Анатомо-физиологические особенности органов кровообращения. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Анатомо-физиологические особенности органов кровообращения.



Знать:

З.1 Анатомо-физиологические особенности органов кровообращения (L - II).

З.2. Жалобы пациента с заболеваниями органов кровообращения (L - II).

З.3. Основные клинические симптомы и синдромы при заболеваниях органов кровообращения (L - II). 

З.4. Основные проблемы пациента при патологии сердечно-сосудистой системы  (L - II).

З.5. Использование сестринского процесса в профессиональной деятельности.

Роль медицинской сестры в организации качественного ухода за пациентами с

заболеваниями сердечно-сосудистой системы (L - II).

З.6. Инструментальные методы исследований и их диагностическое значение (L - II).

З.7. Лабораторные методы исследования и их диагностическое значение (L - II).

З.8. Технику регистрации ЭКГ (L - II).

З.9. Алгоритмы выполнения диагностических манипуляций (L - II).

З.10. Задачи медсестры при проведении профилактических мероприятий, роль рационального и диетического питания (L - II).

З.11. Особенности работы медсестры в кардиологическом отделении (L - II).

З.12. Содержание обучения и консультирования пациентов и их родственников (L - II).

З.13. Значение санитарно-просветительной работы как элемента профилактики заболеваний органов кровообращения (L - II).

Способствовать формированию соответствующих компетенций:

ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств.

ПК 2.2. Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса.

ПК 2.3. Сотрудничать с взаимодействующими организациями и службами.

ПК 2.4. Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования.

ПК 2.5. Соблюдать правила использования аппаратуры, оборудования и изделий медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса.

ПК 2.6. Вести утвержденную медицинскую документацию.

ПК 2.7. Осуществлять реабилитационные мероприятия.

ПК 2.8. Оказывать паллиативную помощь.

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности.

ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.

ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку.

ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.

ОК 13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.

Воспитательные цели:

· Способствовать нравственному, эстетическому, духовному воспитанию;

· Формировать профессиональный кругозор и общую культуру;

· Добиваться осознанности в правильном выборе профессии;

· Прививать альтруизм, гуманное отношение к пациентам, чувство ответственности за результаты своей работы.

· Воспитывать у студентов наиболее важные личностно-профессиональные качества медицинского работника, умение осознавать ответственность за жизнь и здоровье пациента; анализировать свое поведение;

· Вырабатывать умение работать по стандартам, алгоритмам.

· Формировать чувство ответственности за своевременное и качественное проведение мероприятий по профилактике ВБИ.

· Подчеркнуть значение санитарно-противоэпидемического режима отделения для профилактики внутрибольничной инфекции.

Развивающие цели:

· Способствовать развитию у студентов понимания сущности и социальной значимости своей будущей профессии, устойчивого интереса к ней;

· Развивать творческое мышление, профессиональную речь, познавательную деятельность.

· Расширить кругозор, обогатить эрудицию студентов, поддерживать интерес к изучаемому предмету

 

3. Интеграционные связи (внутри- и межмодульные, внутридисциплинарные, связь с другими учебными дисциплинами):

Дисциплина Знать
Теория и практика сестринского дела   Основные этические принципы философии сестринского дела. Уровни, элементы эффективного общения. Зоны комфорта.  Условия, способствующие и препятствующие эффективному общению медсестры с пациентом. Правила заполнения медицинской документации.
Безопасная среда для персонала и пациента Обеспечение инфекционной безопасности при выполнении процедур
Технология оказания медицинских услуг Дезинфекция оснащения после проведения манипуляции.
Основы латинского языка с медицинской терминологией Медицинские термины
Основы анатомии, физиологии и патологии АФО сердечно-сосудистой системы. Патоморфологию заболеваний сердечно-сосудистой системы
Фармакология Лекарственные препараты, применяемые в кардиологии
Правовое обеспечение профессиональной деятельности Права и обязанности медицинской сестры
Проведение профилактических мероприятий Значение понятий профилактика и диспансеризация. Определение первичной, вторичной профилактики. Значение здорового образа жизни для предупреждения заболеваний

 

Список литературы:

Основная:

1. Маколкин, В.И. Сестринское дело в терапии: Учебник.- М.: ООО «Медицинское информационное агентство», 2008.- 544с.

