Понятие римского частного права 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие римского частного права



 

 Хотя Вы юристы и начинающие, но думаю, что многие из Вас знают, что «гражданин» по –латыни «civis», «гражданский» - «civilis», «право» - «ius». Казалось бы, русский термин «гражданское право» должен равняться римскому «ius civile». Однако, ius civile не равнозначно нашему термину «гражданское право», и не охватывает всего содержания нашего курса. Наш термин «Гражданское» не значит для понимания римлян «право граждан». Дело в том, что понятие «гражданин» у нас и в античном Риме - не одинаково. Например, «гражданин Республики Беларусь» в нашем понимании противопоставляется иностранным гражданам, которые живут на территории нашей страны – Республики Беларусь; живут иногда долго, но не являются «белорусскими гражданами». Некоторые из них принимают белорусское гражданство, хотя по национальности остаются иностранцами. Однако они становятся гражданами Республики Беларусь, т.е. составной частью нашего народа, гражданами.

В Древнем Риме дело обстояло по иному, поэтому мы не можем ставить знак равенства между «гражданским правом» и «ius civile». В античном Риме «римские граждане» составляли только привилегированную часть римского населения. Римские граждане (cives Romani) – это, в основном, потомки коренного населения, потомки завоевателей, а также те, кому римское гражданство было пожаловано. Рядом с ними жили потомки покоренных народов; этих людей называли перегринами, т.е. чужеземцами. Эти чужеземцы не были людьми, прибывшими в Рим из-за границы, политически связанные с другой страной, другим государством. Это была часть постоянно проживающего в стране римского населения, которые не пользовались правами римских граждан. Это неполноправная часть римского населения. Таак вот, ius civile в Риме это гражданское право применяемое в отношении только римских граждан, а не для всего населения Рима.

Возникает в связи с этим вопрос, как регулировать имущественные отношения перегринов, т.е. не римских подданных между собой и отношения между перегринами и римскими гражданами?

Для того чтобы регулировать эти отношения, наряду с ius civile, сложилась другая система норм права, менуемая ius gentium (право народов). Появление этой категории вызвано развитием хозяйственной жизни. Перегрины участвовали в экономической жизни страны, вступали в деловые отношения не только между собой, но и с римскими гражданами. Вот хозяйственная жизнь и стала требовать выхода из создавшегося положения. На этой почве и сложилась система ius gentium (право народов). В связи с этим отметим, что среди исследователей римского права есть точка зрения (ее придерживался покойный профессор Грабарь), что ius gentium есть право международное, т.е это – совокупность норм, регулировавших отношения между народами и между государствами. Такое понимание «права народов» не соответствует реальному положению вещей. Международное право, как самостоятельная отрасль права, родилась в Средние века. В античную эпоху международного права еще не было. Хотя, в единичных случаях, выражение ius gentium в Риме использовалось применительно к отношениям между государствами. Но основное значение ius gentium – это право народов, т.е. такое право, которое применялось ко всему населению римского государства – и к римским гражданам, и к другим народностям. Но это, также, как и ius civile – право римское, только применяемое для всех римских народов, для римских граждан и для перегринов.

Содержание этой системы ius gentium сложилось отчасти из римских норм, в частности, из римских торговых обычаев, отчасти – из чужеземных норм, т.е. из норм, заимствованных у других народов; особенно существенны были заимствования из греческого права, стоявшего в то время на более высоком уровне развития. Так получился дуализм, двойственность: ius civile – исконное право римских граждан, право строго национальное, называвшееся также ius Quiritium, квиритское право (квирит – римский гражданин); применяемое и к римским гражданам, и к перегринам – чужеземцам. Они различались по общему характеру своего содержания. Цивильное, или квиритское, право было направлено на осуществление формальной справедливости iustitia, а изобиловало различными кляузами, опасными для неопытного человека, как бы ни была несомненна правота его дела. Квиритским правом руководствовался praetor urbanus, городской претор, ведавший спорными делами римских граждан. Ius gentium, конечно, преследовало также классовую «справедливость», но, по крайней мере, не страдало тем беспредельным формализмом, который характеризовал цивильное право. Этим правом, т.е. правом ius gentium, руководствовался praetor peregrines, перегринский претор, ведавший вопросами юстиции, возникавшими среди перегринов, а также между перегринами и римскими гражданами.

Дуализм этих двух систем - ius gentium и ius civile – не следует понимать так, что ius gentium и ius civile отделялись одно от другого какой-то непроницаемой стеной: люди всеже жили вместе, в сходных условиях. Обе системы при практическом применении находились в постоянном взаимодействии, оказывали взаимное влияние одна на другую.

Прогресс в значительной степени заключался в том, что идеи ius gentium просачивались через жесткую скорлупу цивильного права одушевляли его первоначальную формалистику. Шел процесс ассимиляции.

В 212 г. н.э. император Каракалла под влиянием развивавшейся экономики издал эдикт, уравнявший, в основном перегринов с римскими гражданами. В YI в. всякая почва для дуализма исчезла, и при императоре Юстиниане обе системы окончательно слились во едино.

Таким образом, когда мы говорим о римском гражданском праве и придерживаемся современного понимания этого термина, то оказывается, что филологически соответствующий латинский термин (ius civile) выражает совсем не то о чем мы думаем!

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 36; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.218.230 (0.007 с.)