Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Нарушения развития в детском возрасте
Здоровое развитие в детстве - важнейшая основа дальнейшего существования человека. Своевременное формирование основных навыков и способностей обеспечивает человеку продвижение вперед. При этом детство рассматривают как особо уязвимый период - на 14 первых лет жизни приходится не менее трех критических периодов (см. раздел 2.5), во время которых отмечают существенное повышение частоты психических расстройств. Нарушения развития в детском возрасте обозначают термином «диз-онтогенез». Дизонтогенез может выражаться в задержке психического развития или искажении психического развития. В основе задержки психического развития могут лежать как органические причины (ММД), так и социальные факторы (отсутствие должного воспитания, сенсорная и эмоциональная депривация). С недавнего времени выделяют еще один вариант дизонтогенеза - диатез. Диатезом называют вероятную генетически обусловленную выраженную предрасположенность к тому или иному психическому заболеванию, например к шизофрении. Скорость формирования основных психических функций у различных людей в большинстве случаев бывает приблизительно одинаковой, однако нередко приходится сталкиваться со значительным (на 1-2 года) ускорением или замедлением психического развития. Акселерация (ускорение психического развития) сама по себе не рассматривается как признак патологии. В XX в. много говорили об общем ускорении психического развития детей по сравнению с прошлыми веками. Это проявляется не только ранним половым созреванием, но и более высоким ростом детей. Акселерация вызывает дополнительные психологические переживания у подростков в связи с конфликтом между ранним формированием сексуальности и традиционно поздним в европейской цивилизации началом самостоятельной жизни. В большинстве случаев по мере приближения зрелости люди с акселерацией все меньше отличаются от сверстников. Лишь в редких случаях акселерация может быть связана с эндокринной патологией. Инфантилизм (незрелость личности) проявляется в длительном существовании таких особенностей детской эмоциональности, как впечатлительность, романтичность, чувствительность, несерьезность, влечение к игре, шалостям, капризам, зависимость от окружающих. В некоторых случаях этому сопутствуют более позднее половое созревание и грацильный тип телосложения (см. табл. 3.1). Длительно существующий инфантилизм становится причиной стойких расстройств поведения у взрослого (истерической, астенической и неустойчивой психопатии), сексуальных расстройств и семейных дисгармоний. Довольно часто в основе инфантилизма лежит ММД, лишь небольшое количество случаев можно объяснить неправильным воспитанием в условиях гиперопеки.
Наряду с равномерным ускорением и замедлением психического развития у некоторых детей возникает изолированная (парциальная) задержка в формировании отдельных навыков: речи [F80], чтения, письма или счета [F81], двигательных функций [F82]. В отличие от олигофрений, которые характеризуются тотальным отставанием в развитии всех психических функций, при перечисленных выше расстройствах обычно по мере взросления наблюдают существенное улучшение состояния и нивелировку имеющегося дефекта, хотя некоторые нарушения могут оставаться и у взрослых. Для коррекции применяют педагогические методы. Описано несколько специфических синдромов нарушения психического развития у детей. Эти расстройства являются относительно стойкими, лишь у некоторых пациентов возможна частичная компенсация по достижении зрелости. Данные синдромы чаще обнаруживают у мальчиков. Детский аутизм [F84.0] (синдром Каннера) встречается с частотой 0,02-0,05%. У мальчиков отмечается в 3-5 раз чаще, чем у девочек. Хотя аномалии развития можно выявить еще в младенчестве, диагностируют заболевание обычно в возрасте 2-5 лет, когда формируются навыки социального общения. Классическое описание данного расстройства (Каннер Л., 1943) включает чрезвычайную замкнутость, безразличие к присутствию других людей, сложности в эмоциональном общении с окружающими (в том числе с ближайшими родственниками), избегание зрительного контакта, неадекватное использование жестов, интонации и мимики при выражении эмоций, недоразвитие речи со склонностью к повторам, эхолалии, неправильное употребление местоимений («ты» вместо «я»), монотонное повторение шума и слов, снижение спонтанной активности, стереотипии, манерность. Память может быть довольно хорошей. Типичная черта данных больных - навязчивое желание поддерживать все в неизмененном виде, страх перед новым, стремление достичь завершения в любом действии, предпочтение общения с предметами общению с людьми. Опасность представляет склонность данных больных к самоповреждениям (кусанию, вырыванию волос, ударам головой). В старшем школьном возрасте часто присоединяются эпилептические припадки. Сопутствующую задержку умственного развития наблюдают у двух третей пациентов. Схожий синдром, но без нарушений интеллекта, описал австрийский психиатр X. Аспергер в 1944 г., который рассматривал его как наследственное заболевание. При синдроме Аспергера [F84.5] соотношение полов еще больше склоняется в сторону мальчиков (9:1). Эти дети обладают высоким (особенно вербальным) интеллектом и сохраняют способность к познанию мира, но во взрослом обществе они недостаточно адаптированы, не умеют пользоваться своими знаниями, часто у них развиваются навязчивости и колебания настроения (биполярное расстройство).
