Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 1. Характеристика социально-психологических методов работы с персоналомСтр 1 из 6Следующая ⇒
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ. 3 ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ МЕТОДОВ РАБОТЫ С ПЕРСОНАЛОМ.. 6 1.1. Педагогический персонал современного общеобразовательного учреждения как объект управления качеством образования. 6 1.2. Социально-психологические методы работы с персоналом. 10 1.3. Специфика использования социально-психологических методов в управлении персоналом образовательных учреждений. 20 ГЛАВА 2 АНАЛИЗ СИСТЕМЫ РАБОТЫ С ПЕРСОНАЛОМ МОУ ЛИЦЕЯ № 180 ГОРОДА НИЖНИЙ НОВГОРОД.. 30 2.1. История, специфика деятельности и характеристика персонала МОУ лицея № 180 30 2.2. Характеристика системы работы с персоналом МОУ общеобразовательного лицея № 180. 37 2.3. Методы оценки эффективности функционирования системы работы с персоналом 43 2.4. Анализ результатов исследования типа организационной культуры лицея 50 2.5. Проблемы и предложения по совершенствованию использования социально-психологических методов в управлении персоналом лицея. 53 ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 58 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.. 61 ПРИЛОЖЕНИЯ.. 65
ВВЕДЕНИЕ
В современном мире «образование» стало пониматься шире и включает в себя условия социальной и культурной жизни, в которых ребенок и взрослый осваивают культурные ценности, различные виды деятельности, приобретают знания, умения жизнедеятельности. Образование органично включает в себя обучение и учение, воспитание и самовоспитание, развитие и саморазвитие, социализацию и внутренний рост индивида. Взаимосвязь качества образования с характером развития страны является проблемой всех развитых стран. Именно под лозунгом повышения качества в последнее десятилетие идет реформирование образования в России. Поэтому сегодня проектировочная и прогностическая деятельность менеджера образования является неотъемлемым компонентом профессиональной культуры современного педагога, работающего в условиях функционирования государственных образовательных стандартов, педагогических технологий и дифференциации обучения. Качественное прогнозирование педагогического процесса это обязательно целостное прогнозирование, в основе которого лежат модель соответствующего педагогического процесса и технология прогнозирования, инструментально опосредующая и нейтрализующая размывание целостного и системного видения педагогического процесса.
В построении эффективной модели педагогического процесса важную роль играет система управления педагогическими кадрами образовательного учреждения. Совместными усилиями ученые и практики пытаются преодолеть методику и учетно-информационную базу анализа кадровых процессов и все чаше обращают внимание на следующие проблемы: - анализ роли и места кадровой службы в иерархии предприятия и выполняемых ею функций; - количественный и качественный состав персонала организации, индикаторами определения которого служат численный состав работников (по полу, возрасту, образованию, стажу работы, должностям) и его динамика, профессионально- квалификационные характеристики персонала; - оценка принципов, методов и технологий управления персоналом; - мотивация и стимулирование сотрудников, адаптация, подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров, оценка другие. Все эти вопросы касаются не только коммерческих предприятий и органов государственного управления, но и российских учреждений среднего и высшего образования. Это связано с тем, что формирование педагогического творческого коллектива единомышленников, способного плодотворно трудиться, реализуя общие идеи, является актуальной и значимой для образовательных учреждений в современных социально-экономических условиях. И важное значение здесь приобретает эффективная система управления кадрами, умелое использование методов управления педагогическим коллективом, который хотя и имеет ряд специфических особенностей, безусловно, является объектом управления с общетеоретических позиций управления персоналом, человеческими ресурсами. Среди основных групп методов в науке управления отдельной группой выделяются социально-психологические методы. Актуальность разработки и реализации социально-психологических методов и технологий управления персоналом общеобразовательных учреждений в значительной степени обусловливается недостаточной изученностью их влияния на порождение, воспроизводство и развитие социально-психологических феноменов учреждения.
