Тема 1: системные характеристики общества как формы организации социальных взаимодействий 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1: системные характеристики общества как формы организации социальных взаимодействий



Тема 1: Системные характеристики общества как формы организации социальных взаимодействий

 

1 Социология как наука: ее объект, предмет и метод.

2 Понятие системы. Общество как система: сущность, основные характеристики.

3 Важнейшие подсистемы общества. Общество как социокультурный организм и социально-экономическая система.

Вопросы для проверки и самоконтроля

  1. Что изучает социология? Каков ее объект и предмет?
  2. Что означает понятие «социальное»?
  3. Что такое социальность?
  4. Какие методы применяет социология?
  5. Раскройте содержание понятия «общество».
  6. Разграничьте понятия «общество», «страна», «государство».
  7. Укажите основные признаки общества?
  8. В чем сущность системного подхода к рассмотрению общества.
  9. В чем отличие социальных систем от других типов систем (природных, технических)?
  10. Укажите основные элементы социальных систем.
  11. Что представляет собой экономическая подсистема общества?
  12. Какие функции в обществе как системе выполняет экономическая подсистема?
  13. Какие социальные институты действуют в экономической сфере общества?
  14. Приведите примеры взаимосвязей и взаимозависимостей различных сфер (подсистем) общества.
  15. В чем сущность социокультурного подхода к рассмотрению общества и его систем?
  16. Что такое культура? В чем специфика социологического рассмотрения культуры?
  17. Дайте определение понятиям «ценности», «нормы». Приведите примеры социальных ценностей и норм.
  18. Приведите примеры влияния культурных факторов на экономические, политические, социальные процессы.

Тема 2. Социальная структура и стратификация: проблема социального неравенства

 

1 Социальная структура (горизонтальный срез общества) и социальная стратификация (вертикальный срез), причины их возникновения.

2 Теории социальной структуры и социальной стратификации (К. Маркс, М. Вебер, П. Сорокин, Э. Гидденс и др.)

3 Понятия «социальный класс», «социальная группа», «социальный слой» (страта), «социальный статус».

4 Социальная структура современного белорусского общества. Проблема среднего и «предпринимательского» класса в современном постсоветском обществе.

 

2.1 Социальная структура (горизонтальный срез общества) и социальная стратификация (вертикальный срез), причины их возникновения.

Общество как сложная система социальных взаимодействий структурировано, то есть обладает определенным строением. Социальная жизнь не аморфна, она дифференцирована на социальные группы, статусы, роли, социальные институты, которые взаимосвязаны и взаимозависимы. Люди в процессе своей жизни и деятельности вступают в отношения (взаимодействия), которые не произвольны и не случайны, а обладают некоторой регулярностью и постоянством. Существующие в обществе отношения между индивидами и группами не являются прямым следствием их желаний и намерений, а часто носят объективный по отношению к человеку характер и ограничивают поведение человека или группы.

В социологии социальная структура трактуется в широком и узком смыслах. В широком смысле под ней понимается совокупность взаимосвязанных элементов, составляющих внутреннее строение общества. Элементами социальной структуры являются социальные группы и общности, социальные институты и организации, статусы, роли, ценности, нормы, сферы общественной жизни (экономическая, социальная, политическая, духовная) и др.

Социальная структура многокомпонентна, но ее основанием, исходными элементами (первокирпичиками), из которых она создается, являются социальные группы и общности. В узком смысле социальная структура – совокупность различных по численности и социальному положению относительно устойчивых социальных групп, общностей и система связей между ними.

В основе социальной структуры находятся два важных явления – общественное разделение труда и отношения собственности на средства производства (землю, фабрики, заводы и т.п.) и продукты производственной деятельности. Это означает, что на базе общественного разделения труда появляются такие социальные группы как классы, профессиональные группы (инженеры, юристы, учителя, врачи и др.), люди, занимающиеся умственным и физическим трудом, проживающие в городе (городское население) и в деревне (сельское население). А отношения собственности закрепляют это внутреннее разделение общества и складывающуюся внутри него социальную структуру.

