Органы, осуществляющие государственное регулирование и управление в области оценки соответствия: их компетенция. Контроль (надзор) в области оценки соответствия. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Органы, осуществляющие государственное регулирование и управление в области оценки соответствия: их компетенция. Контроль (надзор) в области оценки соответствия.



Государственное регул.и управление в области оценки соответствия включают:

определение и реализацию единой государственной политики;

координацию работ по оценке соответствия;

установление единых процедур оценки соответствия;

определение объектов оценки соответствия, в том числе объектов оценки соответствия, подлежащих обязательному подтверждению соответствия в Республике Беларусь.

Государственное регул.и управл. в области оценки соответствия осуществляются Президентом РБ, Советом Министров РБ, Государственным комитетом по стандартизации РБ и иными государственными органами в соответствии с законодательством РБ.

Президент в области оценки соответствия определяет единую государственную политику и осуществляет государственное регулирование и управление

Совет Министров в области оценки соответствия:

обеспечивает проведение единой государственной политики;

координирует и контролирует работу республиканских органов государственного управления;

определяет сроки принятия решений о продлении сроков действия аттестатов аккредитации, сертификатов соответствия и сертификатов компетентности;

реализует единую государственную политику;

участвует в установленном порядке в разработке проектов законодательных и иных нормативных правовых актов по вопросам оценки соответствия; и др.

Иные гос. органы в пределах своей компетенции в области оценки соответствия:

участвуют в реализации единой государственной политики;

участвуют в разработке технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации, на соответствие требованиям которых осуществляется оценка соответствия;

вносят предложения по номенклатуре показателей, контролируемых при выполнении работ по подтверждению соответствия объектов оценки соответствия, подлежащих обязательному подтверждению соответствия;

содействуют формированию и развитию сети аккредитованных испытательных лабораторий (центров); и др.

Контроль (надзор) в области оценки соответствия осуществляют органы гос. надзора за соблюдением требований технических регламентов и стандартов в порядке, установленном Президентом. Гос. надзор за соблюдением технических регламентов осуществляется Государственным комитетом по стандартизации Республики Беларусь и иными республиканскими органами государственного управления, уполномоченными на проведение государственного надзора в Республике Беларусь.

Государственный надзор за соблюдением технических регламентов непосредственно осуществляют уполномоченные должностные лица органов государственного надзора (далее - государственные инспекторы).

Председатель Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь является по должности одновременно Главным государственным инспектором Республики Беларусь по надзору за соблюдением технических регламентов.

 

66. Аккредитация: понятие, значение, цели, принципы, осуществление, правовое регулирование.

Постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 31.05.2011 N 27 утверждены Правила аккредитации. Аккредитацию осуществляет орган по аккредитации Республики Беларусь - республиканское унитарное предприятие "Белорусский государственный центр аккредитации", подчиненное Государственному комитету по стандартизации Республики Беларусь.

Национальный орган по аккредитации осуществляет аккредитацию юридических лиц Республики Беларусь или иностранных юридических лиц, изъявивших желание получить подтверждение своей компетентности при выполнении работ по сертификации, испытаниям, проведению межлабораторных сличительных испытаний, инспекции, а также калибровке, поверке, государственным испытаниям, метрологической аттестации средств измерений (далее - заявитель на аккредитацию), по их заявкам на основании гражданско-правовых договоров.

Аккредитация предусматривает:

оценку компетентности заявителя на аккредитацию с целью первичной аккредитации;

оценку компетентности заявителя на аккредитацию, получившего аттестат аккредитации с целью подтверждения и продления аккредитации;

оценку компетентности аккредитованного субъекта с целью аккредитации в дополнительной области аккредитации;

актуализацию области аккредитации аккредитованного субъекта с целью внесения изменений в аттестат аккредитации;

выдачу, внесение изменений и (или) дополнений, продление срока действия, приостановление действия, прекращение действия, возобновление действия, выдачу дубликата аттестата аккредитации с прилагаемой к нему областью аккредитации;

проведение мероприятий по контролю за выполнением аккредитованным субъектом требований по аккредитации (периодический контроль с оценкой на месте и мониторинг).

Расходы по осуществлению мероприятий, связанных с процедурами аккредитации, включая реализацию методов наблюдения и контроля с целью получения объективных свидетельств поддержания аккредитованным субъектом своей компетентности на должном уровне, несет заявитель на аккредитацию и аккредитованный субъект.

