По организациилабораторных работ 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

По организациилабораторных работ



МЕТОДИЧЕСКЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ОРГАНИЗАЦИИЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ

 

дисциплина ОУД.10 Физика
специальности по всем специальностям
уровень образования базовый
срок обучения 3 года 10 мес.
   
профессии по всем профессиям
срок обучения 2 года 10 мес.

 


 

 

Содержание

Пояснительная записка

Инструкция по технике безопасности в кабинете физики

Критерии оценки лабораторной работы

Примерный план отчёта

Справочный материал по оценки погрешностей

Лабораторная работа № 1 Исследование движения тела под действием постоянной силы  
Лабораторная работа № 2 Изучение закона сохранения импульса и реактивного движения  
Лабораторная работа № 3 Изучение закона сохранения механической энергии при движении тела под действием сил тяжести и упругости  
Лабораторная работа № 4 Измерение влажности воздуха  
Лабораторная работа № 5 Измерение поверхностного натяжения жидкости  
Лабораторная работа № 6 Наблюдение роста кристаллов из раствора  
Лабораторная работа № 7 Изучение деформации растяжения Лабораторная работа № 8 Изучение закона Ома для участка цепи  
Лабораторная работа № 9 Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока  
Лабораторная работа № 10 Изучение явления электромагнитной индукции  
Лабораторная работа № 11 Изучение зависимости периода колебаний математического маятника от длины нити Лабораторная работа № 12 Индуктивное и ёмкостное сопротивления в цепи переменного тока  
Лабораторная работа № 13 Изучение интерференции и дифракции света  

 


 

Пояснительная записка

Методические рекомендации по организации лабораторных работ по физике являются составной частью учебно-методического комплекса дисциплины «Физика», который разработан в соответствии с требованиями нового Федерального государственного образовательного стандарта. Методические рекомендации по организации лабораторных работ предназначеныдля изучающих физику по учебникам Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н.Н. Сотский. Физика – 10, Москва, Просвещение,2010г. и Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев. Физика – 11, Москва, Просвещение,2010г.

Основная цель лабораторного практикума – формирование у обучающихся глубоких и прочных знаний по физике, развитие мышления, познавательной самостоятельности, практических умений и навыков.

В лабораторные работы включены следующие виды заданий:

- наблюдение и изучение физических явлений;

- измерение физических величин;

- оценка погрешностей измерений;

- исследование зависимостей между физическими величинами;

- проверка физических законов;

- экспериментальные задачи;

- задачи с использованием фотографий.

Данные задания способствуют формированию у обучающихся экспериментальных умений обобщенного характера: планировать проведение опыта, готовить оборудование, собирать установку, пользоваться измерительными приборами, проводить наблюдения, измерения и опыты, делать выводы и составлять краткий отчет о проделанной работе.

Помимо описаний лабораторных работ в пособии приводится справочный материал для оценки погрешностей измерений и правдоподобности полученных результатов, дан примерный план отчета о проделанной работе и оговорены критерии оценки лабораторных работ.

В некоторых работах есть дополнительные задания, которые позволят осуществлять дифференцированный подход к студентам разной степени подготовки.

Перед выполнением лабораторных работ необходимо изучить теоретический материал по соответствующей теме, для этого можно использовать любой учебник физики для 10-11 классов (см. перечень прилагаемой литературы) и ознакомиться с инструкцией по технике безопасности.


 

Погрешности измерений

Абсолютная погрешностьΔА

1. Максимальная абсолютная погрешность прямого измерения:

, где

ΔиА – абсолютная инструментальная погрешность, определяемая конструкцией прибора (таблица 1)

ΔоА – абсолютная погрешность отсчета, получающаяся от недостаточно точного отсчитывания показаний средств измерения (она равна, в большинстве случаев, половине цены деления, а при измерении времени цене деления секундомера или часов).

2. Максимальная абсолютная погрешность косвенного измерения:

Относительная погрешностьεА

1. Максимальная относительная погрешность прямого измерения:

, где

Априб - приближенное значение величины, т.е. полученное путем измерения.

