Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Эффективность формирования экологической культуры через игровую деятельность

Поиск

Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре - важнейшему виду деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально - волевых качеств, в игре реализуются потребность воздействия на мир. Она вызывает существенное изменение в его психике. Известнейший в нашей стране педагог А.С. Макаренко так характеризовал роль детских игр: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет тоже значение, какое у взрослого имеет деятельность работа, служба. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре.
    Педагоги и психологи уделяют большое внимание игровой деятельности, ибо она выполняет ряд важных функций в развитии личности человека.
    Игра, как самостоятельная детская деятельность формируется в ходе воспитания и обучения ребёнка, она способствует освоению ими опыта человеческой деятельностью. Игра, как форма организации детской жизни важна тем, что служит становлению психики ребёнка, его личности.
    Игровая деятельность ребенка всегда есть обобщенной, потому что мотивом есть не отражение какого - то конкретного явление, а самого действия, как личного отношения.

Игра - альтернатива действительности, используется для коррекции состояния и поведения ребенка. Но все же главная функция игры - развивающая: она повышает интеллект, способствует чувственному восприятию мира и эмоциональному благополучию ребенка.
    Игра развивает и радует ребёнка, делает его счастливым. В игре ребёнок совершает первые открытия, переживает минуты вдохновения. В игре развивается его воображение, фантазия, а, следовательно, создаётся почва для формирования инициативной, пытливой личности.
    Игра среди всех других видов деятельности имеет в дошкольном детстве первостепенное значение.
    Экологическое воспитание детей необходимо строить на игровой основе - с большим включением в педагогический процесс разных видов игр.
    Существуют разные виды игр, характерных для детского возраста. Это подвижные игру (игры с правилами), дидактические, игры - драматизации, конструктивные игры. Особое значение для развития детей в возрасте 7 лет имеют творческие или ролевые игры. Они характеризуются следующими особенностями:
    Игра представляет собой форму активного отражения ребенком окружающей его жизни людей.

Отличительной особенность игры является и сам способ, которым ребенок пользуется в этой деятельности. Игра осуществляется комплексными действиями, а не отдельными движениями (как, например, в труде, письме, рисовании).
    Игра, как и всякая другая человеческая деятельность, имеет общественный характер, поэтому она меняется с изменением исторических условий жизни людей.

 Игра является формой творческого отражения ребенком действительности. Играя, дети вносят в свои игры много собственных выдумок, фантазии, комбинирования.

Игра есть оперирование знаниями, средство их уточнения и обогащения, путь упражнения, и развития познавательных и нравственный способностей и сил ребенка. В развернутой форме игра представляет собой коллективную деятельность. Все участники игры находятся в отношениях сотрудничества.
Очень важно, чтобы воспитатели как можно больше использовали элементы сюжетно - ролевой игры: воображаемую ситуацию, ролевые действия и диалоги, несложные сюжеты, в которых обыгрываются какие - либо игрушки. В самостоятельной игре дошкольников эти элементы взаимосвязаны в едином игровом процессе. Исследователи доказали, что на первом этапе игровой деятельности детей, следует формировать необходимые знания об окружающей действительности. Педагог учит их осуществлять игровые действия с предметами, строить ролевые взаимоотношения, развивать сюжетную линию игры.
    Использование сюжетно - ролевой игры в экологическом воспитании детей опирается на ряд теоретических положений, высказанных известными исследователями, педагогами и психологами. Так, по мнению А. В. Запорожца, игра - это эмоциональная деятельность, а эмоции влияют не только на уровень интеллектуального развития, но и на умственную активность ребенка, его творческие возможности. Включение элементов сюжетно - ролевой игры в процесс формирования у детей представлений о природе создает эмоциональный фон, благодаря которому дошкольники быстрее усвоят новый материал.
    Известно насколько игра многогранна, она обучает, развивает, воспитывает, социализирует, развлекает и дает отдых. Но исторически одна из первых ее задач - обучение. Не вызывает сомнения, что игра практически с первых моментов своего возникновения выступает как форма обучения, как первичная школа воспроизводства реальных практических ситуаций с целью их освоения, с целью выработки необходимых человеческих черт, качеств, навыков и привычек, развития способностей.

Заключение

Экологическая культура – одна из острейших проблем современности. Сегодня экология – не только наука о взаимоотношениях живых организмов друг с другом и с окружающей средой, это – мировоззрение. Знание о природных объектах, явлениях и причинно-следственных зависимостях между ними постепенно формирующиеся у детей дошкольного возраста служит базой для развития их представления о мире в целом и отношения к нему. На целенаправленном расширении и углублении этих знаний, развитии умений и навыков практического взаимодействия с природой и строится экологическое просвещение и воспитание детей.

