работы. После изложения основных результатов, Вы переходите к интерпретации полученных фактов. Это обсуждение может быть разделено на несколько частей. Запомните, что этот раздел является не менее важным, потому что мало получить какие-либо экспериментальные данные или обсудить интересную проблему на основании изучения литературы. Осмысление, обсуждение изложенных Вами фактов характеризует Ваше отношение к проблеме, Ваше умение делать выводы и проводить обобщения. Очень желательно рассмотреть в этих главах соотношение предложенных Вами вариантов решения проблемы с уже ранее существовавшими. Ничего страшного, если Ваши мысли совпадут с уже ранее предлагавшимися гипотезами, с ранее установленными фактами. Лишнее подтверждение какого-либо явления или даже повторение пройденного свидетельствуют о том, что Вы достигли определенной ступени познания, определенной квалификации в решении той или иной проблемы. Вырастить кристаллы поваренной соли или описать остатки древнего животного (для Вас - впервые!) тоже можно не с первого раза. И представляемая Вами курсовая работа будет ценна тем, что Вы сумели провести необходимые опыты или измерения, описания или рассуждения, смогли грамотно и доступно объяснить последовательность Ваших действий и, наконец, интерпретировать наблюдаемое явление или процесс, сделать какие-либо выводы. Самое главное - внести что-то свое, то, во что вложены старание, силы, душа наконец. И пусть Вы изобрели велосипед - но зато этот велосипед Вы изобрели сами! В этом, наверное, и заключается смысл познания - в радости от достижения новых высот в науке, искусстве или культуре.
Заключение. Ну вот, Вы и осуществили задуманное. В «Заключении» следует кратко, но подробно остановиться на основных моментах Вашей работы. Здесь указывается порядок Вашей работы над курсовой (буквально в одном-двух предложениях по теме каждой главы работы) - опять же про материал и методы, историю вопроса, полученные результаты, основные выводы. Уместно рассмотреть, какие задачи, поставленные Вами во “Введении”, выполнены и как. Здесь-то и должно стать понятным, почему я советовал Вам писать введение и заключение после того, как Вы написали всю работу. Теперь Вы видите, как можно сформулировать задачи исследования - и естественно, что Вы можете указать во введении только те задачи, которые Вы уже решили в Вашей работе. Да и цель работы будет понятна исходя из имеющегося текста. В заключении Вы теперь с полной уверенностью указываете, что все поставленные задачи решены, а цель - достигнута. В самом конце заключения можете прибавить пару строк о том, как и чем интересна была Вам проведенная работа и что Вы планируете делать в будущем для решения близких вопросов. Если остались нерешенные проблемы, не стесняйтесь указать на них и посетовать, что пока Вы не можете этого сделать.
Благодарности.
Уже после заключения, в самом конце работы правилом хорошего тона является раздел “Благодарности”. Здесь Вы упоминаете всех людей, помогавших Вам в Вашем исследовании. Например: «Выражаю искреннюю признательность моим друзьям и коллегам - студентам 2 курса группы 00.00 Ивану Иванову и Антону Антонову, помогавшим при проведении полевых работ; научному руководителю профессору доктору г.-м. наук М.И. Умнову, за ценные советы и указания при написании работы и проведении опытов; Г.Г. Гусину за фотографии, использованные в тексте; моей маме Анфисе Феоктистовне, помогавшей в оформлении работы». Никогда не выражайте благодарность себе и предполагаемому рецензенту Вашей работы - это неэтично.