В работе использованы научные труды таких видных специалистов в сфере управления персоналом как А.П. Егоршин, А.Я. Кибанов, К.А. Кравченко, И.Д. Ладанов, М.И. Магура, Р.А. Фатхутдинов, С.В. Шекшня, В.И. Шкатулла и ряда других. Цель дипломного проекта – анализ системы использования социально-психологических методов управления человеческими ресурсами в муниципальном образовательном учреждении лицей № 180 и выработка предложений по её оптимизации. Для достижения поставленной цели в рамках дипломной работы необходимо выполнить следующие задачи: - рассмотреть теоретико-методологические основы использования социально-психологических методов управления в системе управления персоналом; - провести анализ системы управления человеческими ресурсами МОУ лицея № 180; - проанализировать особенности использования социально-психологических методов управления персоналом в лицее; - разработать предложения по повышению эффективности использования социально-психологических методов управления. Объект работы – МОУ лицей № 180 Ленинского района г. Нижний Новгород. Предмет работы – социально-психологические методы в системе управления человеческими ресурсами МОУ лицея № 180. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Социально-психологические методы управления персоналом - это совокупность способов, процедур и техник работы менеджера по персоналу, инвариантных для организаций разного типа и уровня развития и направленных на формирование кадрового состава организации, поддержание его работоспособности и оптимизацию кадрового потенциала. К ним относят: - планирование социального развития коллектива; - повышение производственной и творческой активности сотрудников; создание благоприятного психологического климата; - сплочение трудового коллектива; - управление конфликтами; - формирование групп (команд); - сохранение и развитие традиций. - изучение и учет индивидуальных социально-психологических особенностей сотрудников; - управление мотивацией сотрудников и другие методы. Социально-психологические технологии управления персоналом организации - это ситуационно-ориентированные комплексы методов, которые обеспечивают эффективную кадровую работу в конкретных обстоятельствах жизнедеятельности организации. Разработка и реализация данных технологий должны соответствовать культурноисторическим традициям, современным условиям социально-экономического развития, специфике организации и отвечать требованию практической результативности. Одной из главных задач современной системы управления является создание благоприятных условий для реализации возможностей управляемой системы, которые появляются только с расширением инициативы и ответственности каждого субъекта самоуправления, более широкого использования методов саморазвития и самоуправления. Как показал анализ исследования социально-психологических методов, применяемых в управлении педагогическим коллективом лицея № 180, руководство учреждения уделяет особое внимание созданию благоприятного социально-психологического климата в коллективе и поддержанию корпоративной культуры. Социально-психологические методы, используемые в работе с персоналом лицея направлены на воспитывающий дух и ценности педагогического коллектива, на отношения в коллективе и его морально-психологический климат, удовлетворенность педагогов своим трудом.
В то же время в ходе проведенного анализа были выявлены следующие недостатки в системе применения социально-психологических методов управления педагогическим коллективом: - недостатки в системе мотивации персонала; - в адаптации и развитии персонала; - в системе оценки, аттестации персонала лицея. Для устранения этих недостатков предлагается разработать модель мотивационного программно-целевого управления (МПЦУ). Опережающая реализация директором лицея социально-психологических функций по отношению к оперативно-технологическим функциям является сущностью социально-психологической тактики МПЦУ, обеспечивающей психологическую почву успешной деятельности коллектива в соответствии с управленческим циклом. Внедрение социально-психологических методов и технологий управления персоналом общеобразовательных учреждений способно помочь отечественным организациям создать новую систему кадрового менеджмента, поддерживающую сильную и адаптивную корпоративную культуру, атмосферу взаимной ответственности и инициативы на всех уровнях организации, постоянных технических и организационных нововведений, открытого обсуждения проблем. Практическая значимость данной работы обусловлена тем, что результаты исследования могут быть учтены руководством общеобразовательных школ при построении эффективной системы управления педагогическим коллективом и созданием оптимального социально-психологического климата. БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Закон РФ «Об образовании» (в редакции, введенной в действие с 15 января 1996 г. Федеральным законом от 13 января 1996 г. № 12-ФЗ) // Официальные документы в образовании, 2000, № 14, июль. 2. Типовое положение об общеобразовательном учреждении (Постановление Правительства РФ от 19.03.2001 № 196). 3. Примерное положение о государственных, муниципальных, средних общеобразовательных школах с углубленным изучением отдельных предметов, гимназиях и лицеях Нижегородской области (Приказ Департамента образования и науки Администрации Нижегородской области от 04.09.2001 № 265). 4. Концепция гражданского образования в Нижегородской области на 2009-2013 годы // Министерство образования Нижегородской области 03.11. 2009.
