Проблема аборта. Аборт и религиозная мораль. Либеральный, консервативный и умеренный подходы к проблеме аборта 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблема аборта. Аборт и религиозная мораль. Либеральный, консервативный и умеренный подходы к проблеме аборта



Аборт (от лат. Abortus – выкидыш), как репродуктивные технологии, является проблемой биомедицинской этики.

Абортом называют всякое (в том числе и естественное) прерывание беременности. В моральном плане проблема искусственного аборта представляет собой дилемму: имеются по-своему убедительные аргументы как «за», так и «против».

В основе спора сторонников и противников аборта лежит по сути своей философская проблема природы и статуса человеческого эмбриона.
Россия наряду с Нидерландами, Швецией и другими странами имеет самое свободное законодательство в мире об искусственных абортах.
Однако, легализация абортов не снимает остроты многих этических проблем, по поводу которых спорят сторонники и противники абортов.
Основные из этих проблем следующие:

·
- чьи интересы более важны – матери или ребенка? Плод, с одной стороны, не является самостоятельным существом, с другой – не является частью тела матери.

·
 - аборт этически недопустим, так как человеком следует считать любое существо, наделенной человеческим генотипом;

· - каждый человек должен быть уверен в том, что появится на свет как «желанный для родителей, а не потому, что в обществе был введен запрет на аборты»;

·
- аборт – это медицинская проблема

·
- аборт оскорбляет нравственное чувство – это этическая проблема

·
- прежде чем прийти к врачу женщина решает моральную проблему: жизнь или смерть;

·
- при обращении к врачу этический смысл вопроса еще более усложняется: в его решение вовлекается третий человек и он становится соучастником убийства

 

В 1983 г. Венецианская декларация Всемирной медицинской Ассамблеи по вопросам аборта провозгласила:
1. Основополагающий принцип врача – уважение к человеческой жизни с момента ее зачатия.
2. Обстоятельства, противопоставляющие интересы потенциальной матери интересам ее народившегося ребенка, ставят врача перед необходимость выбора: сохранить беременность или преднамеренно ее прервать.
3. Неоднозначность выбора определяется разными религиозными и нравственными позициями, причем любое из решений требует уважения.

4. Если личные убеждения не позволяют врачу рекомендовать или сделать медицинский аборт, он должен перепоручить пациентку компетентному коллеге.

Декларация ВМА является морально-этической, а не юридической основой для решения врача.
Все решения по данному вопросу принимаются на основе национального законодательства.

В современном мире существуют три основные позиции, которых придерживаются люди в отношении к искусственному аборту:

- Либеральная позиция.
 Плод (и тем более эмбрион) до момента рождения является частью тел матери и правом на жизнь не обладает. Поэтому аборт морально допустим на любой стадии развития эмбриона и плода.

 Объединение сторонников аборта и борьба за разрешение абортов в тех странах где они запрещены.

Либеральная позиция строится на положении о праве женщины на репродуктивный выбор- каждая женщина имеет право на желанного ребёнка, поэтому до момента естественного рождения она имеет полное право принять решение о проведении аборта, а врач обязан обеспечить реализацию этого права.

- Консервативная позиция.

Эмбрион (и тем более плод) с момента зачатия является человеком, обладающим в полной мере правом на жизнь. Следовательно, аборт – это форма убийства человека.

Объединение противников аборта и борьба за запрещение абортов в тех странах где они разрешены.

В рамках консервативной позиции различают:

· жёсткий подход: запрещающий любой аборт в любом случае

· мягкий подход: признающий право на аборт при наличии прямой угрозы для жизни женщины или в тех случаях, когда беременность является следствием насилия или инцеста.

- Умеренная позиция.
Аборт морально допустим лишь на начальных стадиях развития плода. Однозначно вопросы о недопустимости прерывания беременности решаются только религиозными конфессиями. Все основные религии мира выступают противниками аборта.

Она заключается в том, что превращение зародыша в человеческую личность осуществляется постепенно в процессе развития от зачатия до рождения. В процессе формирования он как бы накапливает «объем» своей человечности и, следовательно, «объем» права на жизнь.

Если разделить беременность на три равные части (каждая часть длительностью в три месяца называется «триместр»), то

§ в первые три месяца объем прав у плода минимален, и их могут «превысить» социальные или экономические интересы матери.

§ в последний триместр он уже весьма значителен, и, в соответствии с умеренной позицией, интересы матери могут «превысить» право плода на жизнь только при наличии прямой угрозы для ее жизни.

§ принятие решения о правомерности аборта наиболее сложно во втором триместре. Здесь права матери и плода уравновешивают друг друга.

С точки зрения религии:

® Буддизм. Согласно буддизму, убить - значит совершить самый страшный отрицательный поступок. Этика буддизма начинается с заповеди: «Не отнимай ничьей жизни, будь то человек или животное». Решение проблемы природы и статуса эмбриона в буддизме таково: «зародыш священен и несет весь потенциал человеческого существа».

® Христианство. Согласно христианскому вероучению, момент зачатия — и есть момент возникновения человеческой души. Поэтому сознательное уничтожение эмбриона, где бы оно ни происходило — в материнской утробе или вне ее, есть грех убийства

® Ислам. В «Исламском кодексе медицинской этики», в частности, говорится: «Священность человеческой жизни всесильна на всех ее стадиях, начиная от эмбриона и плода. Жизнь неродившегося ребенка должна быть спасена, кроме случаев абсолютной медицинской необходимости, признаваемых Законом ислама. Современные тенденции разрешения аборта исламом не признаются.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 1340; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.162.247 (0.005 с.)