Список использованной литературы. Это - один из наиболее важных разделов Вашей работы. Он указывает на глубину проработки темы, эрудицию автора и умение работать с литературой. Никогда не ссылайтесь на книги, которые Вы не видели, не читали. Ссылки в тексте на литературный источник обязательны. Помните, что список литературы формируется постоянно - в течение всего времени написания работы, одновременно со ссылками в тексте. Правило таково: появляется ссылка в тексте - источник сразу вносится в список литературы. Если оно соблюдается, то будет соблюдено и второе правило: в списке литературы есть только те источники, которые процитированы в тексте и, соответственно, все процитированные источники есть в списке литературы. Список литературы составляется в алфавитном порядке, сначала указываются публикации на русском языке, после них - тоже в алфавитном порядке - иностранные работы. Количество литературных источников не регламентируется - Вы упоминаете все те работы, к которым Вы обращались в процессе исследования. Таких работ может быть любое количество - от одной до многих сотен. В каждом пункте указываются по порядку следующие данные: 1. Фамилия, И.О. автора (авторов) - желательно, курсивом 2. Год публикации 3. Название книги или статьи 4. Если это - статья, то указывается периодическое издание или название сборника, в котором она находится; от названия отделяется двойным слешем (//) 5. Номер тома, выпуска, серии и проч. 6. Город и издательство, в котором литературный источник опубликован 7. Страницы Ниже приводится пример списка литературы: Алексеев, А.С., 1989. Глобальные биотические кризисы и массовые вымирания в фанерозойской истории Земли // Биотические события на основных рубежах фанерозоя. М., МГУ, с. 22-47. Калесник С. В., 1955. Основы общего землеведения. М., 472 с. Киселев, Г.Н., Савицкий, Ю.В., Иванцов, А.Ю., Мельников, С.А., Миронова, М.Г., Синицына, И.Н., Воскресенская, А.Э., Полярная, Ж.А., 1993. Определитель ордовикских окаменелостей окрестностей Санкт-Петербурга для учебной геологической практики (трилобиты, моллюски, иглокожие, брахиоподы). СПб, 72 с. Мейен, С.В., 1989. Введение в теорию стратиграфии. М., “Наука”, 216 с. Мельников, С.А., 1995. Новые трилобиты из пограничных отложений нижнего и среднего ордовика Ленинградской области // Палеонт. журн., № 4, с. 131-135. Ферсман, А.Е., 1954. Занимательная минералогия. Свердловск, 220 с. Axelrod, D.I., 1963. Fossil floras suggest stable, not drifting, continents // Journ. Geophys. Res. Washington, Vol. 68, № 10, pp. 3257-3263. Hallam, A., Wignall, P.B., 1997. Mass extinctions and their aftermath. Oxford Univ. Press, 320 p. Purchas, S., 1626. Purchas his pilgrimage; or: Relations of the world and the religions. London, Vol. III, 1140 p.; Vol. V, 1047 p. Taylor T. N., Taylor E. L., Krings M., 2009. Palaeobotany. The biology and evolution of fossil plants. 2nd ed.; Academic Press, Elsevier Inc., 1230 p. В тексте необходимо ссылаться на каждую использованную публикацию. Ссылок не может быть много, если каждая из них оправдана. В некоторых публикациях (правда, это редкие случаи) количество ссылок превышает даже авторский текст; зато список литературы зачастую содержит более ста наименований. Ссылки в тексте заключаются в круглые скобки, в них указывается: 1.1. Автор 1.2. Авторы, если их двое 1.3. “Автор и др.”, если авторов три и более (во всех трех случаях инициалы авторов не указываются) 1.4. Первое слово из названия книги, если коллектив авторов не указан; после этого слова - многоточие 2. Год публикации 3. Номер(а) цитируемых страниц - в случае прямого цитирования Текст заключается в кавычки, если Вы цитируете литературный источник дословно. Например, “...при социалистическом строе условия образования оврагов резко сокращаются даже без каких-либо особых технических мероприятий, в силу особенностей самого строя” (Калесник, 1955, с. 411). Если же в тексте идет обсуждение проблемы без использования фрагментов текста, кавычки не употребляются, и номера страниц не указываются. При этом если фамилия автора обсуждаемой работы упоминается в тексте, необязательно ее повторять в скобках. Достаточно указать год публикации сразу после фамилии. Пример. Довольно оригинальную и спорную точку зрения на условия образования оврагов высказывал С.В. Калесник (1955). В свою очередь, ряд иностранных и отечественных специалистов (Перов и др., 1976; Рекультивация..., 1977; Трошин, Гусев, 1978; Grossman, 1989; Anter et al., 2020 и др.) развивали принципиально иные соображения по этому вопросу. В литературе Вы можете встретиться с иным цитированием литературы. Например, часто указываются номера в квадратных скобках [1], при этом каждый литературный источник в списке литературы пронумерован по порядку. Такой способ цитирования неудобен по многим причинам, и применяется авторами лишь для более плотной компоновки текста, когда объем издания ограничен (как правило, это тезисы или материалы конференций). В некоторых изданиях список литературы составляется в порядке цитирования, а не в алфавитном порядке, что очень неудобно при поиске определенной фамилии автора. Тем не менее, редакция каждого научного журнала имеет собственные правила компоновки текста, и зачастую эти правила бывают различны. Предлагаемый порядок цитирования наиболее часто встречается в мировой литературе и, с моей точки зрения, наиболее удобен при чтении текста.
