Кафедра «Философия и социальные коммуникации» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кафедра «Философия и социальные коммуникации»



Кафедра «Философия и социальные коммуникации»

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Русский язык в деловой документации»

Выполнил(а):

студент(ка) группы _____

Фамилия И.О.

Проверил:

К.п.н., доцент, доцент  каф. «ФСК»

Морозова И.М.

 

 

Пенза, 20___ г.

Задание.

Подготовить доклад(10-12 стр.) и презентацию(15 слайдов) по теме в соответствии с номером по списку.

 

Примерный перечень тем для докладов

1. Языковые преступления: миф и реальность.

2. Юридический и лингвистический аспекты речевого оскорбления.

3. Элементы техники речи.

4. Использование в юридической деятельности устной и письменной

форм речи.

5. Что такое дикция? Какие качества она придает речи?

6. Жаргон и речь юриста.

7. Нужна ли экспрессивность в речи юриста?

8. Орфоэпические нормы современного русского литературного

языка в профессиональной юридической речи.

9. Акцентологические нормы современного русского литературного

языка в профессиональной речи юриста.

10. Нарушение акцентологических норм в профессиональной речи

юристов: ошибка или профессиональный жаргон?

11. Основные нормативные словари в помощь юристам.

12. Иностранные слова в юридических документах.

13. Выразительные возможности русского синтаксиса.

14. История русской пунктуации.

15. В чем заключается социальная функция профессиональной этики

юриста?

16. Атрибуты вежливости: что это такое?

17. Особенности русского речевого этикета.

18. Успех делового общения.

19. Редактирование деловых бумаг.

20. Юрислингвистика и лингвоюриспруденция — новые направления

на стыке двух наук.

21. Языковые преступления: миф и реальность.

22. Юридический и лингвистический аспекты речевого оскорбления.

23. Элементы техники речи.

24. Использование в юридической деятельности устной и письменной

форм речи.

25. Что такое дикция? Какие качества придает она речи?

26. Жаргон и речь юриста.

27. Нужна ли экспрессивность в речи юриста?

28. Орфоэпические нормы современного русского литературного

языка в профессиональной юридической речи.

29. Акцентологические нормы современного русского литературного

языка в профессиональной речи юристов.

30. Нарушение акцентологических норм в профессиональной речи

юристов: ошибка или профессиональный жаргон?

31. Основные нормативные словари в помощь юристам.

32. Иностранные слова в юридических документах.

33. Выразительные возможности русского синтаксиса.

34. История русской пунктуации.

35. В чем заключается социальная функция профессиональной этики

юриста?

36. Атрибуты вежливости: что это такое?

37. Особенности русского речевого этикета.

1. Успех делового общения.

2. Редактирование деловых бумаг.

Задание 2.

Контрольные вопросы к экзамену

1. Дайте определение понятия «функциональный стиль».

2. Охарактеризуйте известные вам стили русского литературногоязыка.

3. Назовите сферу использования и отличительные признаки официально-делового стиля. Каковы функции и стилевые черты официально-делового стиля?

4. Какие языковые и речевые средства образуют официально-деловой стиль? На какие подстили подразделяется официально-деловой

стиль? Охарактеризуйте каждый из них.

5. Что такое норма литературного языка? Каковы ее признаки? Приведите примеры изменчивости норм.

6. Что в современной лингвистике подразумевается под орфоэпической правильностью речи?

7. Что должен знать юрист об орфоэпических и акцентологических

нормах русского литературного языка?

8. Охарактеризуйте свойства хорошей речи, напрямую зависящие от

соблюдения лексических норм. Перечислите основные типы речевых оши-

бок, вызванных нарушением лексических норм в юридических документах.

9. Определите, в чем различие между омонимами и паронимами.

10. Поясните, почему возникает плеоназм и тавтология в юридической речи. Подтвердите свой ответ примерами.

11 Специфика использования юристами фразеологических оборотов.

12. Что такое клише и речевой штамп? В чем их различия? Какая разновидность юридических клише характерна для нормативных и процессуальных актов?

13. Как понимается юридический термин? Каковы характеристики

термина?

14. Чем обусловлено использование в текстах документов иностранной лексики? Расскажите о правилах ее применения.

15. В чем заключаются грамматические особенности официально-

делового стиля?

