Глава 1. Характеристика социально-психологических методов работы с персоналом 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1. Характеристика социально-психологических методов работы с персоналом



СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ МЕТОДОВ РАБОТЫ С ПЕРСОНАЛОМ.. 6

1.1. Педагогический персонал современного общеобразовательного учреждения как объект управления качеством образования. 6

1.2. Социально-психологические методы работы с персоналом. 10

1.3. Специфика использования социально-психологических методов в управлении персоналом образовательных учреждений. 20

ГЛАВА 2 АНАЛИЗ СИСТЕМЫ РАБОТЫ С ПЕРСОНАЛОМ МОУ ЛИЦЕЯ № 180 ГОРОДА НИЖНИЙ НОВГОРОД.. 30

2.1. История, специфика деятельности и характеристика персонала МОУ лицея № 180 30

2.2. Характеристика системы работы с персоналом МОУ общеобразовательного лицея № 180. 37

2.3. Методы оценки эффективности функционирования системы работы с персоналом 43

2.4. Анализ результатов исследования типа организационной культуры лицея 50

2.5. Проблемы и предложения по совершенствованию использования социально-психологических методов в управлении персоналом лицея. 53

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 58

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.. 61

ПРИЛОЖЕНИЯ.. 65

 


ВВЕДЕНИЕ

 

 

В современном мире «образование» стало пониматься шире и включает в себя условия социальной и культурной жизни, в которых ребенок и взрослый осваивают культурные ценности, различные виды деятельности, приобретают знания, умения жизнедеятельности. Образование органично включает в себя обучение и учение, воспитание и самовоспитание, развитие и саморазвитие, социализацию и внутренний рост индивида. Взаимосвязь качества образования с характером развития страны является проблемой всех развитых стран. Именно под лозунгом повышения качества в последнее десятилетие идет реформирование образования в России.

Поэтому сегодня проектировочная и прогностическая деятельность менеджера образования является неотъемлемым компонентом профессиональной культуры современного педагога, работающего в условиях функционирования государственных образовательных стандартов, педагогических технологий и дифференциации обучения. Качественное прогнозирование педагогического процесса это обязательно целостное прогнозирование, в основе которого лежат модель соответствующего педагогического процесса и технология прогнозирования, инструментально опосредующая и нейтрализующая размывание целостного и системного видения педагогического процесса.

В построении эффективной модели педагогического процесса важную роль играет система управления педагогическими кадрами образовательного учреждения.

Совместными усилиями ученые и практики пытаются преодолеть методику и учетно-информационную базу анализа кадровых процессов и все чаше обращают внимание на следующие проблемы:

- анализ роли и места кадровой службы в иерархии предприятия и выполняемых ею функций;

- количественный и качественный состав персонала организации, индикаторами определения которого служат численный состав работников (по полу, возрасту, образованию, стажу работы, должностям) и его динамика, профессионально- квалификационные характеристики персонала;

- оценка принципов, методов и технологий управления персоналом;

- мотивация и стимулирование сотрудников, адаптация, подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров, оценка другие.

Все эти вопросы касаются не только коммерческих предприятий и органов государственного управления, но и российских учреждений среднего и высшего образования. Это связано с тем, что формирование педагогического творческого коллектива единомышленников, способного плодотворно трудиться, реализуя общие идеи, является актуальной и значимой для образовательных учреждений в современных социально-экономических условиях. И важное значение здесь приобретает эффективная система управления кадрами, умелое использование методов управления педагогическим коллективом, который хотя и имеет ряд специфических особенностей, безусловно, является объектом управления с общетеоретических позиций управления персоналом, человеческими ресурсами.

Среди основных групп методов в науке управления отдельной группой выделяются социально-психологические методы. Актуальность разработки и реализации социально-психологических методов и технологий управления персоналом общеобразовательных учреждений в значительной степени обусловливается недостаточной изученностью их влияния на порождение, воспроизводство и развитие социально-психологических феноменов учреждения.

