Семинар 1. Проблемы осуществления мониторинга правоприменения в целях реализации антикоррупционной политики и устранения коррупциогенных факторов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Семинар 1. Проблемы осуществления мониторинга правоприменения в целях реализации антикоррупционной политики и устранения коррупциогенных факторов



Цель: изучить проблемы осуществления мониторинга правоприменения в целях реализации антикоррупционной политики и устранения коррупциогенных факторов.

Доклады:

1. Роль ООН в организации атикоррупционной деятельности в мире.

2. Охарактеризуйте государственные органы в задачи которых входит атикоррупционной деятельности.

Вопросы для обсуждения

1. Антикоррупционная политика РФ. Понятие и правовые основы.

2. Роль мониторинга правоприменения в реализации антикоррупционной политики РФ.

3. Коррупциогенные факторы и методы их устранения в ходе мониторинга правоприменения.

4. Классификация методов выявления, обобщения, анализа и оценки неправомерных коррупционных решений и действий (бездействия) должностных лиц при применении нормативно - правовых актов.

5. Понятие антикоррупционной экспертизы, ее место и роль в мониторинге правоприменения.

6. Методы профилактики и устранения коррупционных правонарушений, выявленных в ходе мониторинга правоприменения.

7. Роль Министерства юстиции в антикоррупционной политике РФ.

8. Коррупционные факторы: понятие и классификация.

9. Коррупционные решения и действия должностных лиц: понятие и виды.

10. Приведение нормативно - правовых актов в соответствие с антикоррупционным законодательством РФ.

Задание для самостоятельной работы:

1. Зайдите на сайт ООН и проанализируйте документы, основное содержание которых призывает государства вести непримиримую борьбу с коррупцией. Выпишите названия документов в тетрадь.

2. В учебнике «Мониторинг правоприменения в Российской Федерации» изучить материал «О практике реализации антикоррупционных мер в субъекте Российской Федерации» (стр. 202) их учить результаты антикоррупционной экспертизы и сделать выводы.

Раздел 5. Методические указания для обучающихся по освоению учебной дисциплине (модуля).

Самостоятельная работа студентов - это вид занятий по дисциплине, выполняемый студентом самостоятельно вне аудиторных занятий. Данная работа необходима для развития у студентов творческих способностей и самостоятельности в обучении. Полученные умения и знания в ходе самостоятельной подготовки, предоставляют студенту возможность творчески раскрыться, проявить инициативу, приобрести профессиональные умения и развить навыки общения.

Самостоятельная работа должна носить целенаправленный характер. Несистематическая, от случая к случаю, работа, как правило, не дает положительного эффекта. Плановая самостоятельная работа неизбежно приводит к выработке системного подхода не только к усвоению учебного материала изучаемых дисциплин, но и к повышению эффективности в решении вопросов практической деятельности. Знание и осмысление методики рационального распределения времени, отведенного для самостоятельной работы, также имеет исключительно важное значение.

Самостоятельная работа студентов предусматривает более глубокое и детальное изучение тем по дисциплине. Студент должен подобрать и проанализировать основную литературу и нормативно-правовые акты по каждой теме, раскрыть ее и дать свое видение и понимание проблемы.

Форма организации самостоятельной работы может заключаться как в самостоятельном изучении предлагаемых преподавателем тем, в виде подготовки доклада по одной из этих тем, в проработке указанных выше вопросов для самоконтроля по каждой теме курса, так и в написании контрольных работ (для студентов заочной формы обучения) в решении практических задач и в других формах.

Рекомендуется следующие виды самостоятельных работ:

1. Подготовка к семинарским занятиям;

2. Написание реферата;

3. Подготовка к тестированию;

4. Работа с литературой и нормативно-правовыми актами.

В прочном усвоении изучаемого материала важное место принадлежит умению вести записи, конспектированию. Особенно важно научиться правильно вести конспектирование лекций. Запись лекций по каждому предмету рекомендуется вести в отдельной тетради, оставляя широкие поля для последующих пометок. Огромное значение для студентов имеет умение записывать не слова, а мысли лектора своими словами, что большинству обучающихся сделать, к сожалению, не удается.

Семинар – форма занятия, на котором обсуждаются и прорабатываются теоретические вопросы курса.

Цель этих занятий – помочь студентам глубже освоить теоретический материал, приобрести навыки самостоятельной и творческой работы над документами и первоисточниками.

