Формирование умений и навыков, закрепление материала– 10 мин. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формирование умений и навыков, закрепление материала– 10 мин.



Методическая разработка

Открытого урока

по дисциплине «психология общения»

по теме «Умение слушать»

 

 

2017

Содержание

1. Аннотация

2. Содержание

3. Введение

4. Основная часть

5. Заключение

6. Список использованной литературы

7. Приложения

 

 

 

Аннотация

Методическая разработка урока по учебной дисциплине «Психология общения» по теме: «Умение слушать» представляет собой опыт преподавателя по проведению комбинированного занятия с использованием активных  методов обучения: групповой работы обучающихся, анализа практических упражнений, видеосюжетов.

Введение

Развитие, а не совершенство –
вот что для нас важно.
Д. Кэмерон

В современных условиях изменения социальной и политической жизни общества знания по психологии становятся одним из важнейших компонентов профессиональной культуры специалиста, так как современный период отличается нарастанием проблем социального и психологического плана в различных отраслях здравоохранения.

Профессиональная деятельность педагогического работника – это отношения в системе человек-человек, где на первый план выступают особенности общения, межличностного взаимодействия на различных уровнях: учитель - ученик, между сотрудниками, учитель - руководитель. Ведущими психологами замечено, что успех в профессиональной деятельности на 80% зависит от умения общаться личности в коллективе. Умение слушать является важной составляющей общения. Поэтому развитие навыков слушания очень важно в профессиональной деятельности будущего специалиста.

Компетентностный подход в образовательной системе базируется на стремлении и готовности применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определённой области. Социальные компетенции включают умение нести ответственность, работать в команде, организовывать свою работу, умение находить новые решения и изучаются дисциплиной “Психология общения”, темой “Умение слушать”.

Актуальность разработки заключается в том, что на данном занятии используются активные методы обучения, цель которых создать условия для глубокого усвоения материала, связи теоретического материала с практическим, развитие аналитических и проектировочных умений при выполнении разного типа заданий. 

Методическая разработка урока составлена на основе рабочей программы в соответствии с требованиями ФГОС СПО к преподаванию учебной дисциплины «Психология общения» по специальности 44.02.02. Преподавание в начальных классах. Занятие по теме «Умение слушать» предназначено для студентов второго курса СПО (на базе 11 классов), которые только начали изучать данную дисциплину.

На данном занятии формируются следующие общие компетенции (ОК):

ОК.1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

ОК.2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК. 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК. 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК. 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.

ОК. 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

Данное практическое занятие имеет следующую структуру:

1. Подготовительная часть: подготовка обучающихся к педагогическому взаимодействию: выполнение упражнений на релаксацию, целеполагание, создание положительной атмосферы в группе, анализ проблемной ситуации, активизация внимания на содержании деятельности, актуализация опорных знаний в виде анаграммы и психологического диктанта.

2. Основная часть включает в себя закрепление, обобщение, систематизацию знаний, групповую работу в тренинговых упражнениях, проведение диагностической методики «Умеете ли вы слушать?» у каждого студента и ее анализ, определение видов слушания в видеосюжетах мультфильмов, выполнение у пражнения “Правильное и неправильное слушание”.

3. Заключительная часть занятия включает в себя выполнение тренингового упражнения «Неиспорченный телефон», в котором они выясняют, какие требования к передаче информации были нарушены, какими способами слушания и запоминания пользовались участники игры, устно отвечают на вопросы друг друга, каждый участник рассказывает о своих эмоциях, наблюдениях, чувствах, о том, что получил для себя в результате проделанных упражнений, получают инструкцию о домашнем задании.

Результатом данного урока является активная экспериментальная и поисковая деятельность студентов, сформированные учебные действия в виде теоретических знаний основных дидактических единиц и практических умений по решению психологических упражнений по теме: «Слушание».

Тема урока «Умение слушать»

Тип урока: комбинированный

Цель урока: формирование и развитие навыков активного слушания, знакомство с основными видами слушания и понимания.

Задачи:

Образовательная: закрепление и осмысление изучаемого материала, формирование современного взгляда на проблемы, приобретение умений и навыков

Развивающая: развивать познавательную активность и творческое начало личности, критическое мышление и адаптивные возможности к изменяющимся внешним условиям.

Воспитывающая: воспитание профессиональной компетентности, совершенствование методики воспитательного воздействия на личность учащегося.