В работе использованы научные труды таких видных специалистов в сфере управления персоналом как А.П. Егоршин, А.Я. Кибанов, К.А. Кравченко, И.Д. Ладанов, М.И. Магура, Р.А. Фатхутдинов, С.В. Шекшня, В.И. Шкатулла и ряда других.

Цель дипломного проекта – анализ системы использования социально-психологических методов управления человеческими ресурсами в муниципальном образовательном учреждении лицей № 180 и выработка предложений по её оптимизации.

Для достижения поставленной цели в рамках дипломной работы необходимо выполнить следующие задачи:

- рассмотреть теоретико-методологические основы использования социально-психологических методов управления в системе управления персоналом;

- провести анализ системы управления человеческими ресурсами МОУ лицея № 180;

- проанализировать особенности использования социально-психологических методов управления персоналом в лицее;

- разработать предложения по повышению эффективности использования социально-психологических методов управления.

Объект работы – МОУ лицей № 180 Ленинского района г. Нижний Новгород.

Предмет работы – социально-психологические методы в системе управления человеческими ресурсами МОУ лицея № 180.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Социально-психологические методы управления персоналом - это совокупность способов, процедур и техник работы менеджера по персоналу, инвариантных для организаций разного типа и уровня развития и направленных на формирование кадрового состава организации, поддержание его работоспособности и оптимизацию кадрового потенциала. К ним относят:

- планирование социального развития коллектива;

- повышение производственной и творческой активности сотрудников;

создание благоприятного психологического климата;

- сплочение трудового коллектива;

- управление конфликтами;

- формирование групп (команд);

- сохранение и развитие традиций.

- изучение и учет индивидуальных социально-психологических особенностей сотрудников;

- управление мотивацией сотрудников и другие методы.

Социально-психологические технологии управления персоналом организации - это ситуационно-ориентированные комплексы методов, которые обеспечивают эффективную кадровую работу в конкретных обстоятельствах жизнедеятельности организации. Разработка и реализация данных технологий должны соответствовать культурноисторическим традициям, современным условиям социально-экономического развития, специфике организации и отвечать требованию практической результативности.

Одной из главных задач современной системы управления является создание благоприятных условий для реализации возможностей управляемой системы, которые появляются только с расширением инициативы и ответственности каждого субъекта самоуправления, более широкого использования методов саморазвития и самоуправления.

Как показал анализ исследования социально-психологических методов, применяемых в управлении педагогическим коллективом лицея № 180, руководство учреждения уделяет особое внимание созданию благоприятного социально-психологического климата в коллективе и поддержанию корпоративной культуры. Социально-психологические методы, используемые в работе с персоналом лицея направлены на воспитывающий дух и ценности педагогического коллектива, на отношения в коллективе и его морально-психологический климат, удовлетворенность педагогов своим трудом.

В то же время в ходе проведенного анализа были выявлены следующие недостатки в системе применения социально-психологических методов управления педагогическим коллективом:

- недостатки в системе мотивации персонала;

- в адаптации и развитии персонала;

- в системе оценки, аттестации персонала лицея.

Для устранения этих недостатков предлагается разработать модель мотивационного программно-целевого управления (МПЦУ). Опережающая реализация директором лицея социально-психологических функций по отношению к оперативно-технологическим функциям является сущностью социально-психологической тактики МПЦУ, обеспечивающей психологическую почву успешной деятельности коллектива в соответствии с управленческим циклом.

Внедрение социально-психологических методов и технологий управления персоналом общеобразовательных учреждений способно помочь отечественным организациям создать новую систему кадрового менеджмента, поддерживающую сильную и адаптивную корпоративную культуру, атмосферу взаимной ответственности и инициативы на всех уровнях организации, постоянных технических и организационных нововведений, открытого обсуждения проблем.