 

Таблица1

Средств измерений

№ п/п Средства измерений Абсолютная инструментальная погрешность
1.   2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11.. Линейка: - ученическая   - чертежная -инструментальная (стальная) - демонстрационная Лента измерительная Измерительный цилиндр Штангенциркуль Микрометр Динамометр учебный Весы учебные Секундомер Барометр-анероид Термометр лабораторный Амперметр школьный Вольтметр школьный   1 мм 0,2 мм 0,1 мм 0,5 мм 0,5 мм     1 мл 0,05 мм 0,005 мм 0,05 Н 0,01 г 1 с за 30 мин 3 мм рт. ст. 1˚С 0,05 А, 0,15 В

Лабораторная работа № 1

Лабораторная работа № 2

 Изучение закона сохранения импульса и реактивного движения

Цель работы: экспериментальная проверка закона сохранения импульса на примере соударения двух шаров.

Приборы и принадлежности: установка с подвешенными шарами.

 

    Установка состоитиздвух шаров 1 и 2 (рис.2.1), подвешенных на практичес­ки нерастяжимых нитях длиной l. Электро-магнит 3 может удерживать правый шар в отклоненном положе­нии. Отклонение шаров от положения равновесия отс­читывается по круговой шкале 4. Электронный блок 5 включает и выключает магнит и измеряет время взаимодействия шаров.

 

 

Вывод расчётной формулы

 Для экспериментальной проверки закона сохранения импульса на данной установке необходимо определить скорости шаров в момент, непосредственно предшествующий удару, и скорости шаров послеих соударения. На установке правый шар с массой m1 отводят от по­ложения равновесия на угол a0 (рис. 2.2) и отпускают. Скорость этого шара перед ударом можно определить по углу его отклонения от вертикали, исходя из закона сохранения энергии:

              (3) Высоту можно выразить через угол :

Для малых углов ,          тогда    .

Подставляя полученное выражение для h в уравнение (2.7), находим скорость первого шара в момент, непосредственно предшествующий удару

 

                                     (4)

 

По аналогичной формуле можно определить и скорости шаров после удара   

и                      (5)

    Для этого нужно определить углы, на которые отклоняются шары пос­ле удара  и .

На установке можно изучать абсолютно упругий и неупругий удары. В эксперименте скорости шаров после удара направлены вдоль той же прямой, что и скорость первого шара до удара - по горизон­тали вдоль оси x (рис.2.2).

Закон сохранения импульса для абсолютно упругого и неупругого ударов можно записать в про­екции на ось x в скалярной форме, учитывая, что до удара второй шар покоился, и :

,

4

 

Выражая скорости шаров через углы отклонения по формуле (2.9 и 2.10) и учитывая, что на данной установке , получаем расчетные формулы для проверки закона сохранения импульса для абсолютно уп­ругого (6) и неупругого (7) ударов:

                                  (6)

,                                   (7) 

 

где - угол отклонения правого шара в начальный момент,   и - углы отклонения правого и левого шара от вертикали после абсолютно упругого удара, - угол отклонения шаров после абсолютно неупругого удара.

 

Ход работы

1. Нажмите клавишу «сеть».

2. Отожмите клавишу «пуск»

3. Прижмите правый шар к электромагниту.

4. Определите начальный угол отклонения правого шара

5. Нажмите клавишу «сброс» (при этом на цифровом табло высвечиваются нули).

6. Нажмите клавишу «пуск» и измерьте углы, на которые отклоняются шары от положения равновесия сразу после удара   и . Измерения углов повторите не менее 3 раз. Данные измерений зане­сите в таблицу 1.

 

Так как одному наблюдателю невозможно определить сразу два значения, то рекомендуется поступить так: сначала измерить угол отклонения одного шара , затем произвести повторный удар из того же начального положения  и измерить угол отклонения второго шара .

 

7. Результаты измерений занесите в таблицу

Таблица 1.

 

  №   Угол отклонения град. Угол отброса правого шара   град.   D   град. Угол отброса левого шара град. D   град.
1. 2. 3.              
   