Материально-техническое обеспечение урока:

1. Компьютер, мультимедийный проектор, видеосюжет мультфильм.

2. Диск с презентацией. (Приложение).

3. Карточки-задания.

Межпредметные связи: статистика, педагогика, психология, менеджмент, этика деловых оношений.

Основные понятия для изучения: слушание, процесс активного слушания, сосредоточение, понимание, запоминание, анализ или критическое слушание, реагирование, активное слушание, пассивное слушание, эмпатическое слушание.

Требования к знаниям и умениям

Студент должен иметь представления: о техниках слушания, о том,что умение слушать является важной со­ставляющей общения.

Студент должен знать: Психологию слушания. Виды слушания.

Студент должен уметь: Оперировать навыками эффек­тивного слушания.

Технологическая карта урока

1. Организационный момент. Приветствие, проверка присутствующих, внешнего вида – 1мин.

2. Вступительное слово учителя. Сообщение темы и цели урока – 1мин

3. Мотивация учебной деятельности – 2 мин.

4. Актуализация опорных знаний -10мин. Проверка домашнего задания:

1.Решите анаграмму и найдите слово, которое означает характеристику социальной роли в зависимости от диапазона межличностных отношений:

А) лиформацизая (формализация)

Б) самтабш (масштаб)

В) филноктк (конфликт)

2. Выдача карточек – заданий по вариантам для письменного опроса (8 мин).

5. Формирование новых знаний – 19 мин. Объяснение нового материала с использованием презентации. Упражнение “Правильное и неправильное слушание”.

Ход урока.

1. Организационный момент - приветствие; определение отсутствующих; проверка готовности студентов к уроку; проверка подготовленности кабинета к уроку; организация внимания.

 -Здравствуйте уважаемые студенты!

- Доброе утро, уважаемые коллеги.

Я приветствую вас сегодня словами Булата Окуджавы.

(звучит музыка)

Давайте восклицать

Друг другом восхищаться,

Высокопарных слов

Не надо опасаться.

Давайте говорить

Друг другу комплименты

Ведь это все любви

Счастливые моменты!

-Садитесь!

Вступительное слово учителя

Тема нашего открытого урока «Умение слушать».

Наша с Вами совместная цель сегодня – знакомство с основными видами слушания и понимания, формирование и развитие навыков активного слушания.

 

Психология слушания

Я испытываю наслаждение,

К.Роджерс

 

К. Роджерс в своей статье «Несколько важных открытий» писал: «Я осознал огромную ценность того, что я позволяю себе понимать другого человека». Однако зачастую первая наша реакция на сообщение другого человека—это оценка или осуждение, но не понимание. В понимании другого есть огромный риск — оно может нас изменить, оно грозит нашей личной стабильности. А мы боимся изменений. Умение слушать помогает нам самим развиваться духовно. «Я увидел, как меня обогащает, когда люди передают мне свои чувства и образы» (К. Роджерс).

Мы живем в мире звуков и при нормальном развитии челове­ка, их восприятие происходит с рождения. С первых дней жизни слуховой аппарат младенца настраивается на улавливание звуко­вых колебаний. Ребенок обращает внимание на говорящего, учится различать интонацию голоса, воспринимать содержание разговора и т.д. С раннего детства формируются навыки слуша­ния. Один ребенок может длительное время слушать, когда ему рассказывают или читают сказки, а другому трудно высидеть и пять минут. Конечно, это зависит от типа нервной системы ре­бенка, степени его активности и т.д. Однако к умению слушать надо приучать ребенка с младенчества: рассказывая об окру­жающем пространстве, комментируя совершаемые действия, чи­тая сказки, стихи и т.д.

Схема 1. Процесс активного слушания слушание

Слушание — процесс направленного восприятия слуховых и зрительных стимулов и приписывания им значения. Процесс активного слушания предполагает сосредоточение, понимание, за поминание, оценку и реагирован ие.

Сосредоточение — это перцептивный процесс выбора и концентрации внимания на конкретных стимулах из всего мно­жества достигающих наших органов чувств.

Иначе говоря, выде­ление «фигуры из фона», то есть того главного, что нас интересу­ет в данный момент. Мы можем повысить эффективность внима­ния: приготовившись слушать; полностью переключаясь с роли говорящего на роль слушателя; дослушивая до конца, прежде чем ответить; приспосабливая наше внимание к целям слушания в конкретной ситуации.

