Одной синей джинсовой нитке можно увидеть столько оттенков. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Одной синей джинсовой нитке можно увидеть столько оттенков.



Надо отметить, что этот эффект присутствовал только у людей, хорошо входящих в гипнотическое состояние. Впоследствии он много раз был повторен, но уже без гипноза, с помощью аутотренинга, релаксации, различных форм медитаций. Эффект сверхвпечатления присутствует всего несколько десятков секунд, но этого вполне достаточно, чтобы использовать его для повышения эффективности работы нашего интеллекта. Если мы наталкиваемся на какой-нибудь прием, дающий хоть несколько процентов прироста эффективности в учебе, - это уже находка. Его надо сохранить, о нем необходимо говорить. Этот прием хорошо использовать, когда устал, когда учебный материал скучен, когда мало времени, и тебе уже надо выходить к школьной доске, когда устаешь от привычной обстановки и хочется на все взглянуть по-новому.

Надо отметить, что "взглянуть по-новому" удается художественному типу людей - тем, у кого хорошее, яркое воображение от природы, или тем, кто хорошо освоил приемы аутотренинга или медитации. У мыслительного типа людей этот эффект вызвать труднее и этот метод использовать не рекомендуется.

Урок проходит следующим образом. Заранее готовятся предметы на столе. Ученики занимают удобные позы в кресле. Включается приятная, спокойная музыка, преподаватель дает формулы релаксации и на этом фоне делает внушение на сверхзапечатление. Дети больше любят, когда им дают установку на то, что они инопланетяне или разведчики. В конце подчеркивается, что этим приемом они смогут воспользоваться сами, без учителя. Два-три занятия достаточно, чтобы эффект проявился и в его действенность поверили сами ученики.

КОМБИНИРОВАННЫЕ МЕТОДЫ.

В жизни почти всегда мы пользуемся комбинированными методами запоминания. Чуть-чуть одного метода, чуть-чуть другого. Да и само разделение на методы условно. Когда у ребенка спрашивают: "Какая конфета самая вкусная?" - он вспоминает, какую конфету ел вчера и отвечает: "Шоколадная!" Можем ли мы разделить, где он мыслил, где представлял, а где

41

вспоминал? Это разные стороны одного процесса. С методической точки зрения искуственное разделение на многочисленные методы обосновано. Вся мировая педагогика на этом строится. Но при тренировке эти методы надо вновь соединять, комбинировать. И чем успешней ученики научатся это делать, тем лучше будет результат. Разнообразие комбинаций может быть бесконечным. Это делает наши занятия интересными. Учителям и ученикам есть где проявить свои творческие способности. Вот пример урока на применение комбинирования методов при запоминании ряда цифр.

560832132197041750

Я разбиваю число на тройки и придумываю сюжет фильма к ним.

132 К фруктам подошли из леса: ёжик - 1, ворона - 3, белка - 2. Но лакомиться фруктами им помешали люди.

197 Худощавый шофёр -1, лётчик с пышной шевелюрой -9 и бортмеханик в кепке - 7 стали собирать рассыпавшиеся ящики с фруктами.

041   Погода портится, идёт дождь - 0. Чувствую, как

мокрая одежда прилипает к телу. Все прячутся под

деревянный кузов машины - 4. Механик зацепился за гвоздь -1 и куртка затрещала.

 

750 Я вспоминаю, как в 7 лет тоже попал под дождь. Тогда я бегал босиком по лужам, представляя, что я машина - 5. Из-под ног летели брызги - 0...

Этот фильм я вижу как на экране, а некоторые эпизоты чувствую как наяву. Если сюжет получился интересным и неожиданным, он потом легко вспоминается."

44

25. ЗАБЫВАНИЕ.

Можно ли по своему желанию забыть неприятные события своей жизни на минуту, на час или на всю жизнь? Ведь когда неприятные переживания долго сопровождают нас, не отпуская ни днем ни ночью, когда избыток информации перед экзаменами перегружает нашу активную память, делая из нее "кашу", работа нашего интеллекта, нашей памяти нарушается. И, в конце концов, мы начинаем жаловаться на память. Забывчивость пришла не тогда, когда ждали, а когда она сама захотела, и уже ее не прогнать. И мы прекрасно забываем, только уже не по своей воле. После сильной, например автомобильной, аварии человек может забыть целый кусок жизни. В гипнозе человеку можно внушить на несколько минут, что он не помнит своего имени, своих родных. И действительно, когда ученик просыпается, не узнает ни себя, ни своих близких. После сеанса глубокого гипноза наблюдается также спонтанное забывание. Человек с трудом вспоминает, что было во время сеанса.

Но у детей это не так, как у взрослых. При опросе школьников 10 - 15 лет выяснилось, что они иногда успешно забывают по своему желанию, как по "щучьему велению, по моему хотению". Вот пример Алисы (13 лет): "Однажды я вспомнила ссору родителей трехлетней давности, и слезы навернулись на глаза". Чтобы забыть это, она представила, что держит в руках дощечку с песком. На песке нарисована эта ситуация. Она стряхнула дощечку, песок перемешался - и изображение исчезло. Ссора забылась, настроение улучшилось.