Практическая значимость данной работы обусловлена тем, что результаты исследования могут быть учтены руководством общеобразовательных школ при построении эффективной системы управления педагогическим коллективом и созданием оптимального социально-психологического климата.


БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

 

1. Закон РФ «Об образовании» (в редакции, введенной в действие с 15 января 1996 г. Федеральным законом от 13 января 1996 г. № 12-ФЗ) // Официальные документы в образовании, 2000, № 14, июль.

2. Типовое положение об общеобразовательном учреждении (Постановление Правительства РФ от 19.03.2001 № 196).

3. Примерное положение о государственных, муниципальных, средних общеобразовательных школах с углубленным изучением отдельных предметов, гимназиях и лицеях Нижегородской области (Приказ Департамента образования и науки Администрации Нижегородской области от 04.09.2001 № 265).

4. Концепция гражданского образования в Нижегородской области на 2009-2013 годы // Министерство образования Нижегородской области 03.11. 2009.

5. Авдеев В.В. Управление персоналом: технология формирования команды: Учеб. пособие. – М.: Финансы и статистика, 2002.

6. Алексахина Ю.В. Управление персоналом: Учеб. пособие / Ю.В. Алексахина. – М.: Изд-во МГОУ, 2002.

7. Андреева Г.М. Социальная психология – М.: Аспект пресс, 2003.

8. Булыгин Ю.Е., Волковский В.И. Основы теории организации социального управления: Учебное пособие. - М.: ЧеРо, 2000.

9. Вазина К.Я., Петров Ю.Н., Белиловский В.Д. Педагогический менеджмент. – М., 1991.

10. Гаврилюк В. В. Социология образования: учеб. пособие Текст. / В. В. Гаврилюк. Тюмень: Изд-во Тюменск. гос. ун-та, 2003.

11. Галкина Т. И. Аттестация педагогических кадров: книга современного завуча. - изд. 2-е, дополен. и перераб. - Ростов н/Д.: Феникс, 2007.

12. Гаспаришвили А. Т. Учитель в эпоху перемен. - М.: Логос, 2006.

13. Гендин A.M. Учителя о современном состоянии общеобразовательной школы Текст. / А. М. Гендин, М. И. Сергеев // Философия образования, 2006, № 1 (15).

14. Десслер Г. Управление персоналом. - Пер. с англ. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004.

15. Деятельность директора школы в условиях рыночной экономики // Под ред. Пидкасистого П.И. – М. 2000.

16. Кибанов А. Методы построения системы управления персоналом // Кадровик. Кадровый менеджмент, № 6, июнь 2007.

17. Комаров Е.И. Стимулирование и мотивация в современном управлении персоналом Текст. / Е.И. Комаров // Управление персоналом, 2005, №1.

18. Конаржевский, Ю. А. Менеджмент и внутришкольное управление - М.: Педагогический поиск, 2000.

19. Лазарев В.С. Теория и практика управления школой. - М., 2006.

20. Лазарев В.С. Системное развитие школы / В.С. Лазарев. - М.: Педагогическое общество России, 2002.

21. Лепешова Е. Управление персоналом в образовательном учреждении // Управление школой, 2010, № 4.

22. Лапин А.Н. Стратегическое управление современной организаций. - М.: ООО «Журнал «Управление персоналом», 2004.

23. Лизинский В. М. Работа администрации школы с учителем. - М.: Центр «Педагогический поиск», 2000.

24. Макарова И.К. Управление персоналом: Схемы и комментарии. - М.: Юриспруденция, 2002.

25. Мальцева И.Н. Корпоративная культура: сравните с идеалом//Справочник по управлению персоналом, №6, 2005

26. Маркова С.М. Проектирование педагогического процесса в условиях непрерывного многоуровневого профессионального образования. Монография. – Н. Новгород, 1999.

27. Маскин В.В., Иванов В.С., Меркулова Т.К. Слагаемые успешной управленческой деятельности руководителя образовательного учреждения. - Рязань, 2000.