Понимание — это точная расшифровка поступающей ин­формации путем присвоения ей правильного значения, то есть осмысления ее в одних понятийных категориях.

Понимание требует эмпатии, распознавания или переживания чувств, мыслей и установок другого человека. Каждый слышит то, что понимает. Например, взрослый не всегда понимает ребенка, и это связано с тем, что у ребенка еще не сформировано поня­тийное мышление.

Запоминание — это способность сохранять информацию и воспроизводить ее, когда необходимо. Запоминание играет важ­ную роль для сохранения содержания услышанного.

С вами, вероятно, не раз случалось, что вы не могли вспомнить имя че­ловека, который был представлен вам несколько минут назад. Для улучшения процесса запоминания важно использовать та­кие техники, как повторение, мнемонические приемы, заметки.

Анализ или критическое слушание — это процесс опреде­ления, насколько правдивой и достоверной является услышанная информация.

Если вы не сумеете критически выслушать сказан­ное, можете неосмотрительно согласиться с определенными идеями или планами, которые не соответствуют вашим ценно­стям и помешают достижению ваших целей или введут других в заблуждение. Вы слушаете критически, когда: задаетесь вопро­сом, подкреплено ли умозаключение весомыми фактами; обосно­ванна ли связь между умозаключением и доказательствами; нет ли какой-нибудь известной вам информации, которая снижала бы логичность умозаключения.

Реагирование предполагает адекватную реакцию слушаю­щего на вербальном и невербальном уровнях.

Эмпатическое реа­гирование дает людям информацию о них самих, их поведении, поддерживает, одобряет, успокаивает.

Умение слушать важно в повседневной жизни. Оно является одним из критериев коммуникабельности человека. В ходе спе­ циальных исследований было установлено, что в среднем человек тратит 29,5 % времени на слушание, 21,5 % — на говорение, 10 % — на письмо. Ученые также обнаружили существенный разрыв ме­жду диктором (оратором, лектором) и аудиторией. Эксперимен­тально установлено, что при восприятии речи на слух человек в среднем достигает только 25%-ного уровня эффективности за десять минут. Даже в неофициальных беседах слушатель усваи­вает в среднем не более 60-70% того, что говорит собеседник. Что же является причиной такого разрыва?

Отчасти это объясняется тем, что большинство людей харак­ теризуется следующими основными недостатками традиционно­го слушания:

· бездумное восприятие, когда речь является фоном дея­тельности;

· обрывочное восприятие, когда интерпретируются только отдельные части звучащей речи;

· неумение проанализировать содержание сообщения, ус­тановить связь между ним и фактами действительности.

Эффективность процесса слушания зависит от следующих факторов.

Объективные факторы:

· шумы и помехи;

· акустические характеристики помещения;

· микроклимат в помещении (температура, влажность и т.п.).

Субъективные факторы:

· пол слушателя (считается, что мужчины являются боле внимательными слушателями);

· темперамент человека (эмоционально-устойчивые люди — сангвиники, флегматики — более внимательны, чем холерики и меланхолики);

· интеллектуальные способности.

· Эффективное слушание предполагает наличие у человека четырех основных ментальных способностей:

· слуховая способность;

· внимательность;

· способность к пониманию;

· способность к запоминанию.

Поэтому развитие навыков слушания должно основываться на развитии перечисленных способностей. Слуховая способность человека является физиологической характеристикой. У молодых людей, как правило, слух лучше, чем у пожилых. Вообще с возрастом слуховая способность ухуд­шается. Часто тугоухие люди пытаются компенсировать недоста­ток слуховой информации с помощью зрительной: во время слу­шания они стремятся видеть говорящего, чтобы зрительно уло­вить его артикуляцию, мимику, жесты. Ученые доказали, что в этом случае эффективность слухового восприятия действительно повышается. Многие люди с нормальным слухом также предпо­читают садиться так, чтобы им было хорошо видно говорящего.

2. Виды слушания

Спросите учащихся: “Если бы вы были лишены способности слышать в течение 24 ч, что бы вам не удалось сделать?”

Слайд 2. Презентация

— получить информацию;

— узнать, как что-либо делается;

— понять, что кому-нибудь нужно;

— узнать, как кто-либо себя чувствует;

— развлечься (телевизор, музыка, кино);

— выяснить, что вам нужно (разрешение на участие в поездке);

— поделиться с друзьями (проблемы, радости и т.п.), общаться с теми, кто вам нравится;

— защититься от опасности (услышать сигнал автомобиля при переходе улицы).