 

Вычисления

1. Найдите средние значения углов ,   и  для абсолютно упругого удара,  и  для абсолютно неупругого удара.

2. Проверьте выполнение закона сохранения импульса. Закон считается выполненным, если разность между импульсами системы до и после удара не превышает погрешности измерений. На данной уста­новке импульсы шаров пропорциональны углам отклонений. Поэтому следует проверить равенство  для абсолютно упругого удара и  для абсолютно неупругого удара, т.е. убедить­ся, что разность между левыми и правыми частями уравнений меньше погрешностей в измерении углов

Контрольные вопросы

1. Что называется импульсом материальнойточки (тела)?

2. Что называется импульсом системы тел?

3. Сформулируйте закон сохранения импульса. Какая система тел называется замкнутой?

4. Какой удар называется абсолютно упругая и какой абсолютно неупругим?

5. Сформулируйте законы сохранения импульса и механической энергии для абсолютно упругого удара.

6. Сформулируйте законы сохранения импульса и энергии для абсолютно неупругого удара.


 

Лабораторная работа № 3

Таблица

F1 = mg l F
             
             
             

10. Сравните значения потенциальной энергии в первом и втором состояниях системы и сделайте вывод.


 

Лабораторная работа № 4

Требованию безопасности перед началом работы.

2.1. Внимательно изучить содержание и порядок выполнения работы, а также безопасные приёмы выполнения.

2.2. Подготовить рабочее место к работе, убрать посторонние предметы. Провести размещение приборов и оборудования таким образом, чтобы исключить их падение.

2.3. Проверить целостность приборов из стекла.

Требования безопасности во время работы.

3.1. Точно выполнять указания учителя при проведении работы, без его разрешения не выполнять никаких работ.

3.2. Соблюдать осторожность при работе с приборами из стекла, не бросать, не ронять их.

3.3. Соблюдать особую осторожность с колющими предметами.

3.4. Не бросаться льдом или снегом.

3.5. Аккуратно использовать термометр.

 

Требования безопасности в аварийных ситуациях.

4.1. В случае, если разбилась лабораторная посуда или приборы из стекла, не собирать их осколкинезащищенными руками, а использовать для этой цели щетку и совок.

4.2. При получении травмы, оказать первую помощь пострадавшему, сообщить об этомадминистрации учреждения, при необходимости отправить пострадавшего в ближайшее лечебноеучреждение.

 

5. Требования безопасности по окончании работы.

5.1. Сдать учителю приборы, оборудование, материалы.

5.2. Привести в порядок рабочее место и тщательно вымыть руки с мылом.

Теоретические сведения.

Влажность воздуха - это содержание водяного пара в воздухе. Она характеризуется абсолютной и относительной влажностью воздуха.

Абсолютная влажность – это парциальное давление водяного пара (давление, которое производил бы водяной пар, если бы все остальные газы отсутствовали). Абсолютная влажность обозначается – р, Па.
Относительная влажность – это отношение парциального давления водяного пара при данной температуре к давлению насыщенного пара при этой же температуре, выраженное в процентах и определяется по формуле (1)

φ = (р/р0) •100% (1),


где р – парциальное давление, Па,
ро – давление насыщенного пара, Па.
Точка росы – это температура, при которой воздух, вследствие своего охлаждения становится насыщенным водяным паром. Влажность воздуха при температуре точки росы равна 100%.

Существует несколько методов определения влажности воздуха. В данной работе определяют влажность двумя способами:

1) С помощью психрометра – прибора, который определяет влажность воздуха по разности температур термометров, резервуар у одного из которых окружён полоской ткани, опущенной в воду, а у другого остаётся сухим, и специальной таблице.

2) По точке росы, когда водяной пар, содержащийся в воздухе, доведён до насыщения путём охлаждения его до температуры, при которой появляется роса.  С помощью специальных таблиц определяют абсолютную влажность р. По заданной температуре воздуха определяют с помощью этих же таблиц плотность насыщенного пара р0, а затем по формуле (1) определяют относительную влажность воздуха.

