Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Как готовиться к полевым практикам↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5 Содержание книги Поиск на нашем сайте
и что они из себя представляют? Важнейшей составляющей учебного процесса на направлении «геология» являются полевые учебные геологические практики. На них не только закрепляются полученные во время обучения теоретические знания, но и вырабатываются навыки работы с геологическими объектами «на месте», в естественных обнажениях выходов горных пород. Не менее важным для многих из вас является самопознание, проверка своих личных качеств и адаптированности к условиям полевых работ. Комары, мошка, слепни, клещи и прочие кусающие твари, дожди и сырость в Саблино; те же неизбывные клещи, а также змеи и палящее южное солнце в Крыму. Если после первых двух практик Вы будете с нетерпением ждать новой весны-лета для того, чтобы отправиться в экспедицию (производственная практика после 3 курса) - значит, скорее всего, геология стала Вашей профессией! Есть хорошая поговорка о том, что не мерзнет не тот, кто холодов не боится, а тот, кто тепло одевается. Если продолжать, то не мокнет тот, кто хорошо защищен от дождя; уютно спит тот, кто предусмотрел наличие теплого спальника, накидки или шерстяной одежды. Для многих из вас первая полевая практика будет самым первым самостоятельным и длительным выездом на природу. В течение почти двух месяцев вы будете находиться в достаточно непривычных условиях, вдали от дома, от привычного комфорта. Работа и учеба ваша будет постоянно проходить на свежем воздухе, в карьерах, по берегам рек, ставков, оврагов, а также в горной местности. Далеко не каждому будет легко и беззаботно, особенно если учесть, что погода все время чем-нибудь «радует» - то дождями, сыростью и туманами, то слепящим солнцем и температурой под 45 градусов, то ветрами ураганной силы. Вымыть руки можно только в реке или ручье (иногда удачей будет найти лужу); зачастую на обуви будет налипать огромными комьями грязь, рабочая одежда окрашивается во все цвета горных пород, на которых Вы работаете. Правда, усилиями руководства нашего Университета в последнее время базы стали максимально комфортными, имеется душ с горячей водой и оборудованные туалеты. Но, например, на базе в Крыму специально не строятся домики: жарким летом в больших 6-8 -местных палатках достаточно тепло и уютно (прохладно днем и вполне тепло ночью), а если построить домики, за зиму они отсыреют и сохранят неприятные запахи предыдущих жильцов (там же, рядом, на базе МГУ домики неделями проветривают перед приездом студентов, но все равно внутри запах остается затхлым и не позволяет ощутить прелесть горного воздуха Крыма). Основная цель первой полевой практики (после первого курса - в Саблино) - научиться описывать горные породы осадочного происхождения, составлять разрезы и коррелировать их на основании комплекса признаков. Среди них - уяснение литологических признаков пород, сбор и анализ палеонтологических остатков, структурно-текстурные особенности пород, характер границ выделенных подразделений. Во время крымской практики студенты должны построить геологическую карту участка (его площадь определяется исходя из норматива: примерно 4 км2 на одного человека). Для этого необходимо: а) составить детальное описание горных пород, развитых в пределах участка, б) построить опорные разрезы по ключевым обнажениям, в) собрать и определить представительную коллекцию горных пород и фоссилий, г) составить палеонтолого-стратиграфическую характеристику выделенных стратонов, д) проследить на местности геологические границы и отобразить их на карте, е) уяснить тектоническую структуру территории и составить тектоническую схему участка, ж) на основании комплекса признаков установить историю геологического развития территории, з) охарактеризовать гидрогеологические особенности полигона и многое другое. Важнейшим документом каждого студента на практике является его полевой дневник. В нем постоянно производятся записи наблюдений, зарисовки, в него же заносятся полевые номера всех собранных образцов. Защитить полевые материалы без полевого дневника невозможно. В советские годы (времена «золотого» расцвета геологии) за утерю полевого дневника или карты можно было лишиться свободы или даже жизни… Нынче же, при утере полевого дневника студент отчисляется с практики, как не выполнивший требования программы. Это важно помнить и бережно относиться к своему полевому дневнику - первому геологическому документу, за который Вы отвечаете полностью. Основные требования к полевым работам, этапам прохождения