Последовательные ассоциации . 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Последовательные ассоциации .



На примере списка слов можно увидеть, как легко вспомнить не только сами слова, но и их порядок. Суть метода в том, что запоминаются не сами слова, а ассоциации, которые к ним придумываются. Да и самого запоминания как бы и нет - есть творчество. Ученики придумывают рассказ, который сам по себе может быть интересен. Это непроизвольное запоминание, по ходу дела.

Например, надо запомнить следующие слова:

КОМАР, САБЛЯ, КОШКА, СОЛОМА, БРЮКИ, КЛЯКСА, МЕДВЕДЬ,

черешня, дворец, пианино. Вот как запоминает один из наших учеников:

- Я вижу, как КОМАР летит с САБЛЕЙ на боку. Рукоятка сабли сделана в виде КОШАЧЬЕЙ головы. У кошки усы как СОЛОМА. Из соломы можно сплести БРЮКИ, на которых КЛЯКСА. Эта клякса похожа на МЕДВЕДЯ. Он, наверное, любит ЧЕРЕШНЮ и из КОСТОЧЕК сделал себе дворец. Внутри дворца я вижу ПИАНИНО.

СВЯЗАННЫЕ АССОЦИАЦИИ.

При этом методе используются слова, которые запоминались ранее. Это дает экономию времени и сил. Например, надо запомнить слова: мяч, стол, костер и т.д. Я использую слова, которые запоминал ранее: КОМАР, САБЛЯ, КОШКА...С этими словами я связываю новые, и получается: КОМАР сидит на МЯЧЕ, в СТОЛ воткнута САБЛЯ, а у КОСТРА КОШКА измазана сажей. Для использования этого метода надо всегда иметь в запасе готовые слова-ассоциации. Недостаток метода - он ограничивает импровизацию творческим натурам, ведь заранее спланированные ассоциации связывают нашу фантазию по рукам и ногам.

ФОНЕТИЧЕСКИЕ АССОЦИАЦИИ.

Этот метод хорошо применять при запоминании иностранных слов и телефонов. Суть метода - в удачном подборе созвучных ассоциаций к иностранному слову. Например, латинское слово

musculus (мускулус) - МЫШОНОК. Созвучное русское слово МУСКУЛЫ. Можно представить картинку из созвучного слова МУСКУПЬ и перевода МЫШОНОК.

carota (карота) - МОРКОВЬ. Созвучное ему слово КАРЕТА. Сюжет на картинке.

Можно придумать не одно, а несколько созвучных слов. Например: caseus (касеус) - СЫР, созвучные слова КАЩЕй УСатый. Сюжет на картинке.

Таким способом можно запоминать слова любого языка, любой сложности. Конечно, не ко всем словам можно подобрать идеальные созвучия. Но, несмотря на этот недостаток, ученики, овладевшие методом, запоминают до 100 иностранных слов в день без зубрежки. Описание этого метода появилось в научной литературе в 70-х годах, однако и по сегодняшний день филологи не знают о нем.

Самым большим недостатком этого метода является возможные ошибки в произношении. Но при определенной практике и при хорошем преподавателе эти недостатки исчезают.

Этот метод хорошо зарекомендовал себя при запоминании иностранных фамилий, которые, нередко, сложно воспринимаются на слух. При усвоении метода вы приятно удивите своих друзей, иак как вам будет легко запомнить всех, кто пришел в гости или участвует в презентации, или пришел на деловую встречу.

Метод фонетических ассоциаций можно использовать и при запоминании телефонов. Но для брльшей эффективности мы учим комбинировать методы - в жизни всегда все перемешано. Вот пример запоминания телефона методами фонетических и последовательных ассоциаций. Последовательные ассоциации в данном примере помогают связать подобные созвучия к цифрам в единый сюжет.

Например, надо запомнить телефон 976-45-21. К каждой цифре можно подобрать слово, похожее по звучанию.

9 (ДЕВЯТЬ) - ДЕВУШКА 7 (СЕМЬ) - СЕМЬЯ 6 (ШЕСТЬ) -ШЕРСТЬ

4 (ЧЕТЫРЕ) -ЧЕРЕПАХА

5 (ПЯТЬ) - ПЯТИТЬСЯ 2 (ДВА) -ДВОР

1 (ОДИН) - ОДИНОКО

Теперь из созвучных слов надо придумать рассказ. Пример нашего ученика:

- ДЕВУШКА была из хорошей СЕМЬИ. Она любила гулять в ШЕРСТЯНОМ свитере, с ЧЕРЕПАХОЙ, которая ПЯТИЛАСЬ по ДВОРУ и чувствовала себя ОДИНОКО.