16. Каковы особенности рода и числа в русском языке?

17. В чем заключаются трудности склонения имен существительных?

18. Каковы особенности склонения фамилий в русском языке?

19. Какие смысловые различия существуют между полными и краткими прилагательными? Какова стилистическая окраска полных и кратких прилагательных?

20. В чем заключаются особенности образования и употребления

форм степеней сравнения имен прилагательных?

21. Назовите трудности в употреблении количественных и собирательных числительных.

22. Какие грамматические нормы необходимо соблюдать при употреблении местоимений? Расскажите о речевых недочетах, вызванных употреблением местоимений.

23. Какие способы выражения долженствования вам известны?

24. Какие глагольные формы отличаются между собой функциональной окраской? Назовите трудности в употреблении глагольных форм.

25. Расскажите о синонимии причастий и деепричастий.

26. В чем специфика использования отыменных предлогов?

27. В чем заключаются синтаксические особенности официально-

делового стиля?

28. Что такое синтаксическая норма?

29. Порядок слов и его роль в организации речи. Порядок слов стилистически нейтральный и стилистически значимый.

30. Какие ошибки могут быть вызваны неправильным порядком слов?

31. Какие трудности возникают при согласовании сказуемого с под-

лежащим в предложении?

32. Какие трудности возникают при согласовании определений, приложений с определяемыми словами?

33. Какие формы управления используются в языке права?

34. Особенности управления при однородных членах предложения.

35. Чем вызваны ошибки в управлении? Приведите примеры.

36. Каковы синтаксические и коммуникативные функции однородных

членов в тексте юридических документов?

37. В чем заключаются особенности употребления причастных и дее-

причастных оборотов в речи?

38. Чем вызвано использование сложных предложений в письменной

юридической речи?

39. Какие придаточные предложения характерны для уголовного, уголовно-процессуального законов?

40. Каковы функции сложных предложений в процессуальных актах?

41. Что является причиной ошибок в употреблении сложных предложений?

42. Что такое параллельные синтаксические конструкции? Каковы их

функции в языке права?

43. Трудности в употреблении конструкций с отглагольными существительными.

44. Каковы особенности языка служебных документов?

45. Что такое стандартизация деловой речи?

46. Что такое документ? Каковы общие и специальные функции документа?

47. Что такое реквизиты документа? Какие требования предъявляются к составу и оформлению реквизитов документов?

48. Какие вам известны виды классификаций документов?

49. Назовите и охарактеризуйте основные типы служебных документов.

50. Чем оправдано стремление к унификации языка и формы служебных документов?

51. Что такое констатирующая и что такое распорядительная часть

служебного документа?

52. Какие вам известны виды распорядительных документов?

53. Что такое справочно-аналитические и справочно-информационные документы?

54. Какие вам известны виды служебных записок?

55. Что входит в содержание договора?

56. Какие виды доверенностей вам известны? Что входит в их содержание?

57. Что такое аспект документа? Какие документы называются одно-

аспектными, какие — многоаспектными? Какие аспекты содержания документа могут быть переданы с помощью стандартных языковых моделей?

Приведите примеры.

58. Назовите документы собственно законодательного и админи-

стративно-канцелярского подстилей.

59. Охарактеризуйте основные типы деловых писем.

60. Что такое композиция делового письма?

61. Как проявляются правила этикета в практике делового письма?

Назовите стандартные выражения и формулы вежливости.

62. Что вам известно об истории русской школы делового письма?

63. Дайте определение понятия «культура официальной переписки».

64. Как сочетаются такие требования к деловому письму, как лаконизм и достаточность информационного сообщения?

65. Что означают понятия достоверности и убедительности информационного сообщения?

66. Расскажите об унификации сокращений, широко используемой в деловых письмах.

67. Расскажите о содержании и оформлении резюме.

 

Задание 3.

Практическая часть

РАЗДЕЛ 1.

Определите стилевую принадлежность данных текстов. Аргументируйте свой ответ.