 

Порядок выполнения работы

Опыт 1.

1. Определить температуру воздуха.
2. Обмотать резервуар термометра кусочком марли или бинта, кончик марли опустить в сосуд с водой, имеющей комнатную температуру.
3. Зная температуру сухого и влажного термометра, по психрометрической таблице определить влажность воздуха.
4. Результаты занести в таблицу 1.

Таблица 1.

     
     
tсух,оС tвлаж,оС φ,%
     

Опыт 2.

 

1. Измерить температуру воздуха.

2. В стакан с водой опустить термометр.

3. Опустить туда же кусочки льда и помешать термометром, одновременно наблюдая за температурой и появлением «пота» на стенках стакана.
4. При появлении «пота» отметить температуру. Это и будет температура точки росы.
5. По таблице «Давление насыщенного пара» определить парциальное давление и давление насыщенного пара, соответствующие температурам воздуха и точки росы.
6. По формуле (1) определить относительную влажность воздуха.
7. Опыт повторить 3 раза и данные занести в таблицу 2.

Таблица 2.

№ опыта Темпера- тура воздуха t, оС Парциальное давление р, Па Темпера- тура точки росы t, оС Давление насыщенного пара ро, Па Относитель- ная влажность воздуха φ, %
1          
2          
3          

 

8. Сравните влажность, которую определили первым и вторым способами. Сделайте вывод.

Контрольные вопросы:

1. Объясните народные приметы:

«Соль мокнет – к дождю», «Лучина трещит и мечет искры – к ненастью», «Обильная роса – к хорошей погоде».

2. Почему для нахождения точки росы рекомендуется вычислять среднее значение температур появления и исчезновения росы?

3. Как образуется роса, иней, дождь, снег?

4. Объяснить круговорот воды в природе.

5. Объяснить роль процессов испарения в жизни растений.

6.  Роль процессов испарения для животных организмов.

Занимательное о влажности

 

Вода занимает около 70,8% поверхности земного шара. Живые организмы содержат от 50 до 99,7% воды. Образно говоря живые организмы – это одушевлённая вода. В атмосфере находится около 13-15 тыс. куб. км воды в виде капель, кристаллов снега и водяного пара. В среднем в атмосфере 1,24●1016 кг водяного пара. И хотя его долю составляет меньше 1 % от общей массы атмосферы, его влияние на погоду, климат Земли, самочувствие людей очень велико.

Главный источник водяного пара в атмосфере – испарение воды с поверхности океанов, морей, водоёмов, влажной почвы, растений. С водяных просторов и суши за год испаряется свыше 500 000 км3 воды, т.е. количество воды, почти равное количеству воды в Чёрном море.

В атмосфере под влиянием различных процессов водяной пар конденсируется.

При этом образуются облака, туман, осадки, роса. При конденсации влаги выделяется количество теплоты, равное количеству теплоты, затраченному на испарение. Этот процесс приводит к смягчению климатических условий в холодных районах.

От влажности зависит интенсивность испарения влаги с поверхности кожи человека. А испарение влаги имеет большое значения для поддержания температуры тела постоянной.

Благоприятная для человека относительная влажность воздуха 40-60%. Такую влажность поддерживают в производственных помещениях, на борту космического корабля.

Большое значение имеет знание влажности в метеорологии для предсказания погоды, т.к. конденсация водяного пара приводит к образованию облаков и последующему выпадению осадков. При этом выделяется большое количество теплоты в атмосферу. И наоборот, испарение сопровождается поглощением теплоты.

В ткацком, кондитерском, печатном и других производствах для нормального течения процессов необходима определённая влажность.

Хранение произведений искусства, книг, музыкальных инструментов требует поддержания влажности на необходимом уровне.


 

Лабораторная работа № 5

Оборудование:

1. капельница с водой

2. стакан

3. весы с разновесами

Общие требования безопасности

1.1.Для проведения лабораторной работы допускаются учащиеся, прошедшие инструктаж по охране труда.

