Формирование умений и навыков, закрепление материала– 10 мин. Просмотр видеосюжетов из мультфильмов. Определите виды слушания после просмотра видеоролика. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формирование умений и навыков, закрепление материала– 10 мин. Просмотр видеосюжетов из мультфильмов. Определите виды слушания после просмотра видеоролика.



Каждый человек хочет, чтобы его поняли, разделили с ним те чувства и переживания, которые он испытывает. Поэтому главное состоит в понимании чувств собеседника и сопереживании ему. А секрет хорошего слушания состоит в том, чтобы дать другому человеку облегчение, открыть ему новые пути для понимания самого себя.

Вопросы для обсуждения в классе после обеих демонстраций:

1. Что может случиться, если вы не будете слушать кого-либо?

2. Как вы можете кому-либо показать, что вы слушаете?

3. Как вы себя чувствуете, когда кто-либо слушает вас?

4. Как вы себя чувствуете, когда кто-либо не слушает вас?

5. Когда, по вашему мнению, труднее всего быть хорошим слушателем?

(Постарайтесь вызвать ответ, указывающий на конфликтную ситуацию.)

6. Что значит уметь слушать? Выделите наиболее важные стороны этого умения.

Слайд 9.

Каким слушателем вы себя считаете?

— идеальным;

— выше среднего уровня;

— нуждаюсь в дополнительном обучении и практике в умении слушать;

— неважным, так как многие сообщения воспринимаю в искаженном виде, не вникая в смысл?

А сейчас, с помощью теста, мы узнаем, каким слушателем вы являетесь на самом деле?

Слайд 10-11.

Тест “Умеете ли вы слушать?” (Приложение2). Сначала ребята отвечают самостоятельно, оценивая себя. Затем их оценивает сосед по парте. Результаты сравниваются.

Слайд 12.

Упражнение “Неиспорченный телефон”

Цель: зафиксировать в сознании учащихся проблемы, связанные с неумением слушать. Нацелить их на овладение способами активного слушания. Можно использовать магнитофон для фиксации.

Ход занятия:

Дайте инструкцию: “Сейчас мы будем играть в игру “Неиспорченный телефон”. Задача участников — как можно лучше запомнить информацию и точно передать ее следующему. Передавать информацию будем один на один. Вначале желающие (5—6 учащихся) выйдут за дверь и будут по одному заходить в класс. Первому из вошедших информацию передам я. Затем он передаст ее следующему вошедшему, но уже без моей помощи, один на один. Второй участник — третьему и т.д.

Запоминать информацию вы можете, как хотите, допускаются любые способы, кроме письменной записи”.

Пригласите желающих принять участие в игре выйти за дверь. Обратите внимание оставшихся, что они должны внимательно следить за происходящим, фиксируя:

а) способы слушания, использованные участниками;

б) искажение информации.

Они должны также соблюдать максимально возможную тишину и не подсказывать, не мешать играющим.

Поставьте в центре два стула, пригласите первого участника, сядьте, включите магнитофон.

“Я сообщу вам информацию. Ваша задача — выслушать ее и максимально подробно передать следующему участнику.

Итак: завуч Марина Петровна сказала, что звонила учитель географии. У нее сын заболел свинкой, поэтому она не может завтра прийти ко второму уроку. А в четверг вместо географии будет русский, на носу конец четверти. Время зря не теряйте, не забудьте, что 10 марта городской конкурс художественной самодеятельности. От вас номер, но чтобы без фокусов, а то будет как в прошлом году. Смирнов пусть зайдет к завучу лично.

“Вы готовы передать информацию?”

В случае положительного ответа пригласите следующего участника. Если у первого будут вопросы, проясните их (повторять весь текст вторично нельзя). После передачи информации не забывайте спрашивать учащихся, готовы ли они передать ее следующему участнику.

Вопросы для обсуждения

1. Какими способами слушания и запоминания пользовались участники игры?

2. Какая информация запоминалась лучше?

3. Какие произошли искажения информации?

4. С чем связаны искажения?

Сначала должны высказаться по очереди игроки, затем наблюдатели. После этого прослушайте магнитофонную запись, подведите итоги.

Итоги:

1. Не стесняйтесь задавать вопросы, проясняйте непонятное.

2. При необходимости повторяйте информацию в присутствии собеседника, точно воспроизводя ее или своими словами.

3. Старайтесь выделить самую суть сообщения, игнорируя в случае необходимости второстепенные детали.

4. Учитывайте, что в восприятии информации большую роль играет прошлый опыт каждого собеседника.

5. В заключение обсудите следующие правила, дополнив их новыми пунктами, исключив несущественные.

Слайд 13.

Правила хорошего слушания

1. Старайся сконцентрироваться на человеке, который обращается к тебе.

2. Обращай внимание не только на слово, но и на звук голоса, мимику, жест, позу и т.п.

3. Покажи говорящему, как ты его понимаешь. Это можно сделать, повторяя своими словами то, что услышал

4. Не давай оценок.

5. Не давай советов. Оценки и советы, даже когда они даются из самых лучших побуждений, обычно ограничивают свободу высказывания говорящего, мешают ему выделить наиболее существенные моменты в своих словах.