28. Маура М.И. Управление мотивацией персонала // Управление персоналом. 2004, №17.

29. Научная концепция инновационного образования // Под ред. В.И. Слободчикова. - М.: ИРДО РАО. – 2004.

30. Новиков Д.А. Модели и механизмы управления образовательными сетями и комплексами. - М.: Институт управления образованием РАО, 2004.

31. Овсянников А.А. Микроклимат в школе и самочувствие школьников и учителей // Народное образование, 1993, № 7.

32. Одегов Ю.Г. Управление персоналом, оценка эффективности. - М.: Издательство «Экзамен», 2004.

33. Осипов А.М. Учителя как социально-профессиональная группа // Образование и общество, 2007, № 5.

34. Павлуцкий А. Люди и организация: технология усовершенствования компаний // Управление персоналом, 2000, №3.

35. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н.Шиянов. - М.: Школа-Пресс, 1997.

36. Поташник М.М., Лазарев В.С. Управление развитием школы. - М., 1995.

37. Пугачев В.П. Руководство персоналом организации: Учеб. для вузов / В.П. Пугачев. – М.: Аспект Пресс, 2002.

38. Рогачева Н.А. Регулирование в системе внутришкольного управления: автореф. дис..канд. пед. наук: 13.00.01. - М., 1992.

39. Розанова В.А. Психология управления. - М., 2000.

40. Руководство педагогическим коллективом: модели и методы / Под.ред.Лазарева В.С. – М., 1995.

41. Самоукина Н.В Управление персоналом: Российский опыт. - СПб.: Изд-во «Питер», 2003.

42. Самоукина Н.В. Мотивация персонала как проблема Текст. / Н.В. Самоукина // Управление персоналом, 2005, №7.

43. Семёнова Е.М. Тренинг эмоциональной устойчивости педагога: учеб; пособие. - М: Изд-во Института Психотерапии, 2002.

44. Слободчиков В.И., Антропологические основы проектирования программы развития школы. М.: ИРДО РАО, 2006.

45. Соломанидина Т. Организационная культура и климат // Управление персоналом. 2007, №5.

46. Соломанидина Т.О. Организационная культура компании. - М.: ООО «Журнал «Управление персоналом», 2003.

47. Управление персоналом организации // Под.ред. А.Я.Кибанова. М., 1997.

48. Эффективное управление школой в современных условиях: Учебно-методическое пособие. - КАРО, 2006.

 


 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

 


Приложение 1

Внешняя и внутренняя нормативно-правовая информация

 

A

Внешняя нормативно-правовая информация (Н е/о)

Индекс Наименование документа Выходные данные
Н е/о-1 Закон РФ "Об образовании" (Новая редакция) ВО РФ (Вестник образования) - 96, N 3
Н е/о-2 Типовое положение об общеобразовательном учреждении ВО РФ -98, N1, Мэгариф - 97, N 10
     
Б

Внутренняя нормативно-правовая информация

Индекс

Наименование документа

Н у/о-1

Устав ОУ (школы, гимназии, лицея)

Н у/о-2

Свидетельство о регистрации

Н у/о-3

Учредительный договор

Н у/о-4

Лицензия на образовательную деятельность

Н у/о-5

Свидетельство об аккредитации

Н у/о-6

Документ по аттестации образовательного учреждения

Н у/о-7

Приказы директора по основной деятельности

 


Приложение 2

 

Организационная структура управления лицеем № 180


Приложение 3

Факторы социокультурной и образовательной ситуации развития лицея

 


Приложение 4

Анкета

Уважаемый педагоги и студенты! Вам предлагается анкета, которую нужно заполнить дважды.

Первый раз – для оценки существующего типа корпоративной культуры лицея. Второй раз отметьте те утверждения, которые больше соответствуют Вашему представлению о желаемом Вашей школы (какой Вы хотите видеть её в будущем).

