Условия назначения государственных пенсий 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Условия назначения государственных пенсий



а) Условия для пенсий для старости

Условия для назначения государственной пенсии по старости различаются в зависимости от статуса граждан, подвергшихся радиационному воздействию, и от характера выполнявшихся ими работ, от времени, места и продолжительности проживания на территориях, подвергшихся радиационному загрязнению, от установления причинной связи развившихся заболеваний и инвалидности с последствиями чернобыльской катастрофы или с последствиями других радиационных или техногенных катастроф. Пенсия по старости гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, назначается либо по Закону о государственном пенсионном обеспечении [2], либо по Закону Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" [3]. В первом случае требуется наличие страхового стажа не менее 5 лет, во втором пенсия назначается с учетом положений Закона о страховых пенсиях [9] о поэтапном повышении минимальных требований к страховому стажу и количеству индивидуальных пенсионных коэффициентов.

Законодательство выделяет следующие категории лиц:

1. Участники ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС 1986 - 1987 гг.; граждане, эвакуированные из зоны отчуждения; граждане, ставшие инвалидами вследствие катастрофы на ЧАЭС - По достижении возраста 50 и 45 лет(мужчины и женщины соответственно).

2. Участники ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС 1988 - 1990 гг.; граждане, получившие или перенесшие лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на ЧАЭС или с работами по ликвидации последствий указанной катастрофы; граждане, занятые на эксплуатации ЧАЭС и работах в зоне отчуждения; граждане, ставшие инвалидами вследствие катастрофы на ЧАЭС - По достижении возраста 55 и 50 лет (мужчины и женщины соответственно).

3. Граждане, переселенные из зоны отселения; граждане, постоянно проживающие в зоне отселения до их переселения в другие районы; граждане, занятые на работах в зоне отселения (не проживающие в этой зоне) - Общеустановленный возраст выхода на пенсию по старости уменьшается на 3 года и дополнительно на полгода за каждый полный год проживания или работы в зоне отселения, но не более 7 лет в общей сложности.

4. Граждане, постоянно проживающие в зоне проживания с правом на отселение; граждане, выехавшие в добровольном порядке на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение - Общеустановленный возраст выхода на пенсию по старости уменьшается на 2 года и дополнительно на 1 год за каждые 3 года проживания или работы в указанной зоне, но не более 5 лет в общей сложности Граждане, постоянно проживающие в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом -Общеустановленный возраст выхода на пенсию по старости уменьшается на 2 года и дополнительно на 1 год за каждые 3 года проживания или работы в указанной зоне, но не более 5 лет в общей сложности.

5. Граждане, ставшие инвалидами в результате других (не чернобыльской) радиационных или техногенных катастроф -Условия назначения пенсии по старости устанавливаются в порядке, предусмотренном нормативными актами, регулирующими пенсионное обеспечение этих граждан.

Б) Условия пенсии по инвалидности.

 Согласно Федеральному закону "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" от 15.12.2001 N 166-ФЗ [2], а также Закону РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей"[].

 Право на эту пенсию имеют:

1. военнослужащие;

2. участники Великой Отечественной войны;

3. граждане, награжденные знаком "Жителю блокадного Ленинграда";

4. граждане, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф;

5. граждане из числа космонавтов.

Назначение государственной пенсии по инвалидности военнослужащим осуществляется по нормам двух законов:

лицам, проходившим военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин, - по Закону о государственном пенсионном обеспечении [2];

лицам, проходившим военную службу по контракту, - по Закону о пенсионном обеспечении военнослужащих [4].

Государственная пенсия по инвалидности назначается военнослужащим, ставшим инвалидами в период прохождения ими военной службы или не позднее трех месяцев после увольнения с военной службы либо в случае наступления инвалидности позднее этого срока, но вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, которые получены в период прохождения военной службы.

Также пенсия полагается гражданам из числа пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, им государственная пенсия по инвалидности назначается в случае установления связи инвалидности.

любой группы с последствиями чернобыльской катастрофы или с последствиями других радиационных или техногенных катастроф.