5. Авдеев В.В. Управление персоналом: технология формирования команды: Учеб. пособие. – М.: Финансы и статистика, 2002. 6. Алексахина Ю.В. Управление персоналом: Учеб. пособие / Ю.В. Алексахина. – М.: Изд-во МГОУ, 2002. 7. Андреева Г.М. Социальная психология – М.: Аспект пресс, 2003. 8. Булыгин Ю.Е., Волковский В.И. Основы теории организации социального управления: Учебное пособие. - М.: ЧеРо, 2000. 9. Вазина К.Я., Петров Ю.Н., Белиловский В.Д. Педагогический менеджмент. – М., 1991. 10. Гаврилюк В. В. Социология образования: учеб. пособие Текст. / В. В. Гаврилюк. Тюмень: Изд-во Тюменск. гос. ун-та, 2003. 11. Галкина Т. И. Аттестация педагогических кадров: книга современного завуча. - изд. 2-е, дополен. и перераб. - Ростов н/Д.: Феникс, 2007. 12. Гаспаришвили А. Т. Учитель в эпоху перемен. - М.: Логос, 2006. 13. Гендин A.M. Учителя о современном состоянии общеобразовательной школы Текст. / А. М. Гендин, М. И. Сергеев // Философия образования, 2006, № 1 (15). 14. Десслер Г. Управление персоналом. - Пер. с англ. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004. 15. Деятельность директора школы в условиях рыночной экономики // Под ред. Пидкасистого П.И. – М. 2000. 16. Кибанов А. Методы построения системы управления персоналом // Кадровик. Кадровый менеджмент, № 6, июнь 2007. 17. Комаров Е.И. Стимулирование и мотивация в современном управлении персоналом Текст. / Е.И. Комаров // Управление персоналом, 2005, №1. 18. Конаржевский, Ю. А. Менеджмент и внутришкольное управление - М.: Педагогический поиск, 2000. 19. Лазарев В.С. Теория и практика управления школой. - М., 2006. 20. Лазарев В.С. Системное развитие школы / В.С. Лазарев. - М.: Педагогическое общество России, 2002. 21. Лепешова Е. Управление персоналом в образовательном учреждении // Управление школой, 2010, № 4. 22. Лапин А.Н. Стратегическое управление современной организаций. - М.: ООО «Журнал «Управление персоналом», 2004. 23. Лизинский В. М. Работа администрации школы с учителем. - М.: Центр «Педагогический поиск», 2000. 24. Макарова И.К. Управление персоналом: Схемы и комментарии. - М.: Юриспруденция, 2002. 25. Мальцева И.Н. Корпоративная культура: сравните с идеалом//Справочник по управлению персоналом, №6, 2005 26. Маркова С.М. Проектирование педагогического процесса в условиях непрерывного многоуровневого профессионального образования. Монография. – Н. Новгород, 1999. 27. Маскин В.В., Иванов В.С., Меркулова Т.К. Слагаемые успешной управленческой деятельности руководителя образовательного учреждения. - Рязань, 2000. 28. Маура М.И. Управление мотивацией персонала // Управление персоналом. 2004, №17. 29. Научная концепция инновационного образования // Под ред. В.И. Слободчикова. - М.: ИРДО РАО. – 2004. 30. Новиков Д.А. Модели и механизмы управления образовательными сетями и комплексами. - М.: Институт управления образованием РАО, 2004. 31. Овсянников А.А. Микроклимат в школе и самочувствие школьников и учителей // Народное образование, 1993, № 7. 32. Одегов Ю.Г. Управление персоналом, оценка эффективности. - М.: Издательство «Экзамен», 2004.