Подготовка к семинару состоит не только в чтении и конспектировании указанной преподавателем литературы, но и в проработке конспекта лекций, изучении соответствующих разделов учебника.

Важнейшее место в учебном процессе занимает учебно-исследовательская и научно-исследовательская работа студентов. Эти виды работ осуществляются студентами в разных формах: написание курсовых и дипломных проектов, выполнение исследовательских заданий в ходе учебной практики и в структуре секций студенческого научного общества, участие в состязаниях на олимпиадах, областных, региональных и Всероссийских конкурсах студенческих работ. Для реферирования могут быть предложены как отдельные монографии, так и серии статей по изучаемому вопросу. Со всем материалом рекомендуется вначале ознакомиться путем просмотра подзаголовков, выделенных текстов, схем, таблиц, общих выводов. Затем весь материал необходимо внимательно и вдумчиво прочитать, делая попутно заметки на отдельном листе бумаги. Далее следует продумать содержание всей работы. Непременным условием успешного выполнения работы является содержательный план, который желательно составлять максимально подробно. Пункты плана должны соответствовать логике изложения материала, способствовать глубокому, доказательному раскрытию темы, получению содержательных и убедительных результатов.

Результатом работы над литературными источниками является реферат. При написании реферата не следует злоупотреблять дословным цитированием. Предпочтительнее краткое изложение основных идей автора. При этом, как уже отмечалось, главным - являются собственные комментарии. Заканчивается реферат выводами, которые студент должен сделать на основе рассмотрения всех аспектов темы.

Существуют приемы, помогающие лучше подготовиться к тестированию. Они касаются управления своим вниманием и памятью, рациональным использованием ресурсов своей работоспособности, волевой мобилизации.

Рассмотрим несколько моментов, на которые нужно обратить внимание при прохождении теста.

- Концентрация внимания. Влияет как на общее время прохождение теста и на количество случайных ошибок.

- Определение значимых слов в задании. Нет ничего обиднее, чем неправильно ответить на вопрос только из-за незамеченного предлога «не» перед каким-нибудь словом. Решение очень простое, выработайте привычку дважды перечитывать задание.

- Исключение заведомо неверных ответов. Этот метод используется, когда вы точно не знаете правильный ответ. Исключив несколько заведомо неподходящих вариантов, вы увеличиваете свои шансы.

- Контроль времени. Обычно на прохождение теста выделяется довольно ограниченное время. Поэтому если вы «застрянете» на одном вопросе, то можете просто не успеть ответить на остальные. Всегда помните, в результаты теста входит общий бал.

Залог успешной сдачи теста в регулярных тренировках. Чем больше тестов вы пройдете, тем уверенней и спокойнее будете себя чувствовать, а значит, сможете показать себя с лучшей стороны.

Нормативно-правовые акты могут использоваться на занятиях по праву со следующими задачами: осознание студентами значимости правовых документов в жизни общества; уяснение смысла юридических норм, содержащихся в текстах нормативных актов; использование полученных из источника права знаний в практической учебной деятельности (решение юридических задач, разбор ситуаций, имеющих правовой смысл, выполнение иных практических заданий); применение смысла правовых норм в реальной жизни. Обобщая можно сказать, что главной целью использования нормативно – правовых актов на занятиях по праву является научить студентов извлекать необходимые правовые знания из нормативного акта, и использовать их для решения повседневных проблем в правовой сфере.

Методика работы с нормативно-правовыми актами предполагает целенаправленную работу преподавателя со студентами по развитию умений получения знаний из юридических актов. Обладая этими умениями, студенты смогут самостоятельно извлекать необходимые правовые знания из нормативного акта и оперировать ими в повседневной жизни.

Умения работы с нормативно-правовыми актами – это группа умений, направленных на усвоение специфики юридического учебного материала. В качестве умений работы с нормативно – правовыми актами можно выделить следующие: умение давать общую характеристику нормативно – правового акта (реквизиты, структура, регулируемые отношения, субъекты, понятия, приведенные в качестве нормативных и др.); умение определять место нормативно – правового акта – в системе права (систематизация); умение читать нормативно-правовой акт и извлекать из него требуемые правовые знания; умение анализировать содержание текста нормативного акта, которое включает в себя: умение объяснять смысл юридической нормы, давать ее комментарий; умение выявлять сущностные признаки юридических понятий, содержащихся в тексте нормативного акта; умение извлекать и обобщать знания из нескольких нормативных актов; умение использовать выдержки из текста акта при ответе для иллюстрации теоретических положений; умение использовать своей позицией; умение определять вид юридической нормы; умение использовать текст нормативного акта для аргументации своей позиции; умение определять вид юридической нормы; умение использовать нормативно – правовые акты при решении юридических ситуаций.