 

Важнейшие характеристики

Абсолютно не согласен Согласен частично Больше согласен чем нет Согласен Полно-стью согласен
А Организация напоминает большую семью. Лю­ди выглядят так, как будто имеют много обще­го. В компании настойчиво поддерживается высокое доверие, открытость и соучастие          
В Организация очень динамична. Люди готовы жертвовать своим временем и другими ресурса­ми. Поощряется свобода принятия решений и риск. Эта организация - лидер и новатор в своей области          
С В организации акцентируется внимание на конку­рентных действиях и достижениях. Сотрудники ориентированы на соперничество на рынке          
Д Уровни иерархии жестко разделены и строго контролируются. Действия людей, как прави­ло, определяются формальными процедурами. Важным считается поддержание последова­тельного хода деятельности          

2. Общий стиль лидерства в организации

Абсолютно не согласен Согласен частично Больше согласен, чем нет Согласен Полно-стью согласен
А Стиль лидерства представляет собой пример неформальной заботы о сотрудниках          
В Служит примером новаторства и готовности рисковать. Для лидеров компании характерна высокая предприимчивость и гибкость          
С Общий стиль лидерства в организации служит примером деловитости, напористости, ориен­тации на конкретные результаты          
Д Характеризуется координацией, организован­ностью, последовательностью, ведением дел с учетом рентабельности          

3. Управление работниками

Абсолютно не согласен Согласен частично Больше согласен, чем нет Согласен Полно-стью согласен
А Стиль управления характеризуется поощрени­ем командной работы, единодушием и совме­стным принятием решений          
В Характеризуется поощрением индивидуальной инициативы, самобытности, новаторства          
С Руководство характеризуется высокой требова­тельностью, поощрением достижений, конкуренции          
Д Стиль управления характеризуется гарантией занятости и требованием подчинения, пред­сказуемостью и стабильностью в отношениях          

4. Связующая сущность организации

Абсолютно не согласен Согласен частично Больше согласен, чем нет Согласен Полно-стью согласен
А Преданность делу и взаимное доверие          
В Приверженность новаторству и совершенство­ванию. Акцентируется необходимость быть на передовых рубежах          
С Напористость, конкурентоспособность и стремление к победе на рынке          
Д Формальные правила и официальная полити­ка. Важно поддержание плавного хода дея­тельности организации          

5. Стратегические цели

Абсолютно не согласен Согласен частично Больше согласен, чем нет Согласен Полно-стью согласен
А Организация делает акцент на долгосрочной выгоде от совершенствования работника. Большое внимание уделяется высокой спло­ченности коллектива и моральному климату          
В Внимание акцентируется на необходимости быть первыми, на обретение новых ресурсов и реше­нии возникающих проблем. Ценятся апробация всего нового и изыскание возможностей          
С В организации акцентируется внимание на конку­рентных действиях и достижениях. Основная за­дача - захват рынка и победа в конкуренции          
Д Основное внимание в организации уделяется ста­бильности. Ценятся контроль, рентабельность и жесткая последовательность всех операций          

Критерии успеха

Абсолютно не согласен Согласен частично Больше согласен, чем нет Согласен Полно-стью согласен
А Успех организации зависит от человеческих ре­сурсов, командной работы и заботы о клиентах          
В Успешность определяется обладанием уникальной или новейшей продукцией          
С Успехом компании является победа на рынке и опережение конкурентов          
Д Успешность определяется точным выполнени­ем планов и графиков, рентабельностью и низ­кими производственными затратами          

 

 


[1] Павленок П.Д. Методология и теория социальной работы: учебное пособие. – М.: Инфра-М, 2008. – С. 143.

[2] Теория управления: Учебник // Под общ. ред. А.Л. Гапоненко, А.П. Панкрухина. - М.: Изд-во РАГС, 2003. – С. 12.

[3] Десслер Г. Управление персоналом. - Пер. с англ. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004. – С. 71.