Перед распечаткой текста попросите проверить его на грамотность и на предмет связности изложения мыслей. Взгляд другого человека всегда сумеет найти бросающиеся в глаза шероховатости и неточности, которые остались незаметными для Вас, потому что этот текст создан Вами и Вы к нему привыкли. В разделе “Благодарности” не забудьте поблагодарить того (тех), кто просмотрел Ваш текст и сделал к нему какие-либо замечания (лучше всего, если это будет научный руководитель или консультант; впрочем, текст могут проверить коллеги или друзья). Запомните: чем большее количество людей просмотрит Ваш текст - тем более отшлифованным он будет. Не стесняйтесь просить многих людей проверить Вашу работу. Не значит, что каждое замечание Вы должны исправить! Прислушивайтесь к советам - и поступайте в соответствии с Вашей логикой. Запомните, что автором работы в конечном итоге являетесь Вы, а не те люди, которые делают Вам замечания и вносят поправки. Не обязательно каждое замечание принимать абсолютно. Но - цените людей и те замечания, которые Вам сделаны: каждое из них является мнением другого человека, и впоследствии может оказаться весьма важным и полезным. Ваша задача - вовремя им воспользоваться и не забыть указать, что это мнение принадлежит тому-то или тому-то, и было высказано тогда-то... (в таком случае также следует цитировать автора высказывания, например: «Базис эрозии водотока резко изменился в 2012 году в результате сильного землетрясения (И.И. Петров, 2019, устное сообщение)»). Какими еще могут быть ошибки? В первую очередь - грамматическими. Очень неприятно читать текст, написанный неграмотно, не выверенный орфографически. Стилистические ошибки исправить сложнее, и здесь приходится констатировать, что только время научит Вас писать стилистически верно. Не старайтесь применять в тексте слова, значение которых Вам не понятно - такое словоупотребление часто приводит к совершенно неправильным выводам и неудачным, а подчас и откровенно глупым фразам. Не используйте вычурные метафоры типа “тиранозавр зарычал, как лев, и пантерой бросился на подобного котенку молодого игуанодона”.
В заключение хотелось бы кратко обозначить основные этапы написания реферата. 1. Сбор фактического материала (если такая возможность имеется). 2. Составление плана работы. 3. Изучение материала: проведение опытов, описаний, измерений, чтение соответствующей литературы и т.д. Попутно создаются основы для главы “История изучения вопроса”. 4. Написание глав, посвященных изучению фактического материала. 5. Написание глав, посвященных интерпретации полученных данных; основные выводы из Вашего исследования. 6. Составление необходимых иллюстраций (изображения фактического материала желательно накапливать с самых начальных стадий работы - полевые исследования, опыты, ознакомление с литературой). 7. Написание “Введения” и “Заключения”. 8. Составление содержания, титульного листа, “Благодарностей”. 9. Проверка грамотности, стилистики, фактуры. 10. Оформление, распечатка текста.