Формирование умений работы с нормативно-правовыми актами можно осуществить по определенной модели, включающей в себя несколько стадий: Первая стадия включает в себя мотивацию к деятельности, которая основывается на осознании студентами жизненной необходимости умения работать с нормативными актами. Способом мотивации можно считать рассмотрение актуальной для студентов жизненной ситуации, требующей разрешения с использованием нормативно-правового акта. Очень важно, чтобы эта ситуация была близка для обучаемых, соотносилась с их правовым статусом и жизненным опытом. Преподаватель знакомит студентов с алгоритмом работы с нормативно - правовыми актами, который мы рассматриваем как ориентационная основа учебной деятельности при изучении права (обучаемые, для выполнения задания, могут использовать часть алгоритма). Алгоритм включает следующие шаги: Внимательно прочитайте название юридического текста (раздела, главы, статьи). Внимательно прочитайте текст нормативного акта и постарайтесь понять содержание норм права. Определите главное понятие и понятия, которые являются его признаками. Выпишите неизвестные понятия и дайте им определения. На втором этапе организуется работа студентов с текстом нормативно – правового акта по указанному алгоритму при участии преподавателя.

Решая задачи правового характера, студенты определяют, на какой нормативно-правовой акт ссылаться, каковы элементы нормы права. Решая конкретные задачи, правового характера, студенты осознают последовательность действий и делают соответствующие выводы. На следующей стадии студенты работают без опоры на образец (алгоритм). Студенты объясняют последовательность своих действий, решая правовые задачи.

Нужно отметить, что правильное решение задачи не является самоцелью, а средством организации работы студентов и мотивацией к учебной деятельности. Важно проследить сам процесс поиска ответа, к которому обучаемые должны прийти, самостоятельно проанализировав источники права. Таким образом, работа студентов с нормативно – правовыми актами способствует получению глубоких и прочных знаний по предмету; позволяет создать наиболее полное представление о праве, приблизить те или иные положения к практике. Полученные в ходе изучения нормативно – правовых актов знания, умения студентов создают основу для дальнейшего обучения в области права и способствуют становлению правосознания личности.

Образовательная технология

В соответствии с требованиями п. 7.3. ФГОС ВО реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков студентов. В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, образовательных учреждений, научных, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов. Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью программы, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин.

Модуль предусматривает сочетание различных образовательных технологий, направленных на лучшее усвоение материала. Классическое лекционное обучение включает в себя обучение с помощью аудиовизуальных технических средств, что позволяет достигать более высоких результатов освоения и запоминания материала.

В модуле реализована личностно ориентированная технология образования, сочетающая два равноправных аспекта этого процесса: обучение и учение. С учетом этого учебные материалы модуля включают информацию нескольких типов:

· информацию, отражающую мировой, постоянно обновляющийся опыт в области экологического права и права окружающей среды;

· информацию справочного характера, излагающую факты и связи между ключевыми положениями изучаемой дисциплины и естественно-научными и общепрофессиональными дисциплинами;

· информацию, помогающую самообразованию. Это - имеющиеся в лекционном разделе модуля текстовые пояснения, указания, примечания, комментарии, смысловые таблицы, приложения, облегчающие самостоятельную обработку текста, его понимание.

Деятельностный подход при освоении дисциплиныреализуется через анализ и решение учебных задач, примеры которых приведены в рабочей программе.

 

Раздел 6. Оценочные материалы для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по учебной дисциплине (модулю)

Оценочные материалы для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по учебной дисциплине «Мониторинг правоприменения в Российской Федерации» является частью рабочей программы данной дисциплины, размещен в приложении к ней и включает примерные вопросы для подготовки к зачету, комплекты тестовых заданий, тематику рефератов, докладов, презентаций.

Примерные темы рефератов

1. Основные подходы к определению мониторинга правоприменения.

2. Сущность и содержание мониторинга правоприменения.

3. Роль Министерства юстиции как субъекта мониторинга правоприменения.

4. Функции мониторинга правоприменения.

5. Классификация видов мониторинга правоприменения.

6. Деятельностный и функциональный подходы к решению проблем мониторинга правоприменения.

7. Информационно-аналитический подход к решению задач мониторинга правоприменения.