Аккредитация осуществляется в целях:

подтверждения компетентности юридических лиц в выполнении работ по подтверждению соответствия и (или) проведении испытаний продукции в определенной области аккредитации;

обеспечения доверия изготовителей (продавцов) и потребителей продукции (услуг) к деятельности аккредитованных органов по сертификации и аккредитованных испытательных лабораторий (центров);

создания условий для взаимного признания результатов деятельности аккредитованных органов по сертификации и аккредитованных испытательных лабораторий (центров) на международном уровне.

Принципами аккредитации являются:

добровольность;

открытость и доступность правил и процедур аккредитации;

обеспечение равных условий для заявителей на аккредитацию;

недопустимость ограничения конкуренции при аккредитации.

Порядок осуществления аккредитации устанавливается в Системе аккредитации Республики Беларусь.

Аккредитацию осуществляет Государственный комитет по стандартизации Республики Беларусь.

Положительные результаты аккредитации удостоверяются аттестатом аккредитации, который выдается аккредитованным органам по сертификации и аккредитованным испытательным лабораториям (центрам) Государственным комитетом по стандартизации Республики Беларусь.

 

67. Подтверждение соответствия: понятие, значение, цели, формы, осу­ществ­­ление, правовое регулирование.

Постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 26.05.2011 N 23 утверждены Правила подтверждения соответствия Национальной системы соответствия Республики Беларусь. Указанные Правила систематизируют нормы технических кодексов устоявшейся практики по вопросам сертификации и декларирования соответствия. В них устанавливается алгоритм действий заявителя на подтверждение соответствия, основания для принятия деклараций о соответствии, регламентируются отношения участников процедур подтверждения соответствия.

Подтверждение соответствия осуществляется в целях:

удостоверения соответствия объектов оценки соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации;

содействия потребителям в компетентном выборе продукции (услуг).

Принципами подтверждения соответствия являются:

открытость и доступность правил и процедур подтверждения соответствия;

независимость аккредитованных органов по сертификации и аккредитованных испытательных лабораторий (центров) от заявителей на подтверждение соответствия;

минимизация сроков исполнения и затрат заявителей на подтверждение соответствия на прохождение процедур подтверждения соответствия;

защита имущественных интересов заявителей на подтверждение соответствия, в том числе путем соблюдения конфиденциальности в отношении сведений, полученных в процессе прохождения процедур подтверждения соответствия;

недопустимость ограничения конкуренции при выполнении работ по подтверждению соответствия и проведении испытаний продукции.

Порядок выполнения работ по подтверждению соответствия устанавливается в Национальной системе подтверждения соответствия Республики Беларусь.

Положительные результаты подтверждения соответствия удостоверяются сертификатом соответствия или сертификатом компетентности, выдаваемым аккредитованным органом по сертификации заявителю на подтверждение соответствия, либо зарегистрированной аккредитованным органом по сертификации декларацией о соответствии, принятой заявителем на подтверждение соответствия.

Подтверждение соответствия может носить обязательный или добровольный характер.

Обязательное подтверждение соответствия осуществляется в формах:

обязательной сертификации;

декларирования соответствия.

Добровольное подтверждение соответствия осуществляется в форме добровольной сертификации.

Обязательное подтверждение соответствия осуществляется в отношении объектов оценки соответствия, включенных в перечень продукции, услуг, персонала и иных объектов оценки соответствия, подлежащих обязательному подтверждению соответствия в Республике Беларусь.

Реализация продукции, оказание услуг, деятельность персонала и функционирование иных объектов оценки соответствия, подлежащих обязательному подтверждению соответствия в Республике Беларусь, без наличия документов об оценке соответствия запрещается. Порядок подтверждения наличия документов об оценке соответствия определяется Государственным комитетом по стандартизации Республики Беларусь.

В перечне продукции, услуг, персонала и иных объектов оценки соответствия, подлежащих обязательному подтверждению соответствия в Республике Беларусь, устанавливаются:

виды продукции, услуг, персонал и иные объекты оценки соответствия, подлежащие обязательному подтверждению соответствия;

технические нормативные правовые акты в области технического нормирования и стандартизации, на соответствие которым проводится обязательное подтверждение соответствия;

формы обязательного подтверждения соответствия.