Подведение итогов.

- Занятие подходит к завершению, обратимся к "древу Мудрости", чтобы ответить на возникшие вопросы. (Вопросы с "древа Мудрости" задаются всем, если ученики не могут ответить, то отвечает учитель)

Оценки.

Самооценка учащихся. Отзыв об уроке.

  1. Домашнее задание: Ефимова Н.С.Психология общения., М.2010 г., стр. 99-102.

В процессе данного обсуждения у некоторых участников возникает осознание тех проблем, которые мешают внимательно выслушивать партнера.

Вариант для самостоятельной работы.

Попробуйте осознать 5—6 качеств, которые помогают и, наоборот, мешают вам слушать других людей, опишите их.

Рефлексия:

- Что вы можете сказать о сегодняшнем уроке?

 - Как вы считаете, полезны ли для вас знания и умения, которые вы получили сегодня на уроке?
А сейчас каждый участник по очереди поделитесь, пожалуйста, как вы можете применить полученные сегодня знания в жизни? Где вам это пригодиться? Как вы будете их использовать?

Пройдёт совсем немного времени, и вы выйдете в большую взрослую жизнь. Я думаю, вам нечего бояться предстоящих трудностей, вы справитесь с ними так же, как и с предложенными вам сегодня задачами. Несколько советов желающему стать более коммуникативным (Приложение 3). Упорство, вооруженное знаниями, высокая работоспособность, я верю, приведут вас к победе. Успехов вам! Спасибо за работу, до свидания!

 

Литература

    1. Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию. М., 1994.
    2. Ефимова Н.С.Психология общения. М., 2010.
    3. Ефимова Н.С.Психология взаимопонимания. Спб., 2004.
    4. Рогов Е.И. Психология общения. М., 2004.
    5. Столяренко Л.Д. Психология общения. Ростов н/Д: Феникс, 2014.

 

Приложение 2

 

 

 

Приложение 3

Приемы правильного слушания сделают общение более эффективным:

1. Для того, чтобы развить умение слушать, в первую очередь необходимо выяснить свои ошибки в процессе общения. Может, вы периодически перебиваете собеседника? Или привыкли поспешно делать выводы о людях? Знание своих слабых сторон поможет справиться с ними.

2. Не снимайте с себя ответственности при общении, в этом всегда участвуют двое: один говорит, другой слушает, причем постоянно меняясь ролями. Если вам что-то непонятно в словах собеседника, обязательно дайте это понять, задав уточняющий вопрос.

3. Активно демонстрируйте невербальные признаки общения — разверните корпус к собеседнику, поддерживайте визуальный контакт, периодически кивайте в знак согласия.

4. Одновременно наблюдайте за невербальными сигналами партнера — выражение лица, тон голоса, скорость речи и т. д.

5. Умение слушать своего собеседника подразумевает полное сосредоточение на том, что он говорит. Чтобы не допускать «блуждания» собственных мыслей, повторяйте про себя каждое слово вашего партнера.

6. Обращайте внимание не только на содержание фраз, но и на эмоции собеседника — зачастую одно и то же предложение может иметь разные эмоциональные значения.

7. К эффективному общению приводит одобрительный настрой собеседников по отношению друг к другу.

8. Продемонстрировать свое умение слушать и слышать собеседника можно, используя приемы рефлексивного слушания.

9. Чтобы выработать умение слушать своего собеседника, начните слушать самого себя.

10. Умение слушать собеседника — это адекватные действия в ответ на его просьбы.

 


Типичные ошибки при общении:

принимать молчание партнера за внимание. Молчание собеседника не говорит о его умении слушать, он может быть занят собственными размышлениями;

изображать активное слушание. Если разговор вам не интересен, это обязательно выдадут ваши жесты и мимика;

перебивать собеседника — таким образом вы можете нарушить ход мыслей вашего партнера;

поспешные выводы. Субъективные оценки на основании нескольких фраз становятся барьером для эффективного общения;

непродуктивные споры. Активные участники спора абсолютно забывают об умении слушать своего собеседника. При возникновении несогласия сначала до конца выслушайте точку зрения партнера, и только потом высказывайте свое мнение;

большое количество вопросов. Допускаются уточняющие вопросы в процессе разговора, а с закрытыми вопросами следует быть осторожнее — это может лишить собеседника уверенности;

• фраза «Я хорошо понимаю ваши чувства». Очень сложно понять, что на самом деле чувствует собеседник. Лучше высказывайте свои предположения: « Мне кажется, вы чем-то разочарованы » и т. д.;

поддаваться эмоциям собеседника. Слушайте только смысл слов, чтобы уловить нужную информацию;

стремление дать совет. Если же у вас просят совета, пригодится ваше умение слушать — приемы рефлексивного слушания позволят вам понять истинные желания и проблемы собеседника;

использовать слушание как способ избежать общения. Неуверенные в себе люди, прикрываясь стремлением овладеть умением слушать своего собеседника, на самом деле ничего не слышат и думают только о том, как избежать критики.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 70; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.69.255 (0.014 с.)