Тема 8. «бунташный век» в истории России (XVII век). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 8. «бунташный век» в истории России (XVII век).



 

Глубочайший кризис, охвативший все сферы жизни русского общества начала XVII в. и вылившийся в полосу кровавых конфликтов, борьбу за национальную независимость и национальное выживание получил у современников название "Смуты". При этом, в первую очередь, имелось в виду "смущение умов", т.е. резкое изменение моральных и поведенческих стереотипов, сопровождаемое беспринципной и кровавой борьбой за власть, всплеском насилия, движением различных слоев общества, иностранной интервенцией и т.д., что поставило Россию на грань национальной катастрофы.

Ученые по-разному объясняли причины и характер этих трагических событий. Н.М. Карамзин обращал внимание на политический кризис, вызванный пресечением династии в конце XVI в. и ослаблением монархии. С.М. Соловьев основное содержание "Смуты" видел в борьбе государственного начала с анархией, представленной казачеством. Более комплексный подход был присущ С.Ф. Платонову, определявшему ее как сложное переплетение


 

47


действий и устремлений разнообразных политических сил, социальных групп, а также личных интересов и страстей, осложненных вмешательством внешних сил.

 

Перед царями новой династии Романовых стояла трудная задача преодоления Смуты и ее последствий, что удалось сделать только в середине XVII века. С этого же времени наблюдается процесс перерастания сословно-представительной монархии в абсолютную, который завершится в начале XVIII века.

План.

 

1. Сущность всеобщего (системного) социального кризиса XVII в.

 

2. Начало XVII века: «смутное время» в России:

 

а) династический кризис, пресечение династии Рюриковичей; б) социальный период «смутного времени»; в) национальный этап «смутного времени».

3. Россия при первых Романовых. От сословно-представительной к абсолютной монархии.

 

4. Рост социальной напряжённости. Оформление крепостного права. Крестьянская война под предводительством С. Разина.

 

Источники:

 

1. Окружная грамота князя Дм. Пожарского (1612). /Россия в мировой цивилизации. Хрестоматия. – М.-В-д: Издатель, 2003. – С. 48-49.

2. Соборное уложение 1649 г. Там же. – С.49-54.

 

Дополнительные источники:

 

1. Протопоп Аввакум. /Хрестоматия по истории России: В 4т. Т.2, кн.1 – М: МИРОС – Междунар. отношения, 1995. – С.41-49.

 

Обязательная литература:

 

1. Орлов А.С. и др. Указ. соч. – С.85-117.

 

2. Платонов С.Ф. Курс лекций по русской истории.– М., 1991.

 

3. Века А.В. История России. – Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2003. – С. 330-413.

 

Рефераты.


 

48


1. Персоналии:

 

- Борис Годунов (исторический портрет).

 

- Патриарх Филарет.

 

- Подвиг Ивана Сусанина.

 

- Спасители России: Дмитрий Пожарский и Козьма Минин.

 

- Церковный раскол: патриарх Никон и протопоп Аввакум.

 

2. Внешняя политика России в XYII веке.

 

3. Воссоединение Украины и России: современные оценки.

 

4. Россия и Страны Западной Европы в XYIIв. (экономические, политические и культурные связи).

 

Дополнительная литература:

 

1. История России с древнейших времён до 1861года. /Под ред. Н.И. Павленко. М.1998.

2. Ключевский В.О. Русская история. Кн.2. – М., 1993.

3. Ключевский В.О. Исторические портреты. – М.: Правда, 1991. – 568с.

4. Скрынников Р.Г. Русь IX –XVII. – СПб., 1999.

5. Кобрин В. Смута // Родина. – 1991. – №3. – С. 67-73.

6. Андреев И. Дворянство и служба в XVII в. //Отечественная история. 1998 –

№2 – С.164-175.

7. Филюшкин А. Злого умышления ради. Кого считали изменником в XVII в. //Родина. – 2000. – №7. – С.33-39.

 

8. Скрынников Р.Г. Святители и власти. – Л.: Лениздат, 1990. – С.276-347.

 

Методические рекомендации.

 

Начинать подготовку к семинарскому занятию необходимо с просмотра конспекта лекции по теме и выполнения рекомендаций лектора. Важно учесть, что XVII век является одним из самых сложных для изучения. Поэтому предварительно необходимо понять его особое место в отечественной истории. Это место можно определить как пограничное, отделяющее один период истории от другого. Поэтому, отвечая на первый вопрос, подумайте, какие исторические периоды отграничивает этот век? Сказалась ли эта особенность на ситуации внутри страны? Что означает понятие системный кризис (сравните с медицинским понятием системное заболевание). Это поможет вам понять,


 

49


почему его называют «бунташным веком», и увидеть связь между деятельностью первых Романовых и реформами Петра Великого.