Критериями при формировании перечня продукции, услуг, персонала и иных объектов оценки соответствия, подлежащих обязательному подтверждению соответствия в Республике Беларусь, являются:

потенциальная опасность продукции, услуг, деятельности персонала и функционирования иных объектов оценки соответствия для жизни, здоровья и наследственности человека, имущества и окружающей среды;

несовместимость технических средств отечественного и иностранного производства.

 

68. Единство измерений: понятие, значение, принципы, правовое регулирова­ние. Органы, осуществляющие государственное регулирование и управление в области обеспечения единства измерений, их компетенция.

В соответствии со ст. 1 Закона Республики Беларусь от 05.09.1995 N 3848-XII (ред. от 04.01.2010) "Об обеспечении единства измерений" единство измерений - состояние измерений, при котором их результаты выражены в единицах измерений, допущенных к применению в Республике Беларусь, и точность измерений находится в установленных границах с заданной вероятностью.

Основными принципами обеспечения единства измерений являются:

приоритетное применение единиц измерений Международной системы единиц;

применение национальных эталонов единиц величин;

прослеживаемость результатов измерений до единиц измерений Международной системы единиц, воспроизводимых национальными эталонами единиц величин и (или) международными эталонами единиц величин;

открытость и доступность информации в области обеспечения единства измерений, за исключением информации, отнесенной в установленном порядке к категории информации с ограниченным доступом;

гармонизация национальных и международных требований об обеспечении единства измерений.

Совет Министров Республики Беларусь в области обеспечения единства измерений:

обеспечивает проведение единой государственной политики;

принимает решение о допуске единиц измерений к применению в Республике Беларусь;

устанавливает наименования, обозначения, соотношения, правила написания и применения единиц измерений, допущенных к применению в Республике Беларусь, а также кратных и дольных значений этих единиц.

Государственный комитет по стандартизации Республики Беларусь в области обеспечения единства измерений:

осуществляет проведение единой государственной политики;

осуществляет координацию деятельности по обеспечению единства измерений в Республике Беларусь;

обеспечивает создание и функционирование системы обеспечения единства измерений Республики Беларусь;

обеспечивает создание и функционирование государственной метрологической службы;

представляет в Совет Министров Республики Беларусь предложения о допуске единиц измерений к применению в Республике Беларусь;

определяет из юридических лиц, подчиненных ему, юридическое лицо, выступающее в качестве национального метрологического института;

устанавливает требования к национальным эталонам единиц величин и эталонам единиц величин, правила их разработки, утверждения, хранения и применения;

утверждает национальные эталоны единиц величин и выдает свидетельства об их утверждении юридическим лицам, осуществляющим хранение и применение этих эталонов;

ведет Государственный реестр национальных эталонов единиц величин Республики Беларусь и Государственный реестр средств измерений Республики Беларусь;

организует и осуществляет государственный метрологический надзор;

осуществляет аккредитацию юридических лиц для проведения государственных испытаний средств измерений, осуществления метрологической аттестации средств измерений, поверки, калибровки в порядке, им установленном;

принимает решения об утверждении типов средств измерений, выдает сертификаты об их утверждении юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям;

определяет в сфере законодательной метрологии области, в которых применение средств измерений допускается после их поверки юридическими лицами, входящими в государственную метрологическую службу, и утверждает их перечень;

определяет формы и порядок применения знака утверждения типа средств измерений, знака поверки средств измерений и знака маркировки фасованных товаров;

принимает меры по признанию национальных эталонов единиц величин другими государствами.

Иные государственные органы в пределах своей компетенции в области обеспечения единства измерений:

участвуют в проведении единой государственной политики;

участвуют в создании и функционировании системы обеспечения единства измерений Республики Беларусь;

создают при необходимости метрологические службы и утверждают положения о них;

обеспечивают единство измерений;

организуют разработку эталонов единиц величин, средств измерений и методик выполнения измерений;

устанавливают рациональную номенклатуру средств измерений, применяемых подчиненными им юридическими лицами;

осуществляют иные полномочия в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

69. Основы обеспечения единства измерений: единицы измерений, нацио­нальные эталоны единиц величин, эталоны единиц величин, средства измерений, измерения и их результаты, методики выполнения измерений, сфера законодательной метрологии.

Ст. 1З РБ 05.09.1995 N 3848-XII "Об обесп. единства измер.": единство измер - сост измер., при кот их результаты выражены в единицах измер., допущенных к примен. В РБ, и точность измер нах-ся в устан-ных границах с заданной вероятностью.