Трудно переоценить вклад игры в развитие ребенка, в том числе в формирование его экологического сознания и экологической культуры. Играя, малыш познает многоликий мир природы, учится общаться с животными и растениями, взаимодействовать с предметами неживой природы, усваивает сложную систему отношений с окружающей средой.

В игре ребенку предоставляется возможность решить множество проблем без утомления, перенапряжения, эмоциональных срывов. Всё происходит легко, естественно, с удовольствием, а главное в ситуации повышенного интереса и радостного возбуждения.

Достаточно серьёзную проблему для детей дошкольного возраста представляет усвоение правил поведения в природе, а так же таких нравственных норм, как ответственность, бескорыстная помощь, сострадание и усваиваются эти нормы лучше всего в игровой деятельности. Примеряя в игре на себя роли животных и растений, воссоздавая их действия и состояние, ребенок проникает к ним чувствами, сопереживает им, что способствует развитию у детей экологической этики.

Дети любят играть, они с удовольствием по многу, раз обращаются к знакомым играм, игровым сюжетам. Поэтому они с радостью откликаются на предложения поиграть, предвкушая радость развлечения и не догадываясь, что на самом деле они будут учиться. Ребенок действительно играет и одновременно осуществляется процесс обучения. Если младшие дети способны только называть некоторых животных, узнавать их по внешнему виду, то старшие дети могут сравнивать объекты природы, классифицировать по признакам, оценивать состояние животного, растений, деятельности человека в природе, воссоздавать образ по части. Обучающие игры природоведческого и экологического содержания используются, прежде всего, с целью уточнения, закрепления, обобщения и систематизации знаний.

 

 

Библиография

1.АбрамовскихН.В. Развитие экологического сознания детей дошкольного возраста // Вестник Сургутского Гос. Пед. Ун-та. 2016. No4. с.17.

2.АвдуловаТ.П. Возрастная психология: учебное пособие. Москва: Академия, 2014. - 329с.

3.АнцыпероваТ.А. Экологические проекты как средство формирования познавательного интереса дошкольников к природе// Детский сад от А. до Я. 2009. No1. с.152-158.

4.АшиковВ.И.Семицветик -программа культурно-экологического образования дошкольников// Дошкольное воспитание. 1998. No2. С.34-39.

5.БабуноваТ.А. Дошкольная педагогика: учебное пособие. Москва: ТЦ Сфера, 2007. -208с.

6.БаютаМ.Б. Возрастная психология: учебное пособие. М.: Логос, 2011. 306с.

7.БелкинА.С. Основы возрастной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. Москва:Академия, 2000. -192с.

8.ВарламоваН.Ю. Система экологического воспитания в детском саду // Детский сад от А. до Я. 2008. No6. С.92-100.

9.ВолковБ.С. Возрастная психология. От рождения до поступления в школу. Москва: Владос, 2017. - 368c.

10.ВолосниковаТ.В. Основы экологического воспитания дошкольников // Дошкольное воспитание. 2013. -No6. 20 с.

11.ГамезоМ.В. Возрастная и педагогическая психология. Москва: ПО России, 2009. - 512 c.

12.ГогоберидзеА.Г., СолнцеваО.В. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов. Санкт-Петербург:Питер, 2013. - 464с.

13.ГригорьеваА.И. Формирование экологической культуры дошкольника // Детский сад от А. доЯ. 2008. No 6. с.44-45.

14.ЗебзееваВ.А. Экологическое образование детей дошкольного возраста: актуальные проблемы и приоритеты современной технологии// Детский сад от А. до Я. 2008. - No9. с.6-22.

15.ИвановаГ.М. Об организации работы по экологическому воспитанию // Дошкольное воспитание. 2012. -No3с.10-12.

16.ИсаеваН.Н. Организация и содержание педагогического процесса по экологическому воспитанию //Методист. 2014. No2. С.64-66.

17.Кадырова Р.М. Проблема экологического воспитания дошкольников в современной педагогической теории. М.: Буки-Веди, 2014. 235с.

18.КазарчикГ.Н. Дидактические игры в экологическом образовании дошкольников //Дошкольная педагогика. 2008. No2. С.19-24.

19.КазарчикГ.Н. Развитие экологических представлений у дошкольников // Дошкольная педагогика. 2009. - No1. с.33.

20.Каменева Л.А. Методика ознакомления детей с природой в детском саду: учеб. пособие для педучилищ. Москва: Просвещение, 1992. - 240с.

 

Приложение



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 76; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.175.191 (0.01 с.)