Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методика обуч и технол обуч диалог речи на занятиях
Знание специфики диалог речи и особенностей её разв у дет позволяет опред зад и содер обуч. Осн цель разв диалог речи у дош – научить их пользоваться диалогом как формой общения. В ходе обучения можно испол разноо методы, разработанные Е.И.Тихеевой, О.И.СоловьёвойА.М и др. Осно методом формир диал речи в повседневной жизни и на занятиях явл разговор воспитателя с де т. По мнению Е.И.Тихеевой, потребность разговаривать с др людьми, делится с ними своими мыслями, чувствами и переживаниями присуща человеку. Реб же она присуща ещё в большей мере. Воспи разговаривает с дет по любому поводу, в разн время, коллек и индив. Для коллектив разговоров лучшим временем яв-ся прогулка. Для инд лучше подходят утрен и вече часы. Иногда разговоры возникают по инициативе реб, который подх к воспитателю с каким- нибудь вопросом или сообщением, но не надо ждать этого. Воспитатель должен быть сам инициатором интересных разговоров. Разговоры могут быть преднамеренными и непреднамеренными. Преднамеренные разговоры планируются воспитателем заранее. Непреднамеренные – воспитатель не планирует, они возникают по инициативе детей или его самого во время прогулок, игр, режимных процессов. Для разговоров с дет воспитатель испол все моменты жизни д/с. Тематика и содержание разговоров определяются задачами воспитания и зависят от возрастных особенностей детей. Для формирования диалогической речи испол приём словесныхпоручений Одним из методов формир диалог речи является чтен лит прои. Чтение даёт детям образцы диалогического взаимодействия. Диалоги с использованием вопросов и ответов позволяют дошкольникам освоить не только форму различных высказываний, но и правила очерёдности, усвоить различные виды интонации, помочь в развитии логики разговора[7]. Целенаправленное обуч диалог речи происходит в специально организованных реч ситуациях направл на форми навыков составления диалога по реч ситуации. Это развитие умений договариваться во время общения, расспраш собеседника, вступать в чей-то разговор,соблюдать правила реч этикета, высказывать сочувствие, убеждать, доказывать свою точку зрения. Эффективным методом разв диалоги речи явл разнооб игры (сюжетно-ролевые, дид, подв, игры-инсцен и игры-драма).
Сюж-рол игры способт форми и закрепл диалог умений. По мнению Н.Я.Михайленко и Н.А.Коротковой, чем богаче и разнообразнее диалог в игре, тем выше уровень игрового творчества дет. Вместе с тем разв у дет умений пользоваться разными диалогич репликами, соблюдать правила поведения в диалоге содействует разви самой игры. Для активизации детских диалогов в игре необходима соответствующая атрибутика (игрушечные телефоны, радио, телевизор, касса и другие). Дид игры закрепляют усвоенные дет реч навыки, разв быстроту реакции на услышанное. Полезно исполь под игры, кот содер диалоги («Гуси- гуси», «Обыкновенные жмурки», др). В них закреп умения адресовывать речь собеседнику, вдумываться в сказанное партнёрами, выражать свою точку зрения, формул вопрос правильно[1]. Игры- инсц и игры-драма объед детей, хорошо знакомым текстом и представляющих себе сюжет, последовательность игровых действий. В этих играх реб играет роль сказочного персонажа, принимает его позицию, и тем самым преодолевает свойственный возрасту эгоцентризм. Один и тот же текст может быть инсценирован разными способами: при помощи игрушек, кукол, картинок, через выразительные движения и речь. Игры- инсце доступны уже мла дош, они готовят основу для драм, в кот дети координируют игр действия с партнёром и упраж в диалогах, заимствованных из литер произв. К новым формам орган диалога дет со сверс отноя: работа с подгру, организации пространства общения, не дисциплинарные формы привлечения и удержания вним, игро и коммуника мотивация занятия. Методами и приё разв диалога явл группе беседы, деят-ть кооперативного типа (совместное рисование, аппликация, конст, худ труд). Одной из форм обуч диалогу со сверст яв-ся сценарии активизирующего общения А.Г.Арушанова исследуя своеобразие детского диалога, отмечает, что овладение диалогом – больше чем овладение просто композиционной формой речи. Это, прежде всего формирование диалог позиции, активного вопрошающего и ответного отношения к партнеру, умение слышать и понимать товарища, привлечь его внимание к себе и своей деятельности, интересоваться собеседником и быть интересным ему. Образцы ведения диалога ребенок получает в общении со взрослым. Именно в общении со взрослым дошкольник очень рано научается говорить о предметах, не находящихся в поле зрения, в наличной ситуации, обучается внеситуативному общению. Но парадокс состоит в том, что именно в общении со взрослым речь ребенка более ситуативна, свернута, чем в общении со сверстником. Общ со сверстн - область развподлинной детской речевой самодеятельности, важнейший показатель сформированности коммуникативной способности.
А.Г.Арушанова выделяет основные педагогические условия развития диалогического общения детей. Ими являются: - развивающая педагогическая среда, пространство общения; - правила организации жизни детей; - неурочные формы обучения родному языку; - недисциплинарные методы привлечения и удержания внимания; - эмоциональный комфорт, творческая атмосфера в группе. Обуч на занятиях – составляющая педаг культуры дош учреждения, где особенно отчётливо проявляется дид аспект коммуникации. Обу дет родной речи желательно проводить в жанре сценариев активизирующего общения. В сценариях испол неурочные формы обуч: - «нешкольный» стиль общения педагога с дет (доверительный, допускающий шутки, смех, игры со словом, остроумие, веселье); - неурочная организация среды (такое расположение детей на стульях, за столом, на ковре, чтобы они могли видеть друг друга, свободно контактировать с партнёром – сверстником). Но главное – это неучебная мотивация деят-ти дет. Они не пересказывают сказки и рассказы, а в них играют. Дид игры парами и небольшими подгруппами обогащают опыт детей как партнёров по общению, способствуют их эмоциональному комфорту, а также развитию языковой способности. Эмоциональному комфорту детей способствуют недисциплинарные формы привлечения и удержания внимания: - разнооб сюр моменты (движущиеся, плавающие, звучащие игрушки); - слуховые (музыка, звуки колокольчика, дудочка, пение, шёпот) и зрительные эффекты (свет фонарика в функции указки, волшебная палочка); - элементы костюма воспитателя и детей; - событийность (рисование воспитателя на глазах у детей, ряжение, организация пространства общения)[2 с. 17-19]. В качестве основной формы обуч диалогу со сверстн млад дош (3-5 лет) была выбрана форма игры-занятия (фронт и подгрупп). На занятиях ставились и решались задачи: 1) в области языкового развития - разв реч внимания, фонематического слуха, реч дыхания, артикуляционного аппарата дет; 2) в области связ речи – налаживание игров и реч взаимод со сверстн. Эти задачи взаимосвязаны. Воспит звук культуры речи осуществляется в форме игров взаимод дет, а реч и игровое общение между детьми активизируется с помощью проблем реч ситуаций. В процессе подобных игр дети ориентируются, прежде всего, на смысловую сторону речи. В их воображении возникает образ игрового персонажа. Взаимод со сверстн, реб слышит звукоподражания, которые издаёт сосед, и непроизвольно подстраивает собственное произношение. В играх-занят испол разе виды практ взаимодействия: хоровод, перекидывание мяча, передача предмета (картинки, игрушки), ролевой диалог в театрализованных играх и пр.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 39; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.136.165 (0.009 с.) |