2. Обсудите следующие вопросы:

Можете ли вы рассказать о случае, когда вы слушали и пожалели об этом?

Когда “неслушание” может быть опасным?

Упражнение “Правильное и неправильное слушание”

Цель: уяснить важность умения слушать во время общения. Познакомиться с приемами активного слушания.

Сегодняшнее занятие посвящено одному из важнейших умений — слушать другого человека.

Каждому из нас приятнее общаться не с тем человеком, который умеет говорить, а с тем, кто умеет нас слушать. Исследования показывают, что не более 10% людей умеют выслушать собеседника. Каждый человек хочет видеть в своем собеседнике внимательного и дружески настроенного слушателя. Не случайно на сегодняшнем уроке мы будем говорить об эффективном слушании.

Попросите одного из учащихся выйти вперед и рассказать о последнем увиденном фильме. Во время его рассказа демонстрируйте плохое слушание:

— смотрите в сторону;

— делайте вид, что вам скучно;

— перебивайте;

— смотрите на часы;

— смейтесь не к месту.

Через несколько минут остановите игру и попросите класс поаплодировать рассказчику.

Вопросы классу:

— Слушал ли я говорящего?

— Как вы поняли, что я не слушал?

— Какие мои действия подсказывали вам, что я не слушал? (Напишите на доске ответы)

— Как реагировал..., когда я не слушал?

— Как вы думаете, что он чувствовал, когда я не слушал?

Слайд 3.

Попросите другого ученика выйти вперед и рассказать вам о любимом занятии, хобби и т.п.

Во время рассказа демонстрируйте хорошее слушание:

— поддерживайте визуальный контакт с говорящим;

— сидите лицом к партнеру, кивайте, улыбайтесь, если нужно;

— не перебивайте;

— задавайте вопросы, помогающие вам лучше понять проблему;

— повторяйте услышанное, чтобы убедиться, что вы правильно понимаете;

— отражайте чувства говорящего;

— показывайте, что признаете ценность чувств, проблемы, усилия говорящего.

Остановите демонстрацию через несколько минут и поаплодируйте участнику.

Вопросы классу:

— Слушал ли я на этот раз?

— Как вы догадались, что я слушал?

— Какие мои действия подсказали вам это? (Запишите ответы на доске.)

— Как реагировал..., когда я слушал?

— Как вы думаете, что он чувствовал, когда я внимательно слушал его рассказ?

Слайд 4.

Выделяют следующие виды слушания: пассивное слушание, активное слушание, эмпатическое слушание.

Слайд 5.

Слайд 6.

В каких случаях эффективно работает так называемое пассивное слушание.

Бывает, что приходится слушать человека, находящегося в состоянии эмоционального аффекта, в состоянии сильного эмоционального возбуждения, и в этом случае приемы активного слушания не сработают. Ваш собеседник и не является в прямом смысле собеседником, он всего лишь человек, который не контролирует свои эмоции, не способен улавливать содержание разговора. Ему надо только одно — успокоиться, прийти в состояние нормального самоконтроля, только после этого с ним можно общаться на равных.

Слайд 7.

При активном слушании на первый план выступает отражение информации. Наиболее общепринятыми приемами, характеризующими активное слушание, являются постоянные уточнения правильности понимания информации, которую хочет донести до вас собеседник, с помощью уточняющих вопросов.

Приемы активного слушания работают только тогда, когда вы учитываете ситуацию, содержание разговора и эмоциональное состояние собеседника. Активное слушание имеет смысл применять только в тех случаях, когда ваш партнер как минимум равен вам. Бывает, однако, что приходится слушать человека, находящегося в состоянии эмоционального аффекта, в состоянии сильного эмоционального возбуждения, и в этом случае приемы активного слушания не сработают.

Слайд 8.

Эмпатическое слушание позволяет переживать те же чувства, которые переживает собеседник, отражать эти чувства, понимать эмоциональное состояние собеседника и разделять его. При эмпатическом слушании не дают советов, не стремятся оценить говорящего, не морализируют, не критикуют, не поучают.

Слайд 9.

Каким слушателем вы себя считаете?

— идеальным;

— выше среднего уровня;

— нуждаюсь в дополнительном обучении и практике в умении слушать;

— неважным, так как многие сообщения воспринимаю в искаженном виде, не вникая в смысл?

