Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методика обучения описанию картин.
В методике р.р. выд неск видов рассказов дет по картине. Описание предметных картин – это связное последовательное описание изображенных на картине предметов или животных, их качеств, свойств, действий, образа жизни. Описание сюжетной картины – это описание изображенной на картине ситуации, не выходящей за пределы содержания картины. Чаще всего это высказывание типа контаминации (дается и описание, и сюжет). Рассказ по последовательной сюжетной серии картин. По существу реб расск о содер каж сюжетной картинки из серии, связывая их в один рассказ. Дети учатся рассказ в определенной последовательности, логически связывая одно событие с другим, овладевают структурой повествования, в котором есть начало, середина, конец. Повествовательный рассказ по сюжетной картине (условное название), по определению К. Д. Ушинского, «рассказ, последовательный во времени». Реб придумывает начало и конец к изображенному на картине эпизоду. От него требуется не только осмыслить содержание картины и передать его в слове, но и с помощью воображения создать предшествующие и последующие события. Описание пейзажной картины и натюрморта, навеянное настроением, часто включает элементы повествования. Вот пример описания картины И. Левитана «Весна. Большая вода» ребенком 6,5 лет: «Растаял снег, и затопило все кругом. Деревья стоят в воде, а на горке домики. Их не затопило. В домиках живут рыбаки, они ловят рыбу». В обуч дет расск по картине выделяют нес этапов. В мл дош возрасте осуществляется подготов этап, кот ставит своей целью обогатить словарь, активизировать речь детей, научить их рассматривать картины и отвечать на вопросы по их содержанию. В сре дош воз детей учат рассмат и описывать предметные и сюжетные картины сначала по вопросам воспитателя, а затем по его образцу. В ста дошк возрасте возрастает мыслительная и реч активность детей. Дети самостоят или с небольшой помощью воспитателя описывают предмет и сюжет картины, составляют сюжетные рассказы по серии картин, придумывают начало и конец сюжету картины. К рассказыв по картине дети мла возр подводятся постепенно, через друг занятия, на которых учатся воспринимать содерж картинки, правильно называть изображенные на ней предметы и объекты, их качества, свойства, действия, отвечать на вопросы и с их помощью составлять описание. Этой цели служат дид игры с пред картинками: малыши должны подобрать пару к указанной картинке, назвать предмет, сказать, какой он, что с ним делают.
«Игра в прятки» – картинки прячут (расставляют по разным легко доступным местам), дети находят их, приносят и называют. В работе с мал использ предмет и сюжет картины, близкие опыту детей, вызывающие эмоциональный отклик: «Кошка с котятами», «Собака со щенятами», Основной вид занятия по картине в мл гр – беседа. Перед показом картины выясняют опыт детей, вызывают интерес к ней. В беседе можно выд такие части: рассм картины и рассказ воспитателя о ней. У дет постеп форм умение связно, последовательно рассказывать о содержании картины с помощью вопросов воспитателя, его дополнений, вместе с ним по логической схеме: «Кошка Мурка лежит на... (коврике). У нее маленькие... (котята). и т.д. В процессе такого рассказывания активизируется словарь дет (котята, лакать, корзинка с клубками). Занятие закан небольшим обобщающим рассказом воспитателя, кот объединяет дет высказывания. Можно прочитать какой-либо авторский рассказ Важно мотивировать реч деят- ть: показать картину и рассказать о ней новенькой девочке, кукле, своей любимой игрушке, маме. Можно предложить еще раз внимательно посмотреть на картину, запомнить ее и дома сделать рисунок. В свободное время надо рассм рисунок и предложить реб рассказать о нем. В конце четв го жиз становится возможным переходить к самостоят высказываниям дет. Как правило, они почти полностью воспроизводят образец рассказа воспитателя с небольш отступлениями. Ср дош воз характ-ся становлением монологической речи. На этом этапе продолжается обучение описанию предметных и сюжетных картин. Процесс обуч и здесь идет последовательно. Рассматриваются и описываются предм картинки, проводится сравнение изображенных на картине предметов и жив, взрос живо и их дет (корова и лошадь, корова и теленок, Проводятся беседы по сюжет картинам, заканчивающиеся обобщением, кот делает воспит или дети. Постепенно дети подводятся к связному последовательному описанию сюж картины, в основе которого первоначально лежит подражание реч образцу.