практики изложены в методических пособиях, которые вам выдадут ваши преподаватели в первый же день полевой практики, поэтому эти детали мы здесь не освещаем. В приложениях 3 и 4 помещены образец этикетки и список вещей, необходимых студенту во время летней полевой учебной практики. В приложении 4 перечислены обязательные прививки, одна из которых - от клещевого энцефалита. Важно помнить, что без этой прививки студенты не допускаются к прохождению практики. Необходимо заранее озаботиться о ней, не пропустить информацию, когда для студентов нашего университета централизованно производится вакцинация против клещевого энцефалита. Если вы пропустили одну из вакцинаций (она производится в 2 или 3 этапа), необходимо самостоятельно обратиться в районную поликлинику для получения необходимой прививки. Клещей на практиках на самом деле много. Как это ни странно, больше всего их в Крыму. Иногда, в особенно «клещевые» годы за день можно нацеплять на себя 5-10 штук. В процессе ознакомления вас с правилами техники безопасности ваши преподаватели подробно расскажут вам, как стараться избежать укусов клеща, как извлекать их в случае, если они уже впились и сосут вашу кровь. В список вещей, необходимых для практики, я не включил редко встречающиеся приборчики (похожие на шариковую ручку с петелькой вместо стержня) для извлечения клещей из тела. Они очень редко встречаются и дороги. На базах у медицинского персонала такие приборчики имеются. В случае, если до медработника далеко, для вытаскивания недавно впившегося клеща можно использовать прочный волос, на котором делается петелька, при затягивании охватывающая клеща у самого основания хелицер (но не у основания брюшка!!!). Очень желательно брать с собой на практику кнопочные телефоны: в маршруте они не боятся сырости, ударов, тряски, да и заряд аккумулятора держат достаточно долго. Если же Ваш телефон содержит функции GPS-приемника, геологического компаса и т.д., следует позаботиться о приобретении защитного чехла для своего телефона, обязательного на время прохождения практики.
Приложение 1 [ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ]
Образец
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» (СПбГУ)
Институт наук о Земле
Кафедра … __________________________________________________________
“НАЗВАНИЕ РАБОТЫ”
Курсовая работа по направлению «геология»
Автор: Васильев Василий Васильевич, студент 1 курса, группы 00.00
Научный руководитель: Умнов М. И., доктор геолого-минералогических наук, профессор кафедры ….
_________________________________ Санкт-Петербург 2021 год Приложение 2 Схемы описания фактического материала 1. Порядок описания геологических разрезов. При написании работы, посвященной геологическому строению какой-либо территории, Вы неизбежно столкнетесь с необходимостью описать те или иные геологические тела. В оптимальном случае Вы будете опираться на свои собственные полевые наблюдения (например, во время прохождения полевой учебной практики), а в случае написания реферативной работы - на чужие данные (записи в дневниках, опубликованные статьи и др.). В любом случае полевые наблюдения являются основой всей дальнейшей обобщающей работы. Поэтому становится понятным, что все полевые наблюдения должны производиться единообразно - с тем, чтобы любой человек смог понять, о чем идет речь в полевых дневниках, попавших в его руки. Общий план описания геологического маршрута таков: 1. Нумерация маршрута. 2. Привязка района маршрута. 3. Цель маршрута. 4. Привязка начала маршрута (обязательны привязки двух типов: словесная и цифровая - GPS). 5. Описание хода маршрута. 6. Работа на точках наблюдения: а) Привязка обнажения к местности. б) Осмотр обнажения. в) Описание обнажения: I. Номер обнажения. II. Общие размеры и вид обнажения. III. Характеристика горных пород в обнажении (снизу вверх) с указанием: · названия породы · окраски (цвета) породы · минерального состава породы · структуры породы · текстуры породы, характера слоистости · крепости (прочности) породы · характеристикой отдельностей, включений · формы геологических тел и их размеров · изменчивости породы по простиранию или падению · характеристикой поверхностей напластования · характера и наличия (отсутствия) остатков ископаемых организмов · характера залегания пород и их взаимоотношения · детальное описание границ. г) Зарисовка и фотографирование обнажения. д) Отбор образцов. 