Тема 13. Правительственный лагерь России в первой половине XIX В. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 13. Правительственный лагерь России в первой половине XIX В.



 

План.


 

 

66


1. Россия в первой четверти XIX в. Кризис феодально-крепостнической системы и политика Александра I. Либеральные преобразования начала

XIXв.

 

2. Внешняя политика России 1801-1825г., ее участие в антифранцузской коалиции. Значение победы России в Отечественной войне 1812г. Венский Конгресс и его решения.

3. Николай I. Теория “официальной народности” и политика самодержавия. Крымская война и кризис самодержавия.

 

Источники:

 

1. Указ о свободных хлебопашцах. /Россия в мировой цивилизации. Хрестоматия. – С. 75.

 

Обязательная литература:

 

1. Платонов С.Ф. Учебник по русской истории. – М.: Прогресс, 1992. – С. 303-326.

2. История России с начала XVIII в. до конца XIX в. /под ред. А.Н.

 

Сахарова/. – М.: АСТ, 1996. – С. 297-323.

 

3. Орлов А.С. и др. Указ. соч. – С.195-206.

 

4. История России (Россия в мировой цивилизации): Учебное пособие для

 

вузов/ Ред. А.А. Радугин, – М.: Центр, 1998. – C. 142-150.

 

5. Заичкин И.А., Почкаев И.Н. Русская история: От Екатерины Великой до

 

Александра II. – М.: Мысль, 1994. – C.408-574, 574-751.

 

Рефераты.

 

1. Александр I: человек и государь.

 

2. Великий русский реформатор: жизнь, деятельность М.М. Сперанского.

 

3. Россия и народы Северного Кавказа в XIX столетии.

 

4. Временщик (А.А. Аракчеев).

 

5. Николай I – болезнь и смерть.

 

Дополнительная литература:

 

1. Троицкий Н.А. Лекции по русской истории XIX в. – М.: Политиздат, 2003.

 

– С. 78-116.


 

 

67


2. Российские самодержцы 1801-1917. /Отв. Ред. А.П. Корелин. – М.: Междунар. отношения, 1993. – С.13-159.

3. Томсинов В. А. Светило российской бюрократии (М.М. Сперанский). – М.:

ТЕИС, 1991. – 255с.

4. Наше Отечество. Опыт политической истории. Часть I. – М.: ТЕРРА, 1991.

– С. 76-112.

5. Зимин И. Медики и самодержцы: загадка смерти Николая I// Отечественная история. – 2001. – № 4 – С. 57-67.

 

6. Миронов А.Н., Скворцова Е.М., Андреева И.А. /Учеб. пособ. для вузов. М.:

ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – С. 147-159.

7. Все монархи России. 600 кратких жизнеописаний. – М.: Вече, 2003. – С.1-39, 389-403.

 

Методические рекомендации.

 

Отвечая на первый вопрос, подумайте, почему история России XIX в. разделяется на два крупных этапа: до и после отмены крепостного права. Согласны ли вы с этим?

 

Как вы понимаете сущность понятия “кризис феодально-крепостнической системы”, чем это понятие отличается от понятия “разложение феодально-крепостнической системы”?

 

Как Вы думаете, почему именно в начале XIX века вопрос о крепостничестве и самодержавии остро встал как пред властью, так и перед обществом?

 

Имелись ли альтернативы экономического и политического развития России в начале XIXв., в чем они состояли? (См.: обяз. л-ра, п.4, с. 142-144, п.2,

с.303-305).

 

• Почему начало деятельности Александра I А.С. Пушкин назвал “Дней Александровых прекрасное начало”, а самого императора именовали “Благословенными”?

• В чем состояла главная направленность реформ Александра I и его сподвижников в “Негласном комитете” – кто они? Для чего был создан Государственный совет?

• Почему Александр I так и не решился на отмену крепостного права и введение конституции? О чем свидетельствует “Указ о вольных хлебопашцах” (см. Хрестоматия, с75)?