5. АВТОБИОГРАФИЧЕСКИЕ АССОЦИАЦИИ. В отличие от ассоциаций, рождаемых нашей фантазией, этот метод использует ассоциации с реально пережитыми событиями. Например, надо запомнить английское слово puddle (падл) - ЛУЖА. Созвучное слово ПАДаЛ. Вспоминаю, как в детстве во время игры мяч несколько раз падал в лужу.

При запоминании телефона 396-27-50 я использую ассоциации: 39 - начало Второй мировой войны; 62 - год моего рождения; 750 - я вспоминаю, как в 7 лет тоже попал под дождь; тогда я бегал босиком по лужам, представляя, что я машина - 5; из-под ног летели брызги -С.Если использовать исторические ассоциации, даты интересных событий жизни друзей и родственников, то их вполне хватит для успешного применения этого метода. 6. ЦИФРО-БУКВЕННЫЙ КОД. Это самый распространенный и самый неэффективный метод. Он описан во всех солидных книгах по развитию памяти. Суть его в следующем: надо перекодировать цифры в буквы, буквы в слова, слова в предложения, предложения в рассказ. Например, 1 - это "а"; 2 - это "е"; 3 - "и". Теперь из этих букв придумываем слова, в которых они являются начальными: арбуз, ёж, игра. Теперь, чтобы запомнить номер телефона, начинающийся с цифр 231..., достаточно представить картинку, как ёжик играет арбузом...

Сложность перекодировки, удерживание слов ко всем цифрам (единицам, десяткам, сотням) в голове уже нуждается в хорошой памяти, усидчивости, воле. Есть много модификаций этого метода. Если на усвоение, например, метода трансформации уходит одно-два занятия, то на этот требуется не менее десяти. Дети с порога отвергают такие методы. Лишь немногие взрослые выбирают этот метод и осваивают его. 7. ОЧОГ.

Метод ОЧОГ называется по начальным буквам слов: ориентировка, чтение, обзор, главное. Зарубежные психологи, проводя эксперимент, предлагали студентам запомнить текст с помощью метода ОЧОГ, используя следующую   последовательность:    первоначальная

ориентировка в тексте, с целью понимания основной мысли; затем внимательное повторное чтение, с выделением повторных деталей; затем обзор текста, с углубленным пониманием (правильно ли разделен текст на главные и второстепенные мысли); и, наконец, мысленный пересказ текста, с выделением главной мысли.

Мы в свою очередь убедились в неэффективности этого метода на примере процесса запоминания рекордсменов нашего Центра. Ника Касумова запоминает 200 стр. текста с первого прочтения, без повторения; такие ученики как

12

она, не используют метод ОЧОГ. Для выяснения эффективных приемов работы человеческого интеллекта надо брать людей, стоящих на грани человеческих возможностей, и моделировать стрессовые ситуации, способствующие реализации наших резервов. В экспериментах, проведенных нашим Центром, выяснилось, что эффективными приемами запоминания текста являются методы "оживления", "избыточности", "вхождения", "отстраненности". ОЧОГ даже не приближается по эффективности к ним, и использовать его, все равно, что учить спринтера быстро бегать на основе исследований биомеханики бега черепахи. 8. ПОВТОРЕНИЕ.

Считается аксиомой, что "повторение - мать учения". Выше мы уже описывали эксперимент, в котором это положение не подтвердилось. Так что можно сказать, что "повторение - не мать, а мачеха учения". Мы от природы умеем и должны запоминать без зубрежки. И выставлять повторение как главный метод запоминания непустимо. Он ведет нас в тупик. Есть даже псевдонаучные исследования, в которых чертятся красивые графики, доказывающие, что чем на больший срок надо запомнить, тем больше надо повторять. Как будто нет примеров, опровергающих этот постулат. Исследования эйдетиков показали, что люди с хорошо развитыми способностями к визуализации и прошедшие специальную подготовку, могут вспомнить буквально любой день своей жизни. Так, Марина Скуратова (17 лет), Галина Логвинова (24 года) в 1992 году во время эксперимента вспомнили 10 лет своей жизни, описывая её год за годом, месяц за месяцом, день за днем. Удивлению их родителей не было предела. При этом они не задавались целью (много лет назад) запомнить все эти дни. При определенных условиях (стресс, фармакология, гипноз, болезнь, электрическая стимуляция мозга, упорная тренировка) это могут проделать не только эйдетики или сомнамбулы (люди, легко погружающиеся в глубокий гипноз), но и люди, не обладающие такими способностями. Повторение можно использовать как хворостинку для тонущего, как последний довод, когда уже ничего не помогает, но никак не основной методический прием, на котором держится вся система тренинга памяти. Есть ли у артиста, демонстрирующего свою память на сцене, время