Для рассказывания даются картины, кот рассматривались в мл гр, и новые, более сложные по содержанию («Медвежата», «В гости к бабушке»). Структура занятий проста. Вначале дети молча рассматривают картину, затем проводится беседа, уточняющая основное содержание и детали. Далее дается образец и предлагается рассказать о содер картины. Необходимость образца объясняется недостаточным развитием связной речи, бедностью словаря, неумением последовательно излагать события, поскольку еще нет четкого представления о структуре повествования. Образец учит последовательности изложения событий, правильному построению предложений и соединению их друг с другом, отбору необходимой лексики. Образец должен быть достаточно коротким, преподноситься живо, эмоционально. Вначале дети воспроизводят образец, а позднее рассказывают самостоятельно, внося в рассказ свое творчество. Приведем пример образца рассказа по картине «Кошка с котятами». «У одной маленькой девочки была кошка Мурка с котятами. Однажды девочка забыла убрать корзинку с клубками пряжи. Пришла Мурка с котятами и улеглась на коврике. Один из котят, белый с черными пятнышками, тоже лег возле своей мамы-кошки и уснул. Серенький котеночек проголодался и стал жадно лакать молоко. А рыженький котенок-шалунишка прыгнул на скамеечку, увидел корзинку с клубками, толкнул ее лапкой и уронил. Покатились клубочки из корзины. Увидел котенок, как катится синий клубок, и стал с ним играть». Начало формы Для начала можно предложить од реб описать понравившегося ему коте, др реб – описать кошку, а затем расск про всю картину. В порядке усложнения по картине «Собака со щенятами» можно дать образец описания одного щенка, а др пусть дети опис самостоятельно по аналогии. Педагог помогает пояснениями, которые касаются последовательности описания, словаря, связи предложений. По этой же картине дается план описания всей картины, а речевой образец предлагается в конце занятия. След этап работы – рассказ по серии сюжетных картин (не более3) – возможен при наличии у дет умения описывать картины. Рассматр и описывается каждая картина из серии, затем высказывания дет объединяются в один сюжет воспитателем или детьми. Причем уже в процессе рассматр выделяются начало, середина, конец развивающегося во времени сюжета. В ст гр реко такие картины, как «Шар улетел», «Новенькая», «У пристани», «Лошадь с жеребенком»,» и др. Дет обуч след типам высказываний: · описанию и сравнению предметных картин; · описанию сюжетных картин; · повествованию по серии сюжетных картин. Занятие начинается с рассмат или повторного просмотра картин, уточняющего основные моменты сюжета. В зависимости от умений дет, уровня владения ими описанием или повествованием педагог использует разные методические приемы: вопросы, план, речевой образец, коллективное рассказ, обсуждение последовательности повествования, творческие задания.
Осн прием обуч по-прежнему остается образец. По мере овладения дет реч умениями роль образца меняется. Образец дается уже не для воспроизведения, а для разв собственного творчества. В какой-то мере подражание остается – дети заимствуют схему построения текста, средства связи, языковые особенности. В связи с этим возможны варианты применения образца: он касается одного эпизода картины или отдельных персонажей; образец дается по одной из двух предлагаемых для рассказ картин; предлагается в виде начала (дети продолжают и заканчивают его); может даваться после нескольких детских рассказов, если они однообразны; может вообще не использоваться или заменяться литер текстом. В последнем случае необходимы другие приемы руководства детьми. В ст гр продолжается обуч построению рассказа по серии сюжетных картин. Такой вид рассказывания способствует разв умения выстраивать сюжет линию высказывания, формир представления о его композиции, активизирует поиск образных средств выражения и способов внутритекстовой связи. Рассказы по серии сюжетных картин подготав дет к творч расска по картине, к придумыванию начала и конца к изображенному эпизоду. В подг к шк гру дети должны уметь самост составлять описания и повествования по картинам, с правил передачей содержания, с соблюдением соответствующей структуры, с использо образной речи. Для обуч используются все типы картин и все виды детских рассказов. Особое внимание уделяется самостоятель и творчеству. В качестве речевого образца часто используется художественное произведение: короткие рассказы Л. Н. Толстого, К. Д. Ушинского, Е. Чарушина, В. Бианки. В этой группе продолжается обучение рассказ по серии картин, проводится рассказы по многоэпизодным картинам («Зимние развлечения», «Летом в парке», «Улица города»). Рассматр картин осуществляется по частям, используются творч задания, дет предлагают самим задавать вопросы; словарь активизируется, обогащается образными выражениями (эпитеты, сравнения, метафоры). Воспитатель может начать рассказ об одном из эпизодов, дети продолжат. Можно использовать указания, кому начинать, о чем рассказать сначала, в какой последовательности развивать сюжет. После таких пояснений и указаний дети принимают участие в коллективном рассказывании.
Пока дети не овладеют умением придумывать начало и конец к картине, можно подсказывать завязку для развития сюжетной линии Сразу после этого можно придумать и концовку. Воспитатель или дети обобщают дет рассказы в одно повествование. Возможно составление коллект рассказа. Зад воспитателя – давать четкие указания. Задание рассказать про то, что нарисовано, ведет к описанию сюжета, задание придумать начало и конец к сюжету обязывает реб сочинить что-то новое. Для поддержания интереса дет к описанию картин М. М. Конина советовала использовать составление и отгадывание загадок. Особый интерес представляют занятия с использованием репродукций пейзажных картин и натюрмортов кисти мастеров искусства. Воспринимая пейзаж или натюрморт, дети должны увидеть красоту изображенного, найти слова для передачи прекрасного, эмоционально откликнуться, взволноваться тем, чем взволнован художник, осознать свое отношение к воспринимаемому. Рекомендуются картины И. Левитана «Золотая осень»; «Березовая роща» И. Левитана и «Березовая роща» Н. М. Зубарева рекомендует оригинальные приемы рассмат пейзажных картин. Повышает эмоц восприятие картины рассматр ее в сопровождении музыки («Золотая осень» И. Левитана и «Октябрь» П. И. Чайковского). Сама форма занятия вызывает у детей радость, удовлетворение. Одновременное рассмат двух картин раз художников на одну и ту же тему («Березовая роща» И. Левитана и А. Куинджи) помогает детям увидеть разл композиционные приемы, котор пользуются художники для выражения своего замысла. Предложение мысленно войти в картину, осмотреться вокруг, прислушаться стимулирует творчество и дает полноту ощущения образа. Далее организуется описание картин дет. Аналогичная работа проводится по рассмат и описанию натюрморта. Эстетическому восприятию его способс рассматривание посуды, цветов, овощей, фруктов, знакомство с их цветом, формой, фактурой, запахом и составление из них «живых натюрмортов» на столе. Так дети подводятся к описанию натюрморта («Цветы» Д. Налбандяна, «Сирень» И. Левитана).
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 73; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.10.137 (0.015 с.) |