 

а) Господа присяжные заседатели! Все, что я до сих пор говорил,

походило на спокойный рассказ. Уголовной драмы как будто даже издалека не было видно. Однако же, если вы сообразите все предыдущее, то

для вас станет ясно, какая страшная громада навалилась на душу Андреева. С этой минуты, собственно, и начинается защита. В жизни Андреева

произошло нечто вроде землетрясения, совсем как в Помпее или на Мартинике. Чудесный климат, все блага природы, ясное небо. Вдруг показывается слабый свет, дымок. Затем черные клубы дыма, гарь, копоть. Все гуще. Вот уже и солнца не видать. Полетели камни. Разливается огненная

лава. Гибель грозит отовсюду. Почва колеблется. Безвыходный ужас. Наконец, неожиданный подземный удар, треск, и — все погибло. (С. А. Андреевский)

б) Как любая отрасль права, ювенальное право отличается предметом

и методом правового регулирования. Предмет регулирования ювенального права составляет не ребенок как таковой, а совокупность существующих общественных отношений, как минимум одной из сторон в которых

выступает несовершеннолетний. Их круг составляют: условия и порядок

обеспечения надлежащего статуса ребенка в отношениях, традиционно

урегулированных профилирующими отраслями права (конституционным,

финансовым, налоговым, семейным, гражданским, гражданско-процессуальным, трудовым, социального обеспечения, административным,

уголовным, уголовно-исполнительным, уголовно-процессуальным и др.);

личные неимущественные и имущественные, социально-экономические,

политические отношения, в которых ребенку как их участнику противостоят взрослые; формы и порядок юридической ответственности несовершеннолетних в русле отношений, связанных со становлением и функционированием системы ювенальной юстиции. Очевидно, что круг указанных общественных отношений предельно разнороден. Единым началом в них выступает лишь один из субъектов — несовершеннолетний.

в) Милая тетенька!

Извините меня, что я так долго не писал... Но теперь постараюсь

почаще уведомлять Вас о себе, зная, что Вам это будет приятно. Вакации

приближаются и... прости! достопочтенный пансион. Но не думайте, чтобы

я был рад оставить его, потому что учение прекратится; нет! Дома я буду

заниматься еще более, нежели там.

Вы спрашивали о баллах, милая тетенька, увы! — у нас в пятом классе

с самого нового года еще не все учителя поставили сии вывески нашей

премудрости.

г) Довожу до Вашего сведения, что 12 апреля этого года мною был

проведен анализ эффективности работы сотрудников отдела доставки в III

квартале текущего года.

Результаты анализа подтверждают необходимость увеличения числа

штатных сотрудников отдела, имеющих права на управление легковым

автотранспортом и владеющих таковым.

2. Прочитайте данные слова и словосочетания. Укажите те из них,

которым свойственна окраска официально-делового стиля.

Воздать должное, нетрудоспособность, жилищный фонд, извлекать

квадратный корень, принять к исполнению, страховой полис, быстро,

надлежащий, предписывать, чудесный случай, проводить исследование,

ходатайствовать, обвинительный приговор, поставить на вид, социология,

установленный порядок, единовременное пособие, посоветовать, прямые

обязанности, прогулка, соглашение, несоблюдение, дипломная работа,

просрочка, ответчик.

3. В приведенных предложениях найдите слова, называющие людей.

Охарактеризуйте эти слова со стилистической точки зрения. Приведите

собственные примеры.

1. Опека и попечительство устанавливаются по месту жительства

лица, подлежащего опеке или попечительству, либо по месту жительства

опекуна(попечителя). 2.Свидетеля можно допрашивать о фактах, касаю-

щихся данного дела, а также о личности обвиняемого или потерпевшего.

3. В состав государственных приемочных комиссий по приемке в экс-

плуатацию объектов производственного назначения подлежат включению

представители заказчика, генерального подрядчика, генерального проек-

тировщика, органов санитарного надзора. 4. В ответ на претензию ответ-

чик согласился возместить нам убытки по трудозатратам по исправлению

брака. 5. Поставщик принимает на себя обязанности по профилактиче-

скому обслуживанию, а также по текущему ремонту газооборудования,

принадлежащего заказчикам. 6. Свободные остатки средств на счете на

основании заявления клиента могут быть по его требованию переведены

на депозитный вклад с последующей выплатой установленных дополни-

тельным соглашением процентов.

4. Ответьте на вопросы так, чтобы Ваш ответ являлся фрагментом из

какого-либо официального документа: объявления, инструкции, справки.

1.Шьют ли в ателье пальто из их материала?

2.Можно ли в метро заниматься коммерцией?

