Мониторинг правоприменения в Российской Федерации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Мониторинг правоприменения в Российской Федерации



КАЛУЖСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)

ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ВСЕРОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ ЮСТИЦИИ (РПА МИНЮСТА РОССИИ)»

КАЛУЖСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ) ВГУЮ (РПА МИНЮСТА РОССИИ)

 

  Утверждаю Директор Калужского института (филиала) ВГУЮ (РПА Минюста России) ______________ А. В. Савинов

Рабочая программа учебной дисциплины

МОНИТОРИНГ ПРАВОПРИМЕНЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

 

специальность 40.05.01 ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

(уровень СПЕЦИАЛИТЕТА)

«гРАЖДАНСКО-ПРАВОВАЯ, УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ»

 

КАФЕДРА ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫХ ДИСЦИПЛИН

 

Калуга 2020


Рабочая программа для набора 2016, 2017, 2018, 2019, 2020 годов

Лекция 1. Теоретико-правовые основы мониторинга правоприменения в Российской Федерации

Применение права как особая форма его реализации и мониторинга. Акты применения норм права.

Понятие мониторинга правоприменения в Российской Федерации. Разные подходы к определению мониторинга правоприменения.

Понятие принципов мониторинга правоприменения. Принципы демократизма, законности, гласности, научности, системности. Субъекты и объекты мониторинга правоприменения. Виды субъектов, осуществляющих мониторинг правоприменения.

Понятие функций мониторинга правоприменения. Функция наблюдения. Информационно-аналитическая функция. Контрольная функция. Функция прогнозирования. Проведение эксперимента.

Правовая основа мониторинга правоприменения:

Указ Президента РФ от 20.05.2011 № 657 «О мониторинге правоприменения в Российской Федерации» (вместе с «Положением о мониторинге правоприменения в Российской Федерации») // Российская газета, № 110, 25.05.2011.

Постановление Правительства РФ от 19.08.2011 № 694 «Об утверждении методики осуществления мониторинга правоприменения в Российской Федерации» // Российская газета, № 186, 24.08.2011.

Распоряжение Минюста России от 12.04.2012 № 674-р «Об Экспертном совете при Министерстве юстиции Российской Федерации по мониторингу правоприменения в Российской Федерации» // http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=EXP;n=542487

 

Лекция 2. Методологические основы мониторинга правоприменения

Методологическое и инструментальное значение мониторинга правоприменения.

Виды мониторинга правоприменения: по отраслевому предназначению; по стадиям проведения; по субъектному составу; по времени действия; по уровню правоприменительной деятельности; по направленности результатов мониторинга; по характеру реализации результатов.

Системный характер мониторинга правоприменения. Деятельностный и функциональный подходы к решению проблем мониторинга правоприменения.

Характеристика основных методов, используемых субъектами мониторинга правоприменения: конкретно-социологический, информационный методы; контент-анализ; методы моделирования, экстраполяции. Содержательная характеристика сравнительно-правового и формально-логического методов в деятельности по мониторингу правоприменения.

Понятие, содержание и значение методических показателей, используемых при мониторинге правоприменения. Их виды: основные и дополнительные.

Виды мониторинга правоприменения, текущий мониторинг и оперативный мониторинг правоприменения; плановый и внеплановый мониторинга правоприменения. Уровни мониторинга правоприменнения.

Семинары модуля 1

Семинары (для очной формы обучения)

Семинар (для заочной формы обучения)

Семинары модуля 2

Семинары (для очной формы обучения)

Семинар 2. Содержание стадий деятельности государственных органов по мониторингу правоприменения

Цель: изучить содержание стадий деятельности государственных органов по мониторингу правоприменения, изучить новые термины и категории.

Доклады:

1. Деятельности и функции Министерства юстиции.

2. Полномочия Верховного суда в РФ.

Вопросы для обсуждения

1. Стадии мониторинга правоприменения: понятие и характеристика.

2. Понятие мониторинговой экспертизы и значение ее применения для мониторинга правоприменения.

3. Обзор практики мониторинга правоприменения управлений Министерства юстиции в субъектах РФ.

4. Проблемы учета и оценки применения нормативно-правовых актов СССР и РСФСР, сохраняющих свое действие на территории РФ.

5. Характеристика практики учета и оценки применения нормативно-правовых актов СССР и РСФСР, сохраняющих свое действие на территории РФ.

