Комплексная диагностика сформированности универсальных (базовых) учебных действий у детей-инвалидов, обучающихся по аооп 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Комплексная диагностика сформированности универсальных (базовых) учебных действий у детей-инвалидов, обучающихся по аооп



Обеспечение эффективности работы по формированию универсальных (базовых) учебных действий у обучающихся с ОВЗ предполагает постоянный мониторинг ее результатов. С целью его проведения должна быть разработана система оценивания, предусматривающая определение показателей и уровней сформированности БУД.

В соответствии с примерной АООП при определении подходов к осуществлению оценки результатов рекомендуется опираться на следующие принципы:

дифференцированный подход к оценке достижений с учетом типологических и индивидуальных особенностей развития и особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью;

изучение всего комплекса изменений психического и социального развития, индивидуальных способностей и возможностей обучающихся;

единства параметров, критериев и инструментария оценки достижений в освоении содержания образовательной программы, что сможет обеспечить объективность оценки в разных образовательных организациях.

Реализация этих принципов предполагает создание методического обеспечения (определение показателей и уровней сформированности универсальных (базовых) учебных действий, описание диагностических материалов, процедур их применения, сбора, формализации, обработки) процесса осуществления оценки достижений обучающихся.

В работах, посвященных проблеме изучения динамики развития детей с умственной отсталостью, в качестве наиболее информативных и репрезентативных его показателей относят: сознательность познавательной деятельности обучающихся, уровень развития у них обобщения и абстрагирования, темп познавательных действий; динамичность познавательных процессов, уровень самостоятельности, обученность, обучаемость, учебная работоспособность.

Показатель сознательности деятельности дает возможность определить уровень понимания обучающимся цели ее осуществления, ориентировки в ситуации, задании и др., что выявляется посредством беседы или наблюдения. Главным критерием здесь выступает соотношение между прямым отражением действительности в виде ее копирования и аналитическим восприятием с проникновением в суть предметов и явлений.

Другой показатель характеризует уровень развития обобщения и абстрагирования, недостаточность которых являются ядерным нарушением при легкой умственной отсталости. Эти умения могут также постепенно формироваться при специальных условиях обучения у детей с умственной отсталостью, конечно в значительно меньшей степени, чем у детей с сохранным интеллектом. Показатель уровня развития обобщения и абстрагирования позволяет определить степень выраженности и специфические признаки главного симптома умственной отсталости – недоразвития высших познавательных процессов.

В ходе изучения познавательной деятельности детей с легкой умственной отсталостью рассматривается степень сформированности у них приемов построения обобщающих действий, способность их:

выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов;

устанавливать видо-родовые отношения предметов;

делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;

объединять предметы в одну группу по общим признакам и абстрагироваться от объектов, которые их не имеют;

пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями.

Важнейшим показателем сформированности как универсальных, так и базовых учебных действий, характеризующих динамику психического развития обучающихсяв целом, является их обучаемость, т. е. то, как они поддаются обучению. Критерием обучаемости является объем и характер помощи, необходимых учащемуся для усвоения знаний или способов действий. Этот критерий указывает как на уровень ориентировки в задании, так и сформированность самоконтроля.

Соответственно, с учетом объема и характера помощи взрослого, учитывается и показатель самостоятельности деятельности обучающегося, которая определяется путем учета количества работы, выполненной учащимся без помощи извне.

С учетом особенностей психического состояния, структуры дефекта детей с ОВЗ значимыми являются также показатели динамики психических процессов. Показатель темпа деятельности позволяет выяснить, с какой скоростью протекает у обучающихсяучебная деятельность: восприятие и осознание учебной информации, выполнение ручных операций и решение умственных задач. Существенным показателем, характеризующим динамику психических процессов, является также показатель способности к видоизменению, перестройке усвоенных знаний и способов действий в соответствии с новыми потребностями и в разных условиях деятельности. Этот показатель позволяет, например, определить меру проявления свойственной учащимся с умственной отсталостью инертности психических процессов.

Перечисленные показатели отражают наиболее существенные стороны учебной деятельности, которые необходимо учитывать при организации обучения детей с ОВЗ. При этом они также указывают на те объекты коррекционной работы, которые должны быть в центре внимания всех специалистов, участвующих в образовательном процессе.

В соответствии с рекомендациями примерной АООП для обучающихся с умственной отсталостью их поведение и деятельность могут оцениваться по системе показателей, характеризующих уровень сформированности видов базовых учебных действий.

Для определения уровня сформированности базовых учебных действий можно использовать следующую бальную систему оценки:

0 баллов – действие не может быть выполнено, смысл его обучающийся не понимает и поэтому не включается в процесс выполнения вместе с учителем (взрослым1==;

1 балл – обучающийся понимает смысл действия, но связывает его только с конкретной ситуацией, способен выполнить действие только по прямому указанию учителя (взрослого) и с его значительной организующей помощью;

2 балла – обучающийся преимущественно выполняет действие под руководством учителя (взрослого), но объем организующей помощи и контроль за выполнением действия со стороны учителя (взрослого) становится меньше;

3 балла – обучающийся способен самостоятельно выполнять действие, нуждаясь в незначительной организующей или активизирующей помощи, но допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя;

4 балла – обучающийся способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает ошибки, которые исправляет по замечанию учителя (например, обращением внимания ученика к правильности выполнения действия);

5 баллов – обучающийся знает, в какой ситуации надо применить действие, самостоятельно применяет его в различных ситуациях, не нуждаясь в контроле со стороны учителя.

