Мотивация учебной деятельности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Мотивация учебной деятельности



Целеполагание и мотивация - формирование установок на восприятие и осмысление учебной информации, обеспечение желания студентов работать на учебном занятии.

 Учитель:

- У нас есть "древо Мудрости", в течение всего урока вы можете наклеивать листочки с вопросами: что не понятно? А в конце урока мы ответим на эти вопросы.

 


Учитель:

“Говорят, что природа для того
каждому дала два уха и один язык,
чтобы говорить меньше, чем слушать”.
Плутарх

Слушать - это не просто направлять слух на что-либо, а сосредо­тачиваться на воспринимаемом, понимать значение принимаемых звуков. Большинство людей, по мнению ученых, плохо умеют слу­шать слова других, особенно если эти слова не задевают их интере­сов. Исследования показывают, что умением выслушать собеседни­ка спокойно и направленно, вникнуть в сущность того, что говорит­ся, обладают не более 10% людей.

Актуализация опорных знаний.

Но прежде чем перейти к новой теме повторим с вами пройденный материал. Проводится фронтальный и индивидуальный опрос по предыдущим темам дисциплины «Психология общения».

1.Решите анаграмму и найдите слово, которое означает характеристику социальной роли в зависимости от диапазона межличностных отношений:

А) лиформацизая (формализация)

Б) самтабш (масштаб)

В) филноктк (конфликт)

2. Предлагаю Вам ответить на тестовые задания (Приложения № 1).

На бланках заполните, пожалуйста, ФИО и номер вариант, но после того, как Вы получите задание. Вас ожидает пять вопросов и три варианта ответа к каждому вопросу. Правильный ответ – один. Критерии оценки данного теста: за каждый правильный ответ начисляется 1 балл.

Формирование новых знаний – 19 мин. Объяснение нового материала с использованием презентации.

На следующем этапе урока мы с Вами изучим новый материал по плану

1. Психология слушания.

2. Виды слушания.

Психология слушания

Я испытываю наслаждение,

Когда по- настоящему слышу человека.

К.Роджерс

 

К. Роджерс в своей статье «Несколько важных открытий» писал: «Я осознал огромную ценность того, что я позволяю себе понимать другого человека». Однако зачастую первая наша реакция на сообщение другого человека—это оценка или осуждение, но не понимание. В понимании другого есть огромный риск — оно может нас изменить, оно грозит нашей личной стабильности. А мы боимся изменений. Умение слушать помогает нам самим развиваться духовно. «Я увидел, как меня обогащает, когда люди передают мне свои чувства и образы» (К. Роджерс).

Мы живем в мире звуков и при нормальном развитии челове­ка, их восприятие происходит с рождения. С первых дней жизни слуховой аппарат младенца настраивается на улавливание звуко­вых колебаний. Ребенок обращает внимание на говорящего, учится различать интонацию голоса, воспринимать содержание разговора и т.д. С раннего детства формируются навыки слуша­ния. Один ребенок может длительное время слушать, когда ему рассказывают или читают сказки, а другому трудно высидеть и пять минут. Конечно, это зависит от типа нервной системы ре­бенка, степени его активности и т.д. Однако к умению слушать надо приучать ребенка с младенчества: рассказывая об окру­жающем пространстве, комментируя совершаемые действия, чи­тая сказки, стихи и т.д.

Схема 1. Процесс активного слушания слушание

Слушание — процесс направленного восприятия слуховых и зрительных стимулов и приписывания им значения. Процесс активного слушания предполагает сосредоточение, понимание, за поминание, оценку и реагирован ие.

Сосредоточение — это перцептивный процесс выбора и концентрации внимания на конкретных стимулах из всего мно­жества достигающих наших органов чувств.

Иначе говоря, выде­ление «фигуры из фона», то есть того главного, что нас интересу­ет в данный момент. Мы можем повысить эффективность внима­ния: приготовившись слушать; полностью переключаясь с роли говорящего на роль слушателя; дослушивая до конца, прежде чем ответить; приспосабливая наше внимание к целям слушания в конкретной ситуации.

Понимание — это точная расшифровка поступающей ин­формации путем присвоения ей правильного значения, то есть осмысления ее в одних понятийных категориях.

