Создание опросника стили деятельности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Создание опросника стили деятельности



Для выявления индивидуального стиля обучения, его сильных и слабых сторон, Д. Колб (Kolb D., 1976) разработал опросник "Learning Styles In ventory" (LSI).  

Модель обучения основанного на опыте (Experiential Learning Theory - ELT) Д. Колба стала основой для исследований, проводимых П. Хони и А. Мэмфордом (Honey P., Mumford A., 1985, 1989, 1992; Mumford A., 1987, 1992 и др.), которые разработали опросник "Learning Styles Questionnaire" (LSQ), позволяющий определить, какой этап (стиль) по модели обучения Д. Колба преобладает в деятельности человека. В соответствии с преобладающим этапом, авторы дают следующие названия этим типам людей:  

1. Деятели - этап конкретной поисковой деятельности. Этот тип соответствует Аккомодаторам в модели стилей обучения Д. Колба.                

2. Рефлексирующие - этап критической рефлексии (анализа). Этот тип соответствует Дивергаторам в модели стилей обучения Д. Колба.             

3. Теоретики - этап создания абстрактных концепций, теорий и моделей. Этот тип соответствует Ассимиляторам в модели стилей обучения Д. Колба.   

4. Прагматики - этап активного внедрения и использования созданных теорий. Этот тип соответствует Конвергаторам в модели стилей обучения Д.  Колба.                                                                    

 

Опросник LSQ прост в проведении и обработке, легко интерпретируется. К его недостаткам относят достаточно большие размеры (опросник содержит 80 утверждений) и упрощенную систему ("Да" - "Нет"), подсчета результатов, приводящую к низкой дифференциации, "огрублению" результатов.             

П. Хони и А. Мэмфорд (Honey P., Mumford A., 1992) утверждают, что  для различных профессий существуют свои предпочтительные стили обучения или группы таких стилей.  

 

Классификация стилей обучения, предложенная П. Хони и А. Мэмфордом, является одной из самых удобных и распространенных, а сами стили (типы) авторы и их многочисленные последователи (Honey P., Mumford A., 1985 и др.) характеризуют следующим образом.   

 

1. Деятели быстро и полностью включаются в любую деятельность ("легки на подъем"). Они открыты, доброжелательны и полны энтузиазма. Любят пробовать все "здесь и сейчас" своими руками и охотно участвуют в экспериментах. Часто им проще что-либо сделать, чем просчитывать последствия. Их дни заполнены действиями, и, освоив что-нибудь, они сразу же переходят к следующему, так как все уже испробованное им быстро надоедает. Умеют общаться, легко взаимодействуют с другими людьми. Деятели обучаются через конкретную деятельность методом проб и ошибок. Учащиеся-Деятели нетерпеливы и желают все сделать сами, не ожидая указаний. Это подталкивает их к спонтанным ответам и ведет к быстрому переключению на что-нибудь новое. Медленная, методическая работа быстро им надоедает, и они часто выходят в лидеры, чтобы двигаться вперед. Их лозунг: "Я хочу сделать это".            

 

2. Рефлексирующие живут по принципу "ожидай и смотри". Обычно стремятся держаться в стороне от активности, чтобы иметь возможность тщательно обдумать ситуацию и рассмотреть ее с разных точек зрения. Для своих размышлений они используют данные, которые собирают самостоятельно и получают от других людей. Скрупулезный подбор и анализ опытных данных имеет для них основное значение, поэтому они часто откладывают принятие окончательного решения до последнего момента. Прежде чем начать действовать они предпочитают рассмотреть все нюансы и подтексты. Учащиеся-Рефлексирующие не дают первый ответ, который приходит в голову, они ищут больше информации и пытаются размышлять. Рефлексирующие часто не понимают, что нужно делать, и поэтому советуются другими людьми, пытаясь узнать их мнение. Их лозунг: "Я хочу подумать об этом".                                                   

 

3. Теоретики на основе наблюдений и рефлексии (анализа) опыта формируют (синтезируют) порой весьма сложные, но корректные, с точки зрения логики, теории. Они стараются все разрозненные факты и наблюдения классифицировать и вписать в рациональную схему. Сильны в области построения фундаментальных предположений, теорий, моделей и системного мышления. Теоретики обучаются через абстрактную концептуализацию, они пытаются сформировать всеохватывающую логическую систему. В решении проблем они продвигаются шаг за шагом, выдвигая предположения и создавая правила из частных случаев. Конкретные примеры они воспринимают как слишком ограниченные для понимания целого. Их усилия направлены на получение целостной картины явления, ситуации. При этом они пытаются отделить чувства и личные мнения, часто небрежно относясь к чувствам других людей. Их лозунг: "Я хочу понять это".                                                                     

 

4. Прагматики ищут возможности практического применения идей, теорий и методов. Быстро и уверенно работают над идеями, которые их привлекли. Им нравится, когда им показывают, как что-то нужно делать, и они сразу пытаются использовать новые знания на практике. Не терпят долгих размышлений и бесконечных дискуссий, проявляют себя как практичные люди, которые любят принимать конкретные решения. Важным для них является поиск наиболее эффективного пути осуществления того, что они узнали. Прагматики энергичны, нетерпеливы и выбирают наиболее короткие пути решения проблем. Новые проблемы они рассматривают как новые возможности для движения вперед. Их лозунг: "Я хочу найти наилучший путь".                                      

 

 Одну из самых коротких и в тоже время объемных характеристик стилям обучения П. Хони и А. Мэмфордом дали в своей работе A. Furnham, C. Jack- son и T. Miller (1999):     

1. Деятель - импульсивный, нацеленный на поиск ощущений экстраверт.  

2. Рефлексирующий - осторожный, методологичный интроверт.            

3. Теоретик - объективный, рациональный интеллигент.                 

4. Прагматик - практичный, целесообразный реалист.               

 

 Русский перевод опросника LSQ имеется в учебных материалах Международного Института Менеджмента ЛИНК (Вербицкий А.А. и Чернявская А.Г., 2000). Кроме того, опубликована и сокращенная русскоязычная версия опросника LSQ (Милорадова Н.Г., 2002, 2003), содержащая 48 вопросов. Однако все перечисленные варианты опросника П. Хони и А. Мэмфорда не отвечают требованиям, предъявляемым к опросным методикам при их использовании в качестве психометрического инструмента на языке другой страны, в новых социокультурных условиях. Поэтому опросник LSQ был подвергнут А.Д. Ишковым и Н.Г. Милорадовой ряду адаптационных процедур на отечественной выборке, среди которых можно выделить следующие основные блоки:                          

1. Содержательно-информативный анализ утверждений опросника.         

2. Проверка репрезентативности тестовых норм.                        

3. Проверка надежности опросника.                                    

4. Проверка валидности опросника.                                    

Пройдя все необходимые психометрические процедуры, адаптированный опросник Стилей Деятельности "СД" стал более компактным - он содержит всего 40 утверждений.                                                       

 

Зная свои индивидуально-стилевые особенности, человек имеет возможность организовать собственную деятельность таким образом, чтобы максимально использовать сильные стороны стиля и развивать слабые. П. Хони и А. Мэмфорд (Peter Honey and Alan Mumford, 1992) дают следующие рекомендации. 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-06; просмотров: 391; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.184.90 (0.006 с.)