8. Сравнительно-правовой и конкретно-логический методы при осуществлении мониторинга правоприменения.

9. Методики оценки показателей, используемых в ходе мониторинга правоприменения.

10. Направления деятельности и функции Министерства Юстиции в сфере мониторинга правоприменения.

11. Мониторинг правоприменения в субъектах РФ: объект, методики, заключения.

12. Сбор информации об объекте мониторинга как первая стадия мониторингового исследования.

13. Характеристика практики мониторинга применения законодательства о государственной гражданской службе.

14. Результаты мониторинга правоприменения: понятие и значение.

15. Характеристика практики проведения антикоррупционной экспертизы в связи с мониторингом.

16. Методы выявления несоблюдения пределов компетенции органов государственной власти, управления и общественных организаций при издании нормативно-правовых актов.

17. Методика выявления наличия в нормативно-правовых актах коррупциогенных факторов.

18. Коррупциогенные факторы: понятие и виды.

19. Методика обобщения коррупциогенных факторов, встречающихся в нормативных актах.

20. Приведение нормативно-правовых актов в соответствие с антикоррупционным законодательством в РФ.

21. Выявления противоречий между нормативно-правовыми актами общего и специального характера.

22. Публично-правовые споры: понятие, категории дел, процедуры. 

Демонстрационные тесты

1. Какие элементы не входят в систему мониторинга правоприменения:

А) сбор фактического материала;

Б) оценивание;

В) контроль;

Г) надзор;

Д) прогнозирование;

Е) разработку приемов и способов приведения объекта мониторинга в оптимальное состояние.

2. Под «правовым мониторингом» понимается:

А) «процесс наблюдения, оценивания состояния и корректировки нежелательных тенденций развития всего массива нормативно-правовых актов»;

Б) «система таких элементов, как сбор фактического материала, оценивание, контроль, прогнозирование, разработка приемов и способов обеспечения оптимального состояния правового пространства, общественных отношений, законопроекта, закона, правоприменения»;

В) «такая деятельность, которая охватывает собой такие стадии юридической деятельности, как правотворческий процесс, оценка качества действующих нормативных правовых актов, правоприменительный процесс».

3. К числу принципов мониторинга правоприменения не относится:

А) принцип демократизма;

Б) принцип федерализма;

В) принцип открытости и гласности;

Г) принцип обязательности;

Д) принцип легальности и объективности.

4. К функциям мониторинга правоприменения не относятся:

А) прогностическая функция;

Б) регулятивная функция;

В) охранительная функция;

Г) функция планирования;

Д) функция информационного обеспечения.

5. К числу задач мониторинга правоприменения не относится:

А) прогнозирование правового развития общества;

Б) систематизация действующего законодательства;

В) подготовка предложений по совершенствованию действующего законодательства;

Г) гармонизирующее воздействие на систему права.

6. К числу видов мониторинга правоприменения в рамках классификации по стадиям проведения не относится:

А) процессуальный мониторинг;

Б) системно-структурный мониторинг;

В) комплексный мониторинг;

Г) производственный мониторинг;

Д) контент-креативный мониторинг.

7. К числу видов мониторинга правоприменения в рамках классификации по времени действия нормативных актов не относится:

А) ретроспективный мониторинг;

Б) прогнозный мониторинг;

В) текущий мониторинг;

Г) плановый мониторинг.

8. К инициативным субъектам мониторинга правоприменения не относятся:

А) органы местного самоуправления;

Б) научные организации и объединения;

В) политические партии;

Г) правозащитные организации;

Д) экспертные советы при высших органах государственной власти.

9. Датой принятия Президента РФ «О мониторинге правоприменения в Российской Федерации» является:

А) 20 мая 2011 года;

Б) 20 мая 2012 года;

В) 20 июня 2011 года;

Г) 18 октября 2010 года.

10. К этапам общего хода проведения мониторинга правоприменения не относятся:

А) определение и конкретизация цели мониторинга;

Б) сбор фактических данных;

В) определение кругов субъекта мониторинга;

Г) определение объекта мониторинга;

Д) разработка программы и плана проведения мониторинга.

11. Какому органу государственной власти органы власти обязаны ежегодно докладывать о результатах мониторинга:

А) Президенту РФ;

Б) Правительству РФ;

В) Министерству юстиции РФ;

Г) Счетной палате РФ.