На терр. РБ прим-ся единицы измер Междун. системы единиц (СИ) и внесист. единицы измер., допущенные к примен в РБ. При осущ. внешнеторг. деят-ти характ-ки и параметры товаров на экспорт м.б. выражены в единицах измерений, устан. в договоре.

Нац. Эталоны Единиц Величин (ЭЕВ) - основа для устан. значений эталонов единиц величин и созд-ся для воспр-ния единиц измер и обесп-ния прослеживаемости результатов измерений до единиц измерений Междун СИ. Нац. ЭЕВ рег-тся в «Гос.реестре нац. ЭЕВ РБ».

ЭЕВ - основа для уст.знач. др. ЭЕВ и средств измер при поверке или калибровке. Классификация ЭЕВ устан-ся ГосКом по стандарт РБ. ПСМ от 16.05.2007 N 611 утвержден техн. регламент РБ "Единицы измер, допущенные к примен на тер РБ" (ТР 2007/003/BY). ПостГосКом по станд от 13.02.2007 N 6 – «Полож о Госу.реестре нац. ЭЕВ РБ»

На терр. РБ обязательны к примен след единицы измер: 1) единицы величин Междун. СИ, принятой Ген.конференцией по мерам и весам; 2) внесист единицы величин, допускаемые к примен наравне с единицами СИ; 3) внесист единицы величин, временно допускаемые к примен.

Измер могут проводиться с пом техн.устройств, предназн для этого - средств измерений. Ср-ва измер д.б. отградуированы в единицах измер, допущенных к примен в РБ, и обеспечивать прослеживаемость результатов измерений до единиц измерений, воспроизводимых эталонами единиц величин. Измерения выполняются с использ ср-ств измер. В случаях, предусм зак-вом, измер выполняются с использ средств измер и методик выполнения измерений. Результаты измерений д.б. выражены в единицах измерений, допущенных к примен в РБ.

Сфера законодательной метрологии распространяется на измерения, выполняемые при: *осущ торговли и расчетов между покуп-лем и прод-цом; *опред налог.базы; *осущ тамож и банк.операций; *обеспеч защиты жизни и охр здоровья Ч.; *проведении техосмотра трансп.средств; *осущ геодезич., картограф., гидрометеор. Дея-ти;     *оказании услуг почты; *проведении экспертиз; *обеспечении охр.окр.среды, охр.труда; и др….

В РБ в целях обеспеч единства измер создается гос.метролог.служба. Гос.метрологический надзор (ГосКом по станд – есть инспекции): за применением единиц измерений; применением средств измерений; применением методик выполнения измерений;…и др.

Метрологический контроль включает: утверждение типа средств измерений; метрологическую аттестацию средств измерений; поверку; калибровку; метрологическое подтверждение пригодности методик выполнения измерений.

70. Государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства о стандартизации, метрологии и сертификации и ответственность за его нарушение.

Государственный надзор за соблюдением требований технических регламентов представляет собой комплекс мероприятий по контролю за соблюдением юл и ип требований технических регламентов, взаимосвязанных с ними гос стандартов, требований зак-ва об оценке соответствия, а также показателей, задекларированных изготовителем (продавцом, импортером) продукции в договорах на поставку (продажу) продукции, в ее маркировке или сопроводительной документации и осущ в целях обеспечения соответствия продукции, процессов ее разработки, производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации или оказания услуг техническим требованиям.

Гос надзор за соблюдением требований технических регламентов осуществляется Гос комитетом по стандартизации Республики Беларусь.

Объектами государственного надзора за соблюдением требований технических регламентов являются:

продукция (работы, услуги), в том числе подлежащая обяз подтверждению соответствия;

процессы разработки, производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации, утилизации продукции, а также при оказании услуг;

техническая документация на продукцию (работы, услуги).

Государственный комитет по стандартизации Республики Беларусь обеспечивает разработку и в установленном порядке утверждает документы по организации и проведению государственного надзора за соблюдением требований технических регламентов, дает разъяснения о порядке его проведения.

По результатам проведенных органами государственного надзора надзорных и контрольных мероприятий составляется акт проверки.

Госуд метрологический надзор - деятельность по проверке соблюдения юл, ип и иными фл требований зак-ва об обеспечении единства измерений.

  Данный надзор включает в себя надзор за: применением единиц измерений; применением средств измерений; применением методик выполнения измерений и т.д.