Государственная пенсия по инвалидности назначается гражданам Российской Федерации из числа кандидатов в космонавты-испытатели, космонавты исследователи, из числа космонавтов-испытателей, космонавтов-исследователей, инструкторов-космонавтов-испытателей, инструкторов-космонавтов исследователей,ставших инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, связанных сподготовкой или выполнением космического полета, независимо от продолжительности выслуги(работы).

в) Государственная пенсия по случаю потери кормильца

Государственная пенсия по случаю потери кормильца назначается в случае гибели (смерти) военнослужащих в период прохождения военной 1службы в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин или не позднее трех месяцев после увольнения с военной службы либо в случае наступления смерти позднее этого срока, но вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, которые получены в период прохождения военной службы. При этом семьям пенсионеров из числа лиц, проходивших военную службу по контракту, государственная пенсия по случаю потери кормильца назначается, если кормилец умер в период получения пенсии или не позднее пяти лет после прекращения выплаты ему пенсии, а семьи бывших военнослужащих, проходивших военную службу по контракту и умерших во время пребывания в плену или пропавших без вести в период военных действий, приравниваются к семьям погибших на фронте. Законодательством установлено что в случае гибели (смерти) военнослужащего, проходившего военную службу по призыву, вследствие совершения им преступления может быть назначена только социальная пенсия

Нетрудоспособными членами семьи, имеющими право на государственную пенсию по случаю потери кормильца, являются:

1. дети, братья, сестры и внуки, не достигшие 18 лет или старше этого возраста, если они стали инвалидами до достижения 18 лет, а проходящие обучение в образовательных организациях по очной форме - до окончания обучения, но не дальше, чем до достижения ими 23-летнего возраста. Братья, сестры и внуки имеют право на пенсию, если у них нет трудоспособных родителей;

2. отец, мать и супруг, если они достигли возраста: мужчины - 60 лет, женщины - 55 лет, либо являются инвалидами; при этом родители военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы по призыву или умерших после увольнения с военной службы вследствие военной травмы, а также родители и супруги лиц, проходивших военную службу по контракту, умерших (погибших) вследствие военной травмы, имеют право на пенсию по случаю потери кормильца по достижении ими 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины);

3. супруг или один из родителей либо дед, бабушка, брат или сестра независимо от возраста и трудоспособности, если он (она) занят уходом за детьми, братьями, сестрами или внуками умершего кормильца, не достигшими 14-летнего возраста, и не работает; супруги лиц, проходивших военную службу по контракту, умерших (погибших) вследствие военной травмы, занятые уходом за ребенком умершего, не достигшим 8-летнего возраста, имеют право на указанную пенсию независимо от возраста, трудоспособности и факта работы (службы);

4. дедушка и бабушка - при отсутствии лиц, которые по закону обязаны их содержать, причем при назначении государственной пенсии по случаю потери кормильца дедушке и бабушке погибшего (умершего) лица, проходившего военную службу по призыву, пенсия назначается при условии, если они достигли возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины) либо являются инвалидами.

Для того чтобы приобрести право на государственную пенсию по случаю потери кормильца, нетрудоспособные члены семьи умерших (погибших) лиц, проходивших военную службу, должны были при жизни кормильца по общему правилу состоять на его иждивении, т.е. находиться на его полном содержании или получать от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию. Иждивенцам умерших (погибших) лиц, проходивших военную службу, получающим какую-либо пенсию, может быть назначена пенсия по случаю потери кормильца. Кроме того, особенности назначения пенсии по случаю потери кормильца отдельным членам семьи (усыновителям, усыновленным, отчиму, мачехе, пасынку, падчерице), установленные законодательством о страховых пенсиях, применяются при назначении аналогичных государственных пенсий

г) Условия получения социальной пенсии

Право на социальную пенсию наступает при наступлении следующих условий:

по достижении определенного возраста - мужчины 65 лет, женщины 60 лет, причем иностранным гражданам и лицам без гражданства, кроме того, необходимо постоянно проживать на территории Российской Федерации не менее 15 лет; граждане из числа малочисленных народов Севера - мужчины 55 и женщины 50 лет;

д) Условия получения пенсии за выслугу лет.

К получателям пенсии за выслугу лет относятся:

федеральные государственные гражданские служащие; военнослужащие;

граждане из числа космонавтов;

граждане из числа работников летно-испытательного состава.