1.2.Опасные производственные факторы:

- порезы рук при небрежном обращении с приборами из стекла;

- травмы при неосторожном обращении с колющими предметами;

1.3. При получении учащимся травмы оказать первую помощь

пострадавшему, сообщить об этом администрации учреждения и

родителям пострадавшего, при необходимости отправить его в

ближайшее лечебное учреждение.

1.4. Учащиеся должны соблюдать правила поведения во время лабораторной работы, не поворачиваться к учащимся, которые сидят за ними.

1.5. После окончанию лабораторной работы тщательно вымыть руки с мылом.

Требованию безопасности перед началом работы

2.1. Внимательно изучить содержание и порядок выполнения работы, а также безопасные приёмы выполнения.

2.2. Подготовить рабочее место к работе, убрать посторонние предметы. Провести размещение приборов и оборудования таким образом, чтобы исключить их падение.

2.3. Проверить целостность приборов из стекла.

Требования безопасности во время работы

3.1.Точно выполнять указания учителя при проведении работы, без его разрешения не выполнять никаких работ.

3.2.Соблюдать осторожность при работе с приборами из стекла, не бросать, не ронять их.

3.3.Соблюдать особую осторожность с колющими предметами.

3.4.Разновесы брать пинцетом.

Требования безопасности в аварийных ситуациях

4.1. В случае, если разбилась лабораторная посуда или приборы из стекла, не собирать их осколкинезащищенными руками, а использовать для этой цели щетку и совок.

4.2. При получении травмы, оказать первую помощь пострадавшему, сообщить об этомадминистрации учреждения, при необходимости отправить пострадавшего в ближайшее лечебноеучреждение.

5. Требования безопасности по окончании работы

5.3. Сдать учителю приборы, оборудование, материалы.

5.4. Привести в порядок рабочее место и тщательно вымыть руки с мылом.

Теоретические сведения

Внутреннее строение жидкостей сложнее строения газов. Во-первых, мы считаем в газах молекулы свободными, движущимися независимо друг от друга, если только не считать их случайных столкновений между собой. В жидкостях молекулы настолько сближены, что столкновения между ними должны происходить несравненно чаще, чем в газах. Вследствие этого каждая молекула должна двигаться около некоторого среднего своего положения, меняющегося сравнительно медленно, т. е. постепенное перемещение молекул с одного места на другое в жидкостях происходит в течение большего промежутка времени, чем в газах.

Во-вторых, поскольку межмолекулярные промежутки в жидкостях невелики, то пренебрегать силами взаимодействия молекул нельзя. Эти силы называют силами сцепления и их величина уменьшается в зависимости от расстояния значительно быстрее, чем у силы гравитационного взаимодействия. В жидкостях наличие этих сил постоянно обнаруживается во множестве разнообразных явлений и притом в особенности вблизи их поверхности.

Когда молекула находится внутри жидкости, то она со всех сторон окружена такими же молекулами, действующими на нее с силами сцепления.

Когда молекула находится на поверхности (воображаемой) жидкости, то равномерность распределения молекул внутри сферы частичного взаимодействия нарушается (вне жидкости – газ, и число молекул в единице объема в миллионы раз меньше, чем в жидкости) и равнодействующая сил сцепления направлена внутрь жидкости перпендикулярно ее поверхности, молекула как бы втягивается внутрь жидкости силой, удерживающей ее от вылета из жидкости.

Молекулы поверхностного слоя жидкости обладают избытком потенциальной энергии по сравнению с энергией молекул, находящихся внутри жидкости.

Как и любая механическая система, поверхностный слой жидкости, стремясь уменьшить потенциальную энергию, сокращается. При этом совершается работа А: , где - коэффициент пропорциональности (выражается в или ), называемый поверхностным натяжением:

, (1)

где F – сила поверхностного натяжения, l – длина границы поверхностного слоя жидкости.

    Коэффициент поверхностного натяжения воды можно определить, воспользовавшись расчетной формулой

,   (2)

где m – масса капли, g – ускорение свободного падения, d – диаметр отверстия капельницы (известен и указан на корпусе).