3.Заверит ли нотариус копию документа, если у меня нет с собой

паспорта?

4.Можно ли ездить в автобусах и троллейбусах в спецодежде?

5.Мне могут поменять удостоверение, если нет новой фотографии?

5. Прочитайте предложения, взятые из разговорной речи. Найдите в

них канцеляризмы и замените на другие слова, соответствующие разго-

ворному стилю речи.

1. Я приобрела для сына настольную игру. 2. Заводная обезьянка

вышла из строя. 3. В одном доме со мной проживает известный поэт.

4. В данный момент я готовлюсь к экзаменам. 5. Моя подруга получила

жилплощадь. 6. Мы с женой никогда не конфликтуем. 7. Я не в курсе

этих деталей. 8. В этом районе отвратительные климатические условия.

9. В нашем зеленом массиве так много грибов и ягод.

6. Прочитайте шуточный текст из «Литературной газеты». Найдите

канцеляризмы. Попробуйте пересказать этот текст с помощью нейтраль-

ной или разговорной лексики.

Порча хорошего настроения

Осуществив возвращение домой со службы, я проделал определен-

ную работу по сниманию шляпы, плаща, ботинок, переодеванию в пижаму

и шлепанцы и усаживанию с газетой в кресло. Жена в этот период времени

претворяла в жизнь ряд мероприятий, направленных на чистку картофеля,

варку мяса, подметание пола и мойку посуды.

По истечении некоторого времени она стала громко поднимать

вопрос о недопустимости моего неучастия в проводимых ею поименован-

ных мероприятиях. На это с моей стороны было сделано категорическое

заявление о нежелании слушания претензий по данному вопросу ввиду

осуществления мною в настоящий момент, после окончания трудового

дня, своего законного права на заслуженный отдых.

Однако жена не сделала соответствующих выводов из моих слов и не

прекратила своих безответственных высказываний, в которых, в частности,

отразила такой момент, как отсутствие у меня целого ряда положительных

качеств, как-то: совести, порядочности, стыда и проч., причем как в ходе

своего выступления, так и по окончании его занималась присвоением мне

наименований различных животных, находящихся в личном пользовании

рабочих и колхозников.

После дачи взаимных заверений по неповторению подобных явлений

нами было приступлено к употреблению в пищу ужина, уже имевшего в

результате остывания пониженную температуру и утратившего свои вку-

совые качества.

Вот так у нас порой еще допускается порча хорошего настроения, а

также аппетита.

7. Прочитайте главу 6 «Канцелярит» из книги К. И. Чуковского «Живой

как жизнь». Расскажите, что такое канцелярит, почему это болезнь языка.

РАЗДЕЛ 2.

 Нормы деловой речи. Языковые аспекты

Официально-делового стиля

Раздел 3.

Официально-делового стиля

1. В приведенных предложениях найдите отглагольные существительные, характерные для официально-делового стиля речи. Объясните,

чем выражено сказуемое в безличных предложениях.

1. В выделении дополнительных фондов тресту отказано. 2. Резкое

торможение автомобиля на скользких участках дороги может привести к

заносу и опрокидыванию. 3. Оплата заказа гарантируется. 4. Дублением

кож называется их обработка вымачиванием в специальных растворах.

5. В результате расследования установлено, что пожар возник вследствие

неисправностей в системе электропроводки. 6. Ржавлению подвержено

большинство металлов, не покрытых каким-либо защитным слоем.

2. Прочитайте предложения и определите их стилевую принадлеж-

ность. Охарактеризуйте употребленные в них предлоги и союзы.

1. Товарищеский суд прекращает дело за примирением участни-

ков спора. 2. Ребята снова играют вместе, потому что они помирились.

3. Сезонными признаются работы, которые в силу природных и климати-

ческих условий выполняются не круглый год, а в течение определенного

периода. 4. Мы не могли выйти на улицу из-за проливного дождя. 5. В соот-

ветствии с действующим законодательством авторам изобретений могут

быть присвоены почетные звания. 6. Ему дали большую премию, поскольку

он сделал новый станок. 7. В целях подготовки юношей к военной службе

в школах организуются специальные секции. 8. Он начал усиленно зани-

маться спортом, чтобы подготовиться к армии. 9. Способность гражданина

своими действиями приобретать гражданские права и создавать для себя

гражданские обязанности возникает в полном объеме с наступлением

совершеннолетия, то есть по достижении восемнадцатилетнего возраста.