Эти и другие примеры избирательного забывания говорят о том, что природа дала нам механизмы эффективного избавления от нежелательной информации, и весь секрет только в том, как им овладеть. Психологи уже давно пришли к выводу, что дурные вести забывается не с течением времени и не просто так. Но как тренировать эти способности -мало где найдешь ответ. Наши упражнения к этому методу учитывают опыты с гипнозом, на многолетние эксперименты с талантливыми учениками и многочисленные опросы детей. Ниже приводится один из советов как забывать, взятый из книги "Школа эйдетики. Том 3."

Для занятия понадобится свечка, бумага, блюдце с водой, чтобы потушить горящую бумагу. Оторвите клочек бумаги, поместите в пламя свечи и наблюдайте, как горящая, бумага воспламеняется, сворачивается, превращается в пепел, рассыпается. Еще какое-то время горящая бумага стоит перед глазами и потом исчезает. Проделайте это для того, чтобы легче представить этот процесс перед глазами во время релаксации.

Приготовьте картинку, которую хотелось бы забыть. На ней может быть написано имя, дата, событие или просто нейтральный рисунок. Садитесь поудобнее, включите приятную музыку, проведите релаксацию. Когда исчезнет все вокруг - случайные мысли, комната, ваше тело, когда появится необычайная легкость и яркие образы - скажите себе:

- Я забываю эту картинку, забываю на несколько минут (или часов, или навсегда). Она сгорает в пламени свечи. Я слышу потрескивание пламени, слышу запах, вижу, как картинка сворачивается в трубочку, она превращается в пепел. Я хочу увидеть

46

картинку - и не могу, вижу пепел. Хочу ее вспомнить - и не могу. Вспоминаю любую другую, кроме этой. Забываю все сильнее и сильнее.

Все эти слова надо произнести целиком. Иначе впоследстии у вас возникнет мысль: "Может я обманываю себя, я же не пытался вспомнить." Чем точнее задается срок забывания, тем лучше результат. Если вы хорошо умеете проводить релаксацию, если у вас яркие образы и вы видете свечу, пламя, горящую картинку, слышите звуки и запахи, то через несколько занятий вы овладеете этим методом.

Посмотрите, какие бывают варианты ответов учеников:

1. Забыть не удалось. Свечу и картинку представить не смог.

2. Свечу и картинку представил, - она загорелась. Но когда попытался вспомнить, картинка появилась вновь и даже стала еще ярче. Увидел новые подробности.

3. Все хорошо представлял,, но, когда попытался вспомнить, вместо этой картинки появилась другая. И пока она стояла перед глазами, та, первая не вспоминалась.

4. При попытке вспомнить картинка появилась вновь. Я ее сжигал несколько раз. В конце концов перед глазами остался клочок. Половина картинки никак не хотела сгорать.

5. Все сгорело. При желании вспомнить ничего не появилось.

Если у вас получилось, как в пунктах 2, 3, 4, 5, то поздравляем, забывание у вас будет эффективным. Причем обратите внимание, что во втором случае забывание можно использовать для сверхвоспоминания. Раз картинка появляется вновь и становится еще ярче, и обрастает новыми подробностями, значит, мы наткнулись на еще один способ припоминания - сжечь и забыть, чтобы лучше припомнить. Если у вас результат, как в пункте 1, то вам необходимо поупражняться в визуализации. Аутотренинг, медитации помогут вам в этом.

В указанной книге вы найдете много упражнений к методу забывания.

ФОТОГРАФИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ.

Это один из тех методов и способов запоминания, о котором мечтают все люди. Взглянул - и

47

"сфотографировал". Этот метод хорошо получается у эйдетиков, у которых от природы яркие образы. Эйдетик не вспоминает при ответе, что было на картинке, а как бы продолжает видеть. Если ученика без ярких образов спросить: "Сколько было окон в доме или сколько предметов лежало на столе?" - он ответит: "Я не успел сосчитать". А эйдетик скажет: "Сейчас посмотрю. Так...три окна, две ложки." Он как бы продолжает видеть картинку, как на фотографии, перед собой. Конечно, не всегда эта фотография получается четкой. Для этого мы вводим шкалу образов. Чтобы ученик знал, к чему надо стремиться. Например, показывают на слайде КОШКУ.

48

То есть некоторых учеников представляемая картинка может оживать, выходить из плоскости, они могут почувствовать звуки, запахи. В этом случае мы говорим, что происходит плавный переход к другим методам -

оживлению, трансформации, соощущению.

Интересную особенность проявляют дети при способности к такому виду памяти. Если слайды показывать им один за другим, то при вспоминании они могут увидеть их сразу вместе, на одном экране. Но не больше 7-10 слайдов. На этой способности мы построили упражнение с наложением двух картинок. Показываются две картинки. Ученик в своем воображении должен совместить их. Причем задача решается только в том случае, если две картинки действительно накладываются на внутреннем экране.