7. Выводы по маршруту. Накопив таким образом фактический материал в полевых условиях, Вы приступаете к камеральной обработке полученных данных. Понятно, что в работе Вы не будете переписывать из полевых дневников описания обнажений. Вам надо будет обобщить свои наблюдения в следующих основных главах (возможны и другие, помимо перечисленных), основываясь исключительно на своих полевых наблюдениях: * Краткий географический очерк. * Стратиграфия (подробная характеристика всех выделенных в районе стратиграфических подразделений, основанная на обобщении данных по всем составленным Вами разрезам, с анализом площадного распространения толщ и их фациальной изменчивости по площади; поощряется приведение одного-двух наиболее типичных разрезов со стратиграфической колонкой и т.п.). * Магматизм. * Тектонические нарушения. * Геоморфология. * Гидрогеология. * Полезные ископаемые. * Экологическое состояние региона, проблемы рационального недропользования. 2. Палеонтологические описания. Каждый, кто пишет работу по палеонтологической тематике, обязательно сталкивается с тем, что все названия организмов и большинство терминов, использующихся в описаниях, имеют иностранное происхождение. Это давно устоявшаяся традиция - использовать в биологических (и палеонтологических) работах латинские названия для животных и растений, а также применять термины, имеющие латинские и греческие корни. Такое единообразие систематики и терминологии позволяет ученым из разных стран мира понимать друг друга, практически не пользуясь словарями. Например, плауновидные (по-русски) растения в немецком языке называются Bärlappgewächse, по-английски - wolf`s-claw, по-датски - ulvefod и т.д. Зато название Lycopodiophyta (или Lycopsida) - латинское, то есть - интернациональное. В работах, написанных на любых языках, это название будет писаться по-латыни и будет понятно всем читающим эту работу. Таким же образом, например, головной щит трилобита на всех языках называется «цефалоном», и этот термин также будет понятен одинаково русскому, немцу, англичанину или датчанину. Давно установлена иерархия систематических категорий (таксонов) организмов (современных и ископаемых) - то есть система соподчиненности разных групп организмов, объединенных не только общими признаками, но и имеющих общие филогенетические (т.е. родственные) связи. Эта иерархия такова (не учитываются над- и подкатегории, например, надтип и подтип, соответственно superphylum и subphylum): Царство (Regnum) Тип (Phylum) [у растений - отдел (Divisio)] Класс (Classis) Отряд (Ordo) [у растений - порядок (Ordo)] Семейство (Familia) Род (Genus) Вид (Species) Название каждой из вышеперечисленных категорий имеет свое особое окончание, которое обычно указывает на ее ранг. Названия царства, типа, класса, отряда, семейства и рода состоят из одного латинского слова, которое, как правило, отражает основной признак этой таксономической группы. Видовые названия имеют в своем составе два слова - родовое название и видовой эпитет (например, Homo sapiens). Такой способ наименования видов был предложен крупнейшим шведским ученым Карлом Линнеем, и называется «бинарной (или биноминальной) номенклатурой». Бинарные названия организмов употребляются во всем мире вот уже около 250 лет. * * * Собранный в полевых маршрутных исследованиях палеонтологический материал должен отвечать следующим требованиям. Во-первых, необходимо помнить, что ископаемые остатки должны отбираться исключительно из коренных пород, с указанием точного местоположения ископаемого в разрезе (в.... см выше подошвы пачки №.... или в.... см ниже кровли пачки №....); если отобранный образец имеет важное тафономическое или палеоэкологическое значение, желательно указать его первоначальную ориентировку в толще горных пород и по странам света (в случае ненарушенного залегания). Допускается собирать образцы из осыпи только для восполнения тех или иных признаков ископаемого, которые не обнаружены на других экземплярах, имеющих точную привязку к разрезу. При проведении учебных экскурсий допускается коллекционирование ископаемых без точной привязки к разрезу, из осыпи и из речных наносов. Во-вторых, необходимо отбирать такие образцы, которые несут по возможности большее число необходимых для определения признаков. Образец, имеющий эстетические достоинства и при этом не содержащий основных признаков ископаемого остатка организма, не имеет никакой научной ценности. Необходимо подчеркнуть, что образцы должны быть хорошо и аккуратно завернуты и снабжены этикетками (приложение 3). Прежде чем начинать описание коллекции в камеральных условиях, следует просмотреть собранные образцы и привести их в надлежащий порядок. Если Ваши образцы представляют собой остатки ископаемых животных, заключенных в известняках, доломитах или других прочных породах, есть смысл тщательно промыть их. Если Вы