10. Когда ей исполнилось восемнадцать лет, они поженились.

3. Составьте предложения, характерные для официально-делового

стиля, используя следующие отыменные предлоги:

В целях; в отношении; на предмет; в силу; в части; в связи; в соответ-

ствии; по линии; в течение; во избежание; на основании; в счет; в порядке.

4. Образуйте устойчивые словосочетания, имеющие окраску офи-

циально-делового стиля, добавив к первой группе существительных соот-

ветствующие прилагательные, ко второй группе существительных — необ-

ходимые глаголы. Составьте фразы с полученными словосочетаниями.

1. Приговор, срок, лицо, дети, ответственность, действия, оборона,

полномочия, обстоятельства, преступление, наказание, жалоба, пособие,

органы, порядок, рассмотрение.

2. Приказ, контроль, должностные оклады, выговор, порицание,

ошибка, содействие, порядок, выполнение, недоделки, дисциплина, сове-

щание, перестройка, обязанности, обследование, меры.

5. В приведенных предложениях найдите устойчивые глагольно-

именные сочетания, характерные для официально-делового стиля. Где

это возможно, замените их глаголами.

1. Завод завершает освоение новой модели трактора. 2. Коллектив

предприятия взял обязательство удвоить выпуск продукции за год. 3. Осо-

бое внимание на фабрике уделяется необходимости в кратчайшие сроки

произвести освоение нового оборудования. 4. Рабочие завода выражают

полную уверенность, что им удастся добиться своевременного выпол-

нения заказа. 5. Для включения сигнализации необходимо произвести

повертывание рычага. 6. За отчетный период было проведено обследова-

ние деятельности комбината.

6. Найдите в данных предложениях последовательное «нанизыва-

ние» падежей. Объясните, чем вызвано это языковое явление. Трансфор-

мируйте эти предложения для устного высказывания.

1. Направляем акт проверки причины протекания полов душевых

помещений бытовок заготовительного цеха завода для принятия конкрет-

ных мер по ликвидации дефектов и сдачи корпусов в эксплуатацию. 2. Для

выполнения требования устранения отставания производства деталей

намечены конкретные мероприятия. 3. Мы должны поставить вопрос о

воспитании населения в деле улучшения отношения к проведению меро-

приятий по озеленению города. 4. Факт уклонения арендатора от внесе-

ния арендной платы подтверждается решением арбитражного суда Н-ской

области.

7. Прочитайте предложения, взятые из различных документов. Поста-

райтесь объяснить, почему в одних случаях используется действительный

залог, а в других — страдательный. Приведите подобные примеры.

1. Оплата гарантируется. Письмо отправлено. Ваша телеграмма

получена. Сроки выполнения работ срываются. Ваше предложение едино-

душно одобрено. Указанная документация будет Вам возвращена вместе

с отправленным грузом.

2. Завод «Прогресс» не гарантирует качество изделий по истечении

шести месяцев с момента отгрузки. Главное управление не возражает,

чтобы завод приступил к выпуску самосвалов. Несмотря на неоднократные

напоминания, завод «Электросталь» срывает поставку цветного литья.

8. Образуйте:форму именительного падежа множественного числа от слов:

директор, архитектор, компрессор, сорт, рапорт, слесарь, отпуск,

ордер, сектор, штемпель, вектор, диспетчер, допуск, редактор, табель,

цех, корм, квартал, отгул, шофер, месяц, инструктор, бухгалтер, брокер,

дилер, ректор, профессор, порт, торт;

форму родительного падежа множественного числа от существи-

тельных:

амперы, апельсины, баклажаны, бананы, ватты, вольты, гектары,

георгины, граммы, кеды, носки, чулки, помидоры, мандарины, ставни, сол-

даты, свадьбы, шорты, рельсы, саперы, солдаты, капитаны, погоны;

формы 1-го и 3-го лица настоящего (будущего) времени от глаголов:

бороздить, 1077 е\u1074 выздороветь, бриться, растить, вынудить, тыкать, тру-

сить, щипать, ютиться, плескать, махать, опротиветь, пылесосить, гудеть,

колесить, брызгать, победить;

формы родительного, творительного и предложного падежей числи-

тельных:

7, 63, 585, 3944, 1,534 доли секунды, 1,5 килограмма, 2/3 часа.