Порядок выполнения работы

1. Определить массу пустого стакана.

2. Из капельницы в стакан капать 60 – 70 капель. Капли считают.

3. Определить массу стакана с водой.

4. По разнице масс найти массу воды в стакане.

5. Найти массу одной капли (разделить массу воды на число капель в стакане).

6. По формуле (2) вычислить коэффициент поверхностного натяжения.

7. Опыт повторить 2 раза с другим количеством капель.

8. Данные измерений и расчетов занести в таблицу 1, где М – общая масса капель; N – число капель в стакане; m – масса одной капли;  - коэффициент поверхностного натяжения воды.

Таблица 1.

№ опыта М, кг N m, кг
1        
2        
3        

 

9. Полученное значение сравнивают с табличным.

Дополнительное задание:

установить зависимость коэффициента поверхностного натяжения воды от температуры. Повторить опыт с водой, имеющей температуру около 60 0С.

Контрольные вопросы:

1. Что называется поверхностным натяжением, в каких единицах измеряется

2. Что такое поверхностный слой жидкости и каковы его основные свойства?

3. Почему поверхностное натяжение зависит от вида жидкости?

4. Почему и как зависит поверхностное натяжение от температуры?

5. Изменится ли результат вычисления поверхностного натяжения, если опыт проводить в другом месте земли?

Лабораторная работа № 6

Теоретические сведения

Существуют два простых способа выращивания кристаллов из раствора: охлаждение насыщенного раствора соли и его выпаривание. Первым этапом при любом из двух способов является приготовление насыщенного раствора. В условиях школьного физического кабинета проще всего выращивать кристаллы алюмокалиевых квасцов. В домашних условиях можно выращивать кристалл медного купороса или обычной поваренной соли.

Растворимость любых веществ зависит от температуры. Обычно с повышением температуры растворимость увеличивается, а с понижением температуры уменьшается.

При охлаждении горячего (примерно 40°С) насыщенного раствора до 20°С в нем окажется избыточное количества соли на 100 г воды. При отсутствии центров кристаллизации это вещество может оставаться в растворе, т.е. раствор будет пересыщенным.

С появлением центров кристаллизации избыток вещества выделяется из раствора, при каждой данной температуре в растворе остается то количество вещества, которое соответствует коэффициенту растворимости при этой температуре. Избыток вещества из раствора выпадает в виде кристаллов; количество кристаллов тем больше, чем больше центров кристаллизации в растворе. Центрами кристаллизации могут служить загрязнения на стенках посуды с раствором, пылинки, мелкие кристаллики соли. Если предоставить выпавшим кристалликами возможность подрасти в течение суток, то среди них найдутся чистые и совершенные по форме экземпляры. Они могут служить затравками для выращивания крупных кристаллов.

Чтобы вырастить крупный кристалл, в тщательно отфильтрованный насыщенный раствор нужно внести кристаллик - затравку, заранее прикрепленный на волосе или тонкой леске, предварительно обработанной спиртом.

Можно вырастить кристалл без затравки. Для этого волос или леску обрабатывают спиртом и опускают в раствор так, чтобы конец висел свободно. На конце волоса или лески может начаться рост кристалла.

Если для выращивания приготовлен крупный затравочный кристалл, то его лучше вносить в слегка подогретый раствор. Раствор, который был насыщенным при комнатной температуре, при температуре на 3-5°С выше комнатной будет ненасыщенным. Кристалл-затравка начнет растворяться в нем и потеряет при этом верхние, поврежденные и загрязненные слои. Это приведет к увеличению прозрачности будущего кристалла. Когда температура понизится до комнатной, раствор вновь станет насыщенным, и растворение кристалла прекратится. Если стакан с раствором прикрыть так, чтобы вода из раствора могла испаряться, то вскоре раствор станет пересыщенным и начнется рост кристалла. Во время роста кристалла стакан с раствором лучше всего держать в теплом сухом месте, где температура в течение суток остается постоянной. На выращивание крупного кристалла в зависимости от условий эксперимента может потребоваться от нескольких дней до нескольких недель.