[4] Кибанов А. Методы построения системы управления персоналом // Кадровик. Кадровый менеджмент, № 6, июнь 2007. –С. 10.

[5] Маркова А.К. Психология профессионализма. - М.: «Знание», 1996. - С. 23. – С. 11.

[6] Дежникова Н.С. Педагогический коллектив школы. — М., 1984. – С.

[7] Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н.Шиянов. — М.: Школа-Пресс, 1997. –С. 274.

[8]Авдеев В.В. Управление персоналом: технология формирования команды: Учеб. пособие / В.В. Авдеев. – М.: Финансы и статистика, 2002. - С. 108-109.

[9] Алексахина Ю.В. Управление персоналом: Учеб. пособие / Ю.В. Алексахина. – М.: Изд-во МГОУ, 2002. - С. 101.

[10] Лепешова Е. Мотивация коллектива: желаемое и возможное // Управление школой, 2009, № 7.

[11] Ерёмина Е.В., Ретинская В.Н. Управление персоналом. Учебно-методическое пособие. – Пенза: Издательство Пензенского государственного университета, 2007. – С.42.

[12]Лепешова Е. Мотивация коллектива: желаемое и возможное // Управление школой, 2009, № 7.

[13] Авдеев В.В. Управление персоналом: технология формирования команды: Учеб. пособие / В.В. Авдеев. – М.: Финансы и статистика, 2002. - С. 111.

[14] Десслер Г. Управление персоналом. - Пер. с англ. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004. – С. 75.

[15] Лизинский В. М. Работа администрации школы с учителем. - М.: Центр «Педагогический поиск», 2000. – С. 56.

[16] Осипов А. М. Учителя как социально-профессиональная группа // Образование и общество. 2007, № 5. - С. 67.

[17] Лизинский В. М. Работа администрации школы с учителем. - М.: Центр «Педагогический поиск», 2000. – С. 68.

[18] Гендин A.M. Учителя о современном состоянии общеобразовательной школы Текст. / А. М. Гендин, М. И. Сергеев // Философия образования, 2006, № 1 (15). -С. 269.

[19] Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н.Шиянов. — М.: Школа-Пресс, 1997. – С. 278.

[20] Овсянников, А. Микроклимат в школе и самочувствие школьников и учителей // Народное образование, 1993, № 7. – С. 27.

[21] Осипов А. М. Учителя как социально-профессиональная группа // Образование и общество. 2007, № 5. - С. 69.

[22] Алексахина Ю.В. Управление персоналом: Учеб. пособие / Ю.В. Алексахина. – М.: Изд-во МГОУ, 2002. - С. 104.

[23] Новиков Д. А. Модели и механизмы управления образовательными сетями и комплексами. - М.: Институт управления образованием РАО, 2004. – С. 87.

[24] ·Кибанов А. Методы построения системы управления человеческими ресурсами // Кадровик. Кадровый менеджмент, № 6, июнь 2007.

[25] Ерёмина Е.В., Ретинская В.Н. Управление персоналом. Учебно-методическое пособие. – Пенза: Издательство Пензенского государственного университета, 2007. – С. 49.

[26] Галкина Т. И. Аттестация педагогических кадров: книга современного завуча. - изд. 2-е, дополен. и перераб. - Ростов н/Д: Феникс, 2007. – С. 19.

