Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Соотношение качественного и количественного подходов
Качественный подход, как мы его описали выше, имеет ряд заметных отличий от подхода к исследованию, который получил наибольшее распространение в социальных науках и который последнее время называют «количественным». Различные авторы акцентируют разные стороны при определении отличий обоих. Довольно емкое и свободное от идеологических пристрастий определение дает, например, К. Рейджин. С его точки зрения, ключевое различие состоит в том, что сторонники количественной методологии работают с несколькими переменными и множеством случаев, тогда как сторонники качественной методологии основываются на нескольких случаях и множестве переменных (Ragin, 1987). Более остро и развернуто различия этих подходов формулируют К. Глесне и А. Пешкин в своей книге «Становление качественными исследователями». С их позиции:
• количественные исследования исходят из допущения объективной реальности социальных фактов, главенства метода, допущения, что переменные могут быть распознаны, а отношения между ними измерены, тогда как качественные исследования опираются на допущение о социальном конструировании реальности, главенстве предмета исследования, допущение, что переменные являются комплексными, сплетенными и сложными для измерения; • количественные исследования преследуют цель обобщения, предсказания и причинного объяснения, тогда как качественные – контекстуализации, интерпретации и понимания взгляда на мир действующих лиц; • с точки зрения самого подхода, в количественных исследованиях принято начинать с гипотез и теорий, использовать манипуляцию и контроль, формальные инструменты, экспериментирование, дедукцию, компонентный анализ, стремиться к единогласию и норме, обращаться к редукции данных к числовым индексам, использовать абстрактный язык написания отчетов; • в качественных исследованиях принято заканчивать гипотезами и эмпирически «заземленными» теориями (grounded theories), опираться на спонтанное проявление феномена и его изображение, трактовать исследователя как основной инструмент, использовать натуралистическое исследование, индукцию, анализ паттернов, стремиться к плюрализму и комплексности, делать второстепенными числовые индексы, писать описательные отчеты;
• наконец, с точки зрения роли исследователя, количественные исследования предполагают отстраненность, беспристрастность, позицию постороннего лица и объективное изображение, тогда как качественные – личную вовлеченность, участие, взгляд человека, смотрящего «изнутри» и эмпатическое понимание (Glesne, Peshkin, 1992).
Как видно, смешение количественного и качественного подхода в исследованиях является не таким уж простым делом. Они имеют различные эпистемологические основания и могут приводить к противоречивым выводам. И все же, как отмечают многие авторы, совмещение в рамках одного исследования качественных и количественных методов может быть оправдано тем, что даже когда они дают несопоставимые результаты, они очевидным образом обогащают наше понимание человеческого поведения. Затрагивая различные стороны одних и тех же феноменов, эти два методологических подхода создают более законченную историю (Marecek, 2003). Значительная часть приверженцев качественной методологии сторонится сегодня антиколичественной позиции (которая по-прежнему характерна для рьяных приверженцев идеи строго гуманитарной методологии познания) и признает возможность комбинирования качественной и количественной методологий с необходимой долей ответственности. В этой связи, сегодня в методологии социальных наук появилось понятие смешанных методов исследования (mixed methods research) как совмещающих количественные и качественные техники и стратегии (Yoshikawa et al., 2008). Наконец, еще одна из тенденций, объединяющих оба этих подхода – все большее применение компьютерных программ обработки и анализа данных. В качественных исследованиях сегодня получает все большее распространение использование специальных программ обработки и анализа качественных данных (ATLAS.ti, Transana, Folio VIEWS, NUD–IST и др.) – как вспомогательных средств поиска, организации, индексации, сортировки и создания групп текстовых данных (комбинаций слов, фраз, сегментов текста и т. д.). Как полагает Я. Дей, комбинирование качественных и количественных методов будет поддерживаться ростом роли компьютеров в качественном анализе. Инновации в области программного обеспечения будут стимулировать развитие более гибкого и прагматичного подхода к качественным исследованиям, относительно свободных от идеологических и эпистемологических предубеждений и пристрастий, доминирующих в ранних дискуссиях (Dey, 1993).
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 90; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.22.107 (0.005 с.) |