33. Осипов А.М. Учителя как социально-профессиональная группа // Образование и общество, 2007, № 5. 34. Павлуцкий А. Люди и организация: технология усовершенствования компаний // Управление персоналом, 2000, №3. 35. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н.Шиянов. - М.: Школа-Пресс, 1997. 36. Поташник М.М., Лазарев В.С. Управление развитием школы. - М., 1995. 37. Пугачев В.П. Руководство персоналом организации: Учеб. для вузов / В.П. Пугачев. – М.: Аспект Пресс, 2002. 38. Рогачева Н.А. Регулирование в системе внутришкольного управления: автореф. дис..канд. пед. наук: 13.00.01. - М., 1992. 39. Розанова В.А. Психология управления. - М., 2000. 40. Руководство педагогическим коллективом: модели и методы / Под.ред.Лазарева В.С. – М., 1995. 41. Самоукина Н.В Управление персоналом: Российский опыт. - СПб.: Изд-во «Питер», 2003. 42. Самоукина Н.В. Мотивация персонала как проблема Текст. / Н.В. Самоукина // Управление персоналом, 2005, №7. 43. Семёнова Е.М. Тренинг эмоциональной устойчивости педагога: учеб; пособие. - М: Изд-во Института Психотерапии, 2002. 44. Слободчиков В.И., Антропологические основы проектирования программы развития школы. М.: ИРДО РАО, 2006. 45. Соломанидина Т. Организационная культура и климат // Управление персоналом. 2007, №5. 46. Соломанидина Т.О. Организационная культура компании. - М.: ООО «Журнал «Управление персоналом», 2003. 47. Управление персоналом организации // Под.ред. А.Я.Кибанова. М., 1997. 48. Эффективное управление школой в современных условиях: Учебно-методическое пособие. - КАРО, 2006.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1 Внешняя и внутренняя нормативно-правовая информация
Приложение 2
Организационная структура управления лицеем № 180 Приложение 3 Факторы социокультурной и образовательной ситуации развития лицея
Приложение 4 Анкета Уважаемый педагоги и студенты! Вам предлагается анкета, которую нужно заполнить дважды. Первый раз – для оценки существующего типа корпоративной культуры лицея. Второй раз отметьте те утверждения, которые больше соответствуют Вашему представлению о желаемом Вашей школы (какой Вы хотите видеть её в будущем).
Важнейшие характеристики |
Абсолютно не согласен | Согласен частично | Больше согласен чем нет | Согласен | Полно-стью согласен | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
А | Организация напоминает большую семью. Люди выглядят так, как будто имеют много общего. В компании настойчиво поддерживается высокое доверие, открытость и соучастие | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
В | Организация очень динамична. Люди готовы жертвовать своим временем и другими ресурсами. Поощряется свобода принятия решений и риск. Эта организация - лидер и новатор в своей области | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
С | В организации акцентируется внимание на конкурентных действиях и достижениях. Сотрудники ориентированы на соперничество на рынке | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Д | Уровни иерархии жестко разделены и строго контролируются. Действия людей, как правило, определяются формальными процедурами. Важным считается поддержание последовательного хода деятельности | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2. Общий стиль лидерства в организации | Абсолютно не согласен | Согласен частично | Больше согласен, чем нет | Согласен | Полно-стью согласен | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
А | Стиль лидерства представляет собой пример неформальной заботы о сотрудниках | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
В | Служит примером новаторства и готовности рисковать. Для лидеров компании характерна высокая предприимчивость и гибкость | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
С | Общий стиль лидерства в организации служит примером деловитости, напористости, ориентации на конкретные результаты | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Д | Характеризуется координацией, организованностью, последовательностью, ведением дел с учетом рентабельности | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3. Управление работниками | Абсолютно не согласен | Согласен частично | Больше согласен, чем нет | Согласен | Полно-стью согласен | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
А | Стиль управления характеризуется поощрением командной работы, единодушием и совместным принятием решений | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
В | Характеризуется поощрением индивидуальной инициативы, самобытности, новаторства | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
С | Руководство характеризуется высокой требовательностью, поощрением достижений, конкуренции | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Д | Стиль управления характеризуется гарантией занятости и требованием подчинения, предсказуемостью и стабильностью в отношениях | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4. Связующая сущность организации | Абсолютно не согласен | Согласен частично | Больше согласен, чем нет | Согласен | Полно-стью согласен | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
А | Преданность делу и взаимное доверие | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
В | Приверженность новаторству и совершенствованию. Акцентируется необходимость быть на передовых рубежах | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
С | Напористость, конкурентоспособность и стремление к победе на рынке | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Д | Формальные правила и официальная политика. Важно поддержание плавного хода деятельности организации | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5. Стратегические цели | Абсолютно не согласен | Согласен частично | Больше согласен, чем нет | Согласен | Полно-стью согласен | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
А | Организация делает акцент на долгосрочной выгоде от совершенствования работника. Большое внимание уделяется высокой сплоченности коллектива и моральному климату | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
В | Внимание акцентируется на необходимости быть первыми, на обретение новых ресурсов и решении возникающих проблем. Ценятся апробация всего нового и изыскание возможностей | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
С | В организации акцентируется внимание на конкурентных действиях и достижениях. Основная задача - захват рынка и победа в конкуренции | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Д | Основное внимание в организации уделяется стабильности. Ценятся контроль, рентабельность и жесткая последовательность всех операций | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Критерии успеха | Абсолютно не согласен | Согласен частично | Больше согласен, чем нет | Согласен | Полно-стью согласен | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
А | Успех организации зависит от человеческих ресурсов, командной работы и заботы о клиентах | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
В | Успешность определяется обладанием уникальной или новейшей продукцией | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
С | Успехом компании является победа на рынке и опережение конкурентов | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Д | Успешность определяется точным выполнением планов и графиков, рентабельностью и низкими производственными затратами |
[1] Павленок П.Д. Методология и теория социальной работы: учебное пособие. – М.: Инфра-М, 2008. – С. 143.