будете работать, например, с остатками животных в глинистых или песчаных породах, а также с граптолитами или остатками ископаемых растений, мытье таких образцов противопоказано, так как Вы можете разрушить эти ископаемые или их фрагменты. Кроме того, очень важным моментом при работе с образцами является их препарировка. Работа препаратора очень сложна, кропотлива и требует высокого профессионализма, усидчивости и терпения. В первую очередь, для того, чтобы хорошо препарировать ископаемые, надо знать морфологические признаки этих организмов. Надо представлять себе, где в породе может находиться тот или иной выступ скелета или стебля - для того, чтобы, препарируя, не уничтожить его. Получается сложная и запутанная ситуация: чтобы определить ископаемое, его надо отпрепарировать, а чтобы отпрепарировать, надо знать, как оно устроено. И все же первым действием является препарировка. Для препарировки желательно иметь: - подушку из плотной ткани, наполненную песком (в качестве плотной подставки под препарируемый образец); - два-три различной величины (и, соответственно, тяжести) молотка; - набор зубил и иголок различной остроты и ширины; - лупу или (желательно) бинокуляр; - кисточку; - очень желательна, но редко кому доступна, бор-машинка с набором насадок. Отпрепарировав образцы, Вы приступаете к их определению. Определительская работа - одна из самых сложных в деятельности палеонтолога. Для определения ископаемых необходимо четко представлять себе диагностические их признаки. Представитель каждого вида животных или растений имеет определенный набор признаков, необходимых для того, чтобы определить его таксономическую принадлежность. Например, трехчленное строение панциря, наличие головного и хвостового щитов, разделенных туловищным отделом, являются признаками подтипа трилобитообразных (Trilobitomorpha) и класса Trilobita; количество сегментов туловищного отдела (2-3 или 5-44) - признаком подклассов Miomera или Polymera соответственно; отряды, семейства, роды и виды характеризуются различными формами глабели, типами лицевых швов, степенью рассеченности пигидия, наличием глабелярных борозд, формой затылочного кольца, гипостомы, пандеровыми органами, формой глаз и т.д. Иерархия систематических признаков, таким образом, отражает таксономическую иерархию. Правильно выбрав видовые признаки (а их Вы сможете узнать из диагноза вида в любом специальном издании по той или иной группе организмов) и обнаружив их на своем образце, Вы сможете произвести видовую идентификацию определяемого ископаемого. Здесь важно остановиться на той литературе, в которой Вы можете почерпнуть необходимые для Вас сведения, касающиеся того или иного ископаемого. Наиболее подходящими для студентов начальных курсов являются атласы и определители ископаемых животных и растений, изданные в СПбГУ на бывшей кафедре палеонтологии геологического факультета учебно-методические пособия - Определители ордовикской и нижнекаменноугольной фауны и флоры Ленинградской и Новгородской области (Балашов и др., 1992; Киселев и др, 1993). В них Вы можете найти описание основных морфологических признаков ископаемых животных, встречающихся в палеозойских отложениях северо-запада России, краткие диагнозы родов и видов. Относительно специальной литературы Вы можете проконсультироваться с вашим научным руководителем. После определения видовой принадлежности фоссилий можно переходить к палеонтологическим описаниям. При составлении палеонтологических описаний в первую очередь необходимо четко представлять себе, на основании каких признаков Вы определили то или иное ископаемое. Эти-то признаки и должны быть подробно охарактеризованы. Указание размеров или цвета образца вовсе не является достаточным для описания ископаемого организма. В кратком пособии, подобном нашему, невозможно перечислить все признаки, которые необходимо указать при описании всех групп ископаемых организмов. Поэтому тех, кто будет нуждаться в такой подробной инструкции, я отсылаю к очень подробной и тщательно проработанной книге-справочнику, составленной известным палеонтологом Ильей Алексеевичем Коробковым - «Палеонтологические описания» (1971). Тем же, кто в силу тех или иных причин не сможет ознакомиться с этим замечательным методическим пособием, придется довольствоваться кратким планом описания ископаемых организмов, который приведен ниже. Описание рода или вида ископаемых организмов должно состоять из следующих пунктов: 1. Название (родовое и видовое - курсивом; рангом выше рода - прямым шрифтом; с указанием автора рода или вида и годом действительного обнародования). Желательно при описании каждого таксона приводить название более высоких таксономических единиц. 