Тема 1. Психодиагностика Как наука и практическая деятельность 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Психодиагностика Как наука и практическая деятельность



Тема 1. Психодиагностика как наука и практическая деятельность

План

1. Общее представление о психодиагностике.

2. Предмет и задачи психодиагностики.

3. Подходы к пониманию психологической диагностики.

4. Методологические основы и принципы психодиагностики.

 

Общее представление о психодиагностике.

 

В развитии любой науки существуют закономерные периоды подъема и спада. Они обусловлены как логикой развития самой науки, так и конкретным историческим моментом становления или преобразования общества. В настоящее время имеются веские основания говорить об очередном все возрастающем интересе к психологической диагностике.

На сегодняшний день психодиагностика привлекается к решению широкого круга задач в образовании, производстве, бизнесе, медицине, спорте и т.д.

Причины существующего интереса к психодиагностике

1. Естественная для человека потребность в познании, прежде всего – в познании самого себя.

Обладая специальными методическими средствами, психодиагност способен глубоко проникнуть во внутренний мир человека, вскрыть часто неосознаваемые или даже отрицаемые, внутриличностные проблемы и тем самым включиться в их решение.

2. Необходимость творческой реализации себякак личности, как субъекта профессиональной карьеры и социальных отношений.

Высокий динамизм и нестандартность происходящих в нашем обществе процессов, утверждение новых способов межличностных отношений предоставляют достаточно широкие возможности для выбора путей самореализации и смаоактуализации. Профессиональный, личностный и деловой успех все больше начинает зависеть от самого человека, от его активности и способности адаптироваться в новых, во многом неопределенных жизненных ситуациях.

3. Требование развития психологической науки (диагностика имеет целью сравнение испытуемых между собой и соотнесение их с каким-либо «типом» людей).

Необходимость профилактики деструктивных социально- психологических явлений (алкоголизм, наркомания и др.)

С помощью психодиагностики можно вскрыть индивидуальные факторы риска наркозависимостей и созависимостей, определить эффективные пути реабилитации. В данном случае психодиагностика выступает инструментом психологической помощи.

Доступность тестовых средств.

Обширный рынок не всегда высококачественных изданий, открывший всем желающим возможность тестировать себя и ближайшее окружение, явно способствует увлечению психодиагностикой.

 

Психодиагностика (греч. Dia - между, через и gnosis – знание). Термин впервые был предложен Г.Роршархом в 1921 г.

Психодиагностика – теория и практика выявления, измерения индивидуальных и социально-психологических особенностей личности и групп людей с помощью специальных диагностических методик.

Психологическая диагностика как отрасль психологического знания предназначена для измерения, оценки и анализа индивидуально-психологических и психофизиологических особенностей человека, а также выявления различий между группами людей, объединенных по какому-либо признаку.

П/д тесно связана с общей, социальной и дифференциальной психологией, а также с отдельными отраслями (медецинская, юридическая, труда, спорта).

Современное понятие «психодиагностика» тесно связано с понятием «психологическое тестирование», однако не сводится к нему, т.к. кроме тестовых существуют экспертные (клинические) психодиагностические методики.

 

Психодиагностика рассматривается:

1) Как наука

2) Как практическая деятельность

1. Как теоретическая дисциплина п/д недавно выделилась в самостоятельную область знания.

Как наука изучает:

Основания достоверности полученных результатов, основные процедуры  конструирования и  проверки научности методов п/д, включая тесты.

Инструментальный подход.

Конструирующий подход.

Психодиагностика признается самостоятельной научной дисциплиной, главное назначение которой разработка методов выявления и изучения индивидуальных психологических и психофизиологических особенностей человека.

С позиций конструирующего подхода, наиболее важные задачи психодиагностики следующие.

Гностический подход.

Его суть – признание за психодиагностикой способности в распознании психической реальности. Его особенность заключается в том, что акцент делается на раскрытии индивидуального своеобразия и неповторимости внутреннего мира каждого человека.

В рамках данного подхода решаются следующие задачи.

1. Определение общих закономерностей становления и развития психических образований.

Интегральный подход.

Суть – ориентация на теоретические аспекты психодиагностики. Он обобщает длительную историю развития теории и культуры психодиагностики и рассматривает ее в виде самостоятельной научной дисциплины, занимающейся проблемами постановки психологического диагноза.

В данном направлении решаются следующие задачи.

Принцип отражения

Принцип развития.

Принцип конкретности.

Принцип безоценочности.

 

Тема 1. Психодиагностика как наука и практическая деятельность

План

1. Общее представление о психодиагностике.

2. Предмет и задачи психодиагностики.

3. Подходы к пониманию психологической диагностики.

4. Методологические основы и принципы психодиагностики.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 233; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.23.127.197 (0.01 с.)