2. Лычев В.Г. Карманов В. К. Сестринское дело в терапии. С курсом первичной медицинской помощи: учебное пособие.- 2-е изд.- М.:ФОРУМ: ИНФРА-М, 2016.- 333с.

3. Обуховец, Т.П. Сестринское дело в терапии с курсом первичной медицинской помощи: Практикум.- Ростов на/Д.: Феникс, 2011.- 416 с

4. Отвагина Т.В. Терапия: учебное пособие.- 3-е изд.- Ростов на /Д.: Феникс, 2-11.- 367с.

5. Седикина Р.Г. Сестринское дело в терапии: учебное пособие.- М.: ГЭОТАР - Медиа, 2010.- 272с.

6. Смолева Э.В. Терапия с курсом первичной медико–санитарной помощи.- Изд. 11-е.- Ростов на/ Д.: Феникс, 2013.- 652с.

7. Фролькис Л.С. Терапия с курсом первичной медико–санитарной помощи.- М.: ГЭОТАР – Медиа, 2010.- 448с

Дополнительные источники:

1. Мироненко, О.И. Терапия с курсом первичной медико-санитарной помощи. / О.И. Мироненко. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 288с.

2. Федюкович, Н.И. Внутренние болезни. / Н.И. Федюкович – Ростов н/Д: Феникс, 2010.- 573с.

 

Лекция № 11

 

Тема: «Сестринское обследование пациентов с заболеваниями сердечно – сосудистой системы. ЭКГ. Особенности работы медсестры в кардиологическом отделении».

План

1. Анатомо-физиологические особенности органов кровообращения.

2. Основные клинические симптомы и синдромы при заболеваниях органов кровообращения. Основные проблемы пациента при патологии сердечно - сосудистой системы

3.  Порядок обследования больных с заболеваниями органов кровообращения. ЭКГ.

4. Особенности работы медсестры в кардиологическом отделении.

 

 

Значение деятельности медсестры кардиологического отделения очень велико. На ней лежит большая ответственность по оказанию помощи кардиологическим больным, четкое выполнение назначений врача, быстрое и профессиональное оказание доврачебной помощи, проведение реанимационных мероприятий в экстренных случаях (терминальное состояние, клиническая смерть и т. д.).

Медсестра постоянно, в течение смены, находится в непосредственном контакте с пациентами. Делает инъекции, раздает лекарства, направляет больных в лабораторию, отводит на исследования и консультации врачей специалистов, измеряет температуру тела, проводит подготовительные мероприятия для предстоящих исследований. По сути, она является их «ангелом-хранителем», «путеводной звездой» в их сложный период жизни. И именно ей они могут поведать свои сокровенные мысли, переживания, насущные проблемы. Медицинская сестра кардиологического отделения подчиняется непосредственно врачу-кардиологу и работает под его руководством.

В своей работе медицинская сестра кардиологического отделения руководствуется должностной инструкцией, а также методическими рекомендациями по совершенствованию деятельности среднего медицинского персонала стационарных лечебных учреждений, в соответствии с которыми должна:

· рационально организовывать свой труд в отделении или кабинете лечебно-профилактического учреждения;

· обеспечить инфекционную безопасность (соблюдать правила санитарно-гигиенического и противоэпидемического режима асептики, правильно хранить, обрабатывать, стерилизовать и использовать изделия медицинского назначения);

· осуществлять все этапы сестринского процесса при уходе за пациентами (первичная оценка состояния пациента, интерпретация полученных данных, планирование ухода совместно с пациентом, итоговая оценка достигнутого);

· своевременно и качественно выполнять процедуры назначенные врачом, ассистировать при проведении врачом лечебно-диагностических манипуляций;

· оказывать неотложную доврачебную помощь при острых заболеваниях, несчастных случаях и различных видах катастроф с последующим вызовом врача;

· вводить лекарственные средства, противошоковые препараты больным по жизненным показаниям в соответствии с установленным порядком действий при данном состоянии;

· сообщать врачу или заведующему о всех обнаруженных тяжелых осложнениях и заболеваниях пациентов, возникших в результате проведения медицинских манипуляций;

· обеспечивать правильное хранение, учет и списание лекарственных препаратов;

· взаимодействовать с коллегами и сотрудниками других служб в интересах пациента;

· вести утвержденную медицинскую учетно-отчетную документацию;

· систематически повышать свою профессиональную квалификацию;

· проводить санитарно-просветительную работу по укреплению здоровья и профилактике заболеваний, пропаганду здорового образа жизни.