2. Ссылка на изображение (табл..., фиг...; рис....). Объяснения к таблицам приводятся отдельно. 3. Синонимика (отражает Ваше мнение, какие из изображений в уже опубликованных работах сходны с ископаемым, описываемым Вами, проще говоря - перечисление названий ископаемых, а также ссылка на книги или статьи, по которым Вы определили, что Ваше ископаемое надо относить к тому или иному роду или виду). Этот список включает столько наименований, сколько Вы действительно просмотрели. 4. Указание типового вида (для рода) и типового экземпляра (для вида) - т.е., по какому образцу был впервые описан этот вид, где это было опубликовано, где хранится «эталонный образец» - голотип, а также какой вид является типовым - опять же «эталонным» для этого рода. Здесь же указывается местонахождение голотипа и точная стратиграфическая привязка. 5. Диагноз (краткое перечисление основных признаков рода или вида). Для реферативной работы желательно приводить диагноз по литературным данным - в этом случае Вы грамотно перечисляете те признаки, которые должны наблюдаться на Вашем образце и объяснять, почему Вы определили ископаемое именно таким образом. 6. Описание (характеристика основных признаков ископаемого, с указанием всех измерений). Признаки, указанные в диагнозе, характеризуются применительно к Вашему образцу (образцам). 7. Сравнение (какими конкретно признаками этот вид или род отличается от близких, но других видов или родов соответственно). Производить сравнение Вашего вида с видами другого рода недопустимо. Возможно только сравнение с видами одного рода. 8. Замечания (в этот раздел Вы включаете всё, что не вошло в другие пункты, но о чем Вы обязательно хотите сказать применительно к этому виду или роду). В этом разделе, например, можно сравнивать Ваш вид с видами других родов. 9. Геологическое и географическое распространение. 10. Материал (какие образцы, сколько, какой сохранности, в какой породе - имеются в Вашем распоряжении, кто является автором сборов, где коллекция хранится). Пункты 3 и 4 являются необязательными для работ студентов начальных курсов, однако желательными (по мере возможностей). Изображение ископаемых обязательно - либо фотографическим способом (фотографии с обязательным указанием масштаба), либо графическим (с указанием масштаба и сохранением пропорций). После того, как Вы более или менее грамотно, пользуясь этим и рекомендованными пособиями, составили описание коллекции образцов, наступает самый ответственный момент - обсуждение полученных результатов. Ведь понятно, что описание ископаемых не является самоцелью. Эти описания необходимы не только для уяснения морфологии животных или растений, но и для уяснения, какие признаки могли играть у организмов ту или иную роль в процессе жизнедеятельности. Например, глаза, расположенные на длинных стебельках (у Asaphus kowalewski) наверняка свидетельствуют о том, что этот трилобит жил полупогруженным в осадок, и глаза его, как перископы подводной лодки, служили для обзора во время погружения в ил. С другой стороны, отсутствие глаз у большинства малочленистых трилобитов (Agnostida) указывают на то, что они могли обходиться без зрения, будучи полностью погруженными в осадок. Нахождение на ископаемой поверхности гладкого каменного морского дна прикрепленной формы очевидно говорит о том, что в момент образования этой толщи наступил кратковременный период регрессии (отступления или обмеления морского бассейна), осадки временно не накапливались, ранее сформировавшиеся породы были частично размыты и «выглажены» подводным «выветриванием», и поверхность дна была заселена бентосными прикрепленными формами, легко переносящими сильные волнения и т.д. Важным выводом из работы могут являться заключения о возрасте отложений, вмещающих ископаемые остатки. Естественно, что если Вы нашли в породе остаток организма, встречающегося только в нижнеордовикских отложениях, то Вы имеете дело с отложениями нижнего ордовика. Существуют значительно более дробные стратиграфические подразделения, чем отделы, - ярусы, биостратиграфические зоны, горизонты и др., устанавливаемые по комплексам преобладающих в них ископаемых организмов. Таким образом, при более детальном знакомстве со специальной литературой, правильно определив и описав образец, Вы сможете определить гораздо более точный относительный возраст горных пород, в которых были найдены описанные Вами образцы. Еще более сложными для неспециалистов, но не менее интересными могут быть выводы о тафономических особенностях местонахождений ископаемых организмов. Тафономия - это наука о способах захоронения организмов. Эти способы, естественно, весьма разнообразны. Животное или растение могут быть захороненными в прижизненном положении (in situ), могут быть принесены издалека, могут быть перемолоты волнами прибоя. Обо всем этом может поведать найденный Вами образец ископаемого организма. Наконец, Вы можете определить, в каких климатических условиях жили организмы, сохранившиеся до наших дней в ископаемом состоянии. Например, колониальные кораллы - очень требовательные к условиям окружающей среды организмы. Обнаружив ископаемый коралловый риф, Вы можете с большой долей уверенности утверждать, что он сформировался в условиях теплой (характерной для тропических бассейнов), прозрачной (у колониальных кораллов имеются симбиотические взаимоотношения с некоторыми зелеными водорослями, для фотосинтеза требующими солнечный свет), нормально соленой (36,5 ‰) морской воды. Если Вы к тому же определили более или менее точный геологический возраст этих кораллов, Вы можете утверждать, что (например, в конце серпуховского века) на исследованной Вами территории было теплое неглубокое море нормальной солености, в котором развивались характерные для областей распространения коралловых рифов сообщества раннекаменноугольных организмов. Перечисленные выше варианты обсуждения ископаемого материала - не единственно возможные. Существует еще множество приложений палеонтологических знаний для выяснения обстановок геологического прошлого. Но многие из них будут доступны Вам только тогда, когда Вы получите специальное образование в этом вопросе. Согласитесь, что рассуждения о возможных родственных связях описываемого Вами вида невозможны без тщательного и детального знакомства со всеми видами этого и близких ему родов. Каждому, хотя бы раз имевшему дело с палеонтологическими образцами, станет понятно, что собранный материал может быть совершенно различного качества. Под «качеством» материала понимают не только его «физическое состояние» (т.е., целые или не целые образцы, отпечатки или слепки, панцири или их фрагменты), но и его разнообразие (таксономическое, тафономическое, палеоэкологическое и т.д.). Под «количеством» принято понимать именно сумму образцов, имеющих уже означенную качественную характеристику. Поэтому цели и задачи Вашей работы будут целиком и полностью зависеть от качества и количества того материала, которым Вы располагаете. Ведь понятно, что, имея один образец трилобита не очень хорошей сохранности (например, с сохранившимися туловищным и хвостовым отделами), Вы не можете поставить никакую цель для Вашей работы, кроме разве что, описания коллекции, собранной Вами. Имея даже 10 или 100 образцов трилобитов, собранных в осыпи на берегах рр. Волхов и Лава, Вы не будете определять целью Вашей работы выяснение распределения трилобитов по разрезу нижнего-среднего ордовика в Ленинградской области. В данном случае можно выяснять, например, только таксономическое разнообразие трилобитов в этих отложениях. Ну и, наконец, отобрав серию привязанных к разрезу образцов, можно с уверенностью ставить целью своей работы не только выяснение стратиграфических особенностей разрезов, но и общий анализ фауны (или флоры) разреза, местности, региона и т.д. Задачи работы должны соответствовать ее целям. Например, если Вы описываете свою небольшую коллекцию, то задача (при цели - выяснении некоторых особенностей ордовикской фауны Ленинградской области), поставленная Вами, может быть только одна - описание образцов и знакомство с литературой по этому вопросу. Если же Вы посвящаете свою работу исследованию послойных сборов фауны (флоры), то задач будет несколько - от подробной характеристики разрезов и монографических описаний остатков организмов до уяснения закономерностей распределения фоссилий по разрезу.
3. Минералогические описания. При описании минералогических коллекций Вы должны следовать также строго определенной схеме, которая выработана целым рядом поколений исследователей и давно стала привычной. Здесь необходимо остановиться на порядке описания отдельных минералов. Вы должны дать точную характеристику следующих признаков: * химический состав * цвет, блеск, прозрачность, черта, твердость, плотность, излом * сингония * форма кристаллов * класс симметрии, отношение осей * структура, спайность * наличие агрегатов * поведение в кислотах * сопутствующие минералы * практическое значение * происхождение * основные месторождения Желательно обобщить описания отдельных минералов и сопроводить это обобщение рассмотрением возможных способов образования горной породы, включающей минералы и минеральные ассоциации.