Ну вот, и подошло к концу изложение основных правил написания письменной работы. Наверняка, я не упомянул о многих важных мелочах, которые будут встречаться на Вашем пути при составлении реферата. Ничего страшного, ведь учесть все разнообразие ошибок и сложностей невозможно. Остается надеяться, что предлагаемое Вашему вниманию методическое пособие поможет в написании вполне грамотной работы, которая будет маленьким шагом на пути к вершинам научных знаний, которые Вам суждено покорить!
Немного о задачах пособия. Предлагаемое вниманию студентов начальных курсов методическое пособие призвано быть определенным «проводником» в новом для вас мире, который называется «Институт наук о Земле Санкт-Петербургского государственного университета». Мы постараемся осветить следующие основные вопросы, на которые студентам самостоятельно трудно найти ответ: а) Как посещать занятия и что такое конспекты лекций? б) Как выбрать и написать первую курсовую работу? в) Каким образом пользоваться библиотечными и электронными ресурсами при поиске необходимой литературы? г) Как сдавать экзамены и зачеты и что такое «хвосты» (академическая неуспеваемость)? д) Как готовиться к полевым практикам и что они из себя представляют?
Автор искренне надеется, что это пособие будет небольшим, но важным карманным путеводителем по первым Вашим шагам в Университете.
Как посещать занятия и что такое конспекты лекций?
Вы поступили в Санкт-Петербургский государственный университет. Начну с того, что от всей души поздравлю Вас с этим важнейшим шагом в Вашей жизни! Искренне желаю Вам закончить обучение в СПбГУ в срок, и приступить к работе по специальности! Вы, конечно же, знаете, что СПбГУ, наряду с МГУ, - один из ведущих ВУЗов России. Почему же он лучший? Потому, что выпускники нашего университета получают прекрасную профессиональную подготовку, многие из них еще во время учебы на последних курсах работают на четверть- или на полставки в геологических организациях, где они впоследствии будут работать. На выпускников СПбГУ по всей стране - большой спрос. Задумаемся над этим: если выпускники хороши, значит, учат хорошо. Это означает, что преподаватели готовы передавать Вам свои знания. А готовы ли Вы их воспринимать? Вот в этом и заключается коренной вопрос. Некоторые давно решили связать свою жизнь с геологией. Но таких, увы, меньшинство… Не будем скрывать - в последние годы некоторые из вас приходят учиться на направление «геология» далеко не по велению сердца. Просто «так легла карта», или, как любили говорить в школе - «так исторически сложилось». У каждого по-своему. Опять же, как ни прискорбно это звучит, некоторые подали документы только потому, что так пожелали родители или чтобы получить диплом престижного ВУЗа и впоследствии выгодно устроиться в дальнейшей жизни. И вот здесь вас будет ждать первое откровение: оказывается, «влёгкую» университет не закончить! С первого же дня на Вас обрушится поток новой информации, которую необходимо усвоить, переварить, понять, впитать. Уровень требований будет соответствовать уровню преподавания. Некоторые из вас поймут, что ошиблись с выбором; некоторые будут отсеяны по итогам первой-второй сессии как не справившиеся с постижением основ нашей науки. Но большинство все же продолжит учиться и присоединится к большинству высококвалифицированных выпускников СПбГУ. Подчеркну, что многие из ребят, поступавших на геологическое направление по принципу «так легла карта», впоследствии всем сердцем полюбили геологию, и с удовольствием занимаются нашим нелегким, но исключительно интересным делом! Первое, чем учеба в университете будет отличаться от школы - отсутствие контроля за посещением занятий, особенно лекций. Многими это воспринимается как «свобода», мол, можно никуда не ходить, периодически (примерно раз в месяц) «отмечаться» перед преподавателем и посвящать освободившееся время чему вздумается. Но свобода такого рода оказывается мнимой. В лекционном курсе вводится большое количество понятий и терминов, все лекции логически связаны в единый самостоятельный сложный курс. На лекциях преподаватели дают достаточно большое количество нового материала, который еще не вошел в рекомендованные вам учебные пособия. Этот новый материал рассеян по курсу лекций. Пропуск любой из них означает потерю связующей