А сейчас, с помощью теста, мы узнаем, каким слушателем вы являетесь на самом деле?

Слайд 10-11.

Тест “Умеете ли вы слушать?” (Приложение2). Сначала ребята отвечают самостоятельно, оценивая себя. Затем их оценивает сосед по парте. Результаты сравниваются.

Слайд 12.

Упражнение “Неиспорченный телефон”

Цель: зафиксировать в сознании учащихся проблемы, связанные с неумением слушать. Нацелить их на овладение способами активного слушания. Можно использовать магнитофон для фиксации.

Ход занятия:

Дайте инструкцию: “Сейчас мы будем играть в игру “Неиспорченный телефон”. Задача участников — как можно лучше запомнить информацию и точно передать ее следующему. Передавать информацию будем один на один. Вначале желающие (5—6 учащихся) выйдут за дверь и будут по одному заходить в класс. Первому из вошедших информацию передам я. Затем он передаст ее следующему вошедшему, но уже без моей помощи, один на один. Второй участник — третьему и т.д.

Запоминать информацию вы можете, как хотите, допускаются любые способы, кроме письменной записи”.

Пригласите желающих принять участие в игре выйти за дверь. Обратите внимание оставшихся, что они должны внимательно следить за происходящим, фиксируя:

а) способы слушания, использованные участниками;

б) искажение информации.

Они должны также соблюдать максимально возможную тишину и не подсказывать, не мешать играющим.

Поставьте в центре два стула, пригласите первого участника, сядьте, включите магнитофон.

“Я сообщу вам информацию. Ваша задача — выслушать ее и максимально подробно передать следующему участнику.

Итак: завуч Марина Петровна сказала, что звонила учитель географии. У нее сын заболел свинкой, поэтому она не может завтра прийти ко второму уроку. А в четверг вместо географии будет русский, на носу конец четверти. Время зря не теряйте, не забудьте, что 10 марта городской конкурс художественной самодеятельности. От вас номер, но чтобы без фокусов, а то будет как в прошлом году. Смирнов пусть зайдет к завучу лично.

“Вы готовы передать информацию?”

В случае положительного ответа пригласите следующего участника. Если у первого будут вопросы, проясните их (повторять весь текст вторично нельзя). После передачи информации не забывайте спрашивать учащихся, готовы ли они передать ее следующему участнику.

Вопросы для обсуждения

1. Какими способами слушания и запоминания пользовались участники игры?

2. Какая информация запоминалась лучше?

3. Какие произошли искажения информации?

4. С чем связаны искажения?

Сначала должны высказаться по очереди игроки, затем наблюдатели. После этого прослушайте магнитофонную запись, подведите итоги.

Итоги:

1. Не стесняйтесь задавать вопросы, проясняйте непонятное.

2. При необходимости повторяйте информацию в присутствии собеседника, точно воспроизводя ее или своими словами.

3. Старайтесь выделить самую суть сообщения, игнорируя в случае необходимости второстепенные детали.

4. Учитывайте, что в восприятии информации большую роль играет прошлый опыт каждого собеседника.

5. В заключение обсудите следующие правила, дополнив их новыми пунктами, исключив несущественные.

Слайд 13.

Правила хорошего слушания

1. Старайся сконцентрироваться на человеке, который обращается к тебе.

2. Обращай внимание не только на слово, но и на звук голоса, мимику, жест, позу и т.п.

3. Покажи говорящему, как ты его понимаешь. Это можно сделать, повторяя своими словами то, что услышал

4. Не давай оценок.

5. Не давай советов. Оценки и советы, даже когда они даются из самых лучших побуждений, обычно ограничивают свободу высказывания говорящего, мешают ему выделить наиболее существенные моменты в своих словах.

Подведение итогов.

- Занятие подходит к завершению, обратимся к "древу Мудрости", чтобы ответить на возникшие вопросы. (Вопросы с "древа Мудрости" задаются всем, если ученики не могут ответить, то отвечает учитель)

Оценки.

Самооценка учащихся. Отзыв об уроке.

  1. Домашнее задание: Ефимова Н.С.Психология общения., М.2010 г., стр. 99-102.

В процессе данного обсуждения у некоторых участников возникает осознание тех проблем, которые мешают внимательно выслушивать партнера.

Вариант для самостоятельной работы.