[2] Теория управления: Учебник // Под общ. ред. А.Л. Гапоненко, А.П. Панкрухина. - М.: Изд-во РАГС, 2003. – С. 12.
[3] Десслер Г. Управление персоналом. - Пер. с англ. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004. – С. 71.
[4] Кибанов А. Методы построения системы управления персоналом // Кадровик. Кадровый менеджмент, № 6, июнь 2007. –С. 10.
[5] Маркова А.К. Психология профессионализма. - М.: «Знание», 1996. - С. 23. – С. 11.
[6] Дежникова Н.С. Педагогический коллектив школы. — М., 1984. – С.
[7] Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н.Шиянов. — М.: Школа-Пресс, 1997. –С. 274.
[8]Авдеев В.В. Управление персоналом: технология формирования команды: Учеб. пособие / В.В. Авдеев. – М.: Финансы и статистика, 2002. - С. 108-109.
[9] Алексахина Ю.В. Управление персоналом: Учеб. пособие / Ю.В. Алексахина. – М.: Изд-во МГОУ, 2002. - С. 101.
[10] Лепешова Е. Мотивация коллектива: желаемое и возможное // Управление школой, 2009, № 7.
[11] Ерёмина Е.В., Ретинская В.Н. Управление персоналом. Учебно-методическое пособие. – Пенза: Издательство Пензенского государственного университета, 2007. – С.42.
[12]Лепешова Е. Мотивация коллектива: желаемое и возможное // Управление школой, 2009, № 7.
[13] Авдеев В.В. Управление персоналом: технология формирования команды: Учеб. пособие / В.В. Авдеев. – М.: Финансы и статистика, 2002. - С. 111.
[14] Десслер Г. Управление персоналом. - Пер. с англ. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004. – С. 75.
[15] Лизинский В. М. Работа администрации школы с учителем. - М.: Центр «Педагогический поиск», 2000. – С. 56.
[16] Осипов А. М. Учителя как социально-профессиональная группа // Образование и общество. 2007, № 5. - С. 67.
[17] Лизинский В. М. Работа администрации школы с учителем. - М.: Центр «Педагогический поиск», 2000. – С. 68.
[18] Гендин A.M. Учителя о современном состоянии общеобразовательной школы Текст. / А. М. Гендин, М. И. Сергеев // Философия образования, 2006, № 1 (15). -С. 269.
[19] Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н.Шиянов. — М.: Школа-Пресс, 1997. – С. 278.
[20] Овсянников, А. Микроклимат в школе и самочувствие школьников и учителей // Народное образование, 1993, № 7. – С. 27.
[21] Осипов А. М. Учителя как социально-профессиональная группа // Образование и общество. 2007, № 5. - С. 69.
[22] Алексахина Ю.В. Управление персоналом: Учеб. пособие / Ю.В. Алексахина. – М.: Изд-во МГОУ, 2002. - С. 104.
[23] Новиков Д. А. Модели и механизмы управления образовательными сетями и комплексами. - М.: Институт управления образованием РАО, 2004. – С. 87.
[24] ·Кибанов А. Методы построения системы управления человеческими ресурсами // Кадровик. Кадровый менеджмент, № 6, июнь 2007.