12. Датой принятия постановления Правительства РФ «Об утверждении Методики осуществления мониторинга правоприменения» является:

А) 24 ноября 2011 года;

Б) 19 августа 2011 года;

В) 19 августа 2012 года;

Г) 7 декабря 2012 года.

13. К юридическим ошибкам, способствующим коррупционным нарушениям не относятся:

1) искажение смысла норм закона, акта;

Б) расширительное толкование компетенции органа;

В) необоснованность действий, решений;

Г) отсутствие связи между правами органа и его обязанностями;

Д) широкие дискреционные нормы.

14. В число методов социологического опроса не входит:

А) анкетирование;

Б) выборочный опрос;

В) опрос общественного мнения;

Г) интервьюирование.

15. К числу типов правового эксперимента не относится:

А) локальный эксперимент;

Б) естественный эксперимент;

В) полевой (реальный) эксперимент.

16. В число стадий государственного мониторинга водных объектов не входит:

А) сбор, обработка и хранение сведений полученных в результате наблюдений;

Б) внесение сведений, полученных в результате наблюдений в Государственный водный реестр;

В) оценка эффективности осуществляемых мероприятий по охране водных объектов.

17. Этапы механизма мониторинга правоприменения включают в себя:

А) Организацию мониторинга акта;

Б) Определение объекта мониторинга закона;

В) размещение информации о результатах мониторинга в СМИ;

Г) все вышеперечисленное.

18. К числу правовых дефектов не относятся:

А) антимонии:

Б) коллизии:

В) бланкетные нормы;

Г) пробелы.

19. К числу участников мониторинга правоприменения не относятся:

А) органы местного самоуправления;

Б) правоохранительные органы;

В) профсоюзы.

20. К средствам обеспечения реализации мониторинга правоприменения относятся:

А) организационные средства;

Б) социально-психологические средства;

В) функциональные средства;

Г) юридические средства;

Д) все вышеперечисленное.

Вопросы для подготовки к зачету

1. Понятие мониторинга правоприменения.

2. Принципы мониторинга правоприменения.

3. Функции мониторинга правоприменения.

4. Правовые основы мониторинга правоприменения.

5. Субъекты и объекты мониооринга правоприменения.

6. Виды мониторинга правоприменения.

7. Методы, применяемые при мониторинге правоприменения.

8. Полномочия Президента Российской Федерации в сфере мониторинга правоприменения.

9. Полномочия Правительства Российской Федерации в сфере мониторинга правоприменения.

10. Функции Минюста России в сфере мониторинга правоприменения.

11. Полномочия федеральных органов исполнительной власти в сфере мониторинга правоприменения.

12. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере мониторинга правоприменения.

13. Деятельность Конституционного Суда Российской Федерации по учету результатов мониторинга правоприменения.

14. Деятельность Верховного Суда Российской Федерации по учету результатов мониторинга правоприменения.

15. Стадийный характер мониторинга правоприменения.

16. Мониторинг практики применения нормативных правовых актов СССР и РСФСР, сохраняющих свое действие на территории Российской Федерации.

17. Методы выявления и обобщения информации, используемые в процессе мониторинга правоприменения.

18. Методы анализа и оценки информации, используемые в процессе мониторинга правоприменения.

19. Методы выявления несоблюдения пределов компетенции органов государственной власти при издании нормативных правовых актов.

20. Методика выявления наличия в нормативных правовых актах коррупциогенных факторов.

21. Методика выявления неполноты правового регулирования общественных отношений.

22. Методика выявления коллизий норм права.

23. Методика выявления наличия ошибок юридико-технического характера.

24. Методика выявления искажений смысла положений нормативных правовых актов при их применении.

25. Методика выявления коррупциогенных факторов, встречающихся в нормативных правовых актах.

26. Методика обобщения коррупциогенных факторов, встречающихся в нормативных правовых актах.

27. Методика проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов.

28. Методы выявления коллизий в нормативных правовых актах.

29. Методы выявления смысловой тождественности юридическим понятий.

Методика проведения экзамена (зачета) по дисциплине

В соответствии с учебным планом Университета промежуточная аттестация по дисциплине может проводиться в форме экзамена (зачета).

Экзамен может включать в себя:

- выставление оценки по результатам публичной защиты (в составе учебной группы) самостоятельной оригинальной работы, связанной с профилем подготовки;

- выставление оценки по результатам ответа по содержанию экзаменационного билета, включающего заранее определенные преподавателем вопросы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 154; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.79.70 (0.115 с.)