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ МЕТОДОВ РАБОТЫ С ПЕРСОНАЛОМ.. 6

1.1. Педагогический персонал современного общеобразовательного учреждения как объект управления качеством образования. 6

1.2. Социально-психологические методы работы с персоналом. 10

1.3. Специфика использования социально-психологических методов в управлении персоналом образовательных учреждений. 20

ГЛАВА 2 АНАЛИЗ СИСТЕМЫ РАБОТЫ С ПЕРСОНАЛОМ МОУ ЛИЦЕЯ № 180 ГОРОДА НИЖНИЙ НОВГОРОД.. 30

2.1. История, специфика деятельности и характеристика персонала МОУ лицея № 180 30

2.2. Характеристика системы работы с персоналом МОУ общеобразовательного лицея № 180. 37

2.3. Методы оценки эффективности функционирования системы работы с персоналом 43

2.4. Анализ результатов исследования типа организационной культуры лицея 50

2.5. Проблемы и предложения по совершенствованию использования социально-психологических методов в управлении персоналом лицея. 53

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 58

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.. 61

ПРИЛОЖЕНИЯ.. 65

 


ВВЕДЕНИЕ

 

 

В современном мире «образование» стало пониматься шире и включает в себя условия социальной и культурной жизни, в которых ребенок и взрослый осваивают культурные ценности, различные виды деятельности, приобретают знания, умения жизнедеятельности. Образование органично включает в себя обучение и учение, воспитание и самовоспитание, развитие и саморазвитие, социализацию и внутренний рост индивида. Взаимосвязь качества образования с характером развития страны является проблемой всех развитых стран. Именно под лозунгом повышения качества в последнее десятилетие идет реформирование образования в России.

Поэтому сегодня проектировочная и прогностическая деятельность менеджера образования является неотъемлемым компонентом профессиональной культуры современного педагога, работающего в условиях функционирования государственных образовательных стандартов, педагогических технологий и дифференциации обучения. Качественное прогнозирование педагогического процесса это обязательно целостное прогнозирование, в основе которого лежат модель соответствующего педагогического процесса и технология прогнозирования, инструментально опосредующая и нейтрализующая размывание целостного и системного видения педагогического процесса.

В построении эффективной модели педагогического процесса важную роль играет система управления педагогическими кадрами образовательного учреждения.

Совместными усилиями ученые и практики пытаются преодолеть методику и учетно-информационную базу анализа кадровых процессов и все чаше обращают внимание на следующие проблемы:

- анализ роли и места кадровой службы в иерархии предприятия и выполняемых ею функций;

- количественный и качественный состав персонала организации, индикаторами определения которого служат численный состав работников (по полу, возрасту, образованию, стажу работы, должностям) и его динамика, профессионально- квалификационные характеристики персонала;

- оценка принципов, методов и технологий управления персоналом;

- мотивация и стимулирование сотрудников, адаптация, подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров, оценка другие.

Все эти вопросы касаются не только коммерческих предприятий и органов государственного управления, но и российских учреждений среднего и высшего образования. Это связано с тем, что формирование педагогического творческого коллектива единомышленников, способного плодотворно трудиться, реализуя общие идеи, является актуальной и значимой для образовательных учреждений в современных социально-экономических условиях. И важное значение здесь приобретает эффективная система управления кадрами, умелое использование методов управления педагогическим коллективом, который хотя и имеет ряд специфических особенностей, безусловно, является объектом управления с общетеоретических позиций управления персоналом, человеческими ресурсами.

Среди основных групп методов в науке управления отдельной группой выделяются социально-психологические методы. Актуальность разработки и реализации социально-психологических методов и технологий управления персоналом общеобразовательных учреждений в значительной степени обусловливается недостаточной изученностью их влияния на порождение, воспроизводство и развитие социально-психологических феноменов учреждения.

В работе использованы научные труды таких видных специалистов в сфере управления персоналом как А.П. Егоршин, А.Я. Кибанов, К.А. Кравченко, И.Д. Ладанов, М.И. Магура, Р.А. Фатхутдинов, С.В. Шекшня, В.И. Шкатулла и ряда других.

Цель дипломного проекта – анализ системы использования социально-психологических методов управления человеческими ресурсами в муниципальном образовательном учреждении лицей № 180 и выработка предложений по её оптимизации.