6. Результаты мониторинга правоприменения: понятие и значение.

7. Сбор информации об объекте мониторинга как первая стадия мониторингового исследования.

8. Характеристика практики мониторинга правоприменения законодательства о государственной гражданской службе.

9. Проблемы инкорпорации нормативно-правовых актов в связи с мониторингом правоприменения.

Задание для самостоятельной работы:

1. на сайте Управления Министерства юстиции РФ по Калужской области изучить планы и отчеты по мониторингу правоприменения за последние 2 года.

Семинары модуля 2

Лекция 2. Содержание стадий деятельности государственных органов по мониторингу правоприменения

Общая характеристика содержания мониторинга правоприменения как комплексной и плановой деятельности, осуществляемой федеральными органами исполнительной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Стадии мониторинга правопримнения: сбор информации о практике применения нормативных правовых актов, проведение мониторинговой экспертизы, обобщение информации о практике реализации нормативных правовых актов, анализ информации о практике их реализации, оценка и контроль за практикой применения нормативных правовых актов, обобщение и оформление выводов мониторинга.

Особенности сбора, обобщения, анализа и оценки практики применения отдельных видов нормативных правовых актов в Минюсте России.

Учет практики применения нормативных правовых актов СССР и РСФСР, сохраняющих свое действие на территории Российской Федерации.

Содержание модуля 3 "Проблемы осуществления мониторинга правоприменения".

Семинары модуля 3

Семинары модуля 3

Примерные темы рефератов

1. Основные подходы к определению мониторинга правоприменения.

2. Сущность и содержание мониторинга правоприменения.

3. Роль Министерства юстиции как субъекта мониторинга правоприменения.

4. Функции мониторинга правоприменения.

5. Классификация видов мониторинга правоприменения.

6. Деятельностный и функциональный подходы к решению проблем мониторинга правоприменения.

7. Информационно-аналитический подход к решению задач мониторинга правоприменения.

8. Сравнительно-правовой и конкретно-логический методы при осуществлении мониторинга правоприменения.

9. Методики оценки показателей, используемых в ходе мониторинга правоприменения.

10. Направления деятельности и функции Министерства Юстиции в сфере мониторинга правоприменения.

11. Мониторинг правоприменения в субъектах РФ: объект, методики, заключения.

12. Сбор информации об объекте мониторинга как первая стадия мониторингового исследования.

13. Характеристика практики мониторинга применения законодательства о государственной гражданской службе.

14. Результаты мониторинга правоприменения: понятие и значение.

15. Характеристика практики проведения антикоррупционной экспертизы в связи с мониторингом.

16. Методы выявления несоблюдения пределов компетенции органов государственной власти, управления и общественных организаций при издании нормативно-правовых актов.

17. Методика выявления наличия в нормативно-правовых актах коррупциогенных факторов.

18. Коррупциогенные факторы: понятие и виды.

19. Методика обобщения коррупциогенных факторов, встречающихся в нормативных актах.

20. Приведение нормативно-правовых актов в соответствие с антикоррупционным законодательством в РФ.

21. Выявления противоречий между нормативно-правовыми актами общего и специального характера.

22. Публично-правовые споры: понятие, категории дел, процедуры. 

Демонстрационные тесты

1. Какие элементы не входят в систему мониторинга правоприменения:

А) сбор фактического материала;

Б) оценивание;

В) контроль;

Г) надзор;

Д) прогнозирование;

Е) разработку приемов и способов приведения объекта мониторинга в оптимальное состояние.

2. Под «правовым мониторингом» понимается:

А) «процесс наблюдения, оценивания состояния и корректировки нежелательных тенденций развития всего массива нормативно-правовых актов»;

Б) «система таких элементов, как сбор фактического материала, оценивание, контроль, прогнозирование, разработка приемов и способов обеспечения оптимального состояния правового пространства, общественных отношений, законопроекта, закона, правоприменения»;

В) «такая деятельность, которая охватывает собой такие стадии юридической деятельности, как правотворческий процесс, оценка качества действующих нормативных правовых актов, правоприменительный процесс».

3. К числу принципов мониторинга правоприменения не относится:

А) принцип демократизма;

Б) принцип федерализма;

В) принцип открытости и гласности;

Г) принцип обязательности;

Д) принцип легальности и объективности.