Природа аутизма изучена недостаточно, большинство авторов считают, что этот синдром может быть признаком нескольких различных заболеваний. О роли органической патологии свидетельствует частое сочетание аутизма с умственной отсталостью и эпилептическими при- падками (приблизительно две трети случаев). В 8% случаев выявляют синдром Мартина-Белл (см. раздел 26.2). Отмечено, что нередко расстройство возникает после внутриутробной инфекции (краснухи). Идея о том, что рост количества детей с аутизмом обусловлен проведением массовых прививок была научно опровергнута. Признают высокую значимость генетических факторов (конкордантность у однояйцевых близнецов составляет от 35 до 89%, у разнояйцевых -полностью отсутствует). Лишь у небольшой части пациентов расстройство протекает относительно благоприятно, возможны частичная компенсация и обучение в обычной общеобразовательной школе. У некоторых больных в более позднем возрасте обнаруживают отчетливые признаки шизофрении. Для лечения применяют специальные методы обучения, психотерапию, небольшие дозы нейролептиков [галоперидола, рисперидона, перфена-зина (этаперазина*)]. Гиперкинетическое расстройство (гипердинамический синдром, дефицит внимания с гиперактивностью) [F90] - одно из самых частых нарушений развития (от 3 до 8% всех детей). Обычно оно возникает в первые 5 лет жизни. Соотношение мальчиков и девочек - 5:1. Характерны чрезвычайная активность, подвижность, отвлекаемость, нарушение внимания, препятствующие регулярным занятиям и усвоению школьного материала. Начатое дело, как правило, не завершается, при хороших умственных способностях дети быстро перестают интересоваться заданием, теряют и забывают вещи, ввязываются в драки, не могут усидеть у экрана телевизора, постоянно донимают окружающих вопросами, толкают, щиплют и дергают родителей и сверстников. Отмечается недостаток организованности и воли. Предполагают, что в основе расстройства лежит ММД, однако отчетливых признаков психоорганического синдрома почти никогда нет. В большей части случаев поведение нормализуется в возрасте 12-20 лет, однако для предотвращения формирования стойких психопатических асоциальных черт следует начать педагогическую коррекцию и лечение как можно раньше. Терапия основана на настойчивом, структурированном воспитании (строгом контроле со стороны родителей и воспитателей, обсуждением полученного результата деятельности, регулярных занятиях спортом). Кроме психотерапии, используют и психотропные средства. Во всем мире препаратами первого ряда считают производные амфетамина, однако в РФ они отнесены к наркотикам и не разрешены к применению. Атомоксе-тин (страттера*) - симпатомиметик центрального действия, ингибитор обратного захвата норадреналина, считается средством второго ряда
(эффективен у 40% пациентов), однако высокая цена не позволяет пока применять его в широкой практике. В этих условиях более доступными становятся ТЦА (имипрамин), ингибиторы МАО [пирлиндол (пирази-дол*)], другие антидепрессанты (венлафаксин). Доказана эффективность центральных адреностимуляторов (гуанфацина). В РФ в лечении СДВГ широко используют ноотропные препараты - пирацетам, гопан-теновую кислоту (пантогам*), пиритинол, семакс*, фенотропил*, полипептиды коры головного мозга скота (кортексин*). В МКБ-10 также включено несколько редких синдромов предположительно органической природы, возникающих в детском возрасте и сопровождающихся изолированным расстройством некоторых навыков. Синдром Ландау-Клефнера [F80.3] проявляется катастрофическим нарушением произношения и понимания речи в возрасте 3-7 лет после периода нормального развития. У большинства больных возникают эпилептиформные припадки, практически у всех выявляют нарушения на ЭЭГ с моноили билатеральной височной патологической эпилептической активностью. Выздоровление регистрируют в трети случаев. Синдром Ретта [F84.2] встречается только у девочек. Он проявляется потерей речи и мануальных навыков (дети не могут удерживать предметы в руках). При этом характерны стереотипные «моющие» и «потирающие движения пальцами. Отмечают прекращение роста головы, энурез, энкопрез и приступы одышки, иногда эпилептические припадки. Возникает заболевание в возрасте 7-24 мес на фоне относительно благоприятного развития. В более позднем возрасте присоединяются нарушения глотания, атаксия, сколиоз и кифосколиоз. Заболевание приводит к тяжелой инвалидизации и ранней смерти (в 12-25 лет). Синдром Геллера (дезинтегративный психоз, детская деменция [F84.3]) - редкое расстройство, которое возникает после периода совершенно нормального развития, однако после начала болезни в течение нескольких месяцев развивается картина глубокого слабоумия с утратой интереса к окружающему и стереотипными монотонными движениями. Природа расстройства неясна, возможно, речь идет о сходных проявлениях различных энцефалопатий.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 58; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.238.20 (0.005 с.) |