Понимание требует эмпатии, распознавания или переживания чувств, мыслей и установок другого человека. Каждый слышит то, что понимает. Например, взрослый не всегда понимает ребенка, и это связано с тем, что у ребенка еще не сформировано поня­тийное мышление.

Запоминание — это способность сохранять информацию и воспроизводить ее, когда необходимо. Запоминание играет важ­ную роль для сохранения содержания услышанного.

С вами, вероятно, не раз случалось, что вы не могли вспомнить имя че­ловека, который был представлен вам несколько минут назад. Для улучшения процесса запоминания важно использовать та­кие техники, как повторение, мнемонические приемы, заметки.

Анализ или критическое слушание — это процесс опреде­ления, насколько правдивой и достоверной является услышанная информация.

Если вы не сумеете критически выслушать сказан­ное, можете неосмотрительно согласиться с определенными идеями или планами, которые не соответствуют вашим ценно­стям и помешают достижению ваших целей или введут других в заблуждение. Вы слушаете критически, когда: задаетесь вопро­сом, подкреплено ли умозаключение весомыми фактами; обосно­ванна ли связь между умозаключением и доказательствами; нет ли какой-нибудь известной вам информации, которая снижала бы логичность умозаключения.

Реагирование предполагает адекватную реакцию слушаю­щего на вербальном и невербальном уровнях.

Эмпатическое реа­гирование дает людям информацию о них самих, их поведении, поддерживает, одобряет, успокаивает.

Умение слушать важно в повседневной жизни. Оно является одним из критериев коммуникабельности человека. В ходе спе­ циальных исследований было установлено, что в среднем человек тратит 29,5 % времени на слушание, 21,5 % — на говорение, 10 % — на письмо. Ученые также обнаружили существенный разрыв ме­жду диктором (оратором, лектором) и аудиторией. Эксперимен­тально установлено, что при восприятии речи на слух человек в среднем достигает только 25%-ного уровня эффективности за десять минут. Даже в неофициальных беседах слушатель усваи­вает в среднем не более 60-70% того, что говорит собеседник. Что же является причиной такого разрыва?

Отчасти это объясняется тем, что большинство людей харак­ теризуется следующими основными недостатками традиционно­го слушания:

· бездумное восприятие, когда речь является фоном дея­тельности;

· обрывочное восприятие, когда интерпретируются только отдельные части звучащей речи;

· неумение проанализировать содержание сообщения, ус­тановить связь между ним и фактами действительности.

Эффективность процесса слушания зависит от следующих факторов.

Объективные факторы:

· шумы и помехи;

· акустические характеристики помещения;

· микроклимат в помещении (температура, влажность и т.п.).

Субъективные факторы:

· пол слушателя (считается, что мужчины являются боле внимательными слушателями);

· темперамент человека (эмоционально-устойчивые люди — сангвиники, флегматики — более внимательны, чем холерики и меланхолики);

· интеллектуальные способности.

· Эффективное слушание предполагает наличие у человека четырех основных ментальных способностей:

· слуховая способность;

· внимательность;

· способность к пониманию;

· способность к запоминанию.

Поэтому развитие навыков слушания должно основываться на развитии перечисленных способностей. Слуховая способность человека является физиологической характеристикой. У молодых людей, как правило, слух лучше, чем у пожилых. Вообще с возрастом слуховая способность ухуд­шается. Часто тугоухие люди пытаются компенсировать недоста­ток слуховой информации с помощью зрительной: во время слу­шания они стремятся видеть говорящего, чтобы зрительно уло­вить его артикуляцию, мимику, жесты. Ученые доказали, что в этом случае эффективность слухового восприятия действительно повышается. Многие люди с нормальным слухом также предпо­читают садиться так, чтобы им было хорошо видно говорящего.

2. Виды слушания

Спросите учащихся: “Если бы вы были лишены способности слышать в течение 24 ч, что бы вам не удалось сделать?”

Слайд 2. Презентация

— получить информацию;

— узнать, как что-либо делается;

— понять, что кому-нибудь нужно;

— узнать, как кто-либо себя чувствует;

— развлечься (телевизор, музыка, кино);

— выяснить, что вам нужно (разрешение на участие в поездке);

— поделиться с друзьями (проблемы, радости и т.п.), общаться с теми, кто вам нравится;

— защититься от опасности (услышать сигнал автомобиля при переходе улицы).