Основными задачами государственного метрологического надзора являются:

реализация в РБ единой гос политики в области обеспечения единства измерений;

предотвр и пресечение нарушений требований зак-ва об обесп единства измерений;

защита интересов гос-ва и граждан от последствий неточных и неправильно выполнен измерений.

Госуд метрологический надзор проводится на основании предписаний Главного госуд инспектора РБ по госуд метрологическому надзору, его заместителя и иных уполномоченных должностных лиц органов госуд метрологического надзора.

По результатам государственного метрологического надзора составляется акт проверки.

В соотв со ст. 12.25 КоАП нарушение обязат-х для соблюдения требований тнпа в области технич нормир-ния и стандартизации, порядка обязательного подтверждения соответствия алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и этилового спирта требованиям тнпа в области технического нормир-ия и стандартизации.

УК установлена ответственность за незаконные изготовление, использование либо сбыт государственных пробирных клейм (ст. 258 УК), а также за фальсификацию средств измерения (ст. 259 УК).

 

71. Цена как экономическая и правовая категория. Виды цен и тарифов. За­ко­­нодательство о ценах и ценообразовании.

Цены и ценообразование являются одним из ключевых элементов рыночной экономики.

Цена может рассматриваться как экономическая или юридическая категория.

Как экономическая категория цена понимается по-разному. По мнению сторонников одного из них, цена товара выражает его стоимость. Сторонники другого считают, что цена товара представляет собой сумму денег, которую покупатель готов заплатить за товар определенной полезности

Как юридическая категория цена – это денежная сумма, предоставляемая в качестве исполнения договора.

В соответствии с абз. 2 и 3 ст. 3 Закона Республики Беларусь от 10 мая 1999 г.
«О ценообразовании» цена – денежное выражение стоимости единицы товара. Тариф – денежное выражение стоимости единицы работы, услуги.

Законодательство Республики Беларусь выделяет следующие виды цен.

1. В зависимости от участия государства в регулировании – свободные и регулируемые цены.

Свободная цена (тариф) – цена (тариф), складывающаяся под воздействием спроса и предложения в условиях свободной конкуренции (абз. 5 ст. 3 Закона
«О ценообразовании».

Регулируемая цена (тариф) – цена (тариф), устанавливаемая соответствующими государственными органами, осуществляющими регулирование ценообразования, или определяемая субъектом ценообразования (юридическим лицом, предпринимателем) с учетом установленных этими органами определенных ограничений (абз. 7 ст. 3 Закона «О ценообразовании».

2. В зависимости от того, для каких целей реализуется товар (продукция):

цена оптовой продажи товара (продукции) – цена товара (продукции) несобственного производства без его видоизменения, реализуемого продавцом покупателю крупными партиями с целью его последующей перепродажи или использования (Методика по расчету сводного индекса цен и средних цен оптовых продаж товаров (продукции, утв. Постановлением Нац. стат. Ком.от 29.12.2012 № 228);

розничная цена – цена, устанавливаемая на товары, предназначенные для продажи физическим лицам для личного, семейного, домашнего или иного потребления, не связанного с предпринимательской деятельностью, а также в случаях, разрешенных законодательством, – юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям (Инструкция о порядке установления и применения регулируемых цен (тарифов), утв. постановлением Минэкономики от 22.07.2011 № 111);

В экономической литературе выделяют также иные виды цен, например:

1. По способу формирования:

контрактные (договорные) цены, т.е. цены фактической договоренности между продавцом и покупателем;

биржевые котировки. Это уровень цены товара, реализуемого через биржу;

цены ярмарок и выставок;

аукционные цены.

2. По стадиям продажи:

цены предложения (цены продавца, или стартовые) – цены по которым продавец желает продать товар. Как правило, это верхний предел диапазона возможных цен этого товара, который корректируется в ходе переговоров с покупателем. Для некоторых товаров (машин, оборудования) цены предложения – единственный источник информации об уровне цен на рынке;

цены спроса – цены, по которым покупатель заинтересован приобрести товар;

цены реализации (сделки, продажи, покупки) – фактические или номинальные цены. Их следует отличать от реальных, соотнесенных с уровнем дохода общества или общим уровнем цен.

