Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Регионов мира во второй половине XX В.
Студент должен Знать: понятия: сверхдержава, «холодная война», информационная война, интернацио-нализация, иррационализм, антиколониализм; противоречия США и СССР, которые привели к «холодной войне»; направления научно-технического прогресса, его роль в жизни общества; проблемы развивающихся стран; особенности развития ведущих капиталистических стран; проблемы развивающихся стран, причины крушения колониальной системы; причины кризиса тоталитарного социализма в СССР. Уметь: объяснять противоречивость развития современных цивилизаций во второй половине XX века; характеризовать проблемы отношений между США и СССР; определять место СССР в послевоенном мире. Методические рекомендации по теме (краткое изложение темы) После окончания Второй мировой войны страны Запада вступили в новый период своего развития. Произошло «полевение» в политической жизни, усилилась роль государства в экономике и социальной сфере. Проводилась политика «государства благосостояния», которая вскоре исчерпала себя. На смену ей пришел неоконсервативный курс («рейганомика», «тэтчеризм»). Утверждение в развитых странах информационного общества привело к глобализации мировой экономики. Глобализация - это процесс всемирной экономической, политической и культурной интеграции и унификации. Характерные черты глобализации: интернационализация, либерализация, вестернизация, детерриторизация - уменьшение значимости государственных границ, связанное с возникновением и ростом числа новых транснациональных корпораций (ТНК) и банков (ТНБ), формированием всемирного рынка капиталов, товаров, услуг, информации. ТНК превратились в доминирующую силу мировой экономики. Для обслуживания ТНК потребовались банки качественно нового уровня. Возникли транснациональные банки (ТНБ). Гигантские корпорации мало считаются с экономическими интересами отдельных стран. Они перемещают производство туда, где это приносит наибольшую прибыль. В итоге происходит структурная перестройка экономики и международного разделения труда. В развитых государствах Севера возникли «зоны упадка» - территории, где находятся убыточные или прекратившие работу заводы и фабрики. В то же время во многие страны Юга (в основном Латинской Америки, Юго-Восточной Азии) перемещаются производства по сборке автомобилей, бытовой техники, компьютеров (комплектующие поступают из развитых стран), выплавке стали, алюминия и т.д. Глобализация экономики и процессы интеграции охватывают все большее число государств. Постепенно ослабляются препятствия для перемещения не только товаров и капиталов, знаний и технологий, но и людей. Экономическая взаимозависимость государств усилилась. На этой почве сложились устойчивые союзы государств, экономика которых интегрирована, то есть представляет собой единый хозяйственный комплекс: ЕС, НАФТА, АТЭС и др.
В развивающихся государствах ТНК мало заботит положение рабочих и служащих в «зонах упадка». Борьба с безработицей и бедностью в этих районах ложится на местные правительства. В слаборазвитых государствах ТНК легко добиваются от правительств согласия на строительство заводов без дорогостоящих очистных сооружений, а также сдачи в аренду земель для хранения экологически опасных отходов. Национальным правительствам приходится считаться с тем, что производство в очень большой степени ориентировано на внешние рынки и контролируется ТНК. Их руководство обычно настаивает на ослаблении государственного контроля над экономикой, либерализации внешней торговли и предоставлении налоговых льгот. Данные требования нередко противоречат потребностям развития национальных экономик и вызывают недовольство избирателей. При ущемлении интересов ТНК они немедленно переводят капиталы в другие страны с более выгодными условиями. Это превращает обширные регионы в «зоны упадка». Антиглобализм - политическое движение, направленное против негативных аспектов глобализации в его современных формах, в частности, против концентрации богатства в руках транснациональных корпораций и отдельных государств, против доминирования глобальных торгово-правительственных организаций (Всемирного банка, Международного валютного фонда, Организации экономического сотрудничества и развития, Всемирной торговой организации и т.п.) Антиглобалисты регулярно проводят в разных странах мира социальные форумы, различные акции протеста. Таким образом, глобализация, интернационализация хозяйственной деятельности, международная экономическая интеграция и антиглобализм - это две стороны одной медали, отражающие объективные противоречия нового времени.
Вопросы для самоконтроля: 1.В чем суть политики «государственного благосостояния»? 2.Почему эта политика была заменена на неоконсервативный курс? 3.В чем состоит сущность неоконсервативного курса правительств стран Запада? 4.Что такое «тэтчеризм» и «рейганомика»? Что их объединяет? 5.Что такое глобализация? В чем сущность данного понятия? 6.Почему в современном мире углубляются процессы интеграции? Как они связаны с глобализацией мировой экономики? Внеаудиторная (самостоятельная) работа: 1.Используя средства СМИ, Интернет, сделайте хронологическую подборку плакатов социальной направленности за 1977-1980 гг. Прокомментируйте полученный результат. 2.Дайте краткую характеристику основных направлений советской внешней политики к началу 1980-х г.? 3.Что представляла собой «доктрина Брежнева»? 4. Обоснованно ли, с Вашей точки зрения, утверждение о формировании в СССР «новой общности – советского народа», носителя «советской цивилизации» и «советской культуры»? 5. Соберите подборку фотодокументов, иллюстрирующих события «балканского кризиса» 1998-2000 гг. 6.Попытайтесь сделать прогноз востребованности конкретных профессий и специальностей для российской экономики на ближайшие несколько лет. 7.Предложите (в объеме 2-3 стр.) проект внешнеполитического курса СССР на 1985-1990 гг., альтернативного «новому мышлению».
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 146; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.67.251 (0.005 с.) |