[25] Ерёмина Е.В., Ретинская В.Н. Управление персоналом. Учебно-методическое пособие. – Пенза: Издательство Пензенского государственного университета, 2007. – С. 49.
[26] Галкина Т. И. Аттестация педагогических кадров: книга современного завуча. - изд. 2-е, дополен. и перераб. - Ростов н/Д: Феникс, 2007. – С. 19.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ МЕТОДОВ РАБОТЫ С ПЕРСОНАЛОМ.. 6
1.1. Педагогический персонал современного общеобразовательного учреждения как объект управления качеством образования. 6
1.2. Социально-психологические методы работы с персоналом. 10
1.3. Специфика использования социально-психологических методов в управлении персоналом образовательных учреждений. 20
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ СИСТЕМЫ РАБОТЫ С ПЕРСОНАЛОМ МОУ ЛИЦЕЯ № 180 ГОРОДА НИЖНИЙ НОВГОРОД.. 30
2.1. История, специфика деятельности и характеристика персонала МОУ лицея № 180 30
2.2. Характеристика системы работы с персоналом МОУ общеобразовательного лицея № 180. 37
2.3. Методы оценки эффективности функционирования системы работы с персоналом 43
2.4. Анализ результатов исследования типа организационной культуры лицея 50
2.5. Проблемы и предложения по совершенствованию использования социально-психологических методов в управлении персоналом лицея. 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 58
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.. 61
ПРИЛОЖЕНИЯ.. 65
ВВЕДЕНИЕ
В современном мире «образование» стало пониматься шире и включает в себя условия социальной и культурной жизни, в которых ребенок и взрослый осваивают культурные ценности, различные виды деятельности, приобретают знания, умения жизнедеятельности. Образование органично включает в себя обучение и учение, воспитание и самовоспитание, развитие и саморазвитие, социализацию и внутренний рост индивида. Взаимосвязь качества образования с характером развития страны является проблемой всех развитых стран. Именно под лозунгом повышения качества в последнее десятилетие идет реформирование образования в России.
Поэтому сегодня проектировочная и прогностическая деятельность менеджера образования является неотъемлемым компонентом профессиональной культуры современного педагога, работающего в условиях функционирования государственных образовательных стандартов, педагогических технологий и дифференциации обучения. Качественное прогнозирование педагогического процесса это обязательно целостное прогнозирование, в основе которого лежат модель соответствующего педагогического процесса и технология прогнозирования, инструментально опосредующая и нейтрализующая размывание целостного и системного видения педагогического процесса.
В построении эффективной модели педагогического процесса важную роль играет система управления педагогическими кадрами образовательного учреждения.
Совместными усилиями ученые и практики пытаются преодолеть методику и учетно-информационную базу анализа кадровых процессов и все чаше обращают внимание на следующие проблемы:
- анализ роли и места кадровой службы в иерархии предприятия и выполняемых ею функций;
- количественный и качественный состав персонала организации, индикаторами определения которого служат численный состав работников (по полу, возрасту, образованию, стажу работы, должностям) и его динамика, профессионально- квалификационные характеристики персонала;
- оценка принципов, методов и технологий управления персоналом;
- мотивация и стимулирование сотрудников, адаптация, подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров, оценка другие.
Все эти вопросы касаются не только коммерческих предприятий и органов государственного управления, но и российских учреждений среднего и высшего образования. Это связано с тем, что формирование педагогического творческого коллектива единомышленников, способного плодотворно трудиться, реализуя общие идеи, является актуальной и значимой для образовательных учреждений в современных социально-экономических условиях. И важное значение здесь приобретает эффективная система управления кадрами, умелое использование методов управления педагогическим коллективом, который хотя и имеет ряд специфических особенностей, безусловно, является объектом управления с общетеоретических позиций управления персоналом, человеческими ресурсами.
Среди основных групп методов в науке управления отдельной группой выделяются социально-психологические методы. Актуальность разработки и реализации социально-психологических методов и технологий управления персоналом общеобразовательных учреждений в значительной степени обусловливается недостаточной изученностью их влияния на порождение, воспроизводство и развитие социально-психологических феноменов учреждения.
В работе использованы научные труды таких видных специалистов в сфере управления персоналом как А.П. Егоршин, А.Я. Кибанов, К.А. Кравченко, И.Д. Ладанов, М.И. Магура, Р.А. Фатхутдинов, С.В. Шекшня, В.И. Шкатулла и ряда других.