4. К функциям мониторинга правоприменения не относятся:

А) прогностическая функция;

Б) регулятивная функция;

В) охранительная функция;

Г) функция планирования;

Д) функция информационного обеспечения.

5. К числу задач мониторинга правоприменения не относится:

А) прогнозирование правового развития общества;

Б) систематизация действующего законодательства;

В) подготовка предложений по совершенствованию действующего законодательства;

Г) гармонизирующее воздействие на систему права.

6. К числу видов мониторинга правоприменения в рамках классификации по стадиям проведения не относится:

А) процессуальный мониторинг;

Б) системно-структурный мониторинг;

В) комплексный мониторинг;

Г) производственный мониторинг;

Д) контент-креативный мониторинг.

7. К числу видов мониторинга правоприменения в рамках классификации по времени действия нормативных актов не относится:

А) ретроспективный мониторинг;

Б) прогнозный мониторинг;

В) текущий мониторинг;

Г) плановый мониторинг.

8. К инициативным субъектам мониторинга правоприменения не относятся:

А) органы местного самоуправления;

Б) научные организации и объединения;

В) политические партии;

Г) правозащитные организации;

Д) экспертные советы при высших органах государственной власти.

9. Датой принятия Президента РФ «О мониторинге правоприменения в Российской Федерации» является:

А) 20 мая 2011 года;

Б) 20 мая 2012 года;

В) 20 июня 2011 года;

Г) 18 октября 2010 года.

10. К этапам общего хода проведения мониторинга правоприменения не относятся:

А) определение и конкретизация цели мониторинга;

Б) сбор фактических данных;

В) определение кругов субъекта мониторинга;

Г) определение объекта мониторинга;

Д) разработка программы и плана проведения мониторинга.

11. Какому органу государственной власти органы власти обязаны ежегодно докладывать о результатах мониторинга:

А) Президенту РФ;

Б) Правительству РФ;

В) Министерству юстиции РФ;

Г) Счетной палате РФ.

12. Датой принятия постановления Правительства РФ «Об утверждении Методики осуществления мониторинга правоприменения» является:

А) 24 ноября 2011 года;

Б) 19 августа 2011 года;

В) 19 августа 2012 года;

Г) 7 декабря 2012 года.

13. К юридическим ошибкам, способствующим коррупционным нарушениям не относятся:

1) искажение смысла норм закона, акта;

Б) расширительное толкование компетенции органа;

В) необоснованность действий, решений;

Г) отсутствие связи между правами органа и его обязанностями;

Д) широкие дискреционные нормы.

14. В число методов социологического опроса не входит:

А) анкетирование;

Б) выборочный опрос;

В) опрос общественного мнения;

Г) интервьюирование.

15. К числу типов правового эксперимента не относится:

А) локальный эксперимент;

Б) естественный эксперимент;

В) полевой (реальный) эксперимент.

16. В число стадий государственного мониторинга водных объектов не входит:

А) сбор, обработка и хранение сведений полученных в результате наблюдений;

Б) внесение сведений, полученных в результате наблюдений в Государственный водный реестр;

В) оценка эффективности осуществляемых мероприятий по охране водных объектов.

17. Этапы механизма мониторинга правоприменения включают в себя:

А) Организацию мониторинга акта;

Б) Определение объекта мониторинга закона;

В) размещение информации о результатах мониторинга в СМИ;

Г) все вышеперечисленное.

18. К числу правовых дефектов не относятся:

А) антимонии:

Б) коллизии:

В) бланкетные нормы;

Г) пробелы.

19. К числу участников мониторинга правоприменения не относятся:

А) органы местного самоуправления;

Б) правоохранительные органы;

В) профсоюзы.

20. К средствам обеспечения реализации мониторинга правоприменения относятся:

А) организационные средства;

Б) социально-психологические средства;

В) функциональные средства;

Г) юридические средства;

Д) все вышеперечисленное.

Вопросы для подготовки к зачету

1. Понятие мониторинга правоприменения.

2. Принципы мониторинга правоприменения.

3. Функции мониторинга правоприменения.

4. Правовые основы мониторинга правоприменения.

5. Субъекты и объекты мониооринга правоприменения.

6. Виды мониторинга правоприменения.

7. Методы, применяемые при мониторинге правоприменения.

8. Полномочия Президента Российской Федерации в сфере мониторинга правоприменения.

9. Полномочия Правительства Российской Федерации в сфере мониторинга правоприменения.