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Балашов З.Г., Буракова А.Т., Волгин В.И., Иванцов А.Ю., Киселев Г.Н., Кушнарь Л.В., Миронова М.Г., Сытова В.А., Савицкий Ю.В., Снигиревский С.М., Полярная Ж.А., 1992. Определитель палеозойских окаменелостей окрестностей Санкт-Петербурга и Новгородской области (для учебной геологической практики). Каменноугольная система. СПбГУ, 72 с. Киселев Г.Н., Савицкий Ю.В., Иванцов А.Ю., Мельников С.А., Миронова М.Г., Синицына И.Н., Воскресенская А.Э., Полярная Ж.А., 1993. Определитель ордовикских окаменелостей окрестностей Санкт-Петербурга для учебной геологической практики (трилобиты, моллюски, иглокожие, брахиоподы). СПбГУ, 72 с. Коробков И.А., 1971. Палеонтологические описания (методическое пособие). 2-е изд., Л., «Недра», 200 с. Приложение 3 Этикетка для образцов Санкт-Петербургский Государственный университет Институт наук о Земле Учебная практика в Саблино
Полевой № _____________________ Фамилия И.О. взявшего образец: _______________________________ Местонахождение_______________ _______________________________ Геологический возраст___________ Определение____________________ _______________________________ Дата сбора "___"________202__г.
Полевой № _____________________ Приложение 4 Список вещей и оборудования на полевую практику
Надо понимать, что бóльшую часть оборудования Вам выдадут на практике - рулетки, геологические молотки, маршрутные рюкзаки, учебную литературу; как правило, имеются карандаши и ручки, но весьма желательно оборудование, перечисленное ниже, иметь с собой и быть независимыми от возможной нехватки тех или иных необходимых вещей. Помните, что все записи в полевом дневнике производятся карандашом, поэтому подберите такие карандаши, чтобы вам было удобно писать ими в полевых условиях и стирать неудачные слова или фрагменты текста (особенно много проблем возникает с грифельными механическими карандашами - они отсыревают и становятся очень хрупкими).
Студенческий билет Паспорт Полевой дневник (общая тетрадь, удобный блокнот) в твердой обложке Шариковые ручки Простые карандаши (хорошие, не твердые, желательно ТМ) Стирательная резинка Тонкий черный маркер, хорошая гелевая ручка Линейка, транспортир Лупа 5×, 7× или больше Маршрутный рюкзак (обычно выдают, но очень желательно иметь свой; можно один на маршрутную пару) Общая тетрадь (1 – для лекций и иных заметок; 1 – для черновиков отчета) Фонарик и запас батареек Флешка Солнцезащитные очки (в Крым) Солнцезащитный крем (в Крым) Головной убор (обязательно!!!) Рубашка или футболка с длинными рукавами Маршрутные брюки (не шорты!) Сапоги высокие (в Саблино) Ботинки рабочие (в Крым) Плащ (дождевик) Теплые вещи (ветровка, свитер, носки – обязательно!) Миска, кружка, ложка Спальник - желательно иметь с собой на всех практиках Личная аптечка: - Бальзам «Звездочка» - Аэрозоль от солнечных ожогов (Пантенол) (в Крым) - Бинт, вата, йод, пластырь, ранозаживляющие средства - Средства от простуды, насморка, кашля - Средства от головной боли - Средства для лечения горла - Антимоскитные средства - Ваши индивидуальные лекарства (если требуются) - Зарядное устройство для телефона - Фотокамера
Обязательные прививки для прохождения практик: - от клещевого энцефалита - от столбняка
[1] Пример - Цель методического пособия, которое Вы читаете, заключается в том, чтобы помочь студентам начальных курсов, обучающимся по направлению «геология», сделать более уверенными их первые шаги при обучении в СПбГУ и избежать наиболее характерных ошибок. Задачи пособия - объяснить особенности обучения в университете; раскрыть требования к содержанию курсовых работ; помочь студентам ориентироваться на сайте СПбГУ и в других электронных ресурсах; разъяснить условия прохождения полевых практик и т.д.
[2] В поисковой строке раздела «Электронные журналы и книги» (сайт Научной библиотеки им. М. Горького) необходимо ввести точное название периодического журнала или книги; ссылку на их правильное наименование удобно искать по ключевым словам на сайте Google Академия, которая выдает ссылки на платные ресурсы.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 68; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.67.56 (0.013 с.) |