Ты видишь, как спортсмен прыгает через планку. Ответь на вопрос: возьмет ли спорстмен высоту?

В идеале, видимо, надо стремиться к такому результату, о котором рассказывает Ира (15 лет): "На экзамене я вытащила билет, на который не знала ответа, так как эту тему не успела повторить. Я уже хотела встать и уйти, получив двойку. Но вдруг передо мной "возник" конспект. Я "смотрела" на него и переписывала формулы и предложения. Он виделся так четко, что не было разницы между видимым и реальным. Я все время боялась, как бы он не исчез раньше, чем я все перепишу. Мне поставили отличную оценку. Позже я рассказала своим друзьям об этом, но они не поверили, - решили, что я просто вызубрила геометрию. Каждый школьник мечтает о такой памяти, но мало кто реально владеет ею - отсюда и неверие." Надо только добавить, что можно не дожидаться стрессов, чтобы проявились способности к этому виду памяти. Можно ее целенаправленно тренировать изо дня в день, как тренируют свои способности музыканты, спортсмены, художники.

РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ ВО СНЕ.

Ночные впечатления занимают большое место в жизни ребенка и часто заслоняют окружающую его жизнь, потому что они ярче и необычнее реальности. Большая часть душевной жизни ребенка проходит в мечтах, фантазиях, сновидениях. Они часто составляют основное содержание детских воспоминаний.

50

На использование этого метода, который дала нам природа и мимо которого ежедневно проносятся учителя и воспитатели, следуя традиционным подходам, натолкнули нас, опять же, талантливые ученики. Мы проводили занятия в шахматной школе им. Петросяна, и один ученик сказал, что у него есть собственный метод развития памяти:

- Я развиваю память во сне. Например, мне надо запомнить параграф из учебника истории. Я внимательно один раз читаю его и затем кладу под подушку. Если во сне он мне приснится и я смогу пробежать глазами страницы параграфа, то уверен, что завтра на уроке все отвечу правильно." Я спросил ученика: "А если книга не приснится?" -"Такого не бывает!" - уверенно ответил он.

При последующих экспериментах выяснилось, что в этом, казалось бы, легком совете, содержатся неожиданные трудности. И самая главная из них: как научиться просыпаться, продолжая спать и читать нужные нам страницы. Выяснилось, что как только начинаешь видеть сновидение, то тут же просыпаешься, потому что слишком пристально "всматриваешься" в сон. Ведь ты начинаешь анализировать текст, задавать себе вопросы. Или делаешь слишком настойчивые усилия, чтобы изменить или продолжить сон. В любом случае волевое усилие все портит. Итак, мы выяснили, что не надо делать. А что надо? Есть один небольшой секрет в управлении сновидениями. Этот секрет - дремота. Это состояние нашего мозга, которое бывает в момент засыпания или пробуждения. Ты вроде еще не спишь, но уже и не бодрствуешь. Мысли текут вяло, путаются. Ты постепенно

51

погружаешься в сон. И в этом коридоре между реальностью и темнотой надо задержаться, побыть в нем подольше. Как это сделать? Как не оказаться сразу во власти сна? Первое, это сделать вид, что ты что-то забыл в этом коридоре и вот-вот найдешь. Эти что-то может быть твое желание увидеть любимый мультфильм или представить осуществленным желание, которое не удалось выполнить днем. Цепляясь мысленно за желаемое, ты незаметно входишь в царство сновидения и начинаешь видеть то, что заказывал перед засыпанием. Точно такая же тактика должна быть в момент пробуждения. Существуют инструментальные приемы запоминания во сне. Например, записывают текст на иностранном языке на магнитофон и прокручивают его несколько раз ночью. Этот способ мы не применяем.

52

ЭЙДОС - по-гречески "образ", а эйдетизм является разновидностью образной памяти.

Человек, обладающий эйдетической памятью, может запоминать целые страницы текста, вспоминать любой день своей жизни и забыть ненужное, быстро изучать иностранные языки.

Развивается зрительная, фотографическая, обонятельная, тактильная (осязательная) память. При этом используются 27 методов, накопленных человечеством в течение веков, и новые оригинальные методы развития памяти, образного мышления, воображения.

6 результате обучения ваша память будет минимум вдвое лучше первоначальной, занятия помогут каждому открыть у себя такие способности, о существовании которых и не подозревал.

Работа в "Школе Эйдетики" ведется по следующим направлениям:

□Развитие памяти взрослым и детям □Заочное обучение

□Подготовка преподавателей с правом работы по методикам школы □Издание книг

А также "Школа Эйдетики"проводит семинары:

ООсновы психоанализа

ООсновы детской психологии

ООсновы кататимно-имагинативмой психотерапии

ООсновы игротерапии



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 28; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.207.129 (0.029 с.)