9. Образуйте с данными существительными словосочетания:

«существительное + прилагательное»

а) соло-вексель, банк-ипотека, кредит-нота, письмо-запрос, бизнес-

круиз, холдинг-компания, диван-кровать;

б) сальдо, жюри, интервью, какаду, кенгуру, фиаско, досье, пресс-

атташе, авизо, бюро, реноме, маэстро, импресарио, лобби, рантье, фак-

симиле, ревю, буржуа, пани, эмбарго, иваси, бра;

в) поясы — пояса, секторы — сектора, лагери — лагеря, учители —

учителя, хлебы — хлеба, тоны — тона, пропуски — пропуска, цветы — цвета;

«существительное + глагол в прошедшем времени»

(например, МИД заявил): ООН,ОРТ, СНГ, ОПЕК, ГРЭС, ТЭЦ, РЭУ,

ФИДЕ, ФСБ, ММВБ, ЕЭС, МВФ, ЧИФ, СГУ, ЮНЕСКО.

10. Перепишите предложения, раскрывая скобки. Мотивируйте свой

ответ.

а) 1. Согласно (счет-фактура) было выплачено 23 000 тысячи рублей.

2. Я отказался от (шоп-тур) в Европу из-за срочного заказа. 3. Мы вынуж-

дены прервать сотрудничество с (фабрика-поставщик). 4. На семинаре

обсуждались инновации в сфере (бизнес-образование). 5. В этом слу-

чае функции (банк-гарант) будет выполнять «Контобанк». 6. В качестве

(инструктор-испытатель) приглашен Иванченко А. В. 7. В качестве (фирма-

агент) будет выступать наше предприятие. 8. Управляющий распорядился

в течение дня приготовить предварительный вариант (бизнес-план).

б) 1. Революции (двигают — движут) историю. 2. Ею (двигает —

движет) чувство страха.3. Автобус медленно (двигается — движется).

4. С лица (капает — каплет) пот. 5. Крыша (капает — каплет).6. Он (махает —

машет) рукой. 7. Волки (рыщут — рыскают) по лесу. 8. По деревне

(рыскают — рыщут) полицейские.9. В панике он (мечется — метается) по

комнате.

11. Укажите стилистические недочеты и грамматические ошибки в

употреблении форм

имен существительных:

Согласно протоколу на окнах в квартире потерпевшей висела капро-

новая оранжевая тюль. На допросе Ищенко показала, что работает секре-

таршей с 1995 года. В отделе чулков и носок в этот день работали Астахова

и Гулиева. Обнаружилась недостача 20 пачек чаю, 43 килограмм сахару,

3 бутылок коньячку. Задержанные покупали водку у цыганов и перепро-

давали ее. В какие порта вы ходили в поисках распространителей? Они

сидели в 12 ряде.

имен прилагательных:

Энергетика является одной их самых важнейших отраслей промыш-

ленного производства страны. Поставки топлива на предприятие были в

два раза меньшее необходимого. В истории юриспруденции очень выдаю-

щаяся роль принадлежит А. Кони. Метод расследования правилен и соот-

ветствен сложности поставленной задачи. Этот закон и в настоящее время

действен. Материал, применявшийся в ходе этого строительства, доста-

точно легкий и прочный.

имен числительных:

В митинге участвовало более 7,5 тысяч человек. Проверка показала,

что расходы турфирмы выросли до 17,2 миллионов в месяц, а доходы в то

время не превышали 9,4 миллионов. Желающим приобрести путевки на

турбазу необходимо до 15 мая внести по ста пятидесяти тысячи рублей.

Для оформления загранпоездки необходима справка с места работы о

том, что зарплата составляет не менее семь тысяч рублей. Двое свиде-

телей опоздали на процесс. Семь волчат были убиты браконьерами за

неделю. В зале суда осталось лишь четверо женщин. Остановимся здесь

на сутки или двои. Кравченко и Силантьев вскрыли сейф с тремя миллио-

нами триста семьдесяти пяти тысячами рублей.