Оценка работы медицинской сестры кардиологического отделения проводится врачом-кардиологом, главной (старшей) медицинской сестрой, на основании учета выполнения ею своих функциональных обязанностей, соблюдения правил внутреннего распорядка, трудовой дисциплины, морально-этических норм, общественной активности.

Медицинская сестра кардиологического отделения несет ответственность за нечеткое и несвоевременное выполнение всех пунктов данной инструкции. Виды персональной ответственности определяются в соответствии с действующим законодательством.

Деятельность медсестры по обеспечению лечебно-охранительного и санитарно-гигиенического режимов.

Медицинская сестра должна участвовать в обеспечении контроля и выполнения в стационаре лечебно-охранительного и санитарно-гигиенического режимов.

Он включает в себя следующие элементы:

· Строгое соблюдение правил внутреннего распорядка дня;

·Обеспечение режима рациональной физической (двигательной) активности. Психологический покой больного обеспечивают путём соблюдения следующих правил:

· Создание тишины в отделении: следует разговаривать негромко, не заниматься уборкой помещений во время дневного и ночного отдыха больных, не разрешать больным громко включать радио и телевизор;

· Создание спокойного интерьера: пастельные тона окраски стен, мягкая мебель в холлах, цветы;

· Соблюдение основных принципов медицинской этики.

Еще одним важным элементом деятельности медсестры кардиологического отделения является строгое выполнение всех требований по поддержанию санитарно-эпидемиологического режима в кардиологическом отделении, что выступает обязательным условием профилактики внутрибольничной инфекции, предупреждения размножения патогенных микроорганизмов и распространения насекомых и грызунов.

Оценка состояния, наблюдение и уход за больными кардиологического отделения.

Важным компонентом деятельности медсестры кардиологического отделения является оценка состояния больного. Для этого медицинская сестра должна определить следующие показатели.

· Общее состояние больного;

· Положение больного в постели;

· Состояние сознания больного;

· Антропометрические данные.

На основании проведенного исследования общее состояние может быть определено следующими градациями:

· Удовлетворительное;

· Средней тяжести;

· Тяжёлое;

· Крайне тяжёлое (предагональное);

· Терминальное (агональное);

· Состояние клинической смерти.

При заболеваниях органов кровообращения больные предъявляют разнообразные жалобы. Наиболее часто наблюдаются такие симптомы, как боли в грудной клетке, сердцебиение, одышка, удушье, отёки, ощущение больным перебоев в работе сердца и др.

Наблюдение и уход за пациентами с заболеваниями ССС должны проводиться в двух направлениях:

· Общие мероприятия - мероприятия по наблюдению и уходу, в которых нуждаются пациенты с заболеваниями различных органов и систем: наблюдение за общим состоянием больного, термометрия, наблюдение за пульсом и АД, заполнение температурного листа, обеспечение личной гигиены больного, подача судна и др.

· Специальные мероприятия - мероприятия по наблюдению и уходу, направленные на помощь больным с симптомами, характерными для заболеваний ССС: болью в области сердца и грудной клетке, явлениями острой и хронической сердечной недостаточности, отёками, нарушением ритма сердца и др.

Проблемные вопросы для письменного ответа

Знать:

З.1 Анатомо-физиологические особенности органов кровообращения (L - II).

З.2. Жалобы пациента с заболеваниями органов кровообращения (L - II).

З.3. Основные клинические симптомы и синдромы при заболеваниях органов кровообращения (L - II). 

З.4. Основные проблемы пациента при патологии сердечно-сосудистой системы  (L - II).