 

По второму вопросу необходимо обратить внимание на периодизацию «смутного времени», которую даёт С.Ф. Платонов и характеристику династического, социального и национального периода. Обстоятельный ответ по первому вопросу семинара предполагает знание и понимание следующих моментов:

 

• какой период охватывается понятием «смутное время»;

 

• каковы причины династического кризиса в России начала XYII в.;

 

• причины и основные события социального периода.

 

Разобравшись в данных вопросах можно перейти к изучению содержания

 

“Окружной грамоты князя Дм. Пожарского”, который поможет при подготовке к ответу на следующие вопросы:

 

• кому адресована окружная грамота Дм. Пожарского;

 

• каковы цели народного ополчения;

 

• кого Дм. Пожарский считает своим союзником.

 

По материалам учебника Века А.В. или Орлова А.С. ответьте на следующие вопросы:

 

• какова роль первого и второго ополчения в национальный период «смутного времени»;

 

• Каковы экономические, политические, социальные, культурные, нравственные последствия «смутного времени»?

 

• закончилось ли «смутное время» избранием на русский престол М. Романова? Объясните свой ответ.

 

Подготовка по третьему вопросу требует вспомнить: что представлял из себя “Земский Собор”; когда они начали действовать в России, каковы их функции? (Всё это можно уточнить по книге «Полный энциклопедический справочник. История России»). Кроме того, необходимо знать смысл следующих понятий: мануфактура, общенациональный рынок, политика протекционизма. Для полного ответа нужно прояснить следующие моменты:


 

50


• значение Великого Земского Собора 1613 г.;

 

• особенности соборной деятельности при первом Романове;

 

• основные задачи периода правления Михаила Фёдоровича Романова;

 

• трудности в борьбе за возврат территорий оккупированных Польшей и Швецией;

 

• основные задачи правления Алексея Михайловича Романова;

 

• изменение системы сбора налогов;

 

• военная реформа;

 

• развитие торговли, появление первых мануфактур, зарождение общенационального рынка;

 

• значение царствования Алексея Михайловича.

 

Далее необходимо уточнить по материалам лекции или энциклопедическому словарю следующие понятия: сословно-представительная монархия, абсолютная монархия, абсолютизм, самодержавие. Помимо основной литературы, необходимо ознакомиться с документом «Соборное Уложение 1649», который поможет прояснить некоторые важные моменты этого вопроса:

 

• причины «угасания» соборной деятельности;

 

• изменение роли Боярской Думы;

 

• совершенствование приказной системы;

 

• значение принятия Соборного уложения 1649г.;

 

• причины формирования абсолютной монархии в России.

 

Данный вопрос семинарского занятия требует прояснения положения русской православной церкви. Реформы Алексея Михайловича затронули и её. Их целью было утверждение главенства государства над церковью. Важно учесть, что раскол РПЦ середины XVII в. был, в какой-то степени следствием этих реформ. В целом раскол привёл к ослаблению церкви, её неспособности как-то ограничить рост самодержавия. Поэтому для прояснения сути всех этих сложных моментов желательно ознакомиться с автобиографией Протопопа


 

51


Аввакума, в которой изложены цели и ход борьбы «старообрядцев» (сторонников Аввакума) и новообрядцев (сторонников Никона). Данный документ поможет вам понять:

 

• Каковы причины и последствия раскола русской православной церкви в

 

XYII веке?

 

• С каким явлением в истории Европы его можно сравнить? Подумайте в чем разница Европейской Реформации и русского раскола?

 

После выяснения основных событий XVII в., как вы можете объяснить рост социальной напряжённости в стране? Какие факторы, по вашему мнению, работали на разрастание социального кризиса? Уточните, что означает понятие «бунт». Почему А.С. Пушкин считал русский бунт «бессмысленным и беспощадным»? Как борьба за возврат оккупированных территорий, военная реформа, реформа управления страной, должны были сказаться на положении основной массы населения страны – крестьянстве? Как вы считаете, закрепощение крестьян – это был единственный путь решения проблем? Выделите основные этапы закрепощения крестьянства? Какие формы принимал социальный протест в России XVII века? Почему крестьянская война под предводительством Степана Разина отражала пик социальных противоречий в России XVII века?

 

На основе проработки всех вопросов необходимо составить общее мнение

 

о месте и роли XVII в. в нашей истории, понять почему его называют “бунташным веком”, сформировать представление о том, что в XVII в. Россия вступила на “порог” Нового времени. Это означало создание условий для развития общероссийского рынка, товарно-денежных отношений в стране. Кстати, необходимо понимать, какой период в мировой истории мы относим к Новому времени, и в чем его особенность. Также желательно уметь объяснить, почему деятельность первых Романовых, в частности Алексея Михайловича, подготовила почву для реформ Петра I.


 

52



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 116; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.152.162 (0.018 с.)