местоимений:

Если кто-нибудь скажет мне против Брюлова хоть слово, я дам ему по

физиономии. В доме царил беспорядок: на столе лежал молоток без ника-

кой пользы. По окончании своей учебы я обязательно останусь работать в

родном для меня селе. Заведующая обувной секцией, срочно подойдите к

себе. Это сотая новинка для детей, производство которых освоено пред-

приятиями города с начала года. Отец умер, когда ему было 4 года. Мысли,

высказанные автором в своей книге, так или иначе затронули каждого.

Следователь попросил меня не смеяться над собой.

12. Составьте словосочетания с данными словами.

Беспокоиться — тревожиться, коснуться — затронуть, объяснить —

описать, одеть — надеть, преисполненный — проникнутый, указывать —

доказывать, отчитаться — отвечать — подвести итог, уделять внимание

— обращать внимание, неосведомленность — незнакомство, цена — сто-

имость, оплатить — платить, осудить — приговорить, оправдываться —

отвечать.

13. Раскройте скобки, поставьте слова в нужном падеже

Согласно (наша договоренность) товары должны прибыть в мага-

зин не позднее следующего месяца. Прошу оплатить командировочные

расходы согласно (договор). Соответственно (принятые обязательства)

отправляем в Ваш адрес образцы нашей продукции. Согласно (прилага-

емый список) наградить работников завода денежной премией в размере

0,5 оклада. Просим сообщить дополнительные сведения относительно

(изменение в финансировании) нашего предприятия. Поступать вопреки

(правило). Отложить принятие решения вплоть до (выяснение обстоя-

тельств дела). По (ознакомление с приговором) расписаться. Написать

отчет по (окончание работы). Мероприятия в целях усиления (безопас-

ность жителей). Корректировать план в сторону (уменьшение работ). При-

ступить к выполнению обязанностей по (истечение срок производствен-

ной практики). Невыполнение соглашения со стороны (фирма-заказчик).

Навести справки по (прибытие на место).

14. Перепишите предложения, вставляя вместо точек предлоги бла-

годаря, ввиду, вследствие с учетом их лексического значения.

... ожидаемых заморозков принять меры предосторожности и прове-

сти профилактику оборудования.

... ремонта железнодорожного полотна пассажирский поезд пришел

с опозданием.

... мужеству и самообладанию водителя авария была предотвращена.

... затопления части набережной ремонтные работы приостановить.

...большого наплыва посетителей время работы выставки увеличено

с 10 до 19 часов.

... повышения цены на товары и услуги будут согласовываться с чле-

нами комиссии.

... активной деятельности экологических служб города выброс эколо-

гически вредных веществ в атмосферу предприятиями города сократился

на 0,3%.

Задания для самостоятельной работы (темы рефератов и сооб-

щений):

1. Орфоэпические нормы современного русского литературного

языка в профессиональной юридической речи.

2. Акцентологические нормы современного русского литературного

языка в профессиональной речи юристов.

3. Нарушение акцентологических норм в профессиональной речи

юристов: ошибка или профессиональный жаргон?

4. Основные нормативные словари в помощь юристам.

Официально-делового стиля

1. Исправьте, если необходимо, ошибки в данных предложениях.

1. Прошу уволить вас по собственному желанию. 2. Искаров ударил

по лицу соседа. 3. Выплатит премию в размере 0,5 оклада за качествен-

ный ремонт следующих товарищей. 4. Осмотр места происшествия был

произведен 15 мая т.г., где было совершено убийство с участием понятых.

5. Шум шагов заглушал вой ветра. 6. В результате небрежного хранения

тары свалившийся металлический сосуд со стеллажа причинил телесные

повреждения пострадавшим. 7. Предъявленное обвинение нашло в суде

подтверждение. 8. Текучесть кадров порождает невнимательное отноше-

ние администрации. 9. На этих лошадях скрылись преступники, следы от

которых ведут в Ингушскую республику. 10. Статья 108, часть 1 УК РСФСР

требует наличия тяжких телесных повреждений, относясь к категории тяж-

ких. 11. Изучая материалы дела, мне даже в голову не приходило лично

поговорить с братом подозреваемого.12. Лицо, которое совершившее

преступление, должно быть привлечено к уголовной ответственности.