Для достижения поставленной цели в рамках дипломной работы необходимо выполнить следующие задачи:

- рассмотреть теоретико-методологические основы использования социально-психологических методов управления в системе управления персоналом;

- провести анализ системы управления человеческими ресурсами МОУ лицея № 180;

- проанализировать особенности использования социально-психологических методов управления персоналом в лицее;

- разработать предложения по повышению эффективности использования социально-психологических методов управления.

Объект работы – МОУ лицей № 180 Ленинского района г. Нижний Новгород.

Предмет работы – социально-психологические методы в системе управления человеческими ресурсами МОУ лицея № 180.


ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ МЕТОДОВ РАБОТЫ С ПЕРСОНАЛОМ

 

1.1. Педагогический персонал современного общеобразовательного учреждения как объект управления качеством образования

 

 

Существует множество позиций и других подходов, отражающих разнообразное отношение к управлению.

Управление персоналом является одним из основных элементов стратегии организации, призванных обеспечить ее компетентными и заинтересованными в результатах своего труда служащими.

Система управления персоналом предполагает формирование целей, функций, организационной структуры управления персоналом, вертикальных и горизонтальных функциональных взаимосвязей руководителей и специалистов в процессе обоснования, выработки, принятия и реализации управленческих решений. Система управления персоналом организации – система, в которой реализуются функции управления персоналом. Она включает подсистему общего и линейного руководства, а также ряд функциональных подсистем, специализирующихся на выполнении однородных функций.[1]

Совокупность всех человеческих ресурсов, которыми обладает организация – ее главный ресурс, называют кадрами.[2]

Слово же «персонал» имеет собирательное значение и соответственно обозначает личный состав какого-либо предприятия, учреждения или его часть, объединенный по профессиональным признакам. В соответствии с этим «кадры» – это основной подготовленный состав педагогических работников образовательного учреждения. Как видим, оба слова семантически можно считать эквивалентными.

Управление педагогическими кадрами представлено отдельной подсистемой в общей системе управления персоналом школы.

Понятие «управление персоналом» имеет два основных аспекта функциональный и организационный. В функциональном отношении под управлением персоналом подразумеваются следующие важнейшие элементы:

- определение общей стратегии;

- планирование потребности предприятия в персонале с учетом существующего кадрового состава;

- привлечение, отбор и оценка персонала;

- повышение квалификации персонала и его переподготовка;

- система продвижения по службе (управление карьерой);

- высвобождение персонала;

- построение и организация работ, в том числе определение рабочих мест, функциональных и технологических связей между ними, содержания и последовательности выполнения работ, условий труда;

- политика заработной платы и социальных услуг;

- управление затратами на персонал.

В организационном отношении управление кадрами охватывает всех работников и все структурные подразделения на предприятии, которые несут ответственность за работу с персоналом.[3]

В общем виде, деятельность по управлению персоналом заключается в следующем:

- в формировании системы управления организацией в целом и системы управления персоналом;

- планировании кадровой работы, в том числе разработке оперативного плана работы организации;

- проведении маркетинга персонала;

- определении потребности организации в персонале;

- учете и нормировании численности персонала.

Технология управления персоналом охватывает широкий спектр работ от приема до увольнения персонала:

- поиск, отбор, прием и увольнение (высвобождение) работников;

- адаптация, обучение и переподготовка персонала;

- мотивация трудовой деятельности персонала и его использование;

- организация труда и соблюдение этики делового общения;

- оценка деятельности персонала и структурных подразделений;

- управление конфликтами и стрессами;

- управление деловой карьерой и служебно-профессиональным продвижением персонала;

- управление коммуникационными процессами;

- обеспечение безопасности персонала;

- оценка экономической и социальной эффективности совершенствования, управления персоналом. [4]

Таким образом, основная цель системы управления персоналом (человеческими ресурсами) – обеспечение качественного и рационального формирования, освоения и развития человеческих ресурсов для достижения экономической эффективности и конкурентоспособности организации.[5]



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 40; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.124.244 (0.409 с.)