Цель дипломного проекта – анализ системы использования социально-психологических методов управления человеческими ресурсами в муниципальном образовательном учреждении лицей № 180 и выработка предложений по её оптимизации.
Для достижения поставленной цели в рамках дипломной работы необходимо выполнить следующие задачи:
- рассмотреть теоретико-методологические основы использования социально-психологических методов управления в системе управления персоналом;
- провести анализ системы управления человеческими ресурсами МОУ лицея № 180;
- проанализировать особенности использования социально-психологических методов управления персоналом в лицее;
- разработать предложения по повышению эффективности использования социально-психологических методов управления.
Объект работы – МОУ лицей № 180 Ленинского района г. Нижний Новгород.
Предмет работы – социально-психологические методы в системе управления человеческими ресурсами МОУ лицея № 180.
ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ МЕТОДОВ РАБОТЫ С ПЕРСОНАЛОМ
1.1. Педагогический персонал современного общеобразовательного учреждения как объект управления качеством образования
Существует множество позиций и других подходов, отражающих разнообразное отношение к управлению.
Управление персоналом является одним из основных элементов стратегии организации, призванных обеспечить ее компетентными и заинтересованными в результатах своего труда служащими.
Система управления персоналом предполагает формирование целей, функций, организационной структуры управления персоналом, вертикальных и горизонтальных функциональных взаимосвязей руководителей и специалистов в процессе обоснования, выработки, принятия и реализации управленческих решений. Система управления персоналом организации – система, в которой реализуются функции управления персоналом. Она включает подсистему общего и линейного руководства, а также ряд функциональных подсистем, специализирующихся на выполнении однородных функций.[1]
Совокупность всех человеческих ресурсов, которыми обладает организация – ее главный ресурс, называют кадрами.[2]
Слово же «персонал» имеет собирательное значение и соответственно обозначает личный состав какого-либо предприятия, учреждения или его часть, объединенный по профессиональным признакам. В соответствии с этим «кадры» – это основной подготовленный состав педагогических работников образовательного учреждения. Как видим, оба слова семантически можно считать эквивалентными.
Управление педагогическими кадрами представлено отдельной подсистемой в общей системе управления персоналом школы.
Понятие «управление персоналом» имеет два основных аспекта функциональный и организационный. В функциональном отношении под управлением персоналом подразумеваются следующие важнейшие элементы:
- определение общей стратегии;
- планирование потребности предприятия в персонале с учетом существующего кадрового состава;
- привлечение, отбор и оценка персонала;
- повышение квалификации персонала и его переподготовка;
- система продвижения по службе (управление карьерой);
- высвобождение персонала;
- построение и организация работ, в том числе определение рабочих мест, функциональных и технологических связей между ними, содержания и последовательности выполнения работ, условий труда;
- политика заработной платы и социальных услуг;
- управление затратами на персонал.
В организационном отношении управление кадрами охватывает всех работников и все структурные подразделения на предприятии, которые несут ответственность за работу с персоналом.[3]
В общем виде, деятельность по управлению персоналом заключается в следующем:
- в формировании системы управления организацией в целом и системы управления персоналом;
- планировании кадровой работы, в том числе разработке оперативного плана работы организации;
- проведении маркетинга персонала;
- определении потребности организации в персонале;
- учете и нормировании численности персонала.
Технология управления персоналом охватывает широкий спектр работ от приема до увольнения персонала:
- поиск, отбор, прием и увольнение (высвобождение) работников;
- адаптация, обучение и переподготовка персонала;
- мотивация трудовой деятельности персонала и его использование;
- организация труда и соблюдение этики делового общения;
- оценка деятельности персонала и структурных подразделений;
- управление конфликтами и стрессами;
- управление деловой карьерой и служебно-профессиональным продвижением персонала;
- управление коммуникационными процессами;
- обеспечение безопасности персонала;
- оценка экономической и социальной эффективности совершенствования, управления персоналом. [4]
Таким образом, основная цель системы управления персоналом (человеческими ресурсами) – обеспечение качественного и рационального формирования, освоения и развития человеческих ресурсов для достижения экономической эффективности и конкурентоспособности организации.[5]
| Поделиться: |
Читайте также:
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 40; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!
infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.124.244 (0.409 с.)