10. Функции Минюста России в сфере мониторинга правоприменения.

11. Полномочия федеральных органов исполнительной власти в сфере мониторинга правоприменения.

12. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере мониторинга правоприменения.

13. Деятельность Конституционного Суда Российской Федерации по учету результатов мониторинга правоприменения.

14. Деятельность Верховного Суда Российской Федерации по учету результатов мониторинга правоприменения.

15. Стадийный характер мониторинга правоприменения.

16. Мониторинг практики применения нормативных правовых актов СССР и РСФСР, сохраняющих свое действие на территории Российской Федерации.

17. Методы выявления и обобщения информации, используемые в процессе мониторинга правоприменения.

18. Методы анализа и оценки информации, используемые в процессе мониторинга правоприменения.

19. Методы выявления несоблюдения пределов компетенции органов государственной власти при издании нормативных правовых актов.

20. Методика выявления наличия в нормативных правовых актах коррупциогенных факторов.

21. Методика выявления неполноты правового регулирования общественных отношений.

22. Методика выявления коллизий норм права.

23. Методика выявления наличия ошибок юридико-технического характера.

24. Методика выявления искажений смысла положений нормативных правовых актов при их применении.

25. Методика выявления коррупциогенных факторов, встречающихся в нормативных правовых актах.

26. Методика обобщения коррупциогенных факторов, встречающихся в нормативных правовых актах.

27. Методика проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов.

28. Методы выявления коллизий в нормативных правовых актах.

29. Методы выявления смысловой тождественности юридическим понятий.

Методика проведения экзамена (зачета) по дисциплине

В соответствии с учебным планом Университета промежуточная аттестация по дисциплине может проводиться в форме экзамена (зачета).

Экзамен может включать в себя:

- выставление оценки по результатам публичной защиты (в составе учебной группы) самостоятельной оригинальной работы, связанной с профилем подготовки;

- выставление оценки по результатам ответа по содержанию экзаменационного билета, включающего заранее определенные преподавателем вопросы.

Сайты и порталы

· Официальный интернет портал правовой информации: http://pravo.gov.ru/

· «Официальная Россия» – сервер органов государственной власти Российской Федерации: http://www.gov.ru

· Официальный сайт Президента Российской Федерации: http://kremlin.ru/

· Официальный сайт Правительства Российской Федерации: http://www.government.gov.ru

· Официальный сайт Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации: http://www.council.gov.ru

· Официальный сайт Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации: http://www.duma.gov.ru

· Официальный сайт Конституционного Суда Российской Федерации: http://www.ksrf.ru

· Официальный сайт Верховного Суда Российской Федерации: http://www.supcourt.ru

· Официальный сайт Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации: http://www.arbitr.ru/

· Официальный сайт Дисциплинарного судебного присутствия: http://dsp.sudrf.ru/

· Сайты, посвященные деятельности Европейского Суда по правам человека: http://www.espch.ru http://www.echr.ru/court/

· Официальный сайт Высшей квалификационной коллегии судей: http://www.vkks.ru

· Официальный сайт Судебного Департамента при Верховном Суде Российской Федерации: http://www.cdep.ru/

· Официальный сайт Федеральной службы судебных приставов: http://www.fssprus.ru

· Официальный сайт Следственного комитета Российской Федерации: http://www.sledcom.ru

· Официальный сайт Генеральной прокуратуры Российской Федерации: http://genproc.gov.ru

· Официальный сайт Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации: http://www.fparf.ru

· Официальный сайт Федеральной нотариальной палаты: http://www.notariat.ru

· Сайт Международной ассоциации содействия правосудию (МАСП/IUAJ): http://iuaj.net/

· Федеральный правовой портал «Юридическая Россия»: http://www.law.edu.ru/

· Юридический портал «Правопорядок»: http://www.oprave.ru/

· Юридический виртуальный клуб «Ex-jure»:http://ex-jure.ru/ Сайт действует исключительно на некоммерческой основе, ставя своей целью развитие правовой науки в сети Интернет.

· Сайт «Учиться – это легко!»: http://lawlist.narod.ru/index.htm Сайт является некоммерческим и создан для оказания активной помощи студентам и преподавателям юридических ВУЗов.