Таблица 1 - Стаж государственной службы для получения пенсии за выслугу лет
Федеральные государственные гражданские служащие имеют право на пенсию за выслугу лет при наличии трех условий. Прежде всего, необходимо наличие стажа государственной гражданской службы, продолжительность которого для назначения пенсии в соответствующем году определяется согласно приложению к Закону о государственном  пенсионном обеспечении [2] (табл. 1).

2017 15 лет 6 месяцев
2018 16 лет
2019 16 лет 6 месяцев
2020 17 лет
2021 17 лет 6 месяцев
2022 18 лет
2023 18 лет 6 месяцев
2024 19 лет
2025 19 лет 6 месяцев
2026 и последующие годы 20 лет

 

Второе условие назначения пенсии за выслугу лет федеральным государственным гражданским служащим предполагает замещение должности федеральной государственной гражданской службы не менее 12 полных месяцев.

И наконец, право на пенсию за выслугу лет наступает при увольнении с федеральной государственной гражданской службы по следующим основаниям:

соглашение сторон служебного контракта;

истечение срока действия срочного служебного контракта;

расторжение служебного контракта по инициативе гражданского служащего;

отказ гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы в связи с изменением существенных условий служебного контракта;

отказ гражданского служащего от перевода на иную должность гражданской службы по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением либо отсутствие такой должности в том же государственном органе;

отказ гражданского служащего от перевода в другую местность вместе с государственным органом;

несоответствие гражданского служащего замещаемой должности гражданской службы:

а) по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением;

б) вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации;

сокращение должностей гражданской службы в государственном органе;

упразднение государственного органа; восстановление на службе гражданского служащего, ранее замещавшего эту должность гражданской службы, по решению суда;

избрание или назначение гражданского служащего на государственную должность на муниципальную должность либо избрание гражданского служащего на оплачиваемую выборную должность в органе профессионального союза, в том числе в выборном органе первичной профсоюзной организации, созданной в государственном органе

наступление чрезвычайных обстоятельств, препятствующих продолжению отношений, связанных с гражданской службой (военных действий, катастрофы, стихийного бедствия, крупной аварии, эпидемии и других чрезвычайных обстоятельств), если данное обстоятельство признано чрезвычайным решением Президента Российской Федерации или органа государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации;

признание гражданского служащего полностью неспособным к трудовой деятельности в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

признание гражданского служащего недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу;

достижение гражданским служащим предельного возраста пребывания на гражданской службе.

Особенностью назначения пенсии за выслугу лет федеральным государственным гражданским служащим является то, что она устанавливается, как правило, к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Законом о страховых пенсиях, и выплачивается одновременно с ней. Однако федеральные государственные гражданские служащие, расторгнувшие служебный контракт по своей инициативе, имеют право на пенсию за выслугу лет до приобретения права на страховую пенсию по старости или инвалидности при наличии стажа государственной гражданской службы не менее 25 лет, если непосредственно перед увольнением они замещали должности федеральной государственной гражданской службы не менее 7 лет.

Пенсия за выслугу лет военнослужащим назначается:

лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах Российской Федерации и Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, Федеральной пограничной службе и органах пограничной службы Российской Федерации, во внутренних и в железнодорожных войсках, в войсках национальной гвардии Российской Федерации, федеральных органах правительственной связи и информации, войсках гражданской обороны, органах Федеральной службы безопасности (контрразведки) и пограничных войсках, органах внешней разведки, органах военной прокуратуры, военных следственных органах Следственного комитета Российской Федерации, органах государственной охраны, других воинских формированиях Российской Федерации, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации;

лицам офицерского состава, прапорщикам и мичманам, проходившим военную службу в Вооруженных Силах, войсках и органах Комитета государственной безопасности, во внутренних и в железнодорожных войсках, других воинских формированиях бывшего Союза ССР;

лицам рядового и начальствующего состава, проходившим службу в органах внутренних дел Российской Федерации, бывшего Союза ССР, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и учреждениях, и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации.

