Предпосылки создания опросника 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предпосылки создания опросника



Опросник английских психологов П. Хоней и А. Мамфорда (P. Honey & A. Mumford) базируется на модели обучения Дэвида Колба. В начале 1980-х, J. Mezirow, P. Freire и другие показали, что в основе любого обучения лежит переработка опыта, а точнее, критическая рефлексия опыта. Они рассматривали обучение как трехфазный цикл, который начинается с получения конкретного опыта (первая фаза), продолжается рефлексией (вторая фаза), которая приводит к определенным действиям (третья фаза), дающим новый конкретный опыт для рефлексии (Rogers A., 1996). В рамках данной теории обучения основанного на опыте (Experiential  Learning Theory - ELT), Д. Колбом была разработана своя модель обучения (Kolb D., 1976, 1981, 1984, 1998; Kolb D., Fry R., 1975; Kolb D., Lublin S., Spoth J., 1986 и др.). Д. Колб выделил в рефлексии две части: восприятие и обработку. Таким образом, он добавил еще один этап, который назвал "Абстрактная концептуализация". Если на этапе критической рефлексии человек рассматривает новый опыт с точки зрения предшествующего опыта, то на этапе абстрактной концептуализации он, используя логику, пытается искать ответы: формирует гипотезы, делает обобщения и выводы. Обычно, на данном этапе происходит систематическое планирование, разработка теорий, решение проблем. Фаза действия, в интерпретации Д. Колба становится фазой активного экспериментирования, где человек проверяет гипотезы, пытаясь получить практический, реально работающий метод.

Таким образом, модель обучения, основанного на опыте по Д. Колбу (Kolbs Experiential Learning Model) включает четыре этапа:                 

1) конкретный опыт;                                                  

2) наблюдение и рефлексия;                                           

3) образование абстрактных понятий;                                  

4) испытания в новых ситуациях.                                      

 

Д. Колб и Р. Фрай (Kolb D., Fry R., 1975) отмечают, что обучение может начаться с любого из четырех этапов. Тем не менее, процесс обучения  чаще всего начинается с выполнения человеком конкретного действия. Эффект этого действия анализируется на втором этапе, чтобы можно было предсказать его последствия при повторении в тех же обстоятельствах. На третьем этапе формируется общий принцип, под который попадает конкретное действие, давшее начало этому циклу. Формирование общего принципа не подразумевает в данном случае его выражение в символической форме (в виде слова, понятия), а предполагает только способность видеть связи между действиями и их по следствиями, опираясь на понимание общего принципа (Coleman J., 1976). Когда общий принцип понят, последний (четвертый) этап - это его приложение в практической деятельности.

Д. Колб рассматривает свою модель обучения как два континуума, при этом полюсами первого континуума являются этапы конкретного опыта и образования абстрактных понятий, а полюсами второго - рефлексивное наблюдение и испытания в новых ситуациях: баланс AC-CE (склонность к абстракции или конкретике) и баланс AE-RO склонность к активному внедрению и использованию или рефлексии).                    

В зависимости от положения человека по осям AC-CE и AE-RO Д. Колб выделяет четыре основных стиля обучения: Аккомодаторы, Дивергаторы, Ассимиляторы и Конвергаторы. Стили обучения Д. Колба представлены cледующими по люсами:

1. Конкретная поисковая деятельность, направленная на получение нового опыта (Concrete Experience).             

2. Критическая рефлексия (анализ) полученного опыта (Reflective Observation).       

3. Абстрактная концептуализация, направленная на создание теорий, объясняющих полученный опыт (Abstract Conceptualization).     

4. Активное внедрение и использование созданных теорий при принятии решений и решении проблем (Active Experimentation).                       