Ход работы

1. Тщательно вымойте стакан и воронку, подержите их над паром.

2. Налейте 100, г дистиллированной (или дважды прокипяченной) воды в стакан и нагрейте её до 30°С-40°С. Используя кривую растворимости, приведенную на рисунке 1, определите марсу соли, необходимую для приготовления насыщенного раствора при 30°С.

6.

Приготовьте насыщенный раствор и слейте его через ватный фильтр в чистый стакан. Закройте стакан крышкой или листком бумаги. Подождите, пока раствор остынет до комнатной температуры. Откройте стакан. Через некоторое время начнут выпадать первые кристаллы.

3. Через сутки слейте раствор через ватный фильтр в чистый, вновь вымытый и попаренный стакан. Среди множества кристаллов, оставшихся на дне первого стакана, выберите самый чистый кристалл правильной формы. Прикрепите кристалл-затравку к волосу или леске и опустите его в раствор. Волос или леску предварительно протрите ватой, смоченной спиртом. Можно также положить кристалл-затравку на дно стакана перед запивкой в него раствора. Поставьте стакан в теплое чистое место. В течение нескольких суток или недель не трогайте кристалл и не переставляйте стакан. В конце срока выращивания выньте кристалл из раствора, тщательно осушите бумажной салфеткой и уложите в специальную коробку. Руками кристалл не трогайте, иначе он потеряет прозрачность.

Контрольные вопросы

1. Что может служить центром кристаллизации?

2. Чем объясняется неодинаковая скорость роста различных граней одного и того
же кристалла?

3. Каким способом можно насыщенный раствор сделать пересыщенным без
добавления растворенного вещества?

4. Зачем раствор фильтровался?

 

Лабораторная работа № 7

Лабораторная работа № 9

Требованию безопасности перед началом работы.

2.1. Внимательно изучить содержание и порядок выполнения работы, а также безопасные приёмы выполнения.

2.2. Подготовить рабочее место к работе, убрать посторонние предметы. Провести размещение приборов и оборудования таким образом, чтобы исключить их падение.

Требования безопасности во время работы.

3.1.Точно выполнять указания учителя при проведении работы, без его разрешения не выполнять никаких работ. При выполнении работ приборы нельзя оставлять у края стола. Их необходимо располагать так, чтобы было удобно вести измерения, не перегибаясь через них и соединительные провода.

3.2. При сборке экспериментальных установок используйте провода (с наконечниками и предохранительными чехлами) с прочной изоляцией без видимых повреждений.
3.3. При сборке электрической цепи избегайте пересечения проводов. Запрещается пользоваться проводником с изношенной изоляцией и выключателем открытого типа (при напряжении выше 42 В).
3.4. Источник тока электрической цепи подключайте в последнюю очередь. Собранную цепь включайте только после проверки и с разрешения учителя. Наличие напряжения в цепи можно проверять только с помощью приборов или указателей напряжения.
3.5. Не прикасайтесь к находящимся под напряжением элементам цепей, лишенным изоляции. Не производите пересоединения в цепях и смену предохранителей доотключении источника электропитания.
3.6. При проведении опытов не допускайте предельных нагрузок измерительных приборов.

3.7. По окончании работы отключите источник электропитания, после чего разберите электрическую цепь.
3.8. Не уходите с рабочего места без разрешения учителя.
3.9. Обнаружив неисправность в электрических устройствах, находящихся под напряжением, немедленно отключите источник электропитания и сообщите об этом учителю.
3.10. Для присоединения потребителей к сети пользуйтесь штепсельными соединениями.

Требования безопасности в аварийных ситуациях.

4.1. При получении травмы, оказать первую помощь пострадавшему, сообщить об этомадминистрации учреждения, при необходимости отправить пострадавшего в ближайшее лечебноеучреждение.

5. Требования безопасности по окончании работы.

5.1. Сдать учителю приборы, оборудование, материалы.

5.2. Привести в порядок рабочее место и тщательно вымыть руки с мылом.

 

Теоретические сведения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 95; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.26.246 (0.17 с.)