 

68


• Кто из выдающихся государственных деятелей первой половины XIX в. внес наибольший вклад в проект модернизации российской государственной машины? В чем он состоял и почему он не был принят?

• Каковы цели политики Аракчеева и «аракчеевщины»? В чем заключался смысл военных поселений, согласны ли вы с тем, что в них наиболее ярко проявились негативные стороны крепостной системы.

• Завершая вопрос, выясните, в чем выразился охранительный курс политики самодержавия? Охарактеризуйте итоги правления Александра I. Чем вы можете объяснить непоследовательность и противоречивость его реформаторских поисков и начинаний.

 

При подготовке второго вопроса разъясните, почему в Европе с конца XVIII в. шла череда непрерывных войн? Покажите, что они связаны с образованием коалиции европейских держав, выступавших против республиканской Франции.

 

• Почему Россия оказалась участницей антифранцузской коалиции?

 

• Каковы причины заключения в Тильзите (лето 1807г.) мирного договора с Францией?

 

• Каковы причины, характер и историческое значение Отечественной войны 1812г? Почему Россия выиграла войну с Францией?

 

• Перечислите решения Венского Конгресса. Дайте им оценку.

 

• Какую роль стала играть Россия в международных отношениях после победы над Наполеоном?

 

При подготовке третьего вопроса подумайте, почему правление Николая I

 

справедливо считается одним из самых реакционных периодов нашей истории? Чем, по вашему мнению, был вызван такой характер политики Николая I, которая отличалась бескомпромиссной борьбой с революционными, демократическими, либеральными направлениями общественного движения не только в России, но и во всей Европе.

 

В чем сущность теории “официальной народности”? О чем говорит сам факт ее появления?


 

69


Поясните, что ее название было дано историками позднее, во второй

 

половине XIXв. Эта история была призвана сформулировать правительственную идеологию, которая должна была противостоять идеям и программам декабристов. Новую правительственную концепцию, ставшую выражением охранительного направления, выдвинул крупный государственный деятель николаевской эпохи, министр народного просвещения граф С. Уваров. Он задался целью совместить политику по отношению к самодержавию с развитием просвещения и культуры. Этому и должны были служить три взаимосвязанных начала – “православие, самодержавие, народность”. Такая формула подчеркивала первостепенное значение православной церкви, которая издавна поддерживала царскую власть, воспитывала народ в духе смирения и терпения, и священный характер самодержавия.

 

Сторонники официальной идеологии противопоставляли Россию Западу, сотрясаемому революциями. По их мнению, это было связано с попечительной властью самодержца и патриархальный заботой помещика о своих крестьянах.

 

Составьте план своего ответа на тему: ”Меры по укреплению и расширению самодержавной власти, усилению реакции при Николае I”. (Ликвидация Госсовета, укрепление полицейского аппарата, создание III отделения, усилению цензуры, система образования. (См.: обяз. л-ра, п. 2, с. 335-342; п.3, с. 200-203; п.4, с. 145-147).

 

• Как Вы думаете, почему Николай I ограничился полумерами по крестьянскому вопросу, в чем они состояли (см.: п. 3, с.203-204)? Чем можно объяснить столь большую секретность обсуждения проектов крепостного права?

 

• Чем можно объяснить разрастание бюрократического аппарата, в чем вы видите сущность бюрократического управления? Как вы понимаете слова Николая I: “Россией правят столоначальники”? Почему царь не мог бороться с бюрократией должным образом? (см. п.4, с. 147).

 

• Какие признаки кризиса николаевской системы вы можете назвать? Как Вы думаете, почему Крымская война (1853-1856гг) расценивается как


 

70


печальный итог николаевского правления, показатель кризиса самодержавия (см. п. 3, с.206)?

 

• Какое, на ваш взгляд, влияние должно было оказать поражение в Крымской войне на “состояние умов”.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 54; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.33.107 (0.009 с.)