Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Технология и особенности разв связн речи в дош детстве. Зад и содерж обуч связ речи.
В эмоцион обще взро и реб выражают разнообразные чувства (удовольствие или неудовольствие), а не мысли. Постепенно отношения взро и реб обогащаются, расшир круг предметов, с котор он сталкивается, а слова, кот раньше выражали только эмоции, начин становиться для малыша обозначениями предметов и действий. Реб овлад своим голосовым аппаратом, приобретает умение понимать речь окружающих. Понимание речи имеет огром знач во всем последующем развит реб, яв-ся начальным этапом в разв функции общения. Складывается особый тип общения, при кот взрос говорит, а реб отвечает мимикой, жестом, движением. На основе понимания, сначала очень примитивного, нач развиват актив речь дет. Реб подражает звукам и звукосочетаниям, кот произносит взрос, сам привлек внимание взро к себе, к какому-нибудь предмету. Все это имеет исключительное значение для разв реч общ дет: зарождается намеренность голосовой реакции, ее направленность на др чел, формир реч слух, произвольность произнесения. К концу перв – нач вто г жизни появл первые осмысленные слова, но они преимущественно выраж желания и потребно реб. Только во вто поло втор г жизни слова начин служить для малыша обозначениями предметов. С этого момента реб нач испол слова для обращения к взр и приобретает возможность посредством речи вступать в сознательное общ со взро. Постепенно появл первые предложения, сначала из двух, а к двум го из трех и четырех слов. К концу втор г жизни реб слова нач грамматически оформляться. Дети выражают свои мысли и желания более точно и ясно. Речь в этот период выступает в двух осно функциях; как средство установления контакта и как средство познания мира. На тре г жизни быстрыми темпами разв как понимание речи, так и актив речь, резко возрастает словарный запас, усложняется структура предложений. Дети пользуются самой простой, естественной и первоначальной формой речи – диалогической. Она состоит в прямом обращении к собеседнику, содержит выражение просьбы и помощи, ответы на вопросы взрослого. Такая грамматически малооформленная речь мал реб ситуативна. Ее смысловое соде понятно лишь в связи с ситуацией. Ситуативная речь больше выражает, чем высказывает. Контекст заменяют жесты, мимика, интонация. Но уже в этом возр дети учитывают в диалоге при построении своих высказываний то, как их поймут партнеры. В дош воз происходит отделение речи от непосредственного практического опыта. Гл особенностью этого возр яв-ся возникновение планирующей функции речи. В ролевой игре, ведущей деят- ти дош, возникают и новые виды речи: речь, инструктирующая участников игры, речь-сообщение, повествующая взр о впечатлениях, полученных вне контакта с ним. Как было показано в исследовании А. М. Леушиной, основная линия разв связн речи состоит в том, что от исключительного господства ситуативной речи реб переходит к речи контекстной. Появление контекстной речи определ зада и хар-м его общения с окружающими. Переход от ситуативной речи к контекстной, по мнению Д. Б. Эльконина, происходит к 4– 5 годам. Вместе с тем элементы связной монологической речи появляются уже в 2 – 3 года. Переход к контекстной речи тесно связан с освоением словар состава и грамматического строя род яз, с развитием умения произвольно использовать средства языка. В мл дош возр речь связана с непосредственным опытом дет, что отражается на формах речи. Для нее характерны неполные, неопределенно-личные предложения, состоящие часто из одного сказуемого; названия предметов заменяются местоимениями. В рассказах реб переплетаются факты из материала на заданную тему с всплывающими на поверхность фактами из личного опыта. Дети 4 – 5 лет активно вступают в разговор, могут участвовать в коллективной беседе, пересказывают сказки и коро рассказы, самостоятельно рассказ по игруш и картин. Вместе с тем их связная речь еще несовершенна. Они не умеют правильно формулировать вопросы, дополнять и поправлять ответы товарищей. В ста дош воз дети способны активно участвовать в беседе, достаточно полно и точно отвечать на вопросы, дополнять и поправлять ответы др, подавать уместные реплики, формулировать вопросы. Хар-ер диалога детей зависит от сложности задач, решаемых в совместной дея-ти.
Задачи и содер обуче связной речи Прогр д/с предусматривает обуч диалогич и монологич речи. Работа по разв диалоги речи направлена на формир умений, необходимых для общения. Диалог – сложная форма социального взаимодействия. Участие в диалоге требует слож умений: слушать и правильно понимать мысль, выражаемую собеседником; формулировать в ответ собственное суждение, правильно выражать его средствами языка; менять вслед за мыслями собеседника тему речевого взаимодействия; поддерживать определенный эмоциональный тон; следить за правильностью языковой формы, в которую облекаются мысли; слушать свою речь, чтобы контролировать ее нормативность и, если нужно, вносить соответствующие изменения и поправки.