 

Стиль " Аккомодаторы " (Accommodators) расположен между полуосями "Акивное внедрение и использование" (Active experimentation) и "Конкретная поисковая деятельность" (Concrete experience). Сильная сторона Аккомодаторов (от латинского accomodatio - приспособление к чему-либо) - это их умение действовать, делать конкретное дело, реализовывать планы, проводить эксперименты и самим получать новый опыт. Аккомодаторами движит вопрос: "Что произойдет, если я сделаю это?". Они более склонны к риску, чем люди трех других стилей. Проблемы решают, как правило, интуитивно. Их назвали "Аккомодаторы" поскольку люди данного типа лучше других приспосабливаются в сложных критических обстоятельствах, когда требуется реагировать немедленно. В ситуациях, где теория или планы не согласовываются с фактами, они наиболее вероятно, отвергнут план (теорию). Противоположный Аккомодатору стиль - Ассимилятор, более вероятно, проигнорирует или будет перепроверять факты. Аккомодаторы непринужденно ведут себя с людьми, но иногда бывают нетерпеливы и напористы. Образование Аккомодаторы чаще всего получают техническое или практическое, например, необходимое для ведения бизнеса. При обучении Аккомодаторов наиболее желательны методы, способствующие самостоятельному открытию. Предпочитают быть активными участниками обучения.                                                

Стиль " Дивергаторы " (Divergers) расположен между полуосями "Конкретная поисковая деятельность" (Concrete experience) и "Критическая рефлексия" (Reflective observation). Сильная сторона Дивергаторов (от латинского divergere - обнаруживать расхождения) заключается в образном, творческом мышлении. Их волнует вопрос "Почему?". Они способны рассмотреть и проанализировать конкретную ситуацию с различных точек зрения. Этот стиль назван "Дивергаторы" поскольку люди данного типа лучше других работают в ситуациях, когда требуется генерация идей, например, при "мозговом штурме". Они предпочитают подробную, системную, аргументированную информацию. Дивергаторы креативны, эмоциональны и заинтересованы в людях. Обычно имеют широкие культурные интересы и желание специализироваться в искусстве. Предъявляют высокие требования к уровню обучения.               

Стиль " Ассимиляторы " (Assimilators) расположен между полуосями Критическая рефлексия" (Reflective observation) и "Абстрактная концептуализация" (Abstract conceptualization). Сильная сторона Ассимиляторов (от латинского assimilare - усваивать, уподоблять) - это их способность создавать теоретические модели. Ищут ответ на вопрос: "Что это значит?". Любят точную, организованную информацию, уважают мнение специалиста. Они превосходно владеют индуктивной аргументацией. Ассимиляторов интересуют абстрактные понятия и они, подобно Конвергаторам, менее ориентированы на людей. Для Ассимиляторов важно, чтобы теория была логически надежной и точной. Они предпочитают фундаментальные, а не прикладные науки.                                                      

 

Стиль " Конвергаторы " (Convergers) расположен между полуосями "Абстрактная концептуализация" (Abstract conceptualization) и "Активное внедрение и использование" (Active experimentation). Сильная сторона Конвергаторов (от латинского convergere - приближаться, сходиться) - это их умение практически реализовыватьидеи. Этот стиль назван "Конвергаторы" поскольку люди данного типа добиваются успеха в ситуациях, где имеется единственный правильный ответ, например, при решении интеллектуальных тестов, вопросов или проблем. Знание Конвергаторов организовано через гипотетически-дедуктивную аргументацию и позволяет фокусироваться на специфических проблемах. Ориентированы на вопрос "Как?". Повышенное внимание уделяют практической полезности информации и ее системности. Конвергаторы сравнительно безэмоциональны и предпочитают иметь дело с вещами, а не людьми. Они обычно имеют узкие, как правило, технические интересы и предпочитают специализироваться в физических науках. Обучение должно быть по возможности диалоговым.                                

 

Согласно Д. Колбу, каждый человек имеет свой индивидуальный стиль обучения, представляющий собой соединение (смешение) в различных пропорциях четырех вышеуказанных основных стилей. При этом Д. Колб отмечает, что сбалансированный профиль учащегося (приблизительно равномерное развитие каждого из основных стилей-этапов обучения) позволяет ему быть более эффективным (по сравнению с сильно пе рекошенным профилем), поскольку в этом случае он является более гибким и адаптивным.  Индивидуальный стиль обучения не является установленным раз и навсегда, а с течением времени и обстоятельств может меняться.                  

 

    



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-06; просмотров: 293; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.80.45 (0.005 с.)