З.5. Использование сестринского процесса в профессиональной деятельности.

Роль медицинской сестры в организации качественного ухода за пациентами с

заболеваниями сердечно-сосудистой системы (L - II).

З.6. Инструментальные методы исследований и их диагностическое значение (L - II).

З.7. Лабораторные методы исследования и их диагностическое значение (L - II).

З.8. Технику регистрации ЭКГ (L - II).

З.9. Алгоритмы выполнения диагностических манипуляций (L - II).

З.10. Задачи медсестры при проведении профилактических мероприятий, роль рационального и диетического питания (L - II).

З.11. Особенности работы медсестры в кардиологическом отделении (L - II).

З.12. Содержание обучения и консультирования пациентов и их родственников (L - II).

З.13. Значение санитарно-просветительной работы как элемента профилактики заболеваний органов кровообращения (L - II).

Способствовать формированию соответствующих компетенций:

ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств.

ПК 2.2. Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса.

ПК 2.3. Сотрудничать с взаимодействующими организациями и службами.

ПК 2.4. Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования.

ПК 2.5. Соблюдать правила использования аппаратуры, оборудования и изделий медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса.

ПК 2.6. Вести утвержденную медицинскую документацию.

ПК 2.7. Осуществлять реабилитационные мероприятия.

ПК 2.8. Оказывать паллиативную помощь.

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности.

ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.

ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку.

ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.

ОК 13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.

Воспитательные цели:

· Способствовать нравственному, эстетическому, духовному воспитанию;

· Формировать профессиональный кругозор и общую культуру;

· Добиваться осознанности в правильном выборе профессии;

· Прививать альтруизм, гуманное отношение к пациентам, чувство ответственности за результаты своей работы.

· Воспитывать у студентов наиболее важные личностно-профессиональные качества медицинского работника, умение осознавать ответственность за жизнь и здоровье пациента; анализировать свое поведение;

· Вырабатывать умение работать по стандартам, алгоритмам.

· Формировать чувство ответственности за своевременное и качественное проведение мероприятий по профилактике ВБИ.

· Подчеркнуть значение санитарно-противоэпидемического режима отделения для профилактики внутрибольничной инфекции.

Развивающие цели:

· Способствовать развитию у студентов понимания сущности и социальной значимости своей будущей профессии, устойчивого интереса к ней;

· Развивать творческое мышление, профессиональную речь, познавательную деятельность.

· Расширить кругозор, обогатить эрудицию студентов, поддерживать интерес к изучаемому предмету

 

3. Интеграционные связи (внутри- и межмодульные, внутридисциплинарные, связь с другими учебными дисциплинами):

Дисциплина Знать
Теория и практика сестринского дела   Основные этические принципы философии сестринского дела. Уровни, элементы эффективного общения. Зоны комфорта.  Условия, способствующие и препятствующие эффективному общению медсестры с пациентом. Правила заполнения медицинской документации.
Безопасная среда для персонала и пациента Обеспечение инфекционной безопасности при выполнении процедур
Технология оказания медицинских услуг Дезинфекция оснащения после проведения манипуляции.
Основы латинского языка с медицинской терминологией Медицинские термины
Основы анатомии, физиологии и патологии АФО сердечно-сосудистой системы. Патоморфологию заболеваний сердечно-сосудистой системы
Фармакология Лекарственные препараты, применяемые в кардиологии
Правовое обеспечение профессиональной деятельности Права и обязанности медицинской сестры
Проведение профилактических мероприятий Значение понятий профилактика и диспансеризация. Определение первичной, вторичной профилактики. Значение здорового образа жизни для предупреждения заболеваний

 

Список литературы:

Основная:

1. Маколкин, В.И. Сестринское дело в терапии: Учебник.- М.: ООО «Медицинское информационное агентство», 2008.- 544с.

2. Лычев В.Г. Карманов В. К. Сестринское дело в терапии. С курсом первичной медицинской помощи: учебное пособие.- 2-е изд.- М.:ФОРУМ: ИНФРА-М, 2016.- 333с.