13. Приехав во Владивосток, молодой коммерсант на второй день был най-

ден убитым. 14. Затем Петрикин назначается начальником отдела продаж,

работая в этой должности полтора года.15. Подъезжая к дому, он быстро

достал ключи и открыл дверь.16. Лица, привлекающиеся в качестве сви-

детелей, обязаны давать правдивые показания.17.Нетрезвый организм

Тушина, свалившись с лесов на Барсукова, придавив ему собой ногу. 18. На

допросе Аскин показал, что он с оставшимися членами компании напра-

вились пешком на Васильевский остров. 19. Часть депутатов городской

думы перешла на работу в областное правительство. 20. Потерпевшему

было нанесено семь огнестрельных ранений, повлекшие потерю крови,

приводящую к смерти. 21. Карпов с Васильевым трижды нарушил пра-

вила дорожного движения за последний месяц. 22. Гребнев организовал и

постоянно следил за сетью сбыта контрабанды. 23. При осмотре трупа сле-

дов ранения, кроме свидетельства о смерти жены, обнаружено не было.

2. Определите, какие ошибки допущены в предложениях с однород-

ными членами предложения. Исправьте ошибки.

1. Жмыхов организовал и руководил бандой. 2. Все эти показания

говорят о невиновности моего подзащитного и что он не принимал участия

в разбойном нападении. 3. Милованов имеет гордую осанку и упитанность.

4. Мне сказали, что намечается вылазка в лес с детьми, женами, удочками

и другим спортинвентарем. 5. Лескин сказал: «студенческий коэффициент

можно применять и к рабочим, не имеющим специальности и которые при-

обретают специальность непосредственно на месте работы». 6. В кювете

обнаружены две пуговицы: женская и одна черная. 7. Кроме огрызка мало-

сольного огурца, документов у задержанного не обнаружено. 8. Власов

совершил преступление, предусмотренное ч. 2 ст. 206 УК РФ и которое

представляет серьезную общественную опасность. 9. Рассмотрев в откры-

том cyдeбном заседании дело Рукосуевой Елены Марковны, 1949 года

рождения, уроженки с. Ентоль Большемуртинского р-на Красноярского,

русской, из рабочих, не замужем, беспартийной, ранее не судимой, рабо-

тает сварщицей в колбасном цехе Красноярского мясокомбината, про-

живает по ул. Кольцевая, д. 2, кв. 61, суд установил... 10. Лицо, находясь

в состоянии алкогольного опьянения, нарушив правила дорожного движе-

ния и совершил наезд. 11. У шкафа на полу стоят две хрустальные вазы,

один графин, флакон одеколона и женская юбка. 12. Он систематически

избивает жену, нанося побои кулаками, ногами и другими предметами

домашнего обихода. 13. Человек, находившийся в комнате и который видел

всех присутствовавших, не мог не заметить, кто первый ударил потерпев-

шую. 14. Бурдина находилась в сильной степени опьянения и, кроме того,

направлялась в больницу на стационарное лечение. 15. На основании

изложенного и принимая во внимание указанные обстоятельства, следо-

ватель постановил. 16. Он предложил обвиняемому Войтенко Б. С. пока-

зать дом, квартиру и женщину, которой он продал две хрустальные вазы.

17. Афнина показала, что Агеева, вызвав Франкину с урока, и предложила

написать заявление. 18. Муж ушел на станцию, чтобы купить водки и еще

кое-что для детей. 19. От испуга и других телесных повреждений пало 62

куры-несушки. 20. Новые препараты не являются содержащими ядовитых

веществ и поэтому не опасны для окружающих. 21. Антохин организовал и

постоянно занимался сбытом «левого» железа. 22. При задержании у гр-на

Борисова имеется запах алкоголя, покраснение кожного покрытия лица,

заплетание языка.

3. Определите, какие ошибки допущены в сложных предложениях.

Исправьте ошибки.

1. Меркурьев в своих показаниях пояснил, что взял нож из газона,

которым ударил студента. 2. Ответчику направлена претензия, на которую

получен ответ, в котором ответчик старается оправдаться. 3. Таким обра-

зом, подсудимым совершены злостные хулиганские действия, отличаю-

щие по своему содержанию особой дерзостью, поскольку события проис-

ходили в общественном месте на ул. Пугачева, следовательно, был грубо

нарушен общественный порядок, проявлено явное неуважение к гражда-

нам и причинено физическое насилие над потерпевшим, т. е. совершил

преступление, предусмотрен



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 140; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.105.124 (0.283 с.)