Задачи и содерж обуч монологической речи определяются особенностями разви связной речи дет и особенностями монологического высказывания. Всякое связное монологическое высказывание характеризуется рядом признаков. Выделяются такие осно признаки: целостность (единство темы,); структурное оформление (начало, середина, конец); связность (логические связи между предложениями и частями монолога); объем высказывания; плавность В языке сложились типичные способы соединения фраз в тексте – цепная, параллельная и лучевая связь. Наиболее распространена цепная связь, при которой основными средствами связи являются местоимения, лексический повтор (Девочка открыла глаза, увидела медведей и бросилась к окну. Окно было открыто.) и синомимическая замена (Красная Шапочка дернула за веревочку – дверь и открылась). Связные высказывания детей можно охарактеризовать с разных точек зрения: по функции (назначению), источнику высказывания, ведущему психическому процессу, на кот опирается реб.В зависимости от функции (назначения) выделяют четыре типа монологов: описание, повествование, рассуждение и контаминацию (смешанные тексты). В дош воз наблюдаются преимущественно контаминированные (смешанные) высказывания, в которых могут использоваться элементы всех типов с преобладанием одного из них. Описание – это харак-ка предмета в статике. В описании выделяется общий тезис, называющий объект, затем идет характеристика существенных и второстепенных признаков, качеств, действий. Завершает описание итоговая фраза, выражающая оценочное отношение к предмету. В д/с дети описывают картинки, игрушки, предметы, интерьер, явления природы, людей. Повествование – это связный рассказ о каких-нибудь событиях. Его основой яв-ся сюжет, развертывающийся во времени. Повествование служит для рассказа о развивающихся действиях и состояниях Дети дош воз составляют рассказы на наглядной основе и без опоры на наглядность.
23. Беседа как метод обуч диалогической речи Беседа – это целенаправленное обсуждение чего-либо, организованный, подготовленный диалог на заранее выбранную тему. Беседа рассматривается в дошк педагогике как метод ознакомления с окру и одновременно как метод развития связной речи. Содержанием бесед яв-ся программный материал по ознакомл дет с окруж жизнью: бытом и трудом людей, событиями общественной жизни, деят- тью дет в д/с. Содержание должно быть педагогически обосновано, способствовать решению задач всестороннего воспитания, доступно, психологически близко дошкольнику. Беседы протекают живо и непринужденно, удерживают вним реб, активизируют его мысль в том случае, если программный материал, для усвоения кот проводится беседа, понятен и близок опыту детей. Примерная тематика бесед.Темы, отражающие явления общественной жизни: «Наш д/с», о школе, о родном городе, о том, что видели на почте, и др. Темы труда: работа родите, труд почтальона, строителя: результаты труда, Беседы, отражающие труд самих дет: «Мы – дежуре», Беседы об использовании техники в домаш труде: «Что машины помогают делать вд/с», Между тем беседа – лишь одно из средств обучения детей. Ее роль может быть выполнена, если она опирается на другие методы ознак с окруж (экскур, наблюд, прогулки), если у дет есть знания и опыт, требующие упорядочения. классификации бесед. Она выделила 3 типа бесед. 1. Беседа вводная, организующая дет на тот или иной вид деят-и. 2. Беседа, сопутствующая деят-ти и наблюд дет. 3. Беседа заключительная, уточняющая и расширяющая опыт дет. Вводная беседа, или беседа, предваряющая получение нов знаний, явл-ся обычно связующим звеном между имеющимся у дет опытом и тем, кот они приобретут. Роль вводной беседы ограниченна. Цель ее – выявить разрозненный опыт и создать интерес к предстоящей деятельности. Беседа, сопровождающая приобретение нового опыта, является переходной от разговора к беседе. Она проводится в процессе дет деят-ти, экскурсий, наблюд и объединяет дет общими интересами и коллективными высказываниями. Цель ее – стимулировать и направлять внимание дет на более богатое и целесообразное накопление опыта. Содерж беседы определяется процессом наблюдения. Происходит обмен мнениями. Как правило, беседа проходит непринужденно, дети могут свободно двигаться, переходить с одного места на др. Воспитатель не добивается строгого соблюдения правил поведения, не требует от дет дополнительных ответов. Основной в д/с яв-ся беседа заключительная, ее принято называть обобщающей. Цель обобщающей беседы – систематизировать, уточнить и расширить опыт детей, полученный в процессе их деятельности, наблюдений, экскурсий. Методика проведения обобщающей беседы: отбор содержания, определение структуры беседы и характера вопросов, использ нагляд материала и индивид подход к детям. Окончание беседы характе-ся определенной завершенностью. Чаще всего оно связано с обобщающими выводами по всей беседе. Концовка беседы может быть различ в зависимости от ее хар-ра и содержания. Если дети самостоятельно не справляются с ответом на основной вопрос, им можно задать вспомогательный вопрос – наводящий или подсказывающий. В методике определено, в каких возрастных группах проводятся занятия-беседы. В отношении мла дош воз испол беседа-разговор в процессе получения опыта. Беседой сопровождается рассматр игрушек, картинок. В сре дош воз преимущественно испол беседы, кот сопровождают получ новых знаний, сопутствуют наблюдениям (из чего сделаны предметы, наша одежда, умывальные принадлежности) и экскурсиям (что делает почтальон).В ста дошк возрасте пров все виды бесед.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 34; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.190.93 (0.011 с.) |