3. Обуховец, Т.П. Сестринское дело в терапии с курсом первичной медицинской помощи: Практикум.- Ростов на/Д.: Феникс, 2011.- 416 с

4. Отвагина Т.В. Терапия: учебное пособие.- 3-е изд.- Ростов на /Д.: Феникс, 2-11.- 367с.

5. Седикина Р.Г. Сестринское дело в терапии: учебное пособие.- М.: ГЭОТАР - Медиа, 2010.- 272с.

6. Смолева Э.В. Терапия с курсом первичной медико–санитарной помощи.- Изд. 11-е.- Ростов на/ Д.: Феникс, 2013.- 652с.

7. Фролькис Л.С. Терапия с курсом первичной медико–санитарной помощи.- М.: ГЭОТАР – Медиа, 2010.- 448с

Дополнительные источники:

1. Мироненко, О.И. Терапия с курсом первичной медико-санитарной помощи. / О.И. Мироненко. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 288с.

2. Федюкович, Н.И. Внутренние болезни. / Н.И. Федюкович – Ростов н/Д: Феникс, 2010.- 573с.

 

Лекция № 11

 

Тема: «Сестринское обследование пациентов с заболеваниями сердечно – сосудистой системы. ЭКГ. Особенности работы медсестры в кардиологическом отделении».

План

1. Анатомо-физиологические особенности органов кровообращения.

2. Основные клинические симптомы и синдромы при заболеваниях органов кровообращения. Основные проблемы пациента при патологии сердечно - сосудистой системы

3.  Порядок обследования больных с заболеваниями органов кровообращения. ЭКГ.

4. Особенности работы медсестры в кардиологическом отделении.

 

 

Анатомо-физиологические особенности органов кровообращения.

Органы кровообращения обеспечивают организм кровью. Сердце — полый мышечный орган, расположенный в передней, большей частью в левой, половине грудной клетки. Лежит оно на диафрагме и как бы подвешено на крупных сосудах — аорте, легочной артерии и верхней полой вене. Окружено сердце со всех сторон легкими, за исключением передней ее поверхности, которая непосредственно прилегает к грудной клетке. Сердце покрыто перикардом, который заворачивается около крупных сосудов кнаружи и вниз, образуя околосердечную сумку. Изнутри полость сердца выстлана эндокардом.

Сердце имеет 4 камеры: 2 предсердия и 2 желудочка. Клапан между правым предсердием и правым желудочком называется трехстворчатым, а между левым предсердием и левым желудочком — двустворчатым (митральным).

Движение крови в самом сердце и из сердца по артериям происходит за счет систолы желудочков. Движение крови к сердцу происходит по венам за счет создания отрицательного давления в грудной клетке во время вдоха, работы поперечнополосатой и гладкой мускулатуры и присасывающегося отрицательного давления в полости сердца во время диастолы. Мышечные сокращения сердца вызываются сложным нервно-мышечным аппаратом, состоящим из особых узлов (синусовый узел Кис-Флэка и атриовентрикулярный узел Ашофа-Тавара) и проводящей системы (мышечные волокна, имеющие особое строение). Сердечная деятельность регулируется симпатической и парасимпатической нервной системами. Симпатические нервы ускоряют и усиливают сердечные сокращения, парасимпатический нерв (блуждающий) замедляет ритм, уменьшает силу, понижает возбудимость и сократимость сердечной мышцы.

Желудочки сокращаются и расслабляются одновременно. Во время диастолы желудочков происходит одновременное сокращение предсердий. Во время систолы левого желудочка захлопывается митральный клапан, и вся кровь через аортальный клапан уходит в аорту, артерии и капилляры органов и тканей. Через стенку капилляров ткани получают кислород и питательные вещества. Продукты диссимиляции и углекислота из капилляров поступает в вены, которые, соединяясь, образуют верхнюю и нижнюю полые вены, впадающие в правое предсердие. Это большой круг кровообращения. Из правого предсердия во время диастолы кровь через трехстворчатый клапан поступает в правый желудочек и далее (во время систолы) через клапан легочной артерии в легкие. Система кровообращения от правого желудочка через легкие до левого предсердия называется малым кругом кровообращения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 75; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.67.166 (0.071 с.)