Тема 4. Средневековье как часть аграрной культуры. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 4. Средневековье как часть аграрной культуры.



 

Средневековье является одной из основных частей аграрной культуры. Оно охватывает период с V в. н.э. до 1-ой половины XVIII в. В основном, средневековье совпадает с периодом зарождения, становления и развития


 

19


феодализма как общественно-экономической формации. Хотя это совпадение не является полным, из-за неравномерности развития отдельных стран и регионов. Феодализм существовал во многих европейских странах вплоть до середины XIX и начала XX в.

В современной историографии ведется дискуссия по ключевым проблемам развития средневекового европейского общества (см. список дополнительной литературы). Она затрагивает вопросы формирования ленно-вассальных отношений, различия в развитии Европейской и Азиатской цивилизаций, научной периодизации европейского средневековья.

 

Наиболее распространенная периодизация средневековья включает три основных этапа:

1. Раннее средневековье с V по X вв., – период генезиса феодализма и его утверждения.

2. Расцвет средневековья (а точнее феодальной системы в Западной и
  Центральной Европе) относят к XI - XV векам.  
3. С XVI в. наблюдаются процессы разложения феодализма и зарождения

 

капиталистических отношений. Нередко XVI век относят уже к новому времени, Впрочем, процессы разложения феодализма и зарождения внутри него капиталистических отношений закономерно накладываются друг на друга, разделить их практически невозможно.

 

План.

 

1. Средневековье: периодизация, сущность, характерные особенности.

 

2. Место религии и церкви в средневековом обществе. Мировые религии.

 

3. Социальная структура и политическое развитие средневековья. Роль средневекового города и формирование третьего сословия.

4. Византия в период средневековья.

 

Источники:

 

1. Диктат папы. /Россия в мировой цивилизации. Хрестоматия. – М. - В-Д:

 

Издатель, 2003. – С. 32-35.


 

 

20


2. Салическая правда. (Lex Salica). /Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. Древность и Средние века. М.: ИКД Зерцало-М, 2001. – С. 253-278.

 

Обязательная литература:

 

1. Островский А.В. Указ. соч. – С. 36-76.

 

2. История Европы. Средневековая Европа. Т.2 – М.: Наука, 1992, – С. 5-14.

 

3. История и культурология. – М.: Логос, 2000. – С. 110-124.

 

4. История средних веков. В 2-х томах. Т.1./ Под ред. С.П. Карпова. – М.: Изд-во МГУ, Изд. дом. ИИФРА-М, 1998. – С. 7-18.

 

Рефераты.

 

1. Роль христианства в развитии западноевропейской средневековой цивилизации.

2. Крестовые походы и их значение.

 

3. Технические открытия и изобретения средневековья.

 

4. Алхимия – феномен средневековья.

 

5. Варварские государства и «варварские правды».

 

6. Европейское средневековье: проблемы периодизации в современной историографии.

7. Человек средневековья.

 

8. Рождение Университета.

 

Дополнительная литература.

 

1. Бугромеев В.П. Всемирная история в лицах: Раннее средневековье. – М.: «ОЛМА-ПРЕСС»,1999. – С. 31-39, 85-93.

 

2. Иванов К.А. Многоликое средневековье. – М.: Алетейа, 1996. – 432 с.

3. Кардини Ф. Истоки средневекового рыцарства. – М.: Прогресс, 1987. – 360с.

 

4. Кобылкин Р.А. Высшее образование в социальной парадигме средневековья. //Вестник ВолГМУ. – №8: Сб. научных трудов. Т.58. Волгоград: Гос. Учреждение Издатель, 2002. – С.191-194.

5. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. – М.: Издательская группа Прогресс, Прогресс-Академия, 1992. – 376 с.

6. Мировые религии и религиозные памятники: Учеб. пособие. – М.: Московский лицей, 1997. – 328с.

7. Нефедов С.А. История средних веков. – М.: ВЛАДОС, 1996. –363 с.: илл.


 

21


8. Религии человечества /Пер.с фр.; Под ред. А.Я. Гуревича/ – М. - СПб.: РУДОМИНО; Университетская книга, 1997. – 599с.

9. Успенский Ф.И. История Византийской империи XI-XV вв. Т.3. – М.:

Мысль, 1997. – 829с.

10. Хвостова К.В. Византийская цивилизация.// Вопросы истории. – 1995. – № 9 – С.32-49.

11. Черняк Е.Б. Времен минувших заговоры. (О Жанне Д ‘Арк).– М.: Междунар. отношения, 1994. – С.11-69.

 

12. Шамбаров В.Е. Русь: дорога из глубин тысячелетий. Когда оживают

легенды. – М.: Алтейна, 1999. – С. 271-302.

13. Ясперс К. Смысл и назначение истории. – М.: Политиздат, 1991. – С. 28-54.

 

 

Методические рекомендации.

 

Начать подготовку к семинарскому занятию необходимо с ознакомления с литературой, указанной в списке обязательной литературы. Разобраться в первом вопросе поможет,прежде всего,материал лекций,но не только посредневековью. Советуем вернуться к таблице «Периодизация истории», рассматриваемой во второй теме курса, и выделить отличия периодизации мировой истории в разных методологических подходах. После этого рекомендуется прочитать “Предисловие к русскому изданию” указанной работы Жака Ле Гоффа (5-6 стр.) и сравнить данную периодизацию с материалами лекции и периодизацией, данной в кн. История Европы (указ.стр.). Какая, из рассмотренных Вами периодизаций, представляется Вам наиболее точной. Обоснуйте свою точку зрения. Особо необходимо обратить внимание на следующие ключевые моменты этого вопроса:

 

• сущность понятия «средневековье»;

 

• докажите, что средневековье является одним из важнейших этапов аграрной цивилизации;.