В зависимости от того, какие конкретные группы и общности мы выделяем в социальной структуре, она бывает следующих видов: социально-классовая, социально-территориальная, социально-демографическая, социально-этническая (нации, народности), конфессиональная, социально-профессиональная, культурная.

Социальная структура многомерна, в ней возможны горизонтальный и вертикальный срезы. Горизонтальную дифференциацию современных промышленно развитых обществ принято описывать так называемыми номинальными параметрами (их описал П. Блау). Они установились в обществе как естественно-природные различия между людьми и как элемент общественного разделения труда. Номинальными параметрами П. Блау считает пол, возраст, расу, этническую принадлежность, место жительства, область деятельности, вероисповедание, язык.

На основании указанных различий невозможно определить, кто занимает более высокое, а кто более низкое место в социальной структуре. Вертикальный срез общества, в отличие от горизонтального, показывает его иерархическое деление, при котором одни социальные группы находятся выше или ниже других на социальной лестнице, а нижние уровни контролируются верхними. Различия между группами по вертикали определяются ранговыми параметрами такими как образование, доход, богатство, власть, престиж, происхождение, административная должность, престиж, доступ к информации. При определенных условиях номинальные параметры могут переходить в ранговые. Такое положение вещей в современных обществах рассматривается как социальная несправедливость и угнетение.

Для описания вертикального социального расслоения используют термин социальная стратификация. Термин «стратификация» пришел из геологии, где он обозначает расположение пластов земли по вертикали. Социальная стратификация представляет собой процесс и результат расслоения общества на социальные группы и слои, занимающие неравное положение в обществе. Основные критерии стратификации: 1) доход, собственность, богатство; 2) образование, знания, квалификация, 3) власть, 4) престиж профессии, должности, группы. Социальная стратификация описывает социальное неравенство.

Социальное неравенство означает, что люди находятся на различных ступенях социальной иерархии и обладают неравными жизненными шансами и возможностями для удовлетворения потребностей, живут в условиях, при которых они имеют неравный доступ к ограниченным ресурсам общества. Социальное неравенствов социологии понимается как неравномерное распределение социальных благ и ценностей в зависимости от социального статуса индивида и социальной группы.

Следует различать понятия социальная стратификация и социальная дифференциация. Социальная стратификация подразумевает, что определенные социальные различия между людьми имеют характер иерархического ранжирования. Не все различия между людьми приводят к неравенству между членами общества. Прежде всего, к социальному неравенству приводят различия в распределении доходов и благосостояния, в продолжительности и качестве образования, участии в политической власти, владении собственности, в уровне престижа. Таким образом, основными компонентами измерения неравенства являются: доходы, собственность, богатство, власть, образование, престиж. Понятие социальная дифференциация является более широким и означает множество социальных различий между людьми в том числе и те, которые никак не связаны с неравенством.

В узком смысле, под социальной стратификацией и социальной дифференциацией понимаются все значимые различия между людьми в процессе их жизнедеятельности.

Каждое общество имеет свой набор критериев стратификации, это означает, что каждое общество по-своему организует социальное неравенство. Кроме того, какой-либо признак может по-разному проявляться в разных обществах.

 

С точки зрения линейного подхода история общества развивается как единый последовательно разворачивающийся процесс, при котором определенные стадии (или этапы) сменяют друг друга. Для деления общества на стадии используются разные критерии, но смена выделяемых этапов строго последовательна, закономерна и одинакова для всего человечества, т. е. развитие общества идет по одним и тем же законам.

Если линейный подход содержит акцент на общих и универсальных моментах истории, то нелинейные подходы выделяют особое и неповторимое в истории. С точки зрения цивилизационного подхода развитие разных обществ может идти по-разному, т. е. утверждается, что не существует единой линии развития человечества. Это означает, что каждый народ создает свою уникальную культуру, достижения которой проявляются в разных областях: религии, искусстве, государственном строительстве и т. п. Никакой единой истории не существует, но есть история отдельных, независимо друг от друга возникающих и развивающихся локальных культур или цивилизаций; иными словами, признается множественность моделей развития общества (множество историй).Такой подход отрицает существование человеческого общества в целом и всемирной истории как особого процесса, а значит, и стадий развития общества.