нити, которая пронизывает весь теоретический материал в рамках предмета. Практические занятия при освоении естественнонаучных дисциплин стоят особняком. На них студенты овладевают методами работы с геологическими образцами, приборами и другими объектами; приобретают навыки по самостоятельному составлению описаний геологических объектов. Весь материал, осваиваемый на практических занятиях - для вас новый. Пропуск любого из них - огромный пробел в практических знаниях. Особо остро вопрос получения практических навыков встал во время перехода всего мирового образования на дистанционное обучение (в связи с пандемией коронавируса). Представьте себе ситуацию, при которой в стоматологической клинике Вам предлагают пойти на прием к дантисту, окончившему ВУЗ с красным дипломом, но который никогда не пробовал ставить пломбу на настоящие зубы, а лишь учился этому дистанционно. Наверное, Ваш выбор будет понятен: Вы будете обращаться к тому специалисту, который имеет большой практический опыт. То же и со студентами естественнонаучных дисциплин. Навыки, приобретенные на практических занятиях в аудитории, впоследствии будут закреплены сначала во время полевых практик, а потом и во время ваших экспедиционных работ. Только многократно повторенные и закрепленные таким образом практические навыки приведут Вас к высокому уровню профессиональной подготовки. Девиз геологов - «Mente et malleo», или «умом и молотком». Это означает, что в Вашей голове должна быть подготовлена абсолютно вся основная масса геологических знаний, и лишь геологический молоток может дополнительно помочь в решении загадок природы - тех, что не разгадаешь умом, а необходимо добыть из горной породы. Поэтому на вопрос «как посещать занятия?» - ответ может быть только один: максимально внимательно прослушивать теоретические курсы и добросовестно выполнять практические задания. Стараться не пропускать лекции, а пропущенное практическое занятие воспринимать как чрезвычайное происшествие. Вторая часть вопроса, вынесенного в заголовок раздела - что такое конспекты лекций? Обратимся к Википедии: «Конспе́кт» (лат. conspectus — обозрение, обзор, очерк) - краткое изложение или краткая запись содержания чего-либо. Это и так знает каждый из Вас. Но как кратко записывать содержание лекции? Нужны тетрадь, ручка (или компьютер/планшет) и Ваше внимание (почти как в девизе геологов). Начнем с того, что для конспектирования разных лекций нужны разные тетради - старайтесь не помещать в одной тетради конспекты более чем по одной дисциплине. Главный смысл конспекта - это внимательно слушать и записывать основное. Каждому из нас свойственно разное восприятие материала. Кто-то нуждается лишь в записи основных определений, а кому-то необходимо записывать практически дословно всё, что говорит лектор. Некоторые сокращают текст, а некоторые пишут все слова целиком. Это всё - вариации конспектов. Все из них имеют право на жизнь. Самое главное - ПРОРАБОТКА материала совместно с лектором. Преподаватель «проживает» материал со своей стороны, со стороны специалиста, а Вы - со стороны внимательного слушателя. Не стесняйтесь задавать вопросы в тех случаях, когда Вам что-либо непонятно. Вы документируете основную канву теоретического курса таким образом, чтобы ПРОЖИТЬ его, пропустить через себя, и итогом будет такой текст, который при первом взгляде на него поможет воссоздать материал, услышанный на лекции. Именно поэтому чужие конспекты не помогут - каждый из нас, мы уже говорили об этом, воспринимает материал по-разному. И именно поэтому не надо пропускать лекции и необходимо тщательно вести конспекты. Свои конспекты. Если Ваш конспект составлен правильно (это означает, что Вы внимательно слушали лекционный курс и удобно для себя задокументировали основную канву предмета), то для сдачи экзамена Вам будет достаточно проработать конспект и в некоторых неясных местах дополнить информацию по предложенным учебникам. И не надо говорить, что такой метод устарел, и теперь можно создавать «аудиоконспекты» или скачивать их из интернета уже готовыми. Подчеркнем: самое важное в конспекте - это то, что он составлен именно Вами, и подходит он именно для Вас самих.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 48; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.166.34 (0.012 с.) |