· Юридический портал студенту юристу: http://www.interlaw.dax.ru/student/Index.htm Информационно-образовательный юридический портал «ВСЕ О ПРАВЕ»: http://allpravo.ru/

· Права человека: http://hro.org/

Информационные ресурсы

· Право России: http://www.allpravo.ru/

· Кодексы и законодательство Российской Федерации: http://www.codex.rus-pravo.ru/

Раздел 9. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по учебной дисциплине (модулю).

Каждый обучающейся обеспечен доступом к электронно-библиотечным системам (электронным библиотекам) и к электронной информационно-образовательной среде организации. Во время самостоятельной подготовки обучающиеся обеспечены доступом к сети Интернет.

При осуществлении образовательного процесса студентами и преподавательским составом используются следующие информационно-справочные системы:

1. Справочная правовая система «КонсультантПлюс» – http://www.consultant.ru/

2. Информационно-правовой портал «Гарант» – http://www.garant.ru/

При осуществлении образовательного процесса студентами и преподавательским составом используется следующие электронно-библиотечные системы:

1. ЭБС IPR BOOKS – http://www.iprbookshop.ru/

2. ЭБС BOOK.RU – https://www.book.ru/

3. ЭБ ЛИБЭР – http://liber.rpa-mjust.ru/login.php

При осуществлении образовательного процесса студентами и преподавательским составом используется следующее лицензионное программное обеспечение:

1. Microsoft Office Standard 2013 RUS (Open License №61919951)

2. Microsoft Windows Professional 8.1 RUS (Open License №61925501)

3. Антивирус KasperkyEndpointSecurity

4. СПС Гарант (многопользовательская)

5. СПС КонсультантПлюс

6. ЭБС IPRbooks (Электронно-библиотечная система IPRBOOKSHOP.RU)

7. ЭБС Book.ru (Электронно-библиотечная система BOOK.RU)

Раздел 10. Материально-техническое обеспечение учебной дисциплины.

Для материально-технического обеспечения дисциплины используются специальные помещения, укомплектованные специализированной мебелью и техническими средствами обучения, служащими для представления учебной информации аудитории:

- учебная аудитория для проведения лекционных занятий, оборудование в ней;

- аудитория для проведения практических (семинарских) занятий, групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, оборудование в ней;

- помещение для самостоятельной работы обучающихся, оснащенное компьютерной техникой с возможностью подключения к сети «Интернет» и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации, электронную библиотечную систему организации и к информационно-справочным правовым системам с регулярным обновлением;

- библиотека;

- читальный зал, оборудованный компьютерами с выход в сеть Интернет;

- помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования.

Методические материалы:

1. Набор презентаций для использования на учебных занятиях.

2. Набор оценочных средств для контроля усвоения материала дисциплины.

Содержание

Раздел 1. Общая характеристика учебной дисциплины (модуля)

1.1. Цель преподавания учебной дисциплины

1.2. Задачи преподавания учебной дисциплины

Раздел 2. Перечень планируемых результатов обучения по учебной дисциплине (модулю)

Раздел 3. Объем учебной дисциплины (модуля) в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Раздел 4. Содержание дисциплины (модуля), структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий. Дисциплинарные модули

Раздел 5. Методические указания для обучающихся по освоению учебной дисциплины (модуля).

Раздел 6. Оценочные материалы для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по учебной дисциплине (модулю).

Раздел 7. Перечень основной и дополнительной учебной литературы необходимый для освоения учебной дисциплины (модуля)

Раздел 8. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» необходимых для освоения дисциплины (модуля)

Раздел 9. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине (модуля)

Раздел 10. Материально-техническое обеспечение дисциплины

 

Приложение: Оценочные материалы для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по учебной дисциплине «Мониторинг правоприменения в Российской Федерации».

 

КАЛУЖСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)

ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ВСЕРОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ ЮСТИЦИИ (РПА МИНЮСТА РОССИИ)»

КАЛУЖСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ) ВГУЮ (РПА МИНЮСТА РОССИИ)

 

  Утверждаю Директор Калужского института (филиала) ВГУЮ (РПА Минюста России) ______________ А. В. Савинов

Рабочая программа учебной дисциплины

МОНИТОРИНГ ПРАВОПРИМЕНЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

 

специальность 40.05.01 ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

(уровень СПЕЦИАЛИТЕТА)

«гРАЖДАНСКО-ПРАВОВАЯ, УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ»

 

КАФЕДРА ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫХ ДИСЦИПЛИН

 

Калуга 2020



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 75; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.38.125 (0.106 с.)