2. Обсудите следующие вопросы:

Можете ли вы рассказать о случае, когда вы слушали и пожалели об этом?

Когда “неслушание” может быть опасным?

Упражнение “Правильное и неправильное слушание”

Цель: уяснить важность умения слушать во время общения. Познакомиться с приемами активного слушания.

Сегодняшнее занятие посвящено одному из важнейших умений — слушать другого человека.

Каждому из нас приятнее общаться не с тем человеком, который умеет говорить, а с тем, кто умеет нас слушать. Исследования показывают, что не более 10% людей умеют выслушать собеседника. Каждый человек хочет видеть в своем собеседнике внимательного и дружески настроенного слушателя. Не случайно на сегодняшнем уроке мы будем говорить об эффективном слушании.

Попросите одного из учащихся выйти вперед и рассказать о последнем увиденном фильме. Во время его рассказа демонстрируйте плохое слушание:

— смотрите в сторону;

— делайте вид, что вам скучно;

— перебивайте;

— смотрите на часы;

— смейтесь не к месту.

Через несколько минут остановите игру и попросите класс поаплодировать рассказчику.

Вопросы классу:

— Слушал ли я говорящего?

— Как вы поняли, что я не слушал?

— Какие мои действия подсказывали вам, что я не слушал? (Напишите на доске ответы)

— Как реагировал..., когда я не слушал?

— Как вы думаете, что он чувствовал, когда я не слушал?

Слайд 3.

Попросите другого ученика выйти вперед и рассказать вам о любимом занятии, хобби и т.п.

Во время рассказа демонстрируйте хорошее слушание:

— поддерживайте визуальный контакт с говорящим;

— сидите лицом к партнеру, кивайте, улыбайтесь, если нужно;

— не перебивайте;

— задавайте вопросы, помогающие вам лучше понять проблему;

— повторяйте услышанное, чтобы убедиться, что вы правильно понимаете;

— отражайте чувства говорящего;

— показывайте, что признаете ценность чувств, проблемы, усилия говорящего.

Остановите демонстрацию через несколько минут и поаплодируйте участнику.

Вопросы классу:

— Слушал ли я на этот раз?

— Как вы догадались, что я слушал?

— Какие мои действия подсказали вам это? (Запишите ответы на доске.)

— Как реагировал..., когда я слушал?

— Как вы думаете, что он чувствовал, когда я внимательно слушал его рассказ?

Слайд 4.

Выделяют следующие виды слушания: пассивное слушание, активное слушание, эмпатическое слушание.

Слайд 5.

Слайд 6.

В каких случаях эффективно работает так называемое пассивное слушание.

Бывает, что приходится слушать человека, находящегося в состоянии эмоционального аффекта, в состоянии сильного эмоционального возбуждения, и в этом случае приемы активного слушания не сработают. Ваш собеседник и не является в прямом смысле собеседником, он всего лишь человек, который не контролирует свои эмоции, не способен улавливать содержание разговора. Ему надо только одно — успокоиться, прийти в состояние нормального самоконтроля, только после этого с ним можно общаться на равных.

Слайд 7.

При активном слушании на первый план выступает отражение информации. Наиболее общепринятыми приемами, характеризующими активное слушание, являются постоянные уточнения правильности понимания информации, которую хочет донести до вас собеседник, с помощью уточняющих вопросов.

Приемы активного слушания работают только тогда, когда вы учитываете ситуацию, содержание разговора и эмоциональное состояние собеседника. Активное слушание имеет смысл применять только в тех случаях, когда ваш партнер как минимум равен вам. Бывает, однако, что приходится слушать человека, находящегося в состоянии эмоционального аффекта, в состоянии сильного эмоционального возбуждения, и в этом случае приемы активного слушания не сработают.

Слайд 8.

Эмпатическое слушание позволяет переживать те же чувства, которые переживает собеседник, отражать эти чувства, понимать эмоциональное состояние собеседника и разделять его. При эмпатическом слушании не дают советов, не стремятся оценить говорящего, не морализируют, не критикуют, не поучают.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 41; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.156.250 (0.033 с.)