Проблема статуса эмбриона человека 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблема статуса эмбриона человека



Один из наиболее важных и спорных вопросов многих медицинских, философских и правовых дискуссий, разбивающий научное сообщество на два лагеря, в одном из которых игнорируют право эмбриона называться человеком, в другом – отстаивают это право. Обе стороны приводят веские аргументы в свою защиту, в основе которых лежат разные мировоззренческие позиции.

Ответы на эти вопросы, представленные в современной научной литературе, можно разделить на 2 группы.

✿ Первая группа содержит позиции о начале человеческого существования с точки зрения естественных биомедицинских наук. В ней представлены позиции, связывающие начало человеческой жизни

♥ с формированием дыхательной системы,

♥ с периодом формирования сердечно-сосудистой системы,

♥ с началом функционирования ствола мозга,

♥ с образованием первичной полоски,

♥ с имплантацией бластоцисты в стенку матки и

♥ с моментом слияния гамет, т.е. с образованием генома человека.

✿ Вторая группа представляет гуманитарные, этико-философские подходы и содержит в себе следующие из них:

♠ градуализм,

♠ социологизм,

♠ психоаналитический подход,

♠ морально-интенциональный подход,

♠ философско-антропологический подход и

♠ теологический подход.

Первая группа - естественнонаучный подход.

1. Формирование дыхательной системы

Проблемы использования критерия:

♠ начало формирование дыхательной системы – через 4 недели после оплодотворения, окончание – к 20 неделям.

2. Формирование сердечно-сосудистой системы.

Проблемы использования критерия:

♠ что есть начало сердцебиения: дорсальная аорта, четырехкамерное сердце млекопитающего, «сердце взрослого человека»?

♠ проблема врожденных аномалий сердца и сосудов.

3. Формирование центральной нервной системы.

Проблемы использования критерия:

♠ корректно ли связывать начало жизни с началом функционирования ствола и появлением чувствительности у плода?

♠ когда плод приобретает         способность чувствовать?

4. Образование первичной полоски.

Проблемы использования критерия:

♠ корректно ли исключать стадию преэмбриона из процесса развития жизни?

5. Имплантация бластоциты в стенку матки.

Проблемы использования критерия:

♠ допускает проведение экспериментов с эмбрионами в предимплантационном периоде;

♠ отказ в человеческих свойствах и правах неимплантированному эмбриону.

6. Момент слияния гамет (образование генома)

Проблемы использования критерия:

n генетический код как основная структура телесности;

n полный запрет на проведение экспериментов с эмбрионами.

Вторая группа - гуманитарный этико-философский подход:

a) градуализм

Градуализм – это позиция, утверждающая постепенное одушевление эмбриона и приобретение им человеческих, личностных свойств.

Аргументы:

1. феномен естественной убыли.

2.  феномен тотипотентности.

 

Томас Шеннон и Аллан Уолтер считают возможным различать понятия «преэмбрион» и собственно эмбрион. «Преэмбрион» состоит из скопления преимущественно недифференцированных клеток, каждая из которых обладает тотипотентностью. Поэтому они ратуют за теорию «опосредствованного», а не «прямого одушевления», «одушевления» не бывает ранее «обособления», имплантации и переустройства клеточной структуры, необходимых для возникновения эмбриона.

 

Жером Лежен опровергает утверждение о недифференцированности бластомеров в книге «Концентрационная банка. Когда начинается человеческая жизнь?»: квалификация «преэмбриона» как «недифференцированной массы клеток» есть заблуждение. Дифференциация, делающая возможным индивидуальное существование, наступает по окончании оплодотворения

b) психоаналитический подход

Проблема развития человеческой души до рождения интересовала самого З.Фрейда, но впервые целостно оформить ее попытался один из его учеников Отто Ранк (1880-1939) – австрийский психолог и психотерапевт, давший жизнь новому течению в психоанализе – неофрейдизму. Основное сочинение - «Травма рождения» (1924) - разлука с матерью и утрата матки рассматривается в качестве основных травмирующих аспектов рождения.

Современная трансперсональная психотерапия и другие формы эмпирической работы: рождение травмирует потому, что само прохождение через родовой канал связано с чрезвычайно высоким психоэмоциональным, физическим стрессом и болью.

Родоначальник трансперсональной психологии – Станислав Грофа работа «За пределами мозга» (1985): между существованием личности до рождения и после нет резкой качественной грани, с рождения у личности начинается собственно биографическая стадия ее бытия, но до биологических родов у нее уже присутствуют как тело, так и душа.

c) Социологизм

Утверждения о “социальной” сущности человека основывались на следующих высказываниях: 

♥ шестой тезис К.Маркса о Фейербахе:”…сущность человека... есть совокупность всех общественных отношений” (К. Маркс., Ф.Энгельс. Соч.2-е изд.,1955, т.3, с.3.);

♥ положение о том, что “индивид есть общественное существо. Поэтому всякое проявление его жизни - даже если оно и не выступает в непосредственной форме коллективного совершаемого совместно с другими, проявления жизни, - является проявлением и утверждением общественной жизни” (К.Маркс., Ф.Энгельс. Из ранних произведений, М.,1956, с.590.);

♥ “как само общество производит человека как человека, так и он производит общество” (К.Маркс., Ф.Энгельс. Из ранних произведений, М.,1956, с.589).

d) морально-интенциональный подход

Исходный тезис - признание того, что любое моральное отношение предполагает наличие, по крайней мере, двух субъектов (S+S).

“Биологическое” основание моральной субъектности человеческого эмбриона его уникальность как биофизиологического субъекта.

Эмбрион человека является реальным субъектом моральной рефлексии, может быть подвергнут моральному или аморальному действию и, следовательно, его включенность в моральные отношения определяют его статус.

E) теологический подход

v Ислам

Аяте 228 вторая сура Корана: разведенная женщина не может снова выйти замуж раньше, чем через 90 дней, что позволяет избежать сомнения относительно отцовства. Овдовевшей женщине следует по той же причине ждать 130 дней, или 4 месяца 10 дней, прежде чем снова выходить замуж.

Коран косвенным образом определяет личностный статус зародыша.

v Католическая Церковь

Катехизис: “С самого начала зародыш должен почитаться за личность”.

v Православие

Евангелие от Луки: “Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее; и Елисавета исполнилась Святого Духа, и воскликнула громким голосом, и сказала: благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего! И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне?” (Лк 1:41–43).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 393; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.118.95 (0.009 с.)