Также пенсия за выслугу лет по Закону о пенсионном обеспечении военнослужащих назначается лицам, проходившим военную и иную указанную в законодательстве службу и проживающим в государствах - бывших республиках Союза ССР, не являющихся участниками Содружества Независимых Государств, если законодательством указанных государств не предусмотрено осуществление их пенсионного обеспечения на основаниях, установленных для военнослужащих. Кроме того, по нормам российского законодательства назначается пенсия за выслугу лет проживающим на территории Российской Федерации лицам, проходившим военную и иную службу в государствах - участниках Содружества Независимых Государств и государствах, не являющихся участниками Содружества Независимых Государств, с которыми Российской Федерацией либо бывшим Союзом ССР заключены договоры (соглашения) о социальном обеспечении, в порядке, предусмотренном этими договорами (соглашениями)

Условиями, определяющими право на пенсию за выслугу лет, являются увольнение с военной или иной указанной службы и наличие ко дню увольнения выслуги 20 и более лет. При отсутствии требуемой полной выслуги право на пенсию у военнослужащих возникает только при увольнении с военной службы по достижении 45-летнего возраста в связи с определенными обстоятельствами (по достижении предельного возраста пребывания на службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями) и наличии общего трудового стажа 25 календарных лет и более, из которых не менее 12 лет шести месяцев составляет военная и иная засчитываемая в специальный стаж служба.

В заключении можно сказать, что современное российское законодательство предоставляет права на получение государственной пенсии лицам уязвимым слоям населения, а также лицам оказавшихся без основного

способа заработка на государственной службе.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Государственные пенсии являются основным источником существования для определённых слоёв населения. Для другого круга социально незащищенных граждан они являются не основным, но существенным доходом бюджета семьи. Поэтому, пенсионное обеспечение на территории нашей страны должно быть всегда устойчивым и стабильным. За годы перестройки и реформ в России много сделано для строительства правового государства. И, в первую очередь, это нашло отражение в изменении механизма самого пенсионного обеспечения граждан. Но все, же имеются некоторые отклонения, которые со временем, возможно, исправить без особых затрат. Основной проблемой пенсионного обеспечения остаётся размер пенсий, который, не смотря на своё постепенное возрастание, не совершенен. И действительно, уровень жизни наших пенсионеров несопоставим с уровнем жизни европейцев. Такое несовершенство связано с нерациональным использованием бюджетных средств. При составлении бюджета на очередной финансовый период государству необходимо сбалансировать пенсионные поступления и выделять больше денежных средств на выплату пенсий. В связи с тем, что по мере постепенного возрастания размера пенсий или же, в другой ситуации, заработной платы, возрастают цены на продукты питания и другие необходимые товары, в обществе появляется нестабильность. В большей степени это обусловлено инфляцией, которая существует в России на протяжении нескольких лет на примерном уровне 11-12%. Ряд других, небольших проблем, относится к обязательному пенсионному страхованию на территории РФ. Необходимо пересмотреть статью 7 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» от 15.12.2001 № 167-ФЗ [9], в которой излагается, что к лицам, подлежащих обязательному пенсионному страхованию, относятся члены родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования. Это является неправомерным, так как для таких граждан занятие данными видами деятельности является основным источником существования и получения дохода.

Также необходимо изменить сроки регистрации страхователей – физических лиц, работодателей, нотариусов, адвокатов, указанные в статье 11 данного закона, в виду их длительности, с тридцатидневного срока на пятнадцатидневный срок, что будет более целесообразным. И приведет к скорому началу деятельности данных лиц.

Пересмотру подлежит статья 16 данного закона, в которой указывается, что бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации составляется страховщиком на финансовый год. Период составления необходимо приравнять к периоду составления государственного бюджета, который составляется на 3 года. Это будет очередным шагом к рациональной сбалансированности бюджетных средств и усовершенствованию пенсионного обеспечения.

В завершении следует сказать, что государственные пенсии на территории нашей страны урегулированы нормами права, которые постоянно обновляются и усовершенствуются. Пенсионная система функционирует стабильно и рационально. Но для более эффективной пенсионной деятельности необходимо внести некоторые изменения в нормативную базу, что приведёт к существенным улучшениям.

 


 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 256; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.24.134 (0.041 с.)