Соотношение качественного и количественного подходов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Соотношение качественного и количественного подходов



Качественный подход, как мы его описали выше, имеет ряд заметных отличий от подхода к исследованию, который получил наибольшее распространение в социальных науках и который последнее время называют «количественным». Различные авторы акцентируют разные стороны при определении отличий обоих. Довольно емкое и свободное от идеологических пристрастий определение дает, например, К. Рейджин. С его точки зрения, ключевое различие состоит в том, что сторонники количественной методологии работают с несколькими переменными и множеством случаев, тогда как сторонники качественной методологии основываются на нескольких случаях и множестве переменных (Ragin, 1987).

Более остро и развернуто различия этих подходов формулируют К. Глесне и А. Пешкин в своей книге «Становление качественными исследователями». С их позиции:

 

• количественные исследования исходят из допущения объективной реальности социальных фактов, главенства метода, допущения, что переменные могут быть распознаны, а отношения между ними измерены, тогда как качественные исследования опираются на допущение о социальном конструировании реальности, главенстве предмета исследования, допущение, что переменные являются комплексными, сплетенными и сложными для измерения;

• количественные исследования преследуют цель обобщения, предсказания и причинного объяснения, тогда как качественные – контекстуализации, интерпретации и понимания взгляда на мир действующих лиц;

• с точки зрения самого подхода, в количественных исследованиях принято начинать с гипотез и теорий, использовать манипуляцию и контроль, формальные инструменты, экспериментирование, дедукцию, компонентный анализ, стремиться к единогласию и норме, обращаться к редукции данных к числовым индексам, использовать абстрактный язык написания отчетов;

• в качественных исследованиях принято заканчивать гипотезами и эмпирически «заземленными» теориями (grounded theories), опираться на спонтанное проявление феномена и его изображение, трактовать исследователя как основной инструмент, использовать натуралистическое исследование, индукцию, анализ паттернов, стремиться к плюрализму и комплексности, делать второстепенными числовые индексы, писать описательные отчеты;

• наконец, с точки зрения роли исследователя, количественные исследования предполагают отстраненность, беспристрастность, позицию постороннего лица и объективное изображение, тогда как качественные – личную вовлеченность, участие, взгляд человека, смотрящего «изнутри» и эмпатическое понимание (Glesne, Peshkin, 1992).

 

Как видно, смешение количественного и качественного подхода в исследованиях является не таким уж простым делом. Они имеют различные эпистемологические основания и могут приводить к противоречивым выводам. И все же, как отмечают многие авторы, совмещение в рамках одного исследования качественных и количественных методов может быть оправдано тем, что даже когда они дают несопоставимые результаты, они очевидным образом обогащают наше понимание человеческого поведения. Затрагивая различные стороны одних и тех же феноменов, эти два методологических подхода создают более законченную историю (Marecek, 2003). Значительная часть приверженцев качественной методологии сторонится сегодня антиколичественной позиции (которая по-прежнему характерна для рьяных приверженцев идеи строго гуманитарной методологии познания) и признает возможность комбинирования качественной и количественной методологий с необходимой долей ответственности. В этой связи, сегодня в методологии социальных наук появилось понятие смешанных методов исследования (mixed methods research) как совмещающих количественные и качественные техники и стратегии (Yoshikawa et al., 2008).

Наконец, еще одна из тенденций, объединяющих оба этих подхода – все большее применение компьютерных программ обработки и анализа данных. В качественных исследованиях сегодня получает все большее распространение использование специальных программ обработки и анализа качественных данных (ATLAS.ti, Transana, Folio VIEWS, NUD–IST и др.) – как вспомогательных средств поиска, организации, индексации, сортировки и создания групп текстовых данных (комбинаций слов, фраз, сегментов текста и т. д.). Как полагает Я. Дей, комбинирование качественных и количественных методов будет поддерживаться ростом роли компьютеров в качественном анализе. Инновации в области программного обеспечения будут стимулировать развитие более гибкого и прагматичного подхода к качественным исследованиям, относительно свободных от идеологических и эпистемологических предубеждений и пристрастий, доминирующих в ранних дискуссиях (Dey, 1993).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 90; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.22.107 (0.005 с.)