Попробуйте осознать 5—6 качеств, которые помогают и, наоборот, мешают вам слушать других людей, опишите их.

Рефлексия:

- Что вы можете сказать о сегодняшнем уроке?

 - Как вы считаете, полезны ли для вас знания и умения, которые вы получили сегодня на уроке?
А сейчас каждый участник по очереди поделитесь, пожалуйста, как вы можете применить полученные сегодня знания в жизни? Где вам это пригодиться? Как вы будете их использовать?

Пройдёт совсем немного времени, и вы выйдете в большую взрослую жизнь. Я думаю, вам нечего бояться предстоящих трудностей, вы справитесь с ними так же, как и с предложенными вам сегодня задачами. Несколько советов желающему стать более коммуникативным (Приложение 3). Упорство, вооруженное знаниями, высокая работоспособность, я верю, приведут вас к победе. Успехов вам! Спасибо за работу, до свидания!

 

Литература

    1. Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию. М., 1994.
    2. Ефимова Н.С.Психология общения. М., 2010.
    3. Ефимова Н.С.Психология взаимопонимания. Спб., 2004.
    4. Рогов Е.И. Психология общения. М., 2004.
    5. Столяренко Л.Д. Психология общения. Ростов н/Д: Феникс, 2014.

 

Приложение 2

 

 

 

Приложение 3

Приемы правильного слушания сделают общение более эффективным:

1. Для того, чтобы развить умение слушать, в первую очередь необходимо выяснить свои ошибки в процессе общения. Может, вы периодически перебиваете собеседника? Или привыкли поспешно делать выводы о людях? Знание своих слабых сторон поможет справиться с ними.

2. Не снимайте с себя ответственности при общении, в этом всегда участвуют двое: один говорит, другой слушает, причем постоянно меняясь ролями. Если вам что-то непонятно в словах собеседника, обязательно дайте это понять, задав уточняющий вопрос.

3. Активно демонстрируйте невербальные признаки общения — разверните корпус к собеседнику, поддерживайте визуальный контакт, периодически кивайте в знак согласия.

4. Одновременно наблюдайте за невербальными сигналами партнера — выражение лица, тон голоса, скорость речи и т. д.

5. Умение слушать своего собеседника подразумевает полное сосредоточение на том, что он говорит. Чтобы не допускать «блуждания» собственных мыслей, повторяйте про себя каждое слово вашего партнера.

6. Обращайте внимание не только на содержание фраз, но и на эмоции собеседника — зачастую одно и то же предложение может иметь разные эмоциональные значения.

7. К эффективному общению приводит одобрительный настрой собеседников по отношению друг к другу.

8. Продемонстрировать свое умение слушать и слышать собеседника можно, используя приемы рефлексивного слушания.

9. Чтобы выработать умение слушать своего собеседника, начните слушать самого себя.

10. Умение слушать собеседника — это адекватные действия в ответ на его просьбы.

 


Типичные ошибки при общении:

принимать молчание партнера за внимание. Молчание собеседника не говорит о его умении слушать, он может быть занят собственными размышлениями;

изображать активное слушание. Если разговор вам не интересен, это обязательно выдадут ваши жесты и мимика;

перебивать собеседника — таким образом вы можете нарушить ход мыслей вашего партнера;

поспешные выводы. Субъективные оценки на основании нескольких фраз становятся барьером для эффективного общения;

непродуктивные споры. Активные участники спора абсолютно забывают об умении слушать своего собеседника. При возникновении несогласия сначала до конца выслушайте точку зрения партнера, и только потом высказывайте свое мнение;

большое количество вопросов. Допускаются уточняющие вопросы в процессе разговора, а с закрытыми вопросами следует быть осторожнее — это может лишить собеседника уверенности;

• фраза «Я хорошо понимаю ваши чувства». Очень сложно понять, что на самом деле чувствует собеседник. Лучше высказывайте свои предположения: « Мне кажется, вы чем-то разочарованы » и т. д.;

поддаваться эмоциям собеседника. Слушайте только смысл слов, чтобы уловить нужную информацию;

стремление дать совет. Если же у вас просят совета, пригодится ваше умение слушать — приемы рефлексивного слушания позволят вам понять истинные желания и проблемы собеседника;

использовать слушание как способ избежать общения. Неуверенные в себе люди, прикрываясь стремлением овладеть умением слушать своего собеседника, на самом деле ничего не слышат и думают только о том, как избежать критики.