 

• назовите другие этапы аграрной цивилизации в истории человечества;

 

•   место средних веков   в социально-экономической, политической и

 

духовной эволюции человечества, а также в формировании европейских

 

народов и государств;

 

Выяснив ключевые моменты по данной теме (хронологические рамки

 

Средневековья, его периодизацию, специфику каждого этапа), крайне важно


 

22


определиться с пониманием места и роли религии и церкви в эпоху Средних веков. Подготовка второго вопроса семинарского занятия предполагает изучение следующих аспектов:

 

• когда возникают мировые религии?

 

• какую роль в истории человечества сыграли и играют мировые религии?

 

• какую роль в истории христианства сыграли крестовые походы?

 

• какова роль церковной и монастырской культуры в истории средневековья?

 

Чтобы разобраться в этих вопросах, надо обратиться к материалам лекции

 

и прочитать дополнительный материал из книги Ле Гоффа (с.58-70, 80-88), или из книги “История Европы” (с.560-581). После проработки этого материала попытайтесь проследить взаимоотношения церкви и светской власти в средневековых государствах. В этом Вам поможет знакомство с документом “Диктат папы”. Прочитав его, ответьте на два основных вопроса:

 

• Какое место стремилась занять католическая церковь в структуре средневекового государства?

 

• Какие политические функции выполняла церковь в это время. Как Вы считаете, совместимы ли эти функции с верой в бога?

 

После проделанной работы можно перейти к третьему вопросу. Учитывая многогранность данного вопроса, каждую его часть стоит рассматривать отдельно. Формирование ленно-вассальных отношений легче проследить на примере государства франков. Поэтому в список обязательных источников включена одна из наиболее известных “варварских правд” – “Салическая правда”. В тексте этого документа найдите положения, свидетельствующие о частичном сохранении норм обычного права. Какие занятия были основными у франков? Есть ли в Салической правде статьи, свидетельствующие о наличии крестьянской общины? А о частной собственности на землю? Какие статьи документа свидетельствуют о переходе от родовой общины к «соседской общине? Учтите, что внимательная работа с документом, позволит Вам хорошо подготовиться не только к данному семинару, но и к последующим темам (при


 

23


изучении «Русской правды», а также изучении вопросов об особенностях развития России). Теперь можно перейти к изучению периода правления Карла Великого, выделив вопрос о становлении феодализма в его империи. Интересный материал Вы найдете в книге А.В. Островского (с. 134-142). В материалах лекции проработайте схему ленно-вассальных отношений. Обратите внимание на сословие рыцарей и ответьте на вопросы::из кого оно формировалось, какой образ жизни вели рыцари? Отметьте двойственность их положения.

Далее по материалам лекции и учебника А.В. Островского выделите место феодальной раздробленности в социально-экономическом развитии европейских государств.

 

Прояснив для себя основные параметры социального развития общества в период Средневековья, особое внимание необходимо уделить развитию и изменению роли городов в жизни общества:

 

• рост городов как экономических центров и их роль в формировании товарно-денежных отношений;

 

• развитие ремесла в средневековом городе; роль ремесленного цеха в социально-экономическом развитии средневековой Европы.

 

• развитие торговли и торговых путей, торговые союзы;

 

• «коммунальное движение» городов Х – ХIII веков;

 

• складывание системы городского самоуправления (города – коммуны);

 

В заключение попробуйте доказать, что объективные причины делали городских жителей союзниками королевской власти в борьбе с феодальной раздробленностью. Сделайте вывод о причинах образования единых национальных государств. Проследите процесс образования средневековых народов и развития монархической формы правления в XIII-XV веках. Какая форма монархии была преобладающей в это время? Продолжите работу с учебником Островского А.В. (с.153-162), а также с историческими картами (подборку которых можно найти в кабинете гуманитарных наук, а также в приложении ко 2-му тому “Истории Европы”). Сформулируйте вывод по


 

24


вопросу, выделив в нем этапы развития феодализма и социальной структуре феодального общества.

 

При переходе к четвёртому вопросу важно помнить, что Византия длительное время (с IV по XII века) являлась мировым лидером. Она выполняла роль связующего звена между Западной Европой и Восточными странами, единственной хранительницей античного наследия. Этот вопрос требует особой подготовки, так как этот материал имеет важную роль при изучении тем по истории средневековой Руси, поскольку Киевская Русь и Византия были географическими соседями (их соединял торговый путь «из варяг в греки»). Византия оказала большое влияние на ранние этапы отечественной истории. Ответ на четвертый вопрос требует знания следующих аспектов: образование Византии, территория, общественный строй, социальный и этнический состав;

 

• Подумайте можно ли считать Византию мировым лидером VI – ХIIвеков?

 

• Сформулируйте основные признаки восточно-православного христианства и его отличия от католицизма;

 

• Какова была роль православия в идеологической и духовной жизни

 

византийского общества?

 

Подводя итоги своей самостоятельной работы, постарайтесь определить наиболее важные и интересные моменты средневековой истории, которые не нашли отражения в плане семинара. Может быть, имеет смысл подготовить коротенькое выступление по одному из возникших вопросов. Просмотрите список дополнительной литературы к семинару, выберите из него наиболее интересную книгу, или отдельную главу книги.

 

 

Тема 5. Киевская Русь. Образование и развитие

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 58; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.193.172 (0.031 с.)