13

для повторения тех слов, цифр или другой информации, диктуемой из зала? Мы сначала рутинными методами обучения отбираем у детей в детских садах и школах то, чем их одарила природа, затем исследуем, что получилось или осталось, а потом выдаем это за научную истину и навязываем обществу как норму. При этом предпочитаем не замечать, как неординарные дети и учителя сопротивляются этому. 9. ОЖИВЛЕНИЕ. Этот метод хорошо развивает фантазию и образное мышление. Эксперименты показывают: чем ярче представления, тем легче происходит отсроченное припоминание. Так, Ника Касумова вспомнила список из 300 слов через три года. Причем смогла воспроизвести его в прямом и обратном порядке. За эти годы ей не приходилось повторять слова ни разу. Для удобства мы ввели шкалу образов, аналогичную той, что предложил немецкий психолог Э.Йенш в 30-х годах. Йенш, как известно, является основоположником учения об эйдетизме, утверждающего, что эйдетизм - закономерная стадия детского развития и что пик развития воображения приходится на 11-16 лет. На примере геометрических фигур можно увидеть, как меняется тактика запоминания при использовании этого метода. Рассказывает ученик 11 лет: "Когда я смотрю на КРУГ, он превращается в ГОЛОВУ мальчика. Мальчик куда-то смотрит и при этом вытянул ШЕЮ - это ПРЯМОУГОЛЬНИК. Дальше вижу ПЛЕЧИ - это КВАДРАТ. УЛЫБКА - это ТРЕУГОЛЬНИК. Застывшие фигуры с помощью оживления превращаются в улыбающегося мальчика.

В книге "Запоминание лиц и имен" мы применили этот метод для запоминания большого количества имен. Представление картинок, нарисованных художником делает запоминание непроизвольным и не требует многократного повторения.

РОДИОН — богатырь     ТИМУР — хранитель

14

Хорошо этот метод зарекомендовал себя и при запоминании исторических дат. Развивая способность к визуализации, ученики раздвигаются границы памяти. Пример нашего ученика:

- Мне надо запомнить время царствования Ивана Грозного (1533-1582). Я представляю, на какие предметы цифры похожи. 1- можно опустить, так как тысячелетие я не спутаю. Одно из достижений царя - создание первой типографии в Москве, поэтому я представляю 5 типографским ПРЕССОМ, 33 - СТРАНИЦЫ книги под прессом печатного станка.

Другие события этого страшного времени - массовые репрессии. Поэтому у меня 8 - ПАЛАЧ, 2 - ЧЕЛОВЕК на коленях. Вспоминая картинку, я легко потом вспоминаю даты.

Представьте перед собой несколько картинок, иллюстрирующих исторические даты, и вам не надо будет мучительно вспоминать эти даты. А если эти картинки нарисует не художник, а воображение учеников, то эффект будет двойной. Этот метод хорошо послужит вам на уроках в школе.

15

ВХОЖДЕНИЕ.

Само название метода подсказывает действие - войти внутрь представляемой картинки, рассказа, фильма. Например, при запоминании английского слова tear (тиэр) -слеза: вы представляете себя в тире, слышите выстрелы, держите ружье; при этом вы не заметили, как исчезла комната, в которой вы сидели, стол, эта книга, картинка.

В данном примере метод "вхождения" хорошо допол няется методом "фонетических ассоциаций". Этот метод позволяет бороться с рассеянностью, отвлечением на посторонние раздражители."Вхождение легко усваивают дети с развитым воображением. Взрослым приходится овладевать этим методом через медитацию, аутотренинг.

На примере геометрических фигур можно увидеть, как различается тактика представления учеников при методе "оживления" и методе "вхождения".

Пример нашего ученика:

- Нажимаю на КНОПКУ лифта. Открываются ДВЕРИ - и я

удивляюсь большому ЗЕРКАЛУ в нем. Стеклянный ЛИФТ

16

бесшумно скользит вниз. В первом случае картинка просто оживает перед глазами, а во втором, в методе "вхождения", ученик чувствует себя участником события, это представить несколько сложнее, но и эффект будет сильнее. Мы ведь знаем - то, что происходит с нами, не забывается. Психологи на сегодняшний день, едины во мнении, что долговременная память вечна, в нас хранится каждый прожитый день, и если не всегда удается вспомнить желаемое, то это лишь доказывает, как прочно все это охраняется нашим внутренним сторожем.

11. ТРАНСФОРМАЦИЯ.

Этот метод применяется в том случае, когда надо трансформировать представляемый вами образ: черно-белый превратить в цветной, плоский - в объемный, маленький - в большой и.т. Метод хорошо помогает при запоминании иероглифов. Ученики, овладевшие этим методом, уже не будут выписывать иностранные слова на карточки, возить их с собой в метро и постоянно повторять. Достаточно один раз в своем воображении трансформировать иероглиф, чтобы он запомнился на всю жизнь. Пример нашего ученика:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 71; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.84.155 (0.015 с.)