Методическая разработка

Открытого урока

по дисциплине «психология общения»

по теме «Умение слушать»

 

 

2017

Содержание

1. Аннотация

2. Содержание

3. Введение

4. Основная часть

5. Заключение

6. Список использованной литературы

7. Приложения

 

 

 

Аннотация

Методическая разработка урока по учебной дисциплине «Психология общения» по теме: «Умение слушать» представляет собой опыт преподавателя по проведению комбинированного занятия с использованием активных  методов обучения: групповой работы обучающихся, анализа практических упражнений, видеосюжетов.

Введение

Развитие, а не совершенство –
вот что для нас важно.
Д. Кэмерон

В современных условиях изменения социальной и политической жизни общества знания по психологии становятся одним из важнейших компонентов профессиональной культуры специалиста, так как современный период отличается нарастанием проблем социального и психологического плана в различных отраслях здравоохранения.

Профессиональная деятельность педагогического работника – это отношения в системе человек-человек, где на первый план выступают особенности общения, межличностного взаимодействия на различных уровнях: учитель - ученик, между сотрудниками, учитель - руководитель. Ведущими психологами замечено, что успех в профессиональной деятельности на 80% зависит от умения общаться личности в коллективе. Умение слушать является важной составляющей общения. Поэтому развитие навыков слушания очень важно в профессиональной деятельности будущего специалиста.

Компетентностный подход в образовательной системе базируется на стремлении и готовности применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определённой области. Социальные компетенции включают умение нести ответственность, работать в команде, организовывать свою работу, умение находить новые решения и изучаются дисциплиной “Психология общения”, темой “Умение слушать”.

Актуальность разработки заключается в том, что на данном занятии используются активные методы обучения, цель которых создать условия для глубокого усвоения материала, связи теоретического материала с практическим, развитие аналитических и проектировочных умений при выполнении разного типа заданий. 

Методическая разработка урока составлена на основе рабочей программы в соответствии с требованиями ФГОС СПО к преподаванию учебной дисциплины «Психология общения» по специальности 44.02.02. Преподавание в начальных классах. Занятие по теме «Умение слушать» предназначено для студентов второго курса СПО (на базе 11 классов), которые только начали изучать данную дисциплину.

На данном занятии формируются следующие общие компетенции (ОК):

ОК.1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

ОК.2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК. 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК. 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК. 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.

ОК. 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

Данное практическое занятие имеет следующую структуру:

1. Подготовительная часть: подготовка обучающихся к педагогическому взаимодействию: выполнение упражнений на релаксацию, целеполагание, создание положительной атмосферы в группе, анализ проблемной ситуации, активизация внимания на содержании деятельности, актуализация опорных знаний в виде анаграммы и психологического диктанта.

2. Основная часть включает в себя закрепление, обобщение, систематизацию знаний, групповую работу в тренинговых упражнениях, проведение диагностической методики «Умеете ли вы слушать?» у каждого студента и ее анализ, определение видов слушания в видеосюжетах мультфильмов, выполнение у пражнения “Правильное и неправильное слушание”.

3. Заключительная часть занятия включает в себя выполнение тренингового упражнения «Неиспорченный телефон», в котором они выясняют, какие требования к передаче информации были нарушены, какими способами слушания и запоминания пользовались участники игры, устно отвечают на вопросы друг друга, каждый участник рассказывает о своих эмоциях, наблюдениях, чувствах, о том, что получил для себя в результате проделанных упражнений, получают инструкцию о домашнем задании.

Результатом данного урока является активная экспериментальная и поисковая деятельность студентов, сформированные учебные действия в виде теоретических знаний основных дидактических единиц и практических умений по решению психологических упражнений по теме: «Слушание».

Тема урока «Умение слушать»

Тип урока: комбинированный

Цель урока: формирование и развитие навыков активного слушания, знакомство с основными видами слушания и понимания.

Задачи:

Образовательная: закрепление и осмысление изучаемого материала, формирование современного взгляда на проблемы, приобретение умений и навыков

Развивающая: развивать познавательную активность и творческое начало личности, критическое мышление и адаптивные возможности к изменяющимся внешним условиям.

Воспитывающая: воспитание профессиональной компетентности, совершенствование методики воспитательного воздействия на личность учащегося.

Материально-техническое обеспечение урока:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 58; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.229.253 (0.195 с.)