3. По степени устойчивости во времени:

твердые цены. Устанавливаются при заключении договора на весь срок его действия;

подвижные. Зафиксированная в договоре цена меняется в момент поставки, если изменилась рыночная цена товара;

скользящие цены. В договоре устанавливается начальная цена и оговаривается порядок ее изменения в случае изменения стоимости ценообразующих факторов.

 

72. Права субъектов хозяйствования в области ценообразования. Госу­дарст­­венное регулирование цен и тарифов и его формы.

Регулирование ценообразования стало одним из важных и систематически применяемых методов экономической политики развитых стран.

Оно представляет собой воздействие на процессы установления и применения цен (тарифов) со стороны государственных органов путем принятия законодательных, административных, бюджетно-финансовых и других мер с целью стабилизации и стимулирования развития экономики республики и реализуется на основе форм прямого (административного) и косвенного (через воздействие на ценообразующие факторы путем проведения мероприятий в области денежно-кредитной, налоговой, тарифной политики) регулирования (абз 6 ст. 3 Закона «О ценообразовании»).

В Республике Беларусь на товары (работы, услуги), за исключением случаев, предусмотренных данным Законом, применяются свободные цены (тарифы).

Регулируемые цены (тарифы) в Республике Беларусь применяются на:

отдельные социально значимые товары (работы, услуги), конкретный перечень которых устанавливается Президентом или по его поручению Советом Министров Республики Беларусь.

товары (работы, услуги) субъектов хозяйствования, занимающих доминирующее положение на товарных рынках Республики Беларусь и включенных в государственный реестр.

Указом Президента Республики Беларусь от 25 февраля 2011 г. № 72 «О некоторых вопросах регулирования цен (тарифов) в Республике Беларусь» утвержден перечень товаров (работ, услуг), цены (тарифы) на которые регулируются Советом Министров Республики Беларусь, государственными органами (организациями). Порядок их регулирования устанавливается Совмином, данными органами (организациями) в соответствии с законодательными актами. Юридические лица обязаны составлять экономические расчеты, подтверждающие уровень отпускных цен (тарифов), на товары (работы, услуги), включенные в перечень, за исключением юридических лиц, применяющих фиксированные цены (тарифы), установленные в соответствии с законодательством; крестьянских (фермерских) хозяйств; юридических лиц при реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции и др.

Способами прямого регулирования цен (тарифов) является установление:

1. Фиксированных цен (тарифов). Фиксированная цена (тариф) – регулируемая цена (тариф), устанавливаемая субъектом ценообразования в твердо выраженной денежной величине. См. постановление Минфина от 22 апреля 2013 г. № 25 «Об установлении цен на драгоценные металлы в изделиях и ломе, скупаемые у физических лиц (кроме купли-продажи банковскими и небанковскими кредитно-финансовыми организациями драгоценных металлов в виде мерных слитков и монет у физических лиц)».

2. Предельных цен (тарифов). Предельная цена (тариф) – регулируемая цена (тариф), величина которой ограничена верхним и (или) нижним пределами. См., например, постановление Министерства экономики от 26 апреля 2012 г. № 35 «О ценах на социально значимые товары и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства экономики Республики Беларусь». Установило предельные максимальные отпускные цены на:

хлеб ржаной и ржано-пшеничный, булочные изделия из пшеничной муки с содержанием по рецептуре сахара и жиров в сумме не выше 14 процентов согласно приложению 1;

молоко коровье пастеризованное и кефир из коровьего молока жирностью до 3,5 процента включительно, сметану жирностью до 25 процентов включительно, творог жирностью до 9 процентов включительно без вкусовых добавок и наполнителей согласно приложению 2;

мясо (говядину, свинину) согласно приложению 3;

мясо цыплят-бройлеров и яйцо куриное свежее согласно приложению 4.

Предельные минимальные цены на производимые и (или) реализуемые на территории Республики Беларусь алкогольные напитки крепостью свыше 28 процентов согласно приложению 1 и спирт этиловый из пищевого сырья согласно приложению 2 установлены постановлением Министерства экономики от 31 марта 2011 г. № 49 «Об установлении предельных минимальных цен на алкогольную продукцию крепостью свыше 28 процентов и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства экономики Республики Беларусь».

Постановление Могилевского облисполкома от 3 февраля 2012 г. № 3-4
«Об установлении предельных максимальных тарифов на социально значимые услуги, оказываемые населению».

