Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Исследование индивидуального случая ⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 7
Исследование индивидуального (единичного) случая, или case study, направлено на интенсивное, глубокое и детальное изучение какого-то отдельно взятого случая. Под «случаем» понимаются какие-либо конкретные, ограниченные во времени и месте системы: личности, чьи-либо действия, процессы, события, инциденты, социальные практики и программы (Creswell, 1998). Результаты исследования имеют форму «извлеченных уроков», которые предоставляет анализируемый случай (Lincoln, Guba, 1985). Существуют несколько разновидностей этого метода. Фокус исследования может быть сосредоточен как на самом случае – и тогда говорят об «исследовании существенного случая», так и на какой-то проблеме – тогда случай используется инструментально, для иллюстрации проблемы, и тогда говорят, соответственно, об «инструментальном исследовании случая». Кроме того, анализироваться могут как один, так и несколько схожих случаев (обычно не больше 4) – тогда говорят о единичном или коллективном кейс-стади. Изучение индивидуального случая издавна применяется в психологии (начиная с Фрейда), психиатрии и медицине (анализ случаев болезни), юриспруденции и судебной практике (случаи судебных разбирательств), политологии (прецеденты официальных заявлений), HR-менеджменте (случаи из практики управления персоналом).
Дискурс-анализ Дискурс-анализ ориентирован на исследование текстов в ситуации взаимодействия (коммуникации) между людьми. Эта стратегия применяется для изучения способов формирования и изменения идентичности человека, его позиций, аргументации, поведения и социального взаимодействия в процессе использования тех или иных культурных, религиозных, политических, профессиональных и прочих дискурсов (Филлипс, Йоргенсен, 2004). Дискурс в общем смысле – это относительно устойчивая система значений, используемая некоторым сообществом для интерпретации событий. Изучение дискурса предполагает детальный анализ всевозможных прагматических, социолингвистических, идеологических составляющих разговора людей – пауз, голоса, интонации, задержек в ответах, поправок себя, стилистических и грамматических особенностей речи (Potter, 2003). Для получения данных в дискурс-анализе предпочтение отдается естественным материалам: аудио-, теле- и видеозаписям повседневного общения людей, газетным статьям и пр. Дискурс-анализ опирается на положения дискурсивной психологии (Поттер, Уэзерелл, Эдвардс), постструктуралистские теории дискурса (Фуко, Лакан), социально-конструкционистские идеи (Герген, Биллиг и др.). В психологию он пришел из лингвистики
и имеет тесные связи с методами риторического анализа и анализа разговоров.
Заключение Один из основных посылов методологии качественных исследований можно сформулировать просто: не исследование должно подстраиваться под требования методологии, а, скорее, последняя должна удовлетворять требованиям конкретных исследовательских задач. Как пишут М. Майлз и А. Губерман: «Для нас кажется очевидным то, что исследование является в большей мере ремеслом, нежели рабским соблюдением методологических правил. Не существует исследования, строго приспосабливающегося к стандартам методологии; каждое из них требует от исследователя подстройки методологии к особенностям обстановки» (Miles, Huberman, 1994, p. 5). В данной статье мы стремились сформулировать отличительные черты качественных исследований как методологии, сосредоточивающей свое внимание на работе со словами (текстом, дискурсом, нарративом), и как подхода, придающего решающее значение полевой работе, сбору подробных описаний, переживаниям и смыслам людей, социальному контексту и индивидуальным случаям, гибким исследовательским стратегиям и процедурам, точке зрения исследуемых и рефлексии исследователя. Возникнув как широкое реформистское движение, качественные исследования постепенно перестают быть чем-то альтернативным, все больше интегрируясь в «мэйнстрим» психологии и социальных наук. Это придает особую важность анализу как самой качественной методологии, так и подходов, на которые она опирается: феноменологии, этнометодологии, нарратологии, социального конструкционизма, дискурс-анализа и других.
Литература 1. Барский Ф. И., Кутузова Д. А. Представление об идентичности в рамках нарративного подхода // Мир психологии. 2004. № 2 (38). С. 67–77. 2. Квале С. Исследовательское интервью. М.: Смысл, 2003.
3. Лурия A. P. Маленькая книжка о большой памяти // Хрестоматия по общей психологии. 4. Психология памяти / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романов. М., 1979. С. 193–207. 5. Семенова В. В. Качественные методы: введение в гуманистическую социологию. М.: Добросвет, 1998. 6. Страусс А., Корбин Дж. Основы качественного исследования: обоснованная теория, про- 7. цедуры и техники. М.: Эдиториал УРСС, 2001. 8. Улановский А. М. Качественная методология и конструктивистская ориентация в психологии // Вопросы психологии. 2006. № 3. С. 27–37. 9. Улановский А. М. Феноменологический метод в психологии, психиатрии и психотерапии // 10. Методология и история психологии. 2007. Т. 2. Вып. 1. С. 130–150. 11. Улановский А. М. История и векторы развития качественных исследований в психологии // 12. Методология и история психологии. 2008. № 2. С. 129–139. 13. Улановский А. М., Матюхина А. Б. Изучение религиозных переживаний и дискурса (на материале исследования кришнаитов) // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2010. Т. 7. № 1. С. 55–73. 14. Филлипс Л., Йоргенсен М. В. Дискурс-анализ. Теория и метод. Харьков: Гуманитарный центр, 2004. 15. Banister P., Burman E., Parker I., Taylor M., Tindall C. Qualitative methods in psychology: A Research guide. Buckingham, Philadelphia: Open University Press, 1994. 16. Belzen J., Hood R. Methodological Issues in the Psychology of Religion: Toward Another Paradigm? //The Journal of Psychology. 2006. V. 140. № 1. P. 5–28. 17. Bliss J. et al. Qualitative data analysis: A guide to uses of systematic networks. London: Croomhelm, 1983. 18. Creswell J. W. Qualitative inquiry and research design: Choosing among five traditions. Thousand Oaks, CA: Sage. 1998. 19. Denzin N. K., Lincoln Y. S. Introduction: The discipline and practice of qualitative research // 20. The handbook of qualitative research. Second edition / Eds N. K. Denzin and Y. S. Lincoln. 21. Thousand Oaks, CA: Sage. 2000. P. 1–28. 22. Dey I. Qualitative data analysis. London, New York: Routledge, 1993. 23. Eisner E. W. On the Art and Science of Qualitative Research in Psychology // Qualitative research in psychology: Expanding perspectives in methodology and design / Eds P. M. Camic et al. Washington, DC, 2003. P. 17–30. 24. Giorgi A. The Descriptive Phenomenological Psychological Method // Qualitative research in psychology: Expanding perspectives in methodology and design / Eds P. M. Camic et al. Washington, DC, 2003. P. 243–273.
Контрольные задания 1. Раскройте понятие «Качественные исследования» 2. Опишите основные уровни качественной методологии и их иерархию 3. Составьте структурно-логическую схему стратегий качественных исследований, выделенных Дж. Кресвелл
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 124; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.114.142 (0.006 с.) |