Используя общие показатели и уровни сформированности универсальных (базовых) учебных действий можно осуществлять их комплексную оценку, основанную на данных диагностики проводимой разными специалистами (учителями, воспитателями, учителями- дефектологами, психологом).

В комплексном исследовании развития детей с ОВЗ могут использоваться общеизвестные педагогические и психологические диагностические методы: наблюдение, беседа, различные виды психолого- педагогического эксперимента, анализ продуктов деятельности обучающихся, анкетирование родителей и педагогов.

Рис. 3. Модель комплексной диагностики сформированности универсальных (базовых) учебных действий у обучающихся с ОВЗ

Метод наблюдения позволяет оценить степень сформированности регулятивного компонента деятельности, в частности, таких ее показателей, как ее целенаправленность, организованность, произвольность, способность к планированию действий, самостоятельному выбору средств выполнения деятельности. Педагогическое наблюдение позволяет также выявить особенности отношения учащегося к окружающим и к самому себе.

Педагогическое наблюдение как один из методов комплексной диагностики может носить формализованный характер, т. е. осуществляться по конкретным показателям (перечню видов) универсальных (базовых) учебных действий) и выбранной системой их бальной оценки. Оценка сформированности универсальных (базовых) учебных действий посредством метода наблюдения может осуществляться разными учителями в начале и конце учебного года. Данные наблюдения по каждому обучающемуся заносятся в таблицу, образец которой представлен в приложении == Сам процесс наблюдения за учащимися класса для оценки сформированности универсальных (базовых) учебных действий на начало или конец года рекомендуется осуществлять в течение нескольких дней.

Для оценки сформированности отдельных универсальных (базовых) учебных действий могут использоваться типовые задачи1== Характер выполнения учащимися этих типовых задач также может является предметом оценивания с помощью бальной шкалы, указанной выше.

Для осуществления педагогической диагностики сформированности универсальных учебных действий у обучающихся с ОВЗ по первому и второму вариантам АООП НОО могут быть использованы типовые задачи, представленные в различных учебно-методических комплексах, соответствующих требованиями ФГОС НОО.

Для психологической диагностики универсальных (базовых) учебных действий можно рекомендовать использование нейропсихологических и патопсихологических методик, позволяющих выявить уровень сформированности произвольной регуляции деятельности, наглядно- действенного, наглядно-образного, вербально-логического мышления, чтения, письма, счетных операций, а также функций, являющихся важнейшими предпосылками формирования учебных действий: различных видов гнозиса, праксиса, мнестических функций, показателей нейродинамики. Здесь также рекомендуется использовать единую бальную систему оценивания для определения уровня сформированности универсальных (базовых) учебных действий. Подобная система оценки сформированности универсальных (базовых) учебных действий может осуществляться учителями коррекционных предметов и учителем-логопедом. Данные результатов наблюдения, психологической и логопедической диагностики заносятся каждым специалистом в индивидуальную карту развития обучающегося

Важнейшей составляющей комплексной диагностики универсальных (базовых) учебных действий является оценивание уровня их сформированности родителями. С ними, как с полноправными участниками образовательного процесса, заранее согласуются показатели сформированности универсальных (базовых) учебных действий и в дальнейшем оценивается (например, посредством анкетирования) динамика их формирования у детей.

В заключение следует отметить, что главным условием успешности реализации системного подхода к формированию универсальных (базовых) учебных действий у обучающихся с умственной отсталостью является выстроенная работа по взаимодействию учителей, специалистов и родителей детей. Выстраивание такого взаимодействия может осуществляться в рамках деятельности школьного психолого-медико-педагогического консилиума, к функциям которого относится отслеживание общей динамики развития обучающихся, в т.ч. за счет оценки сформированности универсальных (базовых) учебных действий, а также разработка и корректировка образовательных маршрутов.

Необходимым условием успешного взаимодействия всех участников образовательного процесса является непрерывное повышение уровня профессиональной компетенции педагогов в вопросах реализации деятельностного подхода в коррекционно-педагогической работе с детьми. Эту функцию также могли бы взять ППМС-центры в рамках деятельности по оказанию методической помощи муниципальным общеобразовательным организациям. В качестве форм повышения квалификации педагогов внутри образовательной организации можно рекомендовать обучающие и проблемные семинары, мастер-классы, анализы и обсуждения учебных и коррекционных занятий на методических объединениях.

3. Работа с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивности от дошкольного до подросткового возраста на разных уровнях получения образования



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 81; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.26.246 (0.01 с.)