3. Предельных торговых надбавок (скидок) к ценам. Предельная торговая надбавка (скидка) – ограничение к регулируемой цене, устанавливаемое государственными органами, осуществляющими регулирование ценообразования в сфере обращения. См. постановление Минэкономики от 14 декабря 2011 г. № 200
«О торговых надбавках к отпускным ценам на социально значимые товары и признании утратившими силу постановления Министерства экономики Республики Беларусь от 27 апреля 2011 г. № 66 и отдельного структурного элемента постановления Министерства экономики Республики Беларусь».

4. Предельных нормативов рентабельности, используемых для определения суммы прибыли, подлежащей включению в регулируемую цену (тариф). Предельный норматив рентабельности – устанавливаемый предельный показатель отношения прибыли к затратам, выраженный в процентах.

См., например, Предельные нормативы рентабельности товаров (работ, услуг), производимых и реализуемых на территории Республики Беларусь юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, включенными в Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках на республиканском уровне (постановление Минэкономики от 28 июня 2007 г. № 121). На такие товары, как хлеб, хлебобулочные изделия, мука, детское питание, молоко и молочные товары, товары лесозаготовок, топливные брикеты, пищевая соль, прочие товары (работы, услуги).

5. Порядка определения и применения цен (тарифов). Инструкция о порядке установления и применения регулируемых цен (тарифов) утверждена постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 22.07.2011 № 111. Производители (импортеры) при реализации товаров (оказании услуг) могут предоставлять покупателям (заказчикам) скидки с отпускных цен (тарифов). При предоставлении скидок экономические расчеты, обосновывающие уровень применяемых цен (тарифов), не составляются.

6. Декларирование цен (тарифов) – регистрация цен (тарифов) юридическими лицами, занимающими доминирующее положение на товарных рынках республики, в соответствующих государственных органах, осуществляющих регулирование ценообразования.

См., например Перечень товаров (работ, услуг) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, включенных в Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках Брестской области, регулирование цен (тарифов) на которые осуществляется путем декларирования (Приложение 1 к решению Брестского областного исполнительного комитета от 23.09.2011 № 937): торфяные и торфоугольные брикеты; крахмал; установка газовых счетчиков; топливная древесина, реализуемая городским, районным топливосбытовым организациям, населению сверх норм отпуска твердых видов топлива, установленных для всех владельцев жилых домов с индивидуальным печным отоплением, включая отопление от котлов, работающих на твердых видах топлива; мука для хлебопечения, за исключением муки пшеничной.

Форма декларации - Приложение 2 к Инструкции о порядке регулирования цен (тарифов) на товары (работы, услуги) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, включенных в Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках, и Государственный реестр субъектов естественных монополий (пост.Минэкономики от 28 июня 2007 г. № 121).

Государственные органы, осуществляющие регулирование ценообразования, вправе принимать решение о выборе конкретного способа регулирования цен (тарифов) исходя из государственных интересов и складывающейся социально-экономической ситуации в республике в порядке, установленном законодательством.

 

73. Контроль за соблюдением законодательства о ценах и ответственность за его нарушение.

В Республике Беларусь контроль за установлением и применением юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями регулируемых цен (тарифов), соблюдением ими законодательства о ценообразовании путем проведения проверок, камеральных проверок возложен на Департамент ценовой политики Министерства экономики Республики Беларусь, облисполкомы и Минский горисполком (управления антимонопольной и ценовой политики (см. Перечень контролирующих (надзорных) органов* и сфер их контрольной (надзорной) деятельности, утвержденный Указом Президента Республики Беларусь от16.10.2009 № 510, и подп. 5.14.5 п. 5 Положения о данном Департаменте, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29.07.2006 № 967).

В рамках данного контроля Департамент имеет право давать обязательные к исполнению указания об устранении выявленных в процессе контроля нарушений, отменять цены (тарифы), установленные юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями с нарушением законодательства о ценообразовании, вводить режим государственного регулирования цен (тарифов) в отношении юридических лиц, систематически нарушающих законодательство о ценообразовании (подп. 6.7 п. 6 Положения о данном Департаменте).

За нарушение порядка установленного порядка формирования и применения цен (тарифов) установлена административная ответственность (см. ст. 12.4 КоАП). Протоколы по данным правонарушениям имеют право составлять должностные лица органов Министерства экономики, а также областных и Минского городского исполнительных комитетов (ст. 3. 30 ПиКоАП).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 53; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.149.242 (0.131 с.)