Рассмотрим кратко теории, содержащие линейный подход. Свой вариант интерпретации истории предложил К. Маркс. Он рассматривал исторический процесс как закономерную смену общественно-экономических формаций: на смену первобытнообщинной формации приходит рабовладельческая, которую последовательно сменяют феодальная, а затем и капиталистическая. Сам К. Маркс жил в эпоху капитализма и очень детально описал современное ему общество. Выступая идеологом рабочего класса, он осуждал эксплуатацию, угнетение и другие негативные явления капиталистического общества, предположив, что в будущем рабочему классу удастся взять власть в свои руки и создать справедливое общество, и наступит новый этап, который он назвал коммунизмом.

К. Маркс выделил пять общественно-экономических формаций: первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и формацию будущего – коммунистическую. Согласно Марксу, общественно-экономическая формация представляет собой определенную ступень развития производства и соответствующий ей общественный строй. Другими словами, общественно-экономическая формация – это общество, находящееся на определенной ступени исторического развития.

Основу общественно-экономической формации составляет способ производства материальных благ (производительные силы и производственные отношения). Семья, религия, наука, искусство, государство и другие социальные отношения составляют так называемую надстройку.

Общественное развитие в марксизме объясняется так: на определенном этапе развития общества производительные силы, т. к. они развиваются быстрее, вступают в конфликт с производственными отношениями, которые сдерживают их развитие. Для того чтобы производительные силы (то есть люди с их умениями и навыками трудиться) могли развиваться, необходима замена старых производственных отношений новыми. Когда это происходит, меняется общественно-экономическая формация. Переход от одной общественно-экономической формации к другой осуществляется на основе социальной революции. Социальная революция – это коренной качественный переворот во всей системе общественной жизни. Каждая последующая общественно-экономическая формация является выше предыдущей и рассматривается как последовательная ступень исторического прогресса.

Современные исследователи теории К. Маркса указывают на то, что в его теории духовная жизнь общества и культура рассматриваются как вторичные факторы общественного развития, производные от способа производства материальных благ, то есть от экономических факторов.

В середине ХХ в. появляются теории индустриального общества (Р. Арон, У. Ростоу и др.), которые продолжают рассматривать общественное развитие как линейное, как процесс изменения от низшего к высшему, от простого к сложному, но при анализе исторического процесса учитывают и экономические, и социокультурные его составляющие. Согласно этим концепциям, в историческом развитии можно выделить такие последовательные стадии, как традиционное (доиндустриальное) и индустриальное общество. В 70-е гг. ХХ в. эта теория получает свое развитие в теории постиндустриального общества (Д. Белл, А. Тоффлер и др.). Указанные теории предполагают прохождение обществом определенных стадий (доиндустриальное, индустриальное и постиндустриальное) на основе технических и технологических нововведений, которые влекут за собой перевороты в различных сферах общественной жизни и сочетаются с психологическими изменениями в мотивах деятельности: духом предпринимательства, конкуренции, протестантской этикой, личными амбициями предпринимателей и политических деятелей и т. д.

К традиционному типу общества относят все докапиталистические системы. В таком обществе основными производственными ресурсами являются земля и природное сырье, технология примитивна и господствует ручной труд (труд раба или зависимого крестьянина). Продукт производится небольшими партиями для собственных нужд (натуральное хозяйство), а работники находятся во внеэкономической зависимости от собственников земли (рабство, крепостное право). Существует сословная иерархия, образование и культура являются уделом узкого слоя – элиты (рабовладельцев или феодалов). Традиционное общество статично, каждое новое поколение повторяет образ и уклад жизни своих предков. Изменения в нем происходят крайне медленно, и развивается оно преимущественно за счет внешних толчков или за счет изменений внешних условий (например, угроза завоевания). В традиционном обществе существует жесткая регуляция поведения и мировоззрения людей нормами, которые заданы традицией, религией, общиной, семьей, существует коллективистский характер жизни; традиция доминирует над инновацией, низкая социальная мобильность.

На рубеже XVIII–XIX вв. западноевропейские общества вступают в новый для них этап – индустриальный. На этом этапе на передний план выходит крупное машинное производство, вытесняющее ручной труд и во много раз повышающее производительность труда. Осуществляется массовое производство товаров на широкий рынок. Работники получают личную свободу и становятся наемными работниками, общинные связи заменяются гражданскими, происходит рост городов и распространение городского образа жизни, развивается система начального, а потом и среднего образования, в структуре занятости увеличивается доля квалифицированных профессий. Сословная структура общества сменяется классовой. Важными чертами индустриального общества становятся высокий уровень социальной мобильности, светский характер жизни, преобладание инноваций над традицией, рациональное обоснование деятельности, ориентации на ценности личного достоинства, свободы, полагание на собственные силы (инструментальные ценности).

В середине ХХ в. развитые страны вступают в постиндустриальную стадию. Постиндустриальное общество имеет множество наименований: его называют также надындустриальным (Р. Арон), информационным (Д. Лион), электронным (М. Морисима), цивилизацией третьей волны (О. Тоффлер) и др.

Основными ресурсами на этом этапе становятся человеческое знание и информация. Быстрыми темпами развивается производство, основанное на новейших микроэлектронных и компьютерных технологиях, позволяющих создавать, хранить и перерабатывать гигантские массивы данных. Также быстрыми темпами развивается сфера услуг, в которой ныне занято более половины работающего населения и которая включает в себя как производственные (финансовые, банковские, страховые, научно-консультационные, программные и др.), так и непроизводственные услуги (наука, образование, здравоохранение, культура, туризм и т. п.). В социальной структуре общества возрастает удельный вес специалистов с высшим образованием, а доля среднего класса составляет 50–80%. Ключевые позиции в обществе занимают группы, владеющие собственностью, информацией, «человеческим капиталом» или освоенным знанием. В информационном обществе развивается правовая регуляция общественных отношений, формируется стремление к гармоничным отношениям между обществом, государством и личностью, предпринимаются попытки решения разнообразных глобальных проблем человечества.

Как показывает развитие исторического процесса, выделяемые различными исследователями стадии не являются универсальными, их нельзя отнести ко всему человечеству. Линейная, европоцентристская концепция исторического развития не позволяет в полной мере объяснить развитие Востока, России и других регионов, находившихся в стороне от Западной Европы.

Иной, нелинейный взгляд на развитие исторического процесса предлагают цивилизационные теории. В современной системе социологических знаний под цивилизацией понимается устойчивое культурно-историческое сообщество людей, связанных базовыми культурными ценностями, общей исторической памятью и судьбой. Цивилизации формируются многими столетиями, а создаваемые в них базовые ценности (религиозные, этические, социальные, моральные, политические и др.) не только закрепляются в сознании и поведении людей, но и образуют так называемую «ментальность» или «дух» нар ода, проникают в глубинные неосознаваемые пласты психики. Понятие «цивилизация» охватывает не какую-то одну сторону общественной жизни, а взаимодействие всех важнейших сторон и проявлений жизнедеятельности общества: материально-экономических, политических, идейных, религиозных, нравственных, культурных, эстетических и др.

Большой вклад в нелинейное понимание истории внесли Н. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби.

О. Шпенглер (1880–1936) в своем известном труде «Закат Европы» (1918) выделил восемь культур, все они в разные времена прошли стадии ранней и поздней культуры, а затем вступали в стадию цивилизации. Таким образом, развитие принимает форму цикла, а не линейного прогресса, проходит положенные стадии, а затем вырождается в цивилизацию, стремится к упадку и умирает. Цивилизация – это естественное завершение особой культуры, стадия ее упадка, агонии и старости.

О. Шпенглер разделяет понятия культура и цивилизация. Культура, по его мнению, представляет собой нечто живое, своего рода «душу», а цивилизация возникает как овеществление, как крайнее состояние культуры.

На стадии агонии и старости проявляются такие черты культуры народа, как космополитизм вместо местной перспективы, городские связи вместо кровных уз, научный подход вместо религиозного, массовые ценности вместо религиозных, секс вместо материнства, деньги вместо подлинных ценностей, насилие вместо согласия. О. Шпенглер делает пессимистический вывод о том, что западная культура обречена, т. к. являет собой деградацию высших духовных ценностей.

Большую известность в научном мире получила теория цивилизаций А. Тойнби (1889–1975), изложенная в 20-томном труде «Постижение истории» (1934–1961). У него единицей изучения являются не народы, не культуры, не национальные государства, не человечество в целом, а промежуточные образования, которые имеют большее пространственное и временное протяжение, чем отдельные общества, и меньшее, чем все человечество. Это цивилизации. Каждая из них включает в себя несколько народов и стран и обладает духовно-культурной самобытностью.

По мнению автора, цивилизации возникают в результате взаимодействия двух факторов, таких как, во-первых, появление творческого меньшинства (элиты) и, во-вторых, неблагоприятных условий, бросающих «вызов» творческому меньшинству. Так называемый «вызов» проистекает из внешнего окружения – как из природной, так и из человеческой среды. Цивилизация – это «ответ» на «вызов» в форме религии, искусства, науки и техники, экономики и т. п.

Стержнем цивилизации, согласно А. Тойнби, всегда является та или иная религия, носителем которой вначале выступает творческое меньшинство, а затем и народ. В процессе исторического развития ученый выделяет двадцать одну цивилизацию, пять из них – это «живые» цивилизации: христианская (западное общество), православно-христианская (Россия, Украина, Беларусь и др.), исламская (Северная Африка, Средний Восток), индуистская (Индия), буддистская (Китай и др.).

Все цивилизации проходят стадии становления, расцвета и упадка. Расцвет цивилизации определяется в первую очередь развитием внутренних сил личности. Следует обратить внимание, что, по мнению А. Тойнби, не технический или хозяйственный прогресс является показателем роста цивилизации, а развитие личности.

Линейный и нелинейный подходы имеют свои преимущества и существенно дополняют друг друга. Они дают возможность по-разному увидеть историю. В линейных теориях на первый план выходят общие для всего человечества законы развития, а в теории локальных цивилизаций – индивидуальное разнообразие исторического процесса. Многообразие теорий исторического процесса подтверждает, что общество – это сложная, многоуровневая, динамическая и нелинейная система и, как следствие, происходящие в нем процессы нельзя уложить в одну объяснительную схему, потому что обязательно найдутся такие изменения, которые не будут отвечать этой схеме. Поэтому происходящие в обществе в разное время и под воздействием разных причин процессы определяются и описываются разными законами и разными теориями.

Таким образом, для анализа процессов социально-исторического развития общества необходим интеграционный подход, учитывающий достижения различных теоретико-методологических подходов и школ.

 

Вопросы для проверки и самоконтроля

1 В чем сущность линейно-стадиальной модели общественного развития?

2 Чем отличаются нелинейные модели объяснения исторического процесса?

3 Охарактеризуйте эволюционизм как концепцию социальных изменений. В чем его ограниченность?

4 Как рассматривает К. Маркс исторический процесс? Какие этапы исторического процесса он выделяет? Что выступает в качестве главного основания их выделения?

5 Объясните, как происходит общественное развитие с точки зрения К. Маркса.

6 Раскройте содержание понятия «цивилизация».

7 В чем сущность нелинейных подходов к рассмотрению истории? Какие социологические теории содержат указанные подходы?

8 Как соотносятся между собой понятия «социальное изменение», «социальное развитие» и «социальный прогресс»?

9 В чем различия между социальным прогрессом и социальным регрессом, социальной революцией и социальной эволюцией, социальной революцией и социальными реформами? Приведите примеры.

10 Каковы причины социальных кризисов? Какие способы их разрешения, на ваш взгляд, являются наиболее приемлемыми?


 

Вопросы для проверки и самоконтроля

1 Разграничьте понятия «семья и «брак».

2 Раскройте содержание основных функций семьи.

3 Как изменилось отношение к браку и семье у современных молодых людей в сравнении с поколением их родителей?

4 Сформулируйте основные характеристики современной. С какими проблемами сталкиваются молодые семьи?

5 В чем принципиальное различие понятий «пол» и «гендер», «половая роль» и «гендерная роль»?


 

Конфессиональное разнообразие современной Беларуси. Социологические характеристики религиозности населения Беларуси. Социально-политические и правовые механизмы регулирования государственно-конфессиональных отношений в Республике Беларусь.

 

5.1 Религия как тип мировоззрения, как социальный институт, как организационное образование (община, церковь и т.п.). Специфика социологического анализа религии.

 

О социальной значимости религии в мире говорят следующие статистические данные о числе верующих. Демографическое исследование, проведенное Pew Research Center в более, чем 230 государствах и территориях, показало, что верующими считают себя примерно 5,8 млрд из 6,9 млрд жителей Земли.

Примерно 2,2 млрд человек (32% от общей численности человечества) исповедуют христианство, 1,6 млрд (соответственно, 23%) – ислам, 1 млрд (15%) – индуизм, 500 млн (7%) – буддизм, и 14 млн (0,2%) – иудаизм.

В современном мире роль религии в разных странах неоднозначна. В демократическом обществе религия является одним из социальных институтов гражданского общества, роль и функции которого регламентируются конституционными нормами. Но есть страны, в которых религия продолжает оказывать существенное влияние на внутреннюю и внешнюю политику государства и ограничивать права человека. Многие международные террористические организации используют религиозную идеологию в своих целях.

Религия, будучи одной из сфер духовной и практической жизни людей, всегда рассматривалась как явление сложное и неоднозначное.

Религия может рассматриваться как специфическое мировоззрение(система взглядов на объективный мир, совокупность знаний, убеждений, идеалов, ценностей, образующих целостный взгляд на мир и место человека в нем). На разных этапах развития общества мировоззрение было разным. Принято выделять разные исторические типы мировоззрения: мифологическое, религиозное, философское, научное, технократическое. В настоящее время все указанные типы мировоззрения трансформировались, но продолжают существовать самостоятельно, взаимодействуя и переплетаясь друг с другом. Религия – это специфический тип мировоззрения и мироощущения, то есть совокупность убеждений, ценностей, взглядов на мир и на человека как творение Бога.

Религия – это такая форма духовной жизни, которая основана на вере в сверхъестественное (духов, Богов, единого Бога) и предполагает определенный образ жизни, строго соответствующий содержанию веры.

Социология религии – это отрасль социологии, изучающая религию как социальное явление, не религию саму по себе, а ее социальные проявления

Специфика изучения религии в традиции социологии религии заключается в рассмотрении предмета исследования как социального феномена, как одной из систем социальных действий. Религия интегрирована в повседневную жизнь людей в качестве определенной модели, символической системы.

В основе социологии религии – проблема взаимодействия религии и общества. Социологический анализ религии учитывает, что эти взаимоотношения носят характер диалектического единства. Религиозные представления часто приводят к объективным изменениям в социальной структуре. В то же время ход исторического развития свидетельствует о том, что социальные изменения влияют на особенности религиозного сознания и поведения людей.

Социология религии – это эмпирическая наука, предметом изучения которой являются религиозные группы и институты, особенности их возникновения, функционирования, трансформации. В рамках социологии религии анализируются типы религиозных сообществ, эволюция религиозных институтов и их влияние на экономику, политику, процессы секуляризации и модернизации религии, религиозный фундаментализм и др. Соответственно, в рамках социологического знания в целом социология религии может рассматриваться в качестве социологической теории среднего уровня по сравнению с конкретно-социологическими исследованиями и общесоциальными теориями, объясняющими общество как целостную систему.

Какова структура религии как социального явления?

Религия как социальный институт представляет собой сложную социальную систему, основными элементами которой являются:

· религиозное сознание

· религиозный культ

· религиозная организация

· религиозные отношения (социальные отношения).

Рассмотрим эти элементы подробнее.

Религиозное сознание – специфическая форма общественного сознания, главным признаком которого является вера в сверхъестественное.

Религиозный культ (от лат. – почитание) – система символических действий, с помощью которых верующие стремятся выразить свою приверженность к той или иной религии или воздействовать на сверхъестественное. Например, крест является символом христианской религии, полумесяц – символом мусульманской религии; в христианстве обязательными считаются такие обряды, как крещение новорожденных и отпевание усопших; на Руси для воздействия на сверхъестественные силы церковь нередко организовывала «чрезвычайный крестный ход».

Религиозные организации – определенная форма объединения и управления верующими людьми. Существуют три основных вида религиозных организаций: церковь, секта, деноминация.

Все религиозные отношения, в конечном счете, являются одним из видов социальных отношений, а сама религия представляет собой сложную социальную систему, регулирующую отношения между людьми. Во все времена и при любых условиях религиозные институты, кроме религиозных функций, выполняли и социальные функции, т. е. действовали как социальные институты. Религия – это не столько отношение человека к Богу (Богам), сколько отношения между людьми по поводу Бога (Богов).

В научной литературе общепринятым является мнение о том, что все религиозные организации делятся на следующие виды: церковь, секта, деноминация.

Церковь (от греч. – божий дом) – это открытая, массовая религиозная организация, имеющая остаточно большое количество членов во многих социальных слоях или в большинстве общества, а также прочные, длительные и разветвленные связи с данным обществом (тесные связи с широкими слоями общества и действующая внутри него). В основе церкви как религиозной организации находится единое вероучение, определяющее поведение, деятельность и этику верующих. Основной массе верующих (т. е. мирянам) противостоят служители культа (церковнослужители и священнослужители) – люди, которые занимаются выработкой, сохранением и переработкой религиозной информации, координацией религиозной деятельности и религиозных отношений. Основными признаками церкви являются: наличие более или менее разработанной догматической и культовой системы; наличие особого слоя людей – служителей культа (духовенства) и рядовых верующих – прихожан; централизованная система управления отдельными церковными подразделениями; наличие специфических культовых зданий и сооружений.

Секта – особая религиозная организация (группа верующих), отвергающая основные ценности официальной церкви и основной массы верующих. Она возникает как оппозиция по отношению к господствующей церкви, это организация меньшинства. Обычно секту образовывает отколовшаяся от основной церкви группа верующих. Секта представляет собой закрытую или полузакрытую организацию, для вступления в которую требуется пройти определенный ритуал посвящения. Выйти из секты также бывает непросто. Для секты характерна претензия на исключительность вероучения, замкнутость (самоизоляция), отказ от многих сторон общественной жизни, соблюдение строгой дисциплины и выполнение предписаний секты, харизматичный лидер, претендующий на роль «небесного избранника», «живого Бога», гуру, мессии и т. п., нетерпение к инакомыслящим. Секта нестабильна, она распадается и исчезает, когда умирает (или уходит) ее лидер.

Деноминация представляет собой промежуточное звено между церковью и сектой. Она более открыта и многочисленна, чем секта, но также, по сути, является религиозной организацией, отколовшейся от официальной церкви. Например, такие протестантские деноминации, как баптисты, пресвитериане, методисты и др. возникли в результате откола от христианской церкви. Иногда деноминации образуются в результате расширения (укрупнения) сект. Деноминации в наибольшей степени присущи тем странам, в которых свобода вероисповедания стала основой религиозного плюрализма (США, Канада и др.).

Деноминация – религиозная организация современного типа, отличающаяся веротерпимостью, отсутствием жесткого соблюдения дисциплины, в ней отсутствует деление на священство и мирян, она стремится завоевать побольше сторонников независимо от чистоты их веры.

Таким образом, религия – это сфера духовной жизни общества, группы, индивида; способ духовно-практического освоения мира. Определяющим для социологического анализа религии является трактовка религии в качестве социального феномена, подразумевающего общность верований, ритуалов.

Тема 1: Системные характеристики общества как формы организации социальных взаимодействий

 

1 Социология как наука: ее объект, предмет и метод.

2 Понятие системы. Общество как система: сущность, основные характеристики.

3 Важнейшие подсистемы общества. Общество как социокультурный